Перспективный план по развитию речи дидактические игры во 2 младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа)
Игры можно использовать в календарном планировании в совместной деятельности в индивидуальной работе с детьми 3 - 4 года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе
на 2021-2022 учебный год
Название игры | Цель | Оборудование |
Сентябрь 1 неделя | ||
1.«Что звучит?» | Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать. | Ширма, барабан, погремушка, дудочка и др. |
2.Чего не стало? | Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. | Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята (любые игрушки), Петрушка, мешок. |
3«Хохлатка» | Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки | Картинка с изображением курочки |
4.«Кто это? Что это?» | Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц. |
Сентябрь 2 неделя | ||
1."Чего не стало" | Формировать умение детей образовывать существительные родительного падежа единственного числа | Сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве. |
2. «Что звучит? » | Продолжать формировать умения вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. | Музыкальные инструменты |
3.«Кто что делает?» | Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы. | Картинки с изображением различных действий. |
4. «Курочка-рябушечка» | Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. | Картинка с изображением курочки |
Сентябрь 3 неделя | ||
1.«Назови ласково» | Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Картинки с изображением разных по размеру предметов. |
2. Игра «Громко - тихо» | Формировать умения детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. | Флажки, бубен |
3. «Чудесный мешочек» | В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения. | Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему . |
4«Кто больше заметит небылиц?» | Формировать умения детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. | Фишки, хрестоматия |
Сентябрь 4 неделя | ||
1. «Чудесный мешочек» (вар. 2) | Закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь. | Натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке. |
2. «Листопад.» | Обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц. | Вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. |
3. « Что где лежит». | - Закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; - уточнить знания о расположении предметов в группе; закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. | Предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности. |
4. «Коршун» | Упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал. | |
Октябрь 1 неделя | ||
1.«Части суток» | Закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь. | Сюжетные картинки с изображением частей суток |
2.«Сдуй перышко») | Обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц. | Пёрышки |
3.«Помоги найти маму» | Формировать умение различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | Картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов |
4. «Что подарили Наташе?» | Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит. | |
Октябрь 2 неделя | ||
1 «Скажи какой?». | Развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря. Задачами данного пособия являются: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре) . | Карточки, отражающие настроение людей |
2. Перышко, лети! | Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. | Птичье перышко. |
3. Упражнение «Один и два». | Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек. | Парные картинки |
4. «Режим дня» | Формировать умение передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок | 8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. |
Октябрь 3 неделя | ||
1«Какое время года?» | Формировать умение детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года. | Круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). |
2. «Что бывает осенью?» | Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. | Сюжетные картинки с изображением различных времен года |
3. «Зоопарк» | Развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку | Картинки животных |
4 Упражнение «Большой и маленький». | Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Картинки |
Октябрь 4 неделя | ||
1«Части суток» | Создать условия для усвоения детьми понятий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и правильной их последовательности | Картинки с изображением деятельности детей в различное время суток |
2. «Бабочка, лети!» | Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. | Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. |
3.«Распространи предложение» | Развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | |
4. «Поваренок» | Активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи. | Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи. |
Ноябрь 1 неделя | ||
1. «Какой овощ пропустили?» | Активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти. | Игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи. |
2. Звуки вокруг нас. | Развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. | |
3. «Хороший - плохой» | Развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение. | |
4 «Назови ласково» | Формировать умение детей образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. | Предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. |
Ноябрь 2 неделя | ||
1. «Осенние листья» (лото) | Расширять словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки. | Большая и маленькие карточки с изображением листьев деревьев |
2. «Змейка.» | Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. | |
3«Сравни животных». | Формировать умение детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, опираясь на книжные иллюстрации из сказок. | Игрушки: мишка и мышка |
