Образовательная рабочая программа воспитателя
рабочая программа (старшая группа)
Образовательная рабочая программа воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya-rabochaya_programma.docx | 74.6 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24»
____________________________________________________________
Принят Методическим советом Протокол № ____ «___» _____________ 2021г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Д/с КВ № 24» _________________ Л.В.Арканникова «___» _____________________ 2021г. |
Рабочая программа
Воспитателей старшей группы
комбинированной направленности
Составлена:
Акшоновой Еленой Степановной (ВКК)
Демко Оксаной Васильевной (I КК)
Ачинск-2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка | стр |
| 3 |
1.2.Принципы и подходы к формированию Рабочей программы | 3 |
1.3. Цели, задачи, сроки реализации Рабочей программы | 3 |
1.4. Возрастные особенности группы. | 4 |
1.5. Социальный портрет группы. | 5 |
1.6. Образовательные потребности группы | 6 |
1.7. Планируемые результаты освоения образовательной программы | 6 |
1.8. Оценка результатов освоения образовательной программы | 6 |
2. Содержание совместной деятельности воспитателя с воспитанниками | 7 |
2.1. Комплексно-тематическое планирование | 7 |
2.2. Содержание образовательной деятельности | 7 |
3. Организация и формы взаимодействия с родителями/законными представителями/ | 10 |
4. Организационные условия реализации Рабочей программы | 10 |
4.1. Режим пребывания детей в детском саду в холодный и теплый периоды года, с учетом ненастной погоды, период каникул, карантина. | 10 |
5. Условия реализации Рабочей программы | 11 |
5.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды | 11 |
5.2. Максимально доступная образовательная нагрузка. | 12 |
5.3. Планирование и организация образовательной деятельности. | 12 |
5.4. Методическое обеспечение рабочей программы. | 12 |
Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование. | 13 |
Приложение 2. Тематика родительских собраний. | 13 |
Приложение 3. Паспорт группы | 14 |
Приложение 4. Планирование образовательной деятельности. | 14 |
Приложение 5. План развития группы. | 14 |
1.Пояснительная записка.
Настоящая Рабочая программа разработана воспитателями и предназначена для реализации в старшей группе комбинированной направленности.
1.1. Основания разработки рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года № 26;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Уставом ДОО;
- основной образовательной программой ДОО.
1.2. Принципы и подходы формирования Рабочей программы
Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования (см. п.1.4. ФГОС ДО) и научных подходах:
1. Культурно-историческом.
2. Личностном.
3. Деятельностном.
1.3.Целями Рабочей программы является:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства;
- создание условий для: формирования у воспитанников основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; воспитания гуманистического отношения к миру и формирование эмоционально-ценностных ориентаций; развития творческих способностей и приобщения к искусству и художественной литературе;
- развитие у воспитанников умений и навыков, обеспечивающих их успешность: познавательную активность, самостоятельность, инициативность, стремление к активной деятельности и творчеству;
- подготовка воспитанников к жизни в современном обществе;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.
Для достижения поставленных целей в 2021-2022 учебном году необходимо реализовать следующие задачи:
1. Укреплять здоровье воспитанников и приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру.
2. Создать в группе условия для успешного освоения воспитанниками ООП ДОО, их умственного и физического развития.
3.Обеспечить психолого-педагогические условия для: воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; воспитанников, имеющих особые образовательные потребности; воспитанников, испытывающих временные трудности в освоении ООП; воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
4. Обеспечить включение в воспитательно-образовательный и коррекционный процесс родителей (законных представителей).
Реализация задач будет осуществлена в процессе:
- разнообразных видов детской деятельности: образовательной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, а также самостоятельной деятельности;
- режимных моментов;
- взаимодействия с семьями воспитанников.
Критериями достижения поставленных целей будут:
- эмоциональное благополучие каждого воспитанника;
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОО и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Срок реализации Рабочей Программы: сентябрь 2021года – май 2022 года.
1.4.Возрастные особенности детей (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
- от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
- от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал для того, чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположное признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты. А также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 5-6 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 5-6 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно с взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.
Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 5-6 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы в старшей группе
Умеют быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в своём шкафу.
У детей сформированы навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых).
У детей сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистят зубы, моют руки перед едой; при кашле и чихании закрывают рот и нос платком).
