«Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха». План работы по самообразованию.
проект

Головина Татьяна Владимировна

Тема самообразования: «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря  у обучающихся с нарушением  слуха».

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием приемов ассоциации.

Задачи:

  • повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста;
  • изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: метод ассоциации;
  • разработать алгоритм использования приемов ассоциаций.
  • познакомить родителей с использованием ассоциаций для развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  • способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  • обосновать целесообразность использования метода ассоциаций  в коррекционно-образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребёнка;
  • подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;
  • обобщить опыт по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 104»

«План по самообразованию педагога»

Головина Татьяна Владимировна

(Ф.И.О. педагога)

  23 года                                                      б/к

Стаж работы                                                   кв.категория                            

   

Тема: «Применение метода ассоциаций в процессе

            формирования речевого словаря у обучающихся

      с нарушением  слуха».

2019-2020 учебный год

                     

Сроки реализации: 2019 – 2022 годы.

Тема самообразования: «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря  у обучающихся с нарушением  слуха».

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием приемов ассоциации.

Задачи:

  • повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста;
  • изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: метод ассоциации;
  • разработать алгоритм использования приемов ассоциаций.
  • познакомить родителей с использованием ассоциаций для развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  • способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  • обосновать целесообразность использования метода ассоциаций  в коррекционно-образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребёнка;
  • подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;
  • обобщить опыт по теме самообразования.

Объект исследования: процесс развития у детей дошкольного возраста с нарушением слуха основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления.

 Предмет исследования: ассоциации.

Актуальность темы: 

Для дошкольников с нарушением слуховой функции характерны такие проблемы в развитии, как:

  • маленький словарный запас;
  • неумение согласовывать слова в предложении;
  • нарушение звукопроизношения;
  • плохое развитие связной речи;
  • несформированность психических процессов;
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед сурдопедагогом  встаёт задача, как  помочь детям, но так, чтобы образование стало доступным.

Одной из главных задач коррекционного образования является речевое развитие детей с нарушением слуховой функции. Если для обычного ребёнка процессы запоминания представляет собой естественный процесс, то применительно к неслышащему ребёнку - это сложный процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с   опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое,    образуя единое целое.  

Развивать память — значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Развитие памяти неслышащих детей влияет на запоминание речевого словаря, и в последствие на продуктивное речевое развитие.

Работа нашей памяти построена на ассоциациях, на способности связать каждую новую единицу информации с тем, что уже стало «достоянием» нашего мозга. Эти ассоциации как невидимые ниточки соединяют нас и со временем, и с пространством – со всем, что  нас окружает. Именно на вызывание ассоциаций основаны приемы в коррекционно-образовательной деятельности.

Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.

Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Ассоциации могут возникать по смежности, например: в пространстве (жираф – Африка, пчела – улей) или во времени (весна – лето, умываться – одеваться). А также по сходству (солнце – апельсин, заяц – снег) или по контрасту (холодно – горячо, люблю – ненавижу). При этом нередко наши собственные ассоциации могут казаться нам совершенно неожиданными, случайными. Применение данного метода даёт возможность дошкольникам, опираясь на имеющийся опыт, эффективно запоминать речевой словарь.

Предполагаемый результат

У педагога:

- повысился уровень теоретических и практических знаний;

- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуховой функции;

- совершенствование умения активизировать и применять полученные знания на практике.

У детей:

- развитие интереса, мотивации к изучению нового и неизвестного в окружающем мире; значительное расширение кругозора;

- формирование целостного восприятия окружающего мира в соответствии с возрастом;

- проявление детьми вариативности ассоциативных предложений;

- значительное увеличение словарного запаса; повышение уровня запоминания; формирование навыков связной речи, адекватных возрасту;

- проявление родителями воспитанников  активного интереса к ассоциативным приёмам; повышение уровня компетенции в области развития у детей основных психических процессов.

Возникаᶦет нᶦеобходимость опрᶦедᶦелᶦения таких способов, которыᶦе смогли бы сохранить и приумножить интᶦерᶦес дᶦетᶦей к пᶦениюи в то жᶦе врᶦемя оказались бы наиболᶦеᶦе эффᶦективными в планᶦе их пᶦевчᶦеского развития. Ассоциативный мᶦетод как раз и можᶦет выступить в этой роли

План работы

Этапы

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

2019-2020 г.

I.Теоретический этап

Сентябрь – май

1. Изучение методической литературы по данной теме
Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2002. - с. 3-203

2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

3.Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.
2. Поиск материалов в периодических изданиях:
- «Коррекционная педагогика»
- «Начальная школа»
- «Дефектология»
3. Поиск материала в сети Интернет.

4. Повышение квалификации.

Анализ изученных источников.

 Составление картотеки   заданий-ассоциаций на формирование речевого словаря.

2020-2021г.

11. Практический этап

Сентябрь –

октябрь

1.Проведение мониторинговых исследований

 Мониторинг.

1.Работа с детьми

Сентябрь-апрель

Развитие речи на ассоциативном уровне.

«От 1 до 5»

«От 1 до 10»

Практикум.

Мониторинг.

Результативность

Упражнения на счёт

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

«Зима – ёлка ----»

«Мастерская Деда Мороза».

Январь

«Угалай-ка»

Коллективные игры с элементами творчества.

Февраль

Март

«Наше настроение»

 Мастерская цвета.

Апрель

Живой пластилин

Знакомство детей с русскими  народными промыслами.

2. Работа с семьёй

Сентябрь

 «Как вы думаете».

Анкетирование.

Информация в уголке для родителей.

Октябрь

Консультация для родителей  «Приёмы быстрого запоминания»

Выступление на родительском собрании.

Декабрь

«Зима – ёлка ----»

«Творческая мастерская».

Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Март

«Ассоциации и память».

Информация в уголке для родителей.

Апрель

«Вопрос – ответ»

Анкетирование.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Папка-передвижка в родительском уголке.

                                                                  2021-2022 г.г.

III. Оценочный этап

Самореализация

Сентябрь - май

Планирование, организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

Наблюдение за  формированием речевого словаря.

Анализ

Сентябрь

- май

Разработка методических материалов по использованию ассоциативных приёмов в коррекционно-развивающей деятельности.

Подготовка тематического дидактического материала.

Оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

Октябрь-апрель

Проведение НОД

Составление конспектов НОД.

Октябрь-апрель

Методическая копилка.

Участие в конкурсах.

Декабрь

Консультация для педагогов «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря  у обучающихся с нарушением  слуха».

Обмен опытом.

Февраль

Мастер-класс    «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря  у обучающихся с нарушением  слуха». 

Мастер-класс.

Март-

май

«Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря  у обучающихся с нарушением  слуха».

Публикации материала по данной теме на страницах СМИ, педагогических порталов с целью обмена опытом.

Апрель-

Сравнительный анализ за весь срок работы над темой.

Итоговый мониторинг.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

План работы по самообразованию Тема: «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива»

План работы по самообразованиюТема: «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива»2019-2020 учебный год (старшая группа)Цель: ...

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих общее недоразвитие речи III уровня

В данном материале представлено планирование на один учебный год по формированию речевой деятельности детей с ОНР, в которое включено: лексико - грамматический строй речи и связная речь....

План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»

План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»...