Парциальная образовательная программа «Я - патриот»
рабочая программа

Программа «Я патриот» предназначена для организации патриотического воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста (в том числе детей с ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.

Программа «Я патриот» построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).

Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,

Работа с детьми построена в рамках субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-patriot_2021.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка»

ПРИНЯТА:

решением педагогического совета

протокол от 31. 08. 2021  № 01

 УТВЕРЖДЕНА:

Заведующий  ДОУ «Алёнушка»

_____________ Л.А. Косенкова      

 Приказ от 31. 08. 2021  № _____

Парциальная образовательная программа

«Я - патриот»

Возраст обучающихся: 2-4 лет

Срок реализации 2 года

г. Куйбышев

2021 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов

Стр.

Введение

2

I.

Целевой раздел.

3

1

Пояснительная записка

3

1.1

Цель и задачи реализации Программы.

3

1.2

Принципы и подходы к реализации Программы.

4

1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

5

2

Планируемые результаты освоения Программы.

8

II

Содержательный раздел.

9

2.1

Содержание образовательной деятельности

9

2.2

Перспективное планирование по возрастным группам

11

2.3

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

20

2.4

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

22

2.5

Способы поддержки детской инициативы.

24

2.6

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

24

III

Организационный раздел.

25

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы

25

3.2

Методические материалы и средства обучения и воспитания

25

3.3

Режим организации образовательной деятельности

26

3.4

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

26


ВВЕДЕНИЕ

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Велика роль природы в воспитании детей. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.

Учитывая все вышесказанное, а также образовательные потребности и интересы родителей (законных представителей) воспитанников (по результатам анкетирования родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» - 100% опрошенных родителей считают важным воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств), мы разработали программу «Я – патриот».

Программа «Я патриот» предназначена для организации патриотического воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста (в том числе детей с ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.

Программа «Я патриот» построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).

Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,

Работа с детьми построена в рамках субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.


I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Я патриот» разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Примерной основной образовательной программой дошкольного образования.

Программа является региональным компонентом части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений и направлена на нравственно-патриотическое воспитание детей 2 - 4 лет (в том числе детей с ОВЗ).

Нормативный срок освоения программы – 2 года.

1.1 Цель и задачи реализации Программы

Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста  патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

Образовательные:

  • Заложить у детей основы патриотического воспитания.
  • Познакомить и приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
  • Расширить представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
  • Знакомить с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
  • Формировать у ребёнка представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
  • Формировать: элементарные представлениям о том,  что хорошо и что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, способствовать накоплению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
  • Знакомить детей с русским народным творчеством  (колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры) и народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).                                          

Развивающие:

  • Развивать интерес к русским народным сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, забав.
  • Развивать речь детей, побуждая их отвечать на простые вопросы и повторением песен, потешек.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание и заботу, по отношению к окружающим. 
  • Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к 

своим  близким.

  • Воспитывать важнейшие черты русского национального характера и прививать, присущие ему, нравственные ценности: представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
  • Воспитывать чувство вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
  • Воспитывать в детях любовь к родной земле.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.                                                                                                                                                       
  • Воспитывать  позитивное отношение к чистоте и опрятности.

1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы формирования Программы:

Содержание настоящей Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами дошкольного образования, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом:

  1. Поддержка разнообразия детства. Образовательная деятельность выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2) Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

3) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.

4) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход

игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. 

5) Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.

6) Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. 

7) Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте.

8) Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что

образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

9) Взаимодействие с организациями социализации, образования и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества для обогащения детского развития, приобщения детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, организаций), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных экскурсий, праздников.

1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Возрастные особенности развития детей

2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

3-4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного воспитания. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В этом возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Обладают устойчивые избирательные взаимоотношения, конфликты преимущественно возникают по поводу  игрушек.

Во многом поведение ребенка 3-4 лет ситуативно, но наблюдаются и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере   ориентируются на оценку воспитателя.