Умеют правильно пользоваться столовыми приборами, едят аккуратно, бесшумно
Образовательная область «Физическое развитие
- Ходят и бегают легко, ритмично.
- Умеют лазать по гимнастической стенке с изменением темпа.
- Выполняют различные виды прыжков.
- Владеют школой мяча.
- Перестраиваются в колонну по трое, четверо, равняются, размыкаются, выполняют повороты.
- Знают о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Соблюдают элементарные правила безопасного поведения в детском саду.
- Соблюдают правила дорожного движения (переходят улицу в указанных местах в соответствии со светофором)
- Различают и называют специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняют их назначение.
- Различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
- Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
- Знают, где работают родители, как важен их труд для общества.
- В повседневной жизни, в играх выражают формы вежливости
- Делятся с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, уточняют источник полученной информации.
- Дети решают спорные вопросы и улаживают конфликты с помощью речи: убеждают, доказывают, объясняют.
- Участвуют в беседе, аргументировано и доброжелательно оценивают ответ, высказывание сверстника.
- Умеют поддержать беседу, высказывают свою точку зрения, согласие или несогласие с кем-то.
- Умеют работать коллективно.
- Умеют договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняются правилам.
- Умеют разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
- Используют различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии).
- Создают творческую предметно- игровую среду, используя полифункциональный материал, предметы- заместители.
Образовательная область «Познавательно развитие»
Формирование элементарных математических представлений
- Создают множество (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного размера, цвета, формы, назначения).
- Считают (отсчитывают) в пределах 10.
- Правильно пользуются количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечают на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
- Уравнивают неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
- Сравнивают предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения, на глаз.
- Проверяют точность определений путем наложения или приложения.
- Размещают предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
- Выражают словами местонахождения предмета по отношению к себе, другим предметам.
- Ориентируются на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу)
- Знают некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон равенство, неравенство сторон).
- Называют утро, вечер, ночь, смену частей суток.
- Называют текущий день недели.
- Устанавливают последовательность различных событий: что было раньше, что позже.
- Ознакомление с окружающим миром, с природой.
- Знают о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающие комфорт.
- Умеют сравнивать предметы: по назначению, цвету, форме, материалу.
- Умеют предметы классифицировать (посуда - фарфоровая, стеклянная, керамическая…)
- Различают и называют виды транспорта.
- Могут рассказать о достопримечательности родного края, о замечательных людях, прославивших свой край.
- Могут рассказать о том, в какой стране живут, как называется столица России, могут узнать флаг России, гимн.
- Знают название родного города, села.
- Знают и называют своих родственников, домашний адрес.
- Классифицируют предметы, определяют материалы, из которых они сделаны.
- Могут рассказать о Российской армии, о том кто защищает.
- Имеют представления о людях разных профессий: строители, земледельцы, работники транспорта, связи, швейной промышленности.
- Имеют представления о понятиях: лес, луг, сад, могут различить некоторые деревья, кустарники и травянистых растения.
- Рассказывают о домашних животных и их повадках, зависимости от человека.
- Рассказывают о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к сезонным изменениям.
- Узнают и называют птиц: ласточка, скворец.
- Узнают и называют представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).
- Называют времена года, отмечают их особенности.
- Знают о взаимодействии человека с природой в разное время года.
- Знают о значении солнца, воды и воздуха для человека, животных, растений.
- Знают чередование частей суток и их некоторые характеристики.
Конструирование
- Создают постройки по рисунку, схеме, самостоятельно подбирают необходимый строительный материал.
- Планируют этапы создания собственной постройки, находят конструктивные решения.
- Анализируют образец постройки.
- Умеют преобразовывать образец по условиям, по схемам, по собственному замыслу
- Называют и различают новые детали: разнообразные по форме и величине пластины, бруски, цилиндры, конусы и др.
- Выделяют основные части и характерные детали конструкций.
- Взаимодействуют со сверстниками при создании коллективной конструкции, умеют договариваться и строить совместную деятельность.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Употребляют в речи существительные, обозначающие предметы бытового окружения, прилагательные, характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношения к труду.
- Подбирают к существительному несколько прилагательные; заменяют слово другим словом со сходным значением.
- Употребляют слова в точном соответствии со смыслом.
- Определяют место звука в слове.
- Различают на слух и отчетливо произносят сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
- Умеют согласовывать слова в предложениях: сущ. с числительными, прилагательные с существительными
- Замечают и исправляют ошибку в ударении в слове.
