«Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха». План работы по самообразованию.
проект
Тема самообразования: «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха».
Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием приемов ассоциации.
Задачи:
- повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста;
- изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: метод ассоциации;
- разработать алгоритм использования приемов ассоциаций.
- познакомить родителей с использованием ассоциаций для развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
- способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
- обосновать целесообразность использования метода ассоциаций в коррекционно-образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребёнка;
- подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;
- обобщить опыт по теме самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 104»
«План по самообразованию педагога»
Головина Татьяна Владимировна
(Ф.И.О. педагога)
23 года б/к
Стаж работы кв.категория
Тема: «Применение метода ассоциаций в процессе
формирования речевого словаря у обучающихся
с нарушением слуха».
2019-2020 учебный год
Сроки реализации: 2019 – 2022 годы.
Тема самообразования: «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха».
Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием приемов ассоциации.
Задачи:
- повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста;
- изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: метод ассоциации;
- разработать алгоритм использования приемов ассоциаций.
- познакомить родителей с использованием ассоциаций для развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
- способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
- обосновать целесообразность использования метода ассоциаций в коррекционно-образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребёнка;
- подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;
- обобщить опыт по теме самообразования.
Объект исследования: процесс развития у детей дошкольного возраста с нарушением слуха основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления.
Предмет исследования: ассоциации.
Актуальность темы:
Для дошкольников с нарушением слуховой функции характерны такие проблемы в развитии, как:
- маленький словарный запас;
- неумение согласовывать слова в предложении;
- нарушение звукопроизношения;
- плохое развитие связной речи;
- несформированность психических процессов;
- несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед сурдопедагогом встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы образование стало доступным.
Одной из главных задач коррекционного образования является речевое развитие детей с нарушением слуховой функции. Если для обычного ребёнка процессы запоминания представляет собой естественный процесс, то применительно к неслышащему ребёнку - это сложный процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое.
Развивать память — значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Развитие памяти неслышащих детей влияет на запоминание речевого словаря, и в последствие на продуктивное речевое развитие.
Работа нашей памяти построена на ассоциациях, на способности связать каждую новую единицу информации с тем, что уже стало «достоянием» нашего мозга. Эти ассоциации как невидимые ниточки соединяют нас и со временем, и с пространством – со всем, что нас окружает. Именно на вызывание ассоциаций основаны приемы в коррекционно-образовательной деятельности.
Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.
Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Ассоциации могут возникать по смежности, например: в пространстве (жираф – Африка, пчела – улей) или во времени (весна – лето, умываться – одеваться). А также по сходству (солнце – апельсин, заяц – снег) или по контрасту (холодно – горячо, люблю – ненавижу). При этом нередко наши собственные ассоциации могут казаться нам совершенно неожиданными, случайными. Применение данного метода даёт возможность дошкольникам, опираясь на имеющийся опыт, эффективно запоминать речевой словарь.
Предполагаемый результат
У педагога:
- повысился уровень теоретических и практических знаний;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуховой функции;
- совершенствование умения активизировать и применять полученные знания на практике.
У детей:
- развитие интереса, мотивации к изучению нового и неизвестного в окружающем мире; значительное расширение кругозора;
- формирование целостного восприятия окружающего мира в соответствии с возрастом;
- проявление детьми вариативности ассоциативных предложений;
- значительное увеличение словарного запаса; повышение уровня запоминания; формирование навыков связной речи, адекватных возрасту;
- проявление родителями воспитанников активного интереса к ассоциативным приёмам; повышение уровня компетенции в области развития у детей основных психических процессов.
Возникаᶦет нᶦеобходимость опрᶦедᶦелᶦения таких способов, которыᶦе смогли бы сохранить и приумножить интᶦерᶦес дᶦетᶦей к пᶦениюи в то жᶦе врᶦемя оказались бы наиболᶦеᶦе эффᶦективными в планᶦе их пᶦевчᶦеского развития. Ассоциативный мᶦетод как раз и можᶦет выступить в этой роли
План работы
Этапы | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
2019-2020 г. | |||
I.Теоретический этап | Сентябрь – май | 1. Изучение методической литературы по данной теме 2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с. 3.Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1. 4. Повышение квалификации. | Анализ изученных источников. Составление картотеки заданий-ассоциаций на формирование речевого словаря. |
2020-2021г. | |||
11. Практический этап | Сентябрь – октябрь | 1.Проведение мониторинговых исследований | Мониторинг. |
1.Работа с детьми | Сентябрь-апрель | Развитие речи на ассоциативном уровне. «От 1 до 5» «От 1 до 10» | Практикум. Мониторинг. Результативность Упражнения на счёт |
Октябрь | |||
Ноябрь | |||
Декабрь | «Зима – ёлка ----» | «Мастерская Деда Мороза». | |
Январь | «Угалай-ка» | Коллективные игры с элементами творчества. | |
Февраль Март | «Наше настроение» | Мастерская цвета. | |
Апрель | Живой пластилин | Знакомство детей с русскими народными промыслами. | |
2. Работа с семьёй | Сентябрь | «Как вы думаете». | Анкетирование. Информация в уголке для родителей. |
Октябрь | Консультация для родителей «Приёмы быстрого запоминания» | Выступление на родительском собрании. | |
Декабрь | «Зима – ёлка ----» | «Творческая мастерская». Совместное творчество ребёнка и взрослого. | |
Март | «Ассоциации и память». | Информация в уголке для родителей. | |
Апрель | «Вопрос – ответ» | Анкетирование. | |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. | Папка-передвижка в родительском уголке. | |
2021-2022 г.г. | |||
III. Оценочный этап Самореализация | Сентябрь - май | Планирование, организация и проведение коррекционно-развивающих занятий. Наблюдение за формированием речевого словаря. | Анализ |
Сентябрь - май | Разработка методических материалов по использованию ассоциативных приёмов в коррекционно-развивающей деятельности. | Подготовка тематического дидактического материала. Оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций. | |
Октябрь-апрель | Проведение НОД | Составление конспектов НОД. | |
Октябрь-апрель | Методическая копилка. | Участие в конкурсах. | |
Декабрь | Консультация для педагогов «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха». | Обмен опытом. | |
Февраль | Мастер-класс «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха». | Мастер-класс. | |
Март- май | «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха». | Публикации материала по данной теме на страницах СМИ, педагогических порталов с целью обмена опытом. | |
Апрель- | Сравнительный анализ за весь срок работы над темой. | Итоговый мониторинг. | |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»
Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".
ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
План работы по самообразованию Тема: «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива»
План работы по самообразованиюТема: «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива»2019-2020 учебный год (старшая группа)Цель: ...
Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих общее недоразвитие речи III уровня
В данном материале представлено планирование на один учебный год по формированию речевой деятельности детей с ОНР, в которое включено: лексико - грамматический строй речи и связная речь....
План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»
План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...