2.  Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы «Я – патриот»  дети будут:

иметь первичные представления:

  • о семье, традиционных семейных ценностях;
  • о людях, которые находятся рядом с ним в детском саду;
  • о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека);
  • о том,  что хорошо и что плохо;
  • о русском народном творчестве  (колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры) и народных промыслах (матрешки, ложки и т.п).

уметь:

  • проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и взрослыми;
  • играть вместе, не ссорясь;
  • анализировать поступки сказочных героев;

у детей будут развиты личностные качества:

  • навыки межличностного общения;
  • позитивное отношение к самому себе, к другим людям, окружающему миру;
  • эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать);
  • эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира.

2.1 Педагогическая диагностика.

Реализация Программы  предполагает оценку  индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим  работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).     Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, анализа продуктов детского творчества.

Критерии педагогической диагностики:

  • Умеет общаться со сверстниками и взрослыми, согласно общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
  • Имеет представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
  • Знаком с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
  • Имеет представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
  • Имеет элементарные представлениям о том,  что хорошо и что плохо.
  • Доброжелательно относится к окружающим, умеет делиться с товарищем.
  • Знает колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры, знаком с  народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).                                          
  • Умеет отвечать на простые вопросы.
  • С вниманием и заботой относится к окружающим. 
  • Имеет представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
  • Умеет здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
  • Умеет бережно относиться к родной природе.                                                                                                                                                       
  • Имеет  позитивное отношение к чистоте и опрятности.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание образовательной деятельности

Структура программы

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам:

  1. раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
  2. раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2 раздел «Наша кладовая».

Основной его задачей является формирование представления детей о природных особенностях их малой Родины.

Задачи:

  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Расширять представления о природных богатствах Куйбышевского района, Новосибирской области: растительном и животном мире.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заказниках.

2.2. Перспективное планирование

2-3 года

Сроки

Раздел «Вместе дружная семья»

Раздел «Наша кладовая»

Сентябрь

1.Беседа «Моя группа». Экскурсия по группе. Пальчиковая игра «Сорока-белобока».

2.Чтение потешек «Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса…», «Умница Катенька, ешь кашу  сладеньку…».

1.«Цветы на клумбе осенью». Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение.

2.Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?», дидактическая игра «Узнай на вкус?»

Октябрь

1.Кукольный театр «Курочка Ряба»

2.Рассматривание картины «Как дружно играют дети в детском саду».

1. «Что нас лечит от простуды»

Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение.

2. «Осенние деревья». Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование.

Осенний праздник

Ноябрь

1.Беседа «Для чего человеку имя?».

2.Словесные игры  «Назови ласково», «Кто я?». Заучивание потешек: «Котик - коток», «Кошка Мурка».

1. «Воробьишка». наблюдениям за птицами. Подвижная игра «Кто в домике живет?», Птичьи заклички, Речевая игра «Кто же это?»

2. «Дикие звери зимой». Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра «Зайцы и волк».

Развлечение «День матери»

Декабрь

1.Игра-ситуация «Давай меняться», «Помогите мне». Хоровод «Ходит Ваня».

2.Чтение/пение С.Михалков «Песня друзей»

1. «Снежинка». Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет». Экспериментирование со снегом.

2. «Жизнь птиц зимой». Природоохранная акция «Покормите птиц зимой».

Праздник «Новый год»

Январь

1.Разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка».

2.Разучивание потешки «Маша варежку надела».

1. «Мороз – удивительный художник». Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова.

Февраль

1.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа был солдатом»

2.Нетрадиционное рисование «Самолеты летят» (изготовление открыток для пап).

1. «Котенок Пушок». Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных. Рассказывание потешки «Пошел котик на торжок».

2. «Выращиваем лук на окошке». Наблюдение за изменениями в луковицах. Беседа с элементами труда.

Развлечение «День защитника Отечества»

Март

1.Беседа с детьми о своих мамах, «Как я помогаю маме», с\р игра «Дочки- матери».

2.Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине». Коллективное творчество. Рисование ладошками «Букет».

1. «К нам весна шагает быстрыми шагами». Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.