- Умеют образовывать однокоренные слова.
- Составляют по образцу простые и сложные предложения.
- Составляют по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок.
- Последовательно, без существенных пропусков пересказывают небольшие литературные произведения.
- Знают 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
- Называют жанр произведения.
- Драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворения
- Называют любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Умеют различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
- Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Знают особенности изобразительных материалов.
- Создают изображения предметов (с натуры, по представлению), сюжетные изображения.
- Используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- Выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
- Владеют различными способами и приемами рисования различными материалами (карандашами, гуашь, мелки, фломастеры, разнообразные кисти и т.д.)
- Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
- Создают небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
- Создают изображения по мотивам народных игрушек.
- Изображают предметы и создают несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги.
- Различают жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
- Различают жанры музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
- Различают высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Поют без напряжения, плавно, легким звуком, отчетливо произносят слова, своевременно начинают и заканчивают песню.
- Ритмично двигаются в соответствии с характером и динамикой музыки, выполняют танцевальные движения.
- Самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводом; действуют, не подражая друг другу.
1.5. Социальный портрет группы
Группу посещают 21 воспитанник: 11 мальчиков (52,4%) и 10 девочек (47,6%).
Анализ социального статуса семей показал, что полных семей в группе - 19 (90,5 %), неполных (ребенок проживает с мамой) - 2 (9,5%), многодетных - 4 (19,1%). Материально-бытовой уровень жизни семей удовлетворительный.
Анализ этнического состава воспитанников показал, что группу посещают: 20 детей из русскоязычных семей (95%), 1 ребенок (5%) из семьи, в которой говорят на двух языках, что вносит определенные трудности в совместную деятельность воспитателя с этими детьми.
Детский коллектив является сплоченным: между воспитанниками установлены дружеские отношения, что проявляется во всех видах деятельности; дети активные, доброжелательные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии.
Данные особенности группы необходимо учитывать при построении воспитательного процесса, взаимодействия с родителями.
1.6. Образовательные потребности группы
Результаты стартовой диагностики будут являться основанием для индивидуальной работы с детьми, а также включения при планировании в занятия упражнений, игр, ориентированных на их возможности.
Группа является комбинированной направленности, так как 2 ее воспитанников имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленный тяжелыми нарушениями речи. Для них созданы специальные условия. Так обучение осуществляется по индивидуальным адаптированным образовательным программам, составленным с учетом рекомендаций специалистов ПМПК. Образовательные потребности детей учитываются при планировании занятий, выборе методов и приемов обучения, подборе дидактического материала, наглядности, заданий, организации НОД и других видов деятельности, применении здоровьесберегающих технологий.
Кроме того, в группе есть воспитанники, имеющие вторую и третью группу здоровья, обусловленные соматической ослабленностью, плоскостопием, нарушением слуха, патологией ЦНС. Психофизиологические особенности этих воспитанников требуют учитывать в образовательном процессе рекомендации медиков и психолога, включать упражнения с элементами релаксации и игры для снижения психоэмоционального и мышечного напряжения, проводить коррегирующую гимнастику.
1.7. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (см. ООП ДОО - http://24ds.edusite.ru/cs_method_activity.html).
1.8. Оценка результатов освоения образовательной программы
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). « Педагогический мониторинг. Оценка индивидуального развития детей» (Ю.А.Афонькина).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования;
• оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить итоги предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).
В качестве показателей оценки развития личности ребенка, выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. Получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
2.Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми.
Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности воспитателя и детей направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 5-6 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2.1. Комплексно-тематическое планирование.
Комплексно-тематическое планирование осуществляется на основе лексических тем (см. Приложение 1). Каждая неделя посвящена определенной теме, которая первоначально рассматривается в ходе образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» в понедельник. Изучение предложенной темы продолжается в ходе образовательной деятельности по другим образовательным областям. В образовательной деятельности, которые имеют цели и задачи, не связанные с темой недели, тема недели упоминается в отдельных моментах. При необходимости тема недели закрепляется в режимных моментах, в работе с семьей. Использование комплексно-тематического принципа планирования с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей.
2.2. Содержание образовательной деятельности.
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
Рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Социально-коммуникативное развитие: направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.
Основные цели и задачи:
1.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
2.Формирование гендерной и семейной принадлежности.
