Конспект НОД в средней группе: «Открытие мира детям через детскую православную книгу»
план-конспект занятия (средняя группа)

Кудинова Светлана Ивановна

     Цель: Изучить историю возникновения книг, повышать интерес к чтению православной и детской книги, способствовать развитию речи.

     Задачи:

Образовательные.

-Изучить теоретический материал об истории возникновения письменности и появления книг.

- Популяризация чтения.

-Учить оценивать нравственную и художественную стороны.

Развивающие.

-Пробуждать интерес к изучению истории православной культуры средствами

художественного творчества.

-Развивать понимание детьми нравственных образов, духовных значений и смыслов.

-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

Воспитательные.

-Воспитывать бережное и внимательное отношение к миру – прекрасному творению Господа.

-Воспитывать любовь и интерес к искусству и культуре своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД в средней группе: «Открытие мира детям через детскую православную книгу»

     Материал и оборудование для занятия:

Детские православные книги, народные сказки, детские стихи и рассказы; детские песни о книгах и библиотеке; проектор; презентация об образовании православной книги; закладки для книг; иллюстрации о празднике православной книги.

     Предварительная работа: Знакомство с православной книгой «Азбука», чтение православных рассказов для детей и художественной литературы; прослушивание детских песен о книгах; заучивание стихотворений о книгах, библиотеках; разгадывание загадок о книгах, сказках и т.д.

     Цель: Изучить историю возникновения книг, повышать интерес к чтению православной и детской книги, способствовать развитию речи.

     Задачи:

Образовательные. 

-Изучить теоретический материал об истории возникновения письменности и появления книг.

- Популяризация чтения.

-Учить оценивать нравственную и художественную стороны.

Развивающие.

-Пробуждать интерес к изучению истории православной культуры средствами

художественного творчества.

-Развивать понимание детьми нравственных образов, духовных значений и смыслов.

-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

Воспитательные.

-Воспитывать бережное и внимательное отношение к миру – прекрасному творению Господа.

-Воспитывать любовь и интерес к искусству и культуре своего народа.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята и гости! Рада вас приветствовать в нашем зале. Сегодня особенный день в истории нашей страны. Приглашаю вас в историческое путешествие.    

(Включается презентация).                        

1 слайд (День образования православной книги)

Ребёнок 1

Праздник книжки 

 Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.

Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
(З. Бычков)

  Воспитатель: Сегодня, 14 марта, день образования первой печатной православной книги в России.

2 слайд (Учреждение праздника)

Воспитатель

Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!

Великой красоты и сложности предел,

Животворящий сплав прошедшего и мига,

Фундамент для грядущих добрых дел.

25 декабря 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил ежегодный День православной книги и приурочил к 14 марта.

3 слайд (История образования книги)

Воспитатель:

Мы дружны с печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали 6 ничего! 

   В давние времена люди передавали сообщения с помощью гонцов. О своей жизни древние люди оставляли наскальные рисунки. В дальнейшем писать стали на глиняных дощечках.  А в Древней Руси  писали на бересте – это был дешевый, но не долговечный материал. С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот. Древние египтяне приблизились в большей степени к современным представлениям о книге. На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Из них вручную делали длинные полосы, выглаживали и сворачивали в свиток. Записи на этой ленте делались столбиками. Были даже железные книги.

 4 слайд (Создатели славянского алфавита)

    Обучаясь различным наукам на родном языке, мы пользуемся теми знаниями, основоположниками которых были Кирилл и Мефодий - создатели славянского алфавита. Кирилл и Мефодий были священнослужители и позднее были причислены к лику святых. И до наших дней дошли иконы этих святых.

Ребёнок 2

Слово про слово 
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! 
(Ю. Энтин)

5 слайд (Рукописные книги)

Воспитатель:

  Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Бумагу изобрели в Китае.  Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим ее сейчас. Первые славянские книги  были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахиОни старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями.

6 слайд (Первая печатная книга «Апостол»)

Воспитатель:

У нас в руках – сокровище Вселенной,

Жемчужина Премудрости Святой,

Источник вечный Истины Священной,

Неисчерпаемый Родник воды живой!

    На Руси начало книгопечатанию положил Иван Федоров.

19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию

царь Иван Грозный.

«Апостол» - первая книга на русском языке, которую отпечатал почти 500 лет назад Иван Федоров.

Позже стали издаваться и другие книги. Сейчас они издаются миллионами экземпляров.

 Это Священное Писание, и оно является главным источником знаний о Боге и руководством в жизни любого христианина. Все книги Священного Писания собраны в одну большую книгу – Библию (в переводе с греческого «книга»). Книгой книг называют Библию. Это самая распространенная книга на земле, по количеству она занимает первое место в мире. Библия повествует о трагических и радостных событиях в жизни народов в течение многих веков.

