диссеминация собственного педагогического опыта по теме самообразования: «Развитие творческого мышления детей в процессе применения нетрадиционных форм рисования»
проект по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Скобелева Евгения Сергеевна

Дoшкoльный вoзраст сензитивен, наибoлее благoприятный для развития не тoлькo oбразнoгo мышления, нo и вooбражения, психическoгo прoцесса, сoставляющегo oснoву твoрческoй деятельнoсти. Пoэтoму твoрчествo, развитие твoрчества – oдна из главных задач вoспитания.

  Рисoвание является oдним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дoшкoльнoгo вoзраста. В прoцессе рисoвания сoвершенствуются наблюдательнoсть, эстетическoе вoсприятие, худoжественный вкус, твoрческие спoсoбнoсти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность темы.

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

   Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

   Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

   Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

   Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

   Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

   Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

   Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

   Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

· мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

· пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

· внимания и усидчивости;

· изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?

   При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

   Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо-деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цвето-восприятию. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Цель:

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.  

Задачи:

• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

• умение находить новые способы для художественного изображения;

• умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• внимания и усидчивости;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Сроки работы над проектом: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Этапы работы:

  1. Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной теме:

• Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003».

•  И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

• А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг».

• «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

•  И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

•  Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва ,2010 г.

• Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

•  Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

•  Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

• Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

•  Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

•  Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11.

•  Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.

  1. Практический этап.

•  Изучение опыта педагогов ДОУ.

•  Создание предметно-развивающей среды в группе.

•  Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

•  Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

•  Работа с родителями: консультации, мастер-классы, собрания, мероприятия и т.д.

•  Выставки детских и совместных работ.

План самообразования.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Работа с детьми

Сентябрь

1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003».

2.И.В.Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «ДетствоПресс», 2004 г.

3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль , изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «КарапузДидактика».

6.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва ,2010 г. 7.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

8. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

9.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г. 10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010. 11. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

12. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11.

13. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.

Октябрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Листья желтые летят». Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику;

Непосредственно образовательная деятельность «Рябинка». Цель: Продолжать формировать навыки технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета.

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые мухоморы». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». Цель: Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета.

Выставка рисунков «Золотая осень».

 

Рассматривание иллюстраций из серии «Осень».

Ноябрь

1. Непосредственно образовательная деятельность «Дождик». Цель: Познакомить с техникой рисования ватными палочками, формируем умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Лесные ягоды». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Дорисуй предмет».  Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Подбор народных примет о ноябре.

Рассматривание иллюстраций из серии «Ягоды».

Декабрь

1. Непосредственно образовательная деятельность «Снег- снежок». Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками, формировать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Украшаем ёлку». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, развивать творческое воображение, мелкую моторику.

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». Цель. Развиваем умение располагать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета.

Рассматривание иллюстраций из серии «Зима»

Подбор стихотворений о зиме.

Прослушивание песен «Маленькой ёлочке», «Ёлочка- зеленая иголочка».

Январь

1. Непосредственно образовательная деятельность «Звездное небо». Цель: Познакомить с техникой печатания печатками, формируем навыки по приему примакивания, развивать чувство цвета.

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Руковичка Деда Мороза». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, печатками, развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Выставка рисунков «Зимушка-зима».

Чтение стихотворений о Деде Морозе.

Февраль

1. Непосредственно образовательная деятельность «Морозные узоры». Цель: Познакомить с техникой рисования манкой , развивать мелкую моторику.

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета.

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Составь узор». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Подбор и заучивание стихотворений о папе.

Подбор народных примет о зиме

Март

1. Непосредственно образовательная деятельность «Солнышко». Цель: Познакомить с техникой рисования ладошками, развиваем умение быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки.

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Цветы для мамы». Цель: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов.

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Собери бусы». Цель. Формируем  располагать бусинки, чередуя цвета, закреплять цвета, развивать мелкую моторику.

Подбор народных примет о весне.

Рассматривание иллюстраций из серии «Весна».

Заучивание заклички «Солнышко- ведрышко», стихотворений о маме.

Апрель

1. Непосредственно образовательная деятельность «Травка». Цель: Упражнять в технике рисования ладошкой, закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цвето-восприятия, творчество.

Непосредственно образовательная деятельность «Божья коровка». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Совместная творческая деятельность педагога

Рассматривание иллюстраций из серии «Растения», «Насекомые»;

Оформление выставки «Творим вместе»

и детей «Красивая тарелка». Цель: Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография; развивать мелкую моторику.

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Составь букет». Цель. Развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Рассматривание иллюстраций из серии «Растения», «Насекомые».

Оформление выставки «Творим вместе».

Май

1. Развлечение «В гостях у Весны». Цель: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!».

Работа с родителями

Сентябрь

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей».

Буклеты для родителей «Как развивать творчество».

Октябрь

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

 

Ноябрь

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».

Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике.

Декабрь

1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

2.Совместный праздник «Новый год».

Выставка работ «Рисуют родители».

Январь

1. Консультация для родителей: «Зимние художества».

2. Оформление художественной выставки «Зимушка- зима».

Выставка совместных работ «Зимушка-зима».

Февраль

Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Буклет «Виды нетрадиционного рисования».

Март

Консультация для родителей «Рисовать- это важно!».

Апрель

Гостиная для родителей «Творим вместе».

Выставка совместных работ «Творим вместе».

Май

1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!».

2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы.

Альбом с детскими работами

Презентация «Мы любим рисовать!».

Самореализация

Май

Отчет по теме самообразования.

Выступление на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм рисования....

самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"

Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования...

перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"

перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"...

Отчет по теме самообразования: "Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования"

Тема: «Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования» Цель:Изучить процесс развития творческих способностей средствами нетрадиционных ...

Папка воспитателя по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».

Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»

План работы по самообразованию«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»...