3.Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие формирует первичные представления ребёнка о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др. Познавательное развитие развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи:
1.Формирование элементарных математических представлений.
2.Развитие познавательно-исследовательской деятельности, в том числе опытно-экспериментальная деятельность.
3.Ознакомление с предметным окружением.
4.Ознакомление с социальным миром.
5.Ознакомление с миром природы.
Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. Также к речевому развитию относится развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи:
1.Развитие речи детей.
2.Знакомство с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
Основные цели и задачи:
1.Приобщение к искусству.
2.Изобразительная деятельность.
3.Конструктивно-модельная деятельность.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательная активность, связанная с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
- выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)
Основные цели и задачи:
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2.Физическая культура.
Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются:
1. Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников.
2.Физминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения), это необходимая составляющая каждой НОД статического плана.
3. Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна.
4. Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время.
5. Точечный самомассаж и дыхательная гимнастика (холодный период года, риск заболевания ОРЗ, ОРВИ).
6. Система закаливающих мероприятий:
- контрастные воздушные ванны (групповое помещение и спортивный зал) - после дневного сна и на физкультурных занятиях;
- ходьба босиком (групповое помещение) - после дневного сна;
- облегченная одежда детей (групповое помещение) - в течение дня;
- мытье рук, лица, шеи прохладной водой (групповое помещение) - в течение дня.
В части Рабочей программы, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%), представлены:
- Парциальные программы, направленные на развитие детей в нескольких образовательных областях:
- ОО «Познавательное развитие» - В.В. Новикова «Математика в детском саду» (Мозаика-Синтез, 2003);
- ОО «Социально-коммуникативное развитие» - В.Б.Букатов «Социо-игровые технологии».
Инновационные технологии (современные образовательные технологии), формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей данной группы:
- ТРИЗ-технология, методы развития творческого воображения дошкольников («Игры и упражнения для развития творческого воображения дошкольников»;
- исследовательская технология;
- мнемотехника;
- игры Воскобовича;
- здоровье сберегающие технологии:
пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
релаксационные упражнения (элементы психогимнастики).
Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей. Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год - 40 недель.
Рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя с воспитанниками 5-6 лет в старшей группе детского сада представлено в тетради «План учебно-воспитательной работы на 2021-- 2022 учебный год» и является Приложением № 4 к Рабочей программе.
3.Организация и формы взаимодействия
с родителями (законными представителями) воспитанников
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной Рабочей программе:
•право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
•бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
•право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения;
•взаимодействия ДОО с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, с учетом социального заказа на образовательные услуги, а также интересов и воспитательского опыта. В работе с семьей применяются разные формы:
- детско-родительские, педагогические, общесадовые проекты;
- включение родителей в организацию педагогического сопровождения (мастер-класс, приглашение на занятие, согласование индивидуальных планов сопровождения);
- проведение тематических родительских собраний в нетрадиционной форме (см. Приложение 2);
- адресные консультации;
- информационный групповой уголок;
- организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей;
- организация тематических праздников с участием детей и родителей.
4.Организационные условия реализации Рабочей программы
4.1. Режим пребывания детей в группе.
Режим дня - это четкий распорядок жизни, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий работоспособности ребенка, его эмоционального состояния. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.
Исходя из климатических особенностей региона, режим пребывания воспитанников в детском саду составлен с учетом: холодного времени года – зимний период, учебный год (сентябрь-май) и тёплого времени года - летний период, каникулы (июнь-август) (см. Приложение 3).
В период карантина в группе и ненастной погоды возможна корректировка режима.
При карантине корректировка обусловлена требованием СанПин. Организация режимных моментов и воспитательно-образовательного процесса в этот период согласуется с врачом с учётом типа заболевания и организацией профилактических мероприятий.
На время карантина:
прекращается контакт с другими группами.
уменьшается время НОДи увеличивается времяпрогулок (для более продолжительного сквозногопроветривания, санитарной обработки группового помещения).
не проводится работа с раздаточным материалом.
занятия со специалистами проводятся в группе.
замена общесадовых мероприятий на внутри групповые.
В дождь, при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Одновременно с этим активизируется режим двигательной активности детей в помещении (используются музыкальный и физкультурный залы); увеличивается время на игровую, совместную и самостоятельную деятельность детей.