4. «Один - много» | Формировать умение образовывать множественное число имен существительных. | Мяч |
Ноябрь 3 неделя | ||
1 «Загадки Зайца» | Научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. | Игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи. |
2. « Насос.» | Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. | |
3. «Опиши куклу». | Формировать умение называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. | Кукла |
4. Упражнение «Посмотри и назови» | Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме «Одежда» в форме единственного и множественного числа. | Парные картинки |
Ноябрь 4 неделя | ||
1. Игра с мячом «Лето или осень» | Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двухсложных слов. | Мяч |
2. « Сдуй шарик.» | Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. | |
3.«Кукла собирается на прогулку ». | Составить описательный рассказ | Кукла |
4.«Ваня болеет» | Употреблять в речи имена существительные множественного числа в родительном падеже; составлять предложения с однородными членами; употреблять наречие «много»; отвечать на вопрос «почему?». Заботиться о других, сопереживать больному | Сюжетная картинка |
Декабрь 1 неделя | ||
1. «В огороде у козы Лизы» | Расширение словарного запаса. Дифференциация овощей и фруктов. | Картинка с изображением козы., картонные овощи и фрукты. |
2.Упражнение «Подуем на пушинку» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см). |
3. «Если бы.» | Развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. | |
4. Упражнение «У кого кто?» | Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -aм-, -ят-. | Мяч |
Декабрь 2 неделя | ||
1. «Накроем стол к чаю». | . Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. | Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка. |
2. «Медвежата едят мед» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произнош2. «Медвежата едят мед»ение звуков, слов. | |
3. «Закончи сам» | Развитие у детей воображения, сказочной речи. | |
4. «Что кому нужно» | Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных — названий профессий в дательном падеже. | Картинки |
Декабрь 3 неделя | ||
1. «Накроем стол к чаю». | Формировать умение отвечать на вопросы о назначении посуды. Дать обобщающее понятие «посуда | . Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка. |
2. «Покормим птенчиков» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | |
3. «Найди картинке место» | Научить соблюдать последовательность хода действия. | Наборы серийных картинок для выкладывания |
4. «Найди место» | Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В. | Таблица, картинки |
Декабрь 4 неделя | ||
1. «Чего не стало?» | Активизация словаря: Формировать умение узнавать и называть посуду на картинках, | Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды. |
2. Летят снежинки. | Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. | Кусочки ваты |
3. «Исправь ошибку» | Формировать умение устанавливать правильную последовательность действия. | Серия картинок |
4. Упражнение «Кого не стало?» | Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. (Тема: «Дикие животные.» «Домашние животные.») | Картинки с изображением медведя, лисы, ежа, зайца, белки. |
1.Каникулы Январь 1 неделя | ||
2. «Часы» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Большие и маленькие часы |
3. «Какая картинка не нужна?» | Научить находить лишние для данного рассказа детали. | Серия картинок |
4. «Накормим животных» | Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже. | Картинки домашних животных |
Январь 2 неделя | ||
1. «Чудесная коробка». | Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт) . 2. учить составлять целое из частей. | Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта. |
2. «Забей гвоздик молоточком» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Большой и маленький молоточек |
3. «Отгадай-ка» | Формировать умение детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. | |
4. Упражнение «Кого не стало?» | Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. (Тема: «Дикие животные.» «Домашние животные.») | Картинки с изображением медведя, лисы, ежа, зайца, белки. |
Январь 3 неделя | ||
1«Покажи правильно». | Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) . . | Предметные картинки с изображением зимующих птиц. |
2. «Врач» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика. |
3. «Хороший - плохой» | Развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение. | |
4. «Непослушный колобок». | Знакомить детей с дикими животными; способствовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без предлога). | Картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок», русская народная сказка «Колобок». |
Январь 4 неделя | ||
1. «Кто живёт во дворе? » | Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. | Предметные картинки |
2. Упражнение «Забей мяч в ворота» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | По 2 кубика на ребёнка, ватные шарики |
3.«Зоопарк» | Развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку | |
4.«Кто что делает?» | Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы. | Картинки с изображением различных действий. |
Февраль 1 неделя | ||
1. «Назови другим словом» | Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов. | |
2. «Вот так игрушки». | Обогащать и расширять знания о технике, используя техническую игрушку; с помощью педагога строить сложносочиненные предложения с союзом а. | Куклы Саша и Алеша, технические игрушки, рассказ Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», стихотворение Т.Ткаченко «Дружба». |
3. «Какая картинка не нужна?» | Научить находить лишние для данного рассказа детали. | Серия картинок |
4. «Чего не стало?» | Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. | Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята (любые игрушки), Петрушка, мешок. |