Экспериментирование «Взаимодействие воды и снега»

2. «Наши четвероногие друзья – собака». Наблюдение, подвижные игры. «Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки.

Праздник «8 Марта»

Апрель

1.Знакомство с народными промыслами: матрешкой, неваляшкой. Раскраски «Платочек для матрешки».

2.Ритмические движения под «Танцы с платочками», пение «Во саду ли…», игра на народных музыкальных инструментах (ложках) с песней «Жили у бабуси».

  1. Чтение и разучивание заклички «Божья коровка…», потешки «Уж как я ль свою коровушку люблю». Лепка.
  2. «Белая березка». Загадывание загадок, хоровод, рисование.

Весеннее развлечение

Май

1.Совместное рассматривание альбома с семейными фотографиями. Беседы «Расскажите кто на фотографии», «Угадайте кто на фото», «Чей я угадай». Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…».

2.Беседа «Что значит любить родителей». Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», Заучивание потешки «Еду, еду к бабе, к деду».

1. Проект «Экологическая тропа». Составление  экологической тропы участка.

3-4 года

Сроки

Раздел «Вместе дружная семья»

Раздел «Наша кладовая»

Сентябрь

1.Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

2.Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

1.Природоохранная акция «Сохраним цветок»

2.Целевая прогулка (растения участка, природа родного края). Сбор растений для гербария.

Октябрь

1.Беседа «Моя семья». Рисование «Портрет семьи».

2.Проект «Семейный альбом»

1. «Лес». Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

Рассматривание иллюстраций «Лесные животные».

2. «Перелётные птицы». Рассматривание иллюстрации птиц. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». П/и «Перелётные птицы».

Осенний праздник

Ноябрь

1.Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

2.Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

1. Заяц и волк – лесные жители. Чтение стихотворений, творческие задания, п/игра «Зайцы и волк», беседа.

2. «Дикие звери зимой». Чтение стихотворений, творческие задания, п/ игра «Лиса и зайцы», беседа.

Развлечение «День матери»

Декабрь

1.Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

2.Беседа о труде работников ДОУ

1.Природоохранная акция «Покормите птиц зимой»

2. «Ёлочка – красавица». Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку». Рассматривание шишки.

Праздник «Новый год»

Январь

1.Беседа «Домашние животные у нас дома».

2.Творческая мастерская. Лепка «Угостим друзей оладушками».

1. «Снег, снег, снеговичок». Показать свойства снега.

Разучивание стихотворений о природе. Лепка снеговика.

2. «Птички – синички». Беседа, игра «Накорми птицу», д/ и «Улетают – не улетают».

Февраль

1.Игра «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье.

2.Беседа «Как стать сильным?»

1.Литературная гостиная «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе.

2.Рисование «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

Развлечение «День защитника Отечества»

Март

1.Беседа «Я и моя мама». Рисование «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую».

«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.

1.-2. Проект «помоги растению».

Праздник «8 Марта»

Апрель

1.«Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела».

2. Беседа «Дом в котором мы живем».

Творческая мастерская. Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

1.Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Весеннее развлечение

Май

1.Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

1.Природоохранная акция «Посади цветок»

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».

2. Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?».

Развлечение «День Победы»

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Методы реализации Программы

1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

4.Практические методы

-организация продуктивной деятельности детей;

-оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

-постановка сказок, отрывков литературных произведений;

-изготовление с детьми наглядных пособий.

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Культурная практика

Интегрированные виды деятельности

Содержание

Игры

Игровая

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы и фольклора

Познавательно-исследовательская

Носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Краеведческие игры дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре, географии, природе родного края.

Музыкально-театральная и литературная гостиная

Игровая

Коммуникативная

Музыкальная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале поэтов, писателей, музыкантов и художников родного края.

Проект

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская

Игровая

Музыкальная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Форма организации работы с детьми, в процессе которой предполагается решение проблемы краеведческого характера, предусматривающей использование разнообразных методов, средств в соответствующих видах детской деятельности и решение интегрированных задач соответствующих образовательных областей

Творческая мастерская

Игровая

Коммуникативная

Изобразительная

Конструктивная

Музыкальная

Форма организации детей, в процессе которой повышается творческая активность, способствующая развитию практических навыков, создание детям условий для использования и применения знаний, полученных в ходе ознакомления с родным краем и умений.

Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

Акция

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская

Игровая

Музыкальная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Специально организованная предметно - практическая деятельность детей, ограниченная по месту и времени проведения, направленная на формирование начал социальной активности.

Путешествие, прогулка

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская

Игровая

Музыкальная

Восприятие художественной литературы

Изобразительная;

Форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит передвижение пешком или на транспорте по какой-либо территории с целью получения информации познавательного характера, либо закрепления ранее изученного материала в ходе реализации видов детской деятельности и обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города.

Виртуальная экскурсия

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская

Игровая

Восприятие художественной литературы

Форма организации работы с детьми, которая позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогает реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Выставка

Коммуникативная,

Игровая

Изобразительная

Познавательно-исследовательская

Форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов (индивидуальных или совместных)

их деятельности по определенной теме Программы.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В совместной деятельности (игровой, познавательно-исследовательской и др.) решаются многие важные образовательные задачи краеведческого характера.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитатель соблюдает ряд общих положений:

  • предоставление детям права выбора деятельности, игрушек и т.д.;
  • оформление уголка достижений, полки достижений и т.п.;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • организация совместной с родителями проектной деятельности;
  • словесная похвала, одобрение;
  • создание разнообразных ситуаций, побуждающих детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • внимательное отношение к детским вопросам;
  • демонстрация разнообразных форм, методов взаимодействия с окружающей действительностью
  • дозирование помощи детям.

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.

Формы работы с семьями воспитанников:

  • Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений: «Мама, папа, я – спортивная семья», «День Матери», Новогодний праздник, утренник 8 марта, «День Победы» и др.
  • Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно-тематического планирования.
  • Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные традиции», «Что значит – быть патриотом?» и др.  
  • Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по микрорайону, городу, в музеи.
  • Приобщение родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.  
  • Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:  
  • список  рекомендованной для чтения детям литературы;  
  • составление картотеки иллюстраций;  
  • рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.  
  • Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического планирования).
  • Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
  • Организация совместных мероприятий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей и родителей.

План работы с родителями Приложение 1


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Техническое обеспечение:

  • ПК;
  • программное обеспечение;
  • экран;
  • мультимедийный проектор;
  • выход в Интернет.

3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания

  • Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград, 2007.
  • Аудиозаписи с песнями военных лет, звуками природы.
  • Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых// Развитие личности. – 2000. №1.
  • Джонс Дж. Методы проектирования/ Под ред. В.Ф.Венды, В.М.Мунипова. – М., 1986.
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Защитниках Отечества. – М., 2005.
  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2009.
  • Морозова Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ. – 2006, №2.
  • Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М., 2010.
  • Мультимедийные презентации.

Наглядные материалы

  • государственная символика РФ, города Куйбышева, Куйбышевского района;
  • карта Куйбышевского района;
  • альбомы, фотоиллюстрации и др.;
  • предметы народного декоративно-прикладного искусства;
  • предметы народного быта;
  • дидактические и наглядные пособия;
  • репродукции картин;

3.3. Режим организации образовательной деятельности

Совместная деятельность, деятельность в режимных моментах

Первая младшая группа

(2-3 лет)

Вторая младшая группа

(3-4 лет)

периодичность

один раз

в неделю

один раз

в неделю

продолжительность

не более 10 мин

не более 15 мин

Всего в год

36

36

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Центральным звеном в развивающей среде ДОУ по ознакомлению с родным краем являются центры  краеведения в группах. Предлагаемый в них материал меняется  в зависимости от изучаемых тематических блоков.

В них подобран материал о городе Куйбышеве и Новосибирской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике края, о знаменитых земляках, о природных богатствах края и его обитателях. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами, специальной литературой. На стендах и в альбомах размещена информация о гербе, флаге города Куйбышева; карта Новосибирской области, где отмечены природные и ископаемые богатства Новосибирской области. Альбомы «Куйбышев творческий» (художники,  композиторы, певцы, музыканты, творческие коллективы, писатели, поэты) «Каинск исторический», «Природа родного края», «Красная книга Куйбышевского района».

В музейном уголке представлены иллюстрации и изделия народных промыслов, альбомы об истории детского сада.

 

Примерное содержание патриотических уголков

Тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям поселка/города/района, транспорту, архитектуре, профессиям жителей и его знаменитым жителям.

Примерная тематика:

фотоальбомы из ближайшего окружения:

  • «Моя семья»
  • «Мой детский сад»
  • «Виды родного города».
  •  «Растения на территории нашего детского сада»
  • «Животный мир рядом с нами»

Символика родного города/района (флаг, герб)

Дидактические игры краеведческого содержания

Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки о городе/районе)

Мини-музей: художественное творчество

Аудио- и видео- материалы о родном городе/районе.

3.5 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Содержание

Сроки

Выставка поделок «Осень - вкусная пора» (в группах)

сентябрь

Фотовыставка «Увлечения нашей семьи»

Праздник «День знаний»

Спортивно-патриотический праздник «Зарница»

День дошкольного работника

Выставка творческих работ «Талисман нашей семьи»

октябрь

Выставка поделок «У мамы золотые руки»

ноябрь

Фотогалерея «Мы нужны друг другу»

Концерт, посвященный Дню Матери.

Выставка креативных новогодних поделок: «Новогодний серпантин»

декабрь

Создание альбомов о зимних видах спорта: фотоальбома и альбома рисунков детей «Мы отдыхаем всей семьёй».

январь

Месячник по патриотическому воспитанию

февраль

Экспозиция детского творчества «День Армии»

Фотовыставка «Весна. Девчонки. Позитив» (музейный уголок)

март

Выставка детских рисунков «Нет тебя прекрасней»

Тематических праздник  «Масленица». Проводы зимы.

Выставка – конкурс «Дорого яичко к пасхальному дню»

апрель

Изготовление  полотна памяти 

Сшивание лоскутков,  на которых написаны имена и фамилии погибших родственников в воинах,  в одно полотно

май

Выставка листовок «Дорога памяти «И помнит мир спасённый…»

Литературно-музыкальная композиция «Праздник Победы»

Конкурс «Народная игрушка своими руками»

Конкурс рисунков на асфальте «Миру-мир»

День защиты детей

июнь

Праздник «День России»

Развлечение «Мама, папа, я – счастливая семья»

июль

Развлечение «Праздник урожая»

август


3.6. Кадровые условия реализации Программы

Воспитательно-образовательную деятельность по реализации Программы осуществляют 6 педагогов: из них 4 воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Каждая группа непрерывно сопровождается одним младшим воспитателем, который относится к учебно-вспомогательным работникам.

В целях эффективной реализации Программы создаются условия для профессионального развития педагогических кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования.

Все педагогические работники повышают свою квалификацию посредством курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров.

Характеристика кадрового состава  

1. По образованию                                      

  высшее педагогическое  образование

5 /83%

среднее педагогическое  образование  

1 /17%

2. По стажу

до 5 лет      

1/17%

от 5 до 10 лет                                              

2/33%

свыше 15 лет                                              

3/50%

3.По результатам

    аттестации

высшая квалификационная категория  

3/50%

первая квалификационная категория    

2/33%

не имеют квалификационная  категории            

1/17%

4. Курсовая подготовка

«Методика дошкольного образования»

6/100%

«Проектирование и организация образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО»

5/83%


Приложение 1

План работы с родителями воспитанников

Содержание деятельности

Ответственный

Сроки

Родительские собрания

Групповые тематические родительские собрания (в дистанционном режиме)

Воспитатели групп

По плану воспитателей

Консультирование

 Оказание консультативной помощи:

  • по заявке родителей;
  • проблемная;
  • оперативная.

Заведующий Специалисты

В течение года

 Заочное консультирование через групповые информационные стенды (по плану воспитателей)

Воспитатели ДОУ

 Заочное консультирование через медицинские информационные стенды  

мед. сестра

 

Оформление памяток

воспитатели

Участие родителей в мероприятиях ДОУ

Участие родителей в акциях, выставках, конкурсах, организованных в ДОУ

В течение года

Совместные детско-спортивные праздники, развлечения, досуги

 Посещение открытых занятия с целью знакомства родителей с работой

ДОУ по всем направлениям образовательной программы.

 Оформление информационно-справочных стендов

 Организация работы по месяцам

Заключение договора с родителями вновь поступающих воспитанников

Заведующий

Июнь-август  

Составление плана работы Совета ДОУ

Заведующий Совет ДОУ

Сентябрь

Анкетирование «Адаптировался ли ваш ребенок к детскому саду?», «Ваш ребенок скоро станет первоклассником»

Воспитатели

Выставка «Сказка из овощей»

Выставка рисунков «Мой любимый воспитатель»

Фотогалерея «Бабушка рядышком с дедушкой»

Воспитатели

Октябрь

Выставка творческих работ «Птицы нашего края»

Воспитатели

Анкетирование «Удовлетворенность» (группа вновь прибывших детей)

Старший воспитатель

Обновление папок - передвижек

"Правила дорожные детям знать положено"

Воспитатели

Неделя здоровья

Воспитатели

Инст. по физкультуре

Организация родительских собраний (дистанционно)  

Заведующий

Воспитатели

Сентябрь

Декабрь

Апрель

Обсуждение вопроса обеспечения безопасности детей на дороге на групповом родительском собрании

Воспитатели

Сентябрь

Консультирование

«Какой он, завтрашний первоклассник?»

Воспитатели

Ноябрь

Выставка поделок «Мамины руки не знают скуки»

Воспитатели

Выставка детского творчества «Загляните в мамины глаза»

Воспитатели

День матери «Мама, ты лучшая на свете!»

Воспитатели

Выставка креативных поделок «Новогодний серпантин»

Воспитатели

Родители  

Декабрь

Новогодний утренник

Музыкальн. рук-ль

Воспитатели групп

Консультация «Новогодние праздники. Правила пожарной безопасности»

Воспитатели

Консультация для воспитателей

«Мотивационная готовность детей к школе»

Воспитатели  

Подготовка рекомендаций (памяток) для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу».

Воспитатели

Выставка рисунков «Я люблю тебя, мой край родной»

Старший воспитатель Воспитатели

Февраль

Фотовыставка «Папа может все, что угодно»

Воспитатели  

Праздник «Будем в армии служить»

Инст. по физкультуре

Музыкальный руков.

Консультация «Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей»

Воспитатели  

Неделя здоровья

Воспитатели

Инст. по физкультуре

Выставка детских рисунков «Мама, мамочка, мамуля»

Воспитатели

Март

Праздник «8 марта»

Музыкальн. руков.

Наглядная пропаганда «Что должен знать первоклассник», «Как подготовить ребенка к школе?»

Старший воспитатель

Тематический праздник «Масленица». Проводы зимы.

Инст. по физкультуре Музыкальн. руков.

Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка

Инст. по физкультуре

Апрель

Выставка – конкурс «Дорого яичко к пасхальному дню» 

Старший вос-ль

Воспитатели

Выставка листовок «Дорога памяти «И помнит мир спасенный…»  

Руководит. музейного уголка

Май

Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир»

Руководит. музейного уголка

Изготовление полотна памяти.

Руководит. музейного уголка

Консультация

«Как правильно использовать летний отдых» 

Воспитатели групп

Конкурс «Народная игрушка своими руками»

Старший вос-ль

Выпускной балл «До свидания детский сад»

Музыкальн. рук-ль

Инструктаж по соблюдению ПДД

Воспитатели групп

Выпуск газеты «Мир детства»

Ред. коллегия

1 раз в квартал

Ведение страниц в социальной сети ВКонтакте

Сошникова Т.В.

В течение года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...