Режим пребывания воспитанников старшей группы
в МБДОУ «Д/с КВ № 24»
ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Режимные моменты | Время |
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство | 07.00-08.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.25-08.50 |
Игры, самостоятельная деятельность | 08.50-09.00 |
Организованная образовательная деятельность | 09.00-10.30 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.35-12.15 |
Возвращение с прогулки, игры | 12.15-12.25 |
Подготовка к обеду, обед | 12.25-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.30 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.30-16.15 |
Организованная образовательная деятельность | 16.25-16.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.55-17.20 |
Возвращение с прогулки, игры | 17.20-17.35 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.35-17.55 |
Чтение художественной литературы | 17.55-18.15 |
Игры, уход детей домой | 18.15-19.00 |
Режим пребывания воспитанников старшей группы
в МБДОУ «Д/с КВ № 24»
ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Режимные моменты | Время |
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство | 07.00-08.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.30-08.50 |
Игры, самостоятельная деятельность | 08.50-10.00 |
Подготовка к прогулке, выход на прогулку | 10.00-10.25 |
Досуговая деятельность на участке | 10.25-10.50 |
Игры, наблюдения, труд, воздушные, солнечные процедуры | 10.50-12.00 |
Возвращение с прогулки, игры | 12.00-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40-15.10 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.10-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, труд | 15.35-16.45 |
Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы | 16.45-17.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.15-17.35 |
Игры на воздухе, уход детей домой | 17.40-19.00 |
5. Условия реализации Рабочей программы
Важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Для выполнения этих условий необходимо выполнение определённых требований к реализации Рабочей программы:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.
- Формирование у детей доброжелательных, внимательных отношений.
- Развитие у детей самостоятельности.
- Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
- Создание условий для развития познавательной деятельности.
- Создание условий для развития проектной деятельности.
- Создание условий для самовыражения средствами искусства.
- Создание условий для физического развития.
Чтобы выполнить все перечисленные требования к реализации Рабочей программы, необходимо создание и постоянное обновление развивающей предметно- пространственной среды в группе.
5.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует требованиям ФГОС ДОО: она содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Оснащение уголков РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В качестве таких уголков развития в группе выступают:
Центр « Внимание и осторожность»;
Центр развивающих игр;
Центр «Театр»;
Центр «Художественно-эстетического развития;
Игровой центр «жилая комната»;
Центр «Сюжетно-ролевых игр»;
Центр «Здоровье»;
Центр «Экспериментирования»
РППС группы доступна для воспитанников: они имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования. При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха. Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
5.2. Максимально допустимая образовательная нагрузка
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, продолжительность непрерывной ОД для детей 5-6 лет составляет не более 25 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки старшей группы детского сада равен 5ч.35 мин. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут («Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года № 26).
5.3. Планирование и организация образовательной деятельности.
Виды образовательной деятельности | Количество ОД в неделю |
Познавательное развитие: - формирование элементарных математических представлений - предметное и социальное окружение - конструктивно-модельная деятельность Речевое развитие: -развитие речи -обучение грамоте -чтение художественной литературы | 1 1 1 2 0,5 0,5 |
Художественно-эстетическое развитие: - рисование - лепка - аппликация - музыка | 2 0,5 0,5 2 |
Физическое развитие: - в помещении - на прогулке | 2 1 |
ИТОГО: | 14 |
Организация образовательной деятельности (см. Паспорт группы)
5.4. Методическое обеспечение Рабочей программы (см. Паспорт группы).
Лексические темы: старший дошкольный возраст
сентябрь | 1 неделя – Ягоды, грибы | октябрь | 1 неделя - Осень. Признаки Осени. Деревья осенью | ноябрь | 1 неделя - Поздняя осень. |
2 неделя - Огород. Овощи | 2 неделя - Перелётные птицы. Подготовка к отлёту. | 2 неделя - Домашние животные и их детёныши. Уход за ними. | |||
3 неделя - Сад. Фрукты | 3 неделя - Моя семья | 3 неделя - Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме. | |||
4 неделя - Насекомые | 4 неделя - Игрушки | 4 неделя - Посуда. Виды посуды. Материалы, из которого сделаны. | |||
декабрь | 1 неделя - Зима. Зимние месяцы. Приметы зимы. | январь | 1-2 неделя - Каникулы. Рождество Зимние забавы. | февраль | 1 неделя - Детский сад. Профессии, трудовые действия. |
2 неделя - Зимующие птицы | 2 неделя - Одежда, обувь, головные уборы. материалы из которого сделаны. | ||||
3 неделя - Животные севера | 3 неделя - Наш город. Наш край. | 3 неделя - наше Отечество | |||
4 неделя - Скоро, скоро Новый год | 4 неделя - Транспорт. Профессии. | 4 неделя - Мебель. Части мебели. | |||
март | 1 неделя - Праздник мам | апрель | 1 неделя – Продукты питания | май | 1 неделя – Животные жарких стран |
2 неделя - Весна. Приметы ранней весны. Прилёт птиц | 2 неделя - Космос | 2 неделя - Растения | |||
3 неделя - Речные, озёрные, аквариумные рыбы | 3 неделя – Дом и его части | 3 неделя – Насекомые, птицы | |||
4 неделя - Почта | 4 неделя - Весенние сельскохозяйственные работы. | 4 неделя - Книжкина неделя |
Приложение 2
План тематических родительских собраний, консультаций на 2021– 2022учебный год
Старшая группа | ||
Родительские собрания | Сентябрь, 2021г | «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы» |
Декабрь, 2021г | «Успешный ребёнок – тактика родительской поддержки» | |
Февраль, 2022г | «Развитие речи старших дошкольников» | |
Май, 2022г | «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» | |
Наглядно – текстовая информация | Сентябрь, 2021г | «Заповеди для родителей» «Прививка от гриппа: стоит делать или нет» «Секреты общения ребёнка в семье» |
Октябрь, 2021г | «Девочки и мальчики – два разных мира» «Закаливание организма ребёнка продуктами питания» «Расскажи- ка, нам, художник, какого цвета дождик?» | |
Ноябрь, 2021г | «Математика - царица наук» «Один дома- правила безопасности» | |
Декабрь, 2021г | «Воспитание любви к книге» «Учите детей доброте» «Взять, что плохо лежит: воровство в дошкольном возрасте» | |
Январь,2022г | «Маленькая декларация прав маленького ребёнка» «Ещё раз о ОРЗ» «Зимние забавы: дети и транспорт» | |
Февраль, 2022г | «Навыки поддержки здоровья» «Берегите природу» | |
Март, 2022г | «Какие родители - такие и дети» «Знакомим дошкольников с загадками» «Ребёнок и природа» | |
Апрель, 2022г | «Высказывания и афоризмы о здоровье» «Что читать дошкольникам» «Расскажите детям» | |
Май, 2022г | «Учим ребёнка чистить зубы» «Правила общения в семье» | |
Консультации | Сентябрь – ноябрь | «Безопасность детей на дороге» «Приобщение детей к миру прекрасного» «Папа, как важный фактор воспитания или как разбудить в мужчине отцовские чувства» |
Декабрь – февраль | «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» «Как победить застенчивость» «Откуда берутся «неумейки» и «маменькины сыночки» | |
Март - май | «Ребёнок и компьютер» «Методы воспитания детей дошкольного возраста» «Чем и как занять ребёнка дома?» | |
Беседы | В течение года | «Если ребёнок впадает в истерику», «Учим с ребёнком стихи», «О математике всерьёз», «Дедушка и бабушка балуют внука», «Как воспитывать у ребёнка усидчивость и терпение», «Ребёнок и игрушки», «Значение режима дня в жизни детей», «Ещё раз о безопасности» |
Мероприятия с родителями | В течение года | Выставка «Щедрая осень» Досуг «День матери» Физкультурный досуг Новогодний утренник |
Приложение 3
Паспорт группы (см. сайт д\с)
Приложение 4
Планирование образовательной деятельности
(см. Тетрадь план образовательной деятельности)
Приложение 5
План развития старшей группы на 2021 - 2022 учебный год
План развития старшей группы
на 2021 – 2022учебный год
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Результат |
1. | Дополнить игры по ознакомлению детей с родным краем». | Сентябрь- октябрь | |
2. | Создание мини- музея в группе. | В течение года | |
3 | Дополнить центр развивающих игр, пособиями математического содержания | В течение года | |
4 | Дополнить театрализованный уголок настольными театрами (по возрасту детей). | В течение года | |
5. | Дополнить уголок познавательного развития играми по функциональной грамоте | Ноябрь, декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная рабочая программа воспитателя для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи на 2017-2018 учебный год
Рабочая Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития и направлена на формирование общей культуры,...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...