Парциальная образовательная программа «Я - патриот»
рабочая программа
Программа «Я патриот» предназначена для организации патриотического воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста (в том числе детей с ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Программа «Я патриот» построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.
Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).
Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,
Работа с детьми построена в рамках субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.
Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-patriot_2021.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка»
ПРИНЯТА: решением педагогического совета протокол от 31. 08. 2021 № 01 | УТВЕРЖДЕНА: Заведующий ДОУ «Алёнушка» _____________ Л.А. Косенкова Приказ от 31. 08. 2021 № _____ |
Парциальная образовательная программа
«Я - патриот»
Возраст обучающихся: 2-4 лет
Срок реализации 2 года
г. Куйбышев
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ№ | Наименование разделов | Стр. |
Введение | 2 | |
I. | Целевой раздел. | 3 |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Цель и задачи реализации Программы. | 3 |
1.2 | Принципы и подходы к реализации Программы. | 4 |
1.3 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики. | 5 |
2 | Планируемые результаты освоения Программы. | 8 |
II | Содержательный раздел. | 9 |
2.1 | Содержание образовательной деятельности | 9 |
2.2 | Перспективное планирование по возрастным группам | 11 |
2.3 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 20 |
2.4 | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 22 |
2.5 | Способы поддержки детской инициативы. | 24 |
2.6 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. | 24 |
III | Организационный раздел. | 25 |
3.1 | Материально-техническое обеспечение Программы | 25 |
3.2 | Методические материалы и средства обучения и воспитания | 25 |
3.3 | Режим организации образовательной деятельности | 26 |
3.4 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 26 |
ВВЕДЕНИЕ
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Велика роль природы в воспитании детей. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.
Учитывая все вышесказанное, а также образовательные потребности и интересы родителей (законных представителей) воспитанников (по результатам анкетирования родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» - 100% опрошенных родителей считают важным воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств), мы разработали программу «Я – патриот».
Программа «Я патриот» предназначена для организации патриотического воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста (в том числе детей с ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Программа «Я патриот» построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений.
Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).
Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала,
Работа с детьми построена в рамках субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.
Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Я патриот» разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования.
Программа является региональным компонентом части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений и направлена на нравственно-патриотическое воспитание детей 2 - 4 лет (в том числе детей с ОВЗ).
Нормативный срок освоения программы – 2 года.
1.1 Цель и задачи реализации Программы
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Заложить у детей основы патриотического воспитания.
- Познакомить и приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
- Расширить представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
- Знакомить с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
- Формировать у ребёнка представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
- Формировать: элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, способствовать накоплению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
- Знакомить детей с русским народным творчеством (колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры) и народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).
Развивающие:
- Развивать интерес к русским народным сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, забав.
- Развивать речь детей, побуждая их отвечать на простые вопросы и повторением песен, потешек.
Воспитательные:
- Воспитывать внимание и заботу, по отношению к окружающим.
- Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к
своим близким.
- Воспитывать важнейшие черты русского национального характера и прививать, присущие ему, нравственные ценности: представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
- Воспитывать чувство вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
- Воспитывать в детях любовь к родной земле.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать позитивное отношение к чистоте и опрятности.
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы формирования Программы:
Содержание настоящей Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами дошкольного образования, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом:
- Поддержка разнообразия детства. Образовательная деятельность выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2) Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
3) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.
4) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход
игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу.
5) Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.
6) Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
7) Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте.
8) Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
9) Взаимодействие с организациями социализации, образования и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества для обогащения детского развития, приобщения детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, организаций), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных экскурсий, праздников.
1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Возрастные особенности развития детей
2-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.
3-4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного воспитания. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В этом возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Обладают устойчивые избирательные взаимоотношения, конфликты преимущественно возникают по поводу игрушек.