О, Библия! Ты – жила золотая,

Бесценный дар Всевышнего Творца.

Божественным могуществом пленяя,

Ты покорила многие сердца!

Живое Слово смело возвышало

Свой глас из глубины земных веков.

На подвиги святые вдохновляло

Всех Божьих, верных Истине, сынов.

7 слайд (Изготовление бумаги и печать книг в наше время)

Воспитатель:

 Ребята, а вы знаете, из чего делают бумагу? Правильно, из деревьев. Большими рулонами бумага доставляется в издательство. В наши дни современные технологии позволяют упростить и ускорить производство бумаги и изготовления из неё книг.

8,9  слайд (Православные детские книги)

Воспитатель:

Есть листок, есть корешок. 
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

(Книга.)

Воспитатель: Правильно, это книга. Большое разнообразие книг издаётся. Многие книги вами любимы.

В детской, уютно усевшись рядком,

Библию с мамой читаем вдвоем.

Много рассказов в ней есть, повестей.

Вот Авраам, Исаак, Моисей…

      В каждой семье должна быть Библия. У кого из вас есть дома эта замечательная книга? Когда вы станете старше, вы обязательно познакомитесь с Библией, ее отдельными главами.

10 слайд (Детские книги) (Звучит песня о книгах)

Воспитатель:

Книга – это волшебница.

Книга преобразила мир.

Ребёнок 3

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и лисёнка...

Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь – девчонка.

 Будет ей, наверно, скучно,

Так, что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

 А сегодня про зайчишку

И про плюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку –

Всё равно, была бы книжка!

(А. Корнилов)

11 слайд (Библиотека)

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека.)

Воспитатель: Правильно, ребята, это библиотека. Послушайте замечательные стихи.

Ребёнок 4

Дом книг

О,  сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей  твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…

(С.Михалков)

Ребёнок 5

Будем с книгой дружить

В библиотеке для ребят 
На полках книги в ряд стоят. 
Бери, читай и много знай, 
Но книгу ты не обижай. 
Она откроет мир большой, 
А если сделаешь больной 
Ты книжку – навсегда 
Страницы замолчат тогда.

12 слайд (Книга наш друг)

Воспитатель: Книга наш лучший друг. Много нового и неизвестного можно узнать из книг. И какие секреты она хранит, мы с вами сейчас узнаем.

Ребёнок 7

Книжкины секреты 
Если хочешь много знать, 
Вслушайся в советы. 
Научись распознавать 
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет 
В небо устремился, 
Знает свой секрет пилот. 
Он ему учился.
В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет.
Если мама на обед 
Варит щи и кашу, 
У нее есть свой секрет, 
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке — свой секрет!
Все читайте книжки!
(Л. Гусельникова)

Воспитатель:

Обращение писателя к читателям 

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас на физкультминутку. (Движения выполняются по словам.)

Физкультминутка

Создал Бог меня прекрасно:

 Дал Он ноги, чтоб ходить,

 Видят глазки мои ясно,

 Язык может говорить.

Мы ногами топ-топ,                          

 Мы руками хлоп-хлоп.

Раз - присели, два – привстали

Руки кверху все подняли

 Мы глазами миг-миг,                        

 Мы плечами чик-чик!    

То присядем, то привстанем

И нисколько не устанем                  

 Раз-два, раз-два,

Нам на выставку пора!

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях  председатель духовного клуба «Свет добра». Выступает председатель духовного родительского клуба и приглашает всех  на выставку православной книги, где представлены книги, которые находятся в семьях нашей группы.

Под музыку вручают детям и гостям в подарок православные закладки для книг и детскую литературу для группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе «В мире опасных предметов.»

Знакомим  детей с пожароопасными предметами и с предметами требующими осторожного обращения....

Конспект занятия в средней группе "В мире книг"

Конспект занятия содержит познавательный материал о том,из чего состоит книга. Расширит представления детей о труде типогравских работников. Поможет в воспитании бережного отношения к книге....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. « В мире цветов»

Цель:1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре.3. Учить де...

Конспект родительской встречи в средней группе "Речевая активность детей, через приобщение к народному творчеству"

Цель: способствовать речевой активности детей, путём приобщения к народному творчеству, по средствам народных сказок....

Конспект занятия в средней группе «В мире книги»

Цели Познание. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Познакомить детей с разнообразием книг, дать представление о том, из чего состоит книга. Формировать пред...

Конспект НОД в средней группе по экологическому воспитанию «Путешествие по красной книге»

Занятие в средней группе по экологическому воспитанию «Путешествие по красной книге» Задачи:- формировать понятие о том, как нужно беречь окружающую среду;- формировать представление ...

Приобщение детей средней группы к миру взрослых через игры-занятия по кулинарии

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста и методические рекомендации по приобщению детей средней группы к миру взрослых через игры-занятия по кулинарии...