Февраль 2 неделя | ||
1. Игра с мячом «Скажи наоборот» | Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. | Мяч |
2. Упражнение «Заморозим руку» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | |
3. Упражнение «Один и два». | Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек. | Парные картинки |
4. «Моя семья». | Помочь в познании родственных связей, поощрять проявление любви и симпатии к родным и близким людям; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменения существительных по падежам (дательный падеж) | Альбом с фотографиями детей группы и членами их семей; сумка, кукла, тетрадь, молоток, передник, газета, спицы, скакалки, красные ободки на голову; потешки: «Этот пальчик — дедушка…», «Еду — еду…». |
Февраль 3 неделя | ||
1. «Назови ласково» | Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Картинки с изображением разных по размеру предметов. |
2. Упражнение «Маятник» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Часы с маятником |
3.«Распространи предложение» | Развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | |
4. «Кто живёт во дворе? » | Учить образовывать ед. и мн. число сущ. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята. | Предметные картинки. |
Февраль 4 неделя | ||
1. «Загадки Зайца» | Научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. | Игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи. |
2. «Отгадай слово» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина. |
3. «Если бы.» | Развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. | |
4. «Мамин праздник» | Формировать умение детей образовывать глаголы с помощью суффиксов; игра также способствует развитию зрительного внимания. Воспитывать любовь к самому близкому человеку – к маме. | Сюжетная картинка |
Март 1 неделя | ||
1.«Какое время года?» | Формировать умение детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года. | Круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). |
2. «Научим мишку говорить правильно» | Развивать интонационную выразительность. | Игрушки: кукла, мишка, зайка, машина |
3. «Отгадай-ка» | Обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. | |
4. Игра «Чего не стало?». | Формировать умение образовывать формы Р.П. единственного и множественного числа имен существительных. | Кубики, флажки, ленточки, ёжик |
Март 2 неделя | ||
1.«Части суток» | Закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь. | Картинки с частями суток |
2. «Звенят колокольчики» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Большой и маленький кружки любого цвета. |
3.«Кто что делает?» | Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы. | Картинки с изображением различных действий. |
4. Игра «Попроси-ка», «Прятки». | Обучение образованию форм повелительного наклонения глаголов (попрыгай, покружись.); использование предлогов , «В» «на» «под» «около» «перед». | Игрушки: мишка, зайчик |
Март 3 неделя | ||
1. "Чего не стало" | Формировать умение детей образовывать существительные родительного падежа единственного числа | Сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве. |
2. «Лошадки и поезд» (в кругу) | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | |
3. Упражнение «Один и два». | Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек. | Парные картинки |
4. «Зоопарк». | Обучение способам словообразования: название животных и их детёнышей. | Игрушки домашних и диких животных |
Март 4 неделя | ||
1 «Скажи какой?». | Развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря. Задачами данного пособия являются: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре) | Карточки, отражающие настроение людей |
2. «Громко — тихо» | Формировать умение детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. | Парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки. |
3.«Кто что делает» | Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы. | Картинки |
4. Упражнение «Подарок маме» | Пополнение словарного запаса существительными. Обучение детей узнаванию предметов по словарному описанию. Работа над слоговой структурой слова (отстукивание ударного слога в словах). Воспитывать любовь к маме, вызвать желание сделать маме подарок. | Предметные картинки (цветы, конфеты, платок, духи и т.п.) |
Апрель 1 неделя | ||
1. Игра с мячом «Скажи наоборот» | Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. | Мяч |
2. «Звуки вокруг нас.» | Развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. | |
3. «Какая картинка не нужна?» | Формировать умение находить лишние для данного рассказа детали. | Серия картинок |
4. «Что делает мама» | Формирование умения отвечать на вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания. Воспитывать у детей желание помогать маме (взрослым). | Сюжетные картинки. |
Апрель 2 неделя | ||
1. «Чудесная коробка» | Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт) . 2. учить составлять целое из частей. | Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта. |
2. «Змейка.» | Речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. | |
3. «Зоопарк» | Развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку | Картинки |
4. Лото «Один и два» | Расширение словаря: числительные один и два. Формирование грамматического стоя речи, различение существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже. Актуализация словаря по теме «Домашние птицы» Формировать эмоционально-положительное отношение к домашним птицам. | предметные картинки с изображением домашних птиц. |
Апрель 3 неделя | ||
1. Лото «Один – много» | Формирование грамматического строя речи, различение и употребление единственного множественного числа имен существительных женского рода в именительном падеже. Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме «Домашние птицы». Формировать эмоционально-положительное отношение к домашним птицам. | Предметные картинки с изображением домашних птиц. |
2. Насос. | Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. | |
3. Упражнение «Один и два». | Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек. | Парные картинки |
4. «Семейный портрет» | Употреблять в речи существительные в винительном падеже; различать свое имя и имена членов своей семьи. Воспитывать у детей любовь к самым близким людям. | Сюжетная картинка или семейная фотография. |
Апрель 4 неделя | ||
1. «Назови ласково» | Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Картинки с изображением разных по размеру предметов. |
2. «Отгадай слово» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина. |
3. «Какая картинка не нужна?» | Научить находить лишние для данного рассказа детали. | Серия картинок |
4. Упражнение «Найди маму». | Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания | |
Май 1 неделя | ||
1 «Скажи какой?». | Развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря. Задачами данного пособия являются: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре) . | Карточки, отражающие настроение людей |
2. «Звенят колокольчики» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Большой и маленький кружки любого цвета. |
3. «Зоопарк» | Развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку | Картинки животных |
4. Упражнение «Кого не стало?» | Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. | Картинки с изображением воробья, сороки, синицы, снегиря |
Май 2 неделя | ||
1. «Кто живёт во дворе? » | Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. | Предметные картинки |
2. «Врач» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика. |
3. Упражнение «Один и два». | Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек. | Парные картинки |
4. Упражнение «Переставь цветок» | Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. | Магнитная доска, картинки, кактус |
Май 3 неделя | ||
1. «Назови ласково» | Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Картинки с изображением разных по размеру предметов. |
2. «Змейка.» | Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. | |
3 « Помоги найти маму» | Формировать умения различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | Картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов |
4. Упражнение «Бабочка и грибок» | Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ. | Магнитная доска мухомор, бабочка |
Май 4 неделя | ||
1.«Назови ласково» | Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Картинки с изображением разных по размеру предметов. |
2. «Врач» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика. |
3. «Кто что делает?» | ||
4. Упражнение «Что делают?» | Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения дети вместе с воспитателем рассматривают сюжетные картинки из жизни диких птиц и составляют простые предложения, используя глаголы изъявительного наклонения. о наклонения, а также вопросов к этим глаголам: что делает? что делают? Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме «Дикие птицы» Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким птицам. | Сюжетные картинки с изображением диких птиц. |
Июнь 1 неделя | ||
1. «Кто живёт во дворе? » | Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. | Предметные картинки |
2 «Змейка» | Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. | |
3. «Хороший - плохой» | Развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение. | |
4«Расскажи про детский сад» | Формировать умение детей составлять простые предложения с использованием 2-3 слов. Учить согласовывать существительные с прилагательными. Отвечать на вопросы. Формировать положительное отношение детей к детскому саду, другим детям, персоналу. | Дидактическая игра «Расскажи про детский сад». |
Июнь 2 неделя | ||
1. «Назови ласково» | Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Картинки с изображением разных по размеру предметов. |
2. «Вот так игрушки». | Обогащать и расширять знания о технике, используя техническую игрушку; с помощью педагога строить сложносочиненные предложения с союзом а. | Куклы Саша и Алеша, технические игрушки, рассказ Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», стихотворение Т.Ткаченко «Дружба». |
3. «Помоги найти маму» | Формировать умение различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | Картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов |
4. «Почини сломанные игрушки» | Закрепление форм именительного и родительного падежа. | Картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д. |
Июнь 3 неделя | ||
1.«Какое время года?» | Формировать умение детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года. | круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). |
2. «Звенят колокольчики» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Большой и маленький кружки любого цвета. |
3. «Хороший - плохой» | Рышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение. | |
4. «Накорми животное» | Закрепление форм дательного падежа | Картинки с изображением животных и едой для них или игрушки. |
Июнь 4 неделя | ||
1. «Я собрал в огороде…» | Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. | |
2. «Звенят колокольчики» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Большой и маленький кружки любого цвета. |
3 « Что где лежит.» | Закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; - уточнить знания о расположении предметов в группе; закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. | Фотографии |
4 «Что где лежит. Кто самый наблюдательный ?». | Закрепление форм винительного падежа. | Предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности. |
Июль 1 неделя | ||
1. Игра с мячом «Лето или осень» | Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двухсложных слов | Мяч |
2. «Покормим птенчиков» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | |
3. «Исправь ошибку» | Научить устанавливать правильную последовательность действия. | Серия картинок |
4. «Подскажи Незнайке» | Закрепление форм творительного падежа. | Инструменты |
Июль 2 неделя | ||
1.«Какое время года?» | Формировать умение детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года. | Круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). |
2. «Бабочка, лети!» | Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. | Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. |
3 « Что где лежит». | Закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; - уточнить знания о расположении предметов в группе; закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. | Предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности. |
4. Игровое упражнение «Забота». | Научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа. | Сюжетные картинки. |
Июль 3неделя | ||
1. «Кто живёт во дворе? » | Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. | Предметные картинки |
2. «Медвежата едят мед» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение. | |
3. Упражнение «Один и два». | Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек. | Парные картинки |
4. «Морские сокровища» | Развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. | Предметные картинки или игрушки. |
Июль 4 неделя | ||
1.«Кто живёт во дворе? » | Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. | Предметные картинки |
2. «Медвежата едят мед» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение. | |
3. «Какая картинка не нужна?» | Научить находить лишние для данного рассказа детали | Серия картинок |
4. «Что делают птицы» | Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица. Оборудование: картинки ласточки и скворцов. | Картинки ласточки и скворцов. |
Август 1 неделя | ||
1. «Скажи какой?». | Развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря. Задачами данного пособия являются: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре) . | Карточки, отражающие настроение людей |
2. «Громко — тихо» | Формировать умение детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. | Флажки, бубен |
3.. «Какая картинка не нужна?» | Научить находить лишние для данного рассказа детали | Серия картинок |
4. Лото «Два и пять» | Закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа. | Карточки лото с изображением двух до пяти предметов. |
Август 2 неделя | ||
1. «Чего не стало?» | Формировать умение детей образовывать существительные родительного падежа единственного числа | Сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве. |
2. «Звенят колокольчики» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Большой и маленький кружки любого цвета. |
3 «Хороший - плохой» | Развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение. | |
4. «Займи свой домик» | Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными | Картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков. |
Август 3 неделя | ||
1. «Чего не стало?» | Формировать умение детей образовывать существительные родительного падежа единственного числа | Сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве. |
2. «Звенят колокольчики» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Большой и маленький кружки любого цвета. |
3. «Хороший - плохой» | Развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение. | |
4. Дидактическая игра «Три рейки». | Определение рода имени существительного. | Предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо) . |
Август 4 неделя | ||
1. . «Кто живёт во дворе? » | Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. | Предметные картинки |
2. «Громко — тихо» | Формировать умения детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. | Флажки, бубен |
3. «Хороший - плохой» | Развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение. | |
4. Игровое упражнение «Закончи предложения». | Формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м. |
Литература:
1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1995. - 95 с.
2. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Сост. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. - М. : 1989. - 280с.
4. Крылова Л. Н., Корц М. А., Кузевич Л. М. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни // Дефектология. № 5. 1978. - С. 65-71.
5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М. : 1998. - 470с.
6. Максаков А. Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 98 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе.
Перспективный план по развитию мелкой моторикив 1 младшей группе....
Перспективный план по развитию мелкой моторики в первой младшей группе
Планирование для работы с детьми 2-3 лет по развитию мелкой моторики...

Перспективно - тематический план по развитию речи ( программа "Детство" вторая младшая группа)
Перспективный план по развитию речи ( программа "Детство" вторая младшая группа)...
Перспективный план работы кружка «ИГРАЛОЧКА» (Развивающие игры) вторая младшая группа
Создать условия детям для умения видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры. ...
Диалогическая речь. (Дидактические игры) Первая младшая группа.
Диалогическая речь. (Дидактические игры)Первая младшая группа....

Организованная образовательная деятельность по развитию речи Дидактическая игра «Подбери перышко» группа раннего возраста.
. Развивать сенсорное восприятие: различать и называть основные цвета (красный, желтый, зелёный, )2. Продолжать расширять и обогащать словарный запас, повторять фразы вслед за воспитателем.3...

Перспективный план по развитию речи посредством сказки в средней группе
Перспективный план работы по теме самообразования: " Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказки" в средней группе детского сада. Каждую неделю планируется знакомство детей с...