Во многом поведение ребенка 3-4 лет ситуативно, но наблюдаются и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
2. Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы «Я – патриот» дети будут:
иметь первичные представления:
- о семье, традиционных семейных ценностях;
- о людях, которые находятся рядом с ним в детском саду;
- о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека);
- о том, что хорошо и что плохо;
- о русском народном творчестве (колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры) и народных промыслах (матрешки, ложки и т.п).
уметь:
- проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и взрослыми;
- играть вместе, не ссорясь;
- анализировать поступки сказочных героев;
у детей будут развиты личностные качества:
- навыки межличностного общения;
- позитивное отношение к самому себе, к другим людям, окружающему миру;
- эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать);
- эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира.
2.1 Педагогическая диагностика.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, анализа продуктов детского творчества.
Критерии педагогической диагностики:
- Умеет общаться со сверстниками и взрослыми, согласно общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
- Имеет представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
- Знаком с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
- Имеет представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
- Имеет элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо.
- Доброжелательно относится к окружающим, умеет делиться с товарищем.
- Знает колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры, знаком с народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).
- Умеет отвечать на простые вопросы.
- С вниманием и заботой относится к окружающим.
- Имеет представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
- Умеет здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
- Умеет бережно относиться к родной природе.
- Имеет позитивное отношение к чистоте и опрятности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности
Структура программы
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам:
- раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
- раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
2 раздел «Наша кладовая».
Основной его задачей является формирование представления детей о природных особенностях их малой Родины.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
- Расширять представления о природных богатствах Куйбышевского района, Новосибирской области: растительном и животном мире.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заказниках.
2.2. Перспективное планирование
2-3 года
Сроки | Раздел «Вместе дружная семья» | Раздел «Наша кладовая» |
Сентябрь | 1.Беседа «Моя группа». Экскурсия по группе. Пальчиковая игра «Сорока-белобока». 2.Чтение потешек «Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса…», «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку…». | 1.«Цветы на клумбе осенью». Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение. 2.Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?», дидактическая игра «Узнай на вкус?» |
Октябрь | 1.Кукольный театр «Курочка Ряба» 2.Рассматривание картины «Как дружно играют дети в детском саду». | 1. «Что нас лечит от простуды» Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. 2. «Осенние деревья». Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование. |
Осенний праздник | ||
Ноябрь | 1.Беседа «Для чего человеку имя?». 2.Словесные игры «Назови ласково», «Кто я?». Заучивание потешек: «Котик - коток», «Кошка Мурка». | 1. «Воробьишка». наблюдениям за птицами. Подвижная игра «Кто в домике живет?», Птичьи заклички, Речевая игра «Кто же это?» 2. «Дикие звери зимой». Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра «Зайцы и волк». |
Развлечение «День матери» | ||
Декабрь | 1.Игра-ситуация «Давай меняться», «Помогите мне». Хоровод «Ходит Ваня». 2.Чтение/пение С.Михалков «Песня друзей» | 1. «Снежинка». Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет». Экспериментирование со снегом. 2. «Жизнь птиц зимой». Природоохранная акция «Покормите птиц зимой». |
Праздник «Новый год» | ||
Январь | 1.Разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка». 2.Разучивание потешки «Маша варежку надела». | 1. «Мороз – удивительный художник». Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова. |
Февраль | 1.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа был солдатом» 2.Нетрадиционное рисование «Самолеты летят» (изготовление открыток для пап). | 1. «Котенок Пушок». Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных. Рассказывание потешки «Пошел котик на торжок». 2. «Выращиваем лук на окошке». Наблюдение за изменениями в луковицах. Беседа с элементами труда. |
Развлечение «День защитника Отечества» | ||
Март | 1.Беседа с детьми о своих мамах, «Как я помогаю маме», с\р игра «Дочки- матери». 2.Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине». Коллективное творчество. Рисование ладошками «Букет». | 1. «К нам весна шагает быстрыми шагами». Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. Экспериментирование «Взаимодействие воды и снега» 2. «Наши четвероногие друзья – собака». Наблюдение, подвижные игры. «Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки. |
Праздник «8 Марта» | ||
Апрель | 1.Знакомство с народными промыслами: матрешкой, неваляшкой. Раскраски «Платочек для матрешки». 2.Ритмические движения под «Танцы с платочками», пение «Во саду ли…», игра на народных музыкальных инструментах (ложках) с песней «Жили у бабуси». |
|
Весеннее развлечение | ||
Май | 1.Совместное рассматривание альбома с семейными фотографиями. Беседы «Расскажите кто на фотографии», «Угадайте кто на фото», «Чей я угадай». Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…». 2.Беседа «Что значит любить родителей». Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», Заучивание потешки «Еду, еду к бабе, к деду». | 1. Проект «Экологическая тропа». Составление экологической тропы участка. |
3-4 года
Сроки | Раздел «Вместе дружная семья» | Раздел «Наша кладовая» |
Сентябрь | 1.Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) 2.Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | 1.Природоохранная акция «Сохраним цветок» 2.Целевая прогулка (растения участка, природа родного края). Сбор растений для гербария. |
Октябрь | 1.Беседа «Моя семья». Рисование «Портрет семьи». 2.Проект «Семейный альбом» | 1. «Лес». Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные». 2. «Перелётные птицы». Рассматривание иллюстрации птиц. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». П/и «Перелётные птицы». |
Осенний праздник | ||
Ноябрь | 1.Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» 2.Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». | 1. Заяц и волк – лесные жители. Чтение стихотворений, творческие задания, п/игра «Зайцы и волк», беседа. 2. «Дикие звери зимой». Чтение стихотворений, творческие задания, п/ игра «Лиса и зайцы», беседа. |
Развлечение «День матери» | ||
Декабрь | 1.Наблюдение за трудом младшего воспитателя. 2.Беседа о труде работников ДОУ | 1.Природоохранная акция «Покормите птиц зимой» 2. «Ёлочка – красавица». Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку». Рассматривание шишки. |
Праздник «Новый год» | ||
Январь | 1.Беседа «Домашние животные у нас дома». 2.Творческая мастерская. Лепка «Угостим друзей оладушками». | 1. «Снег, снег, снеговичок». Показать свойства снега. Разучивание стихотворений о природе. Лепка снеговика. 2. «Птички – синички». Беседа, игра «Накорми птицу», д/ и «Улетают – не улетают». |
Февраль | 1.Игра «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. 2.Беседа «Как стать сильным?» | 1.Литературная гостиная «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. 2.Рисование «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». |
Развлечение «День защитника Отечества» | ||
Март | 1.Беседа «Я и моя мама». Рисование «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | 1.-2. Проект «помоги растению». |
Праздник «8 Марта» | ||
Апрель | 1.«Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела». 2. Беседа «Дом в котором мы живем». Творческая мастерская. Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». | 1.Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» |
Весеннее развлечение | ||
Май | 1.Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | 1.Природоохранная акция «Посади цветок» Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». 2. Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?». |
Развлечение «День Победы» |
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Методы реализации Программы
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
4.Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
-постановка сказок, отрывков литературных произведений;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Культурная практика | Интегрированные виды деятельности | Содержание |
Игры | Игровая Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора Познавательно-исследовательская | Носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Краеведческие игры дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре, географии, природе родного края. |
Музыкально-театральная и литературная гостиная | Игровая Коммуникативная Музыкальная Восприятие художественной литературы Изобразительная | Форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале поэтов, писателей, музыкантов и художников родного края. |
Проект | Коммуникативная, Познавательно-исследовательская Игровая Музыкальная Восприятие художественной литературы Изобразительная | Форма организации работы с детьми, в процессе которой предполагается решение проблемы краеведческого характера, предусматривающей использование разнообразных методов, средств в соответствующих видах детской деятельности и решение интегрированных задач соответствующих образовательных областей |
Творческая мастерская | Игровая Коммуникативная Изобразительная Конструктивная Музыкальная | Форма организации детей, в процессе которой повышается творческая активность, способствующая развитию практических навыков, создание детям условий для использования и применения знаний, полученных в ходе ознакомления с родным краем и умений. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. |
Акция | Коммуникативная, Познавательно-исследовательская Игровая Музыкальная Восприятие художественной литературы Изобразительная | Специально организованная предметно - практическая деятельность детей, ограниченная по месту и времени проведения, направленная на формирование начал социальной активности. |
Путешествие, прогулка | Коммуникативная, Познавательно-исследовательская Игровая Музыкальная Восприятие художественной литературы Изобразительная; | Форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит передвижение пешком или на транспорте по какой-либо территории с целью получения информации познавательного характера, либо закрепления ранее изученного материала в ходе реализации видов детской деятельности и обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города. |
Виртуальная экскурсия | Коммуникативная, Познавательно-исследовательская Игровая Восприятие художественной литературы | Форма организации работы с детьми, которая позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогает реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. |
Выставка | Коммуникативная, Игровая Изобразительная Познавательно-исследовательская | Форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов (индивидуальных или совместных) их деятельности по определенной теме Программы. |
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
В совместной деятельности (игровой, познавательно-исследовательской и др.) решаются многие важные образовательные задачи краеведческого характера.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитатель соблюдает ряд общих положений:
- предоставление детям права выбора деятельности, игрушек и т.д.;
- оформление уголка достижений, полки достижений и т.п.;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- организация совместной с родителями проектной деятельности;
- словесная похвала, одобрение;
- создание разнообразных ситуаций, побуждающих детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- внимательное отношение к детским вопросам;
- демонстрация разнообразных форм, методов взаимодействия с окружающей действительностью
- дозирование помощи детям.
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.
Формы работы с семьями воспитанников:
- Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений: «Мама, папа, я – спортивная семья», «День Матери», Новогодний праздник, утренник 8 марта, «День Победы» и др.
- Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно-тематического планирования.
- Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные традиции», «Что значит – быть патриотом?» и др.
- Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по микрорайону, городу, в музеи.
- Приобщение родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.
- Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:
- список рекомендованной для чтения детям литературы;
- составление картотеки иллюстраций;
- рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
- Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического планирования).
- Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
- Организация совместных мероприятий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей и родителей.
План работы с родителями Приложение 1
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Техническое обеспечение:
- ПК;
- программное обеспечение;
- экран;
- мультимедийный проектор;
- выход в Интернет.
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
- Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград, 2007.
- Аудиозаписи с песнями военных лет, звуками природы.
- Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых// Развитие личности. – 2000. №1.
- Джонс Дж. Методы проектирования/ Под ред. В.Ф.Венды, В.М.Мунипова. – М., 1986.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2008.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Защитниках Отечества. – М., 2005.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2009.
- Морозова Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ. – 2006, №2.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М., 2010.
- Мультимедийные презентации.
Наглядные материалы
- государственная символика РФ, города Куйбышева, Куйбышевского района;
- карта Куйбышевского района;
- альбомы, фотоиллюстрации и др.;
- предметы народного декоративно-прикладного искусства;
- предметы народного быта;
- дидактические и наглядные пособия;
- репродукции картин;
3.3. Режим организации образовательной деятельности
Совместная деятельность, деятельность в режимных моментах | ||
Первая младшая группа (2-3 лет) | Вторая младшая группа (3-4 лет) | |
периодичность | один раз в неделю | один раз в неделю |
продолжительность | не более 10 мин | не более 15 мин |
Всего в год | 36 | 36 |
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Центральным звеном в развивающей среде ДОУ по ознакомлению с родным краем являются центры краеведения в группах. Предлагаемый в них материал меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.
В них подобран материал о городе Куйбышеве и Новосибирской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике края, о знаменитых земляках, о природных богатствах края и его обитателях. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами, специальной литературой. На стендах и в альбомах размещена информация о гербе, флаге города Куйбышева; карта Новосибирской области, где отмечены природные и ископаемые богатства Новосибирской области. Альбомы «Куйбышев творческий» (художники, композиторы, певцы, музыканты, творческие коллективы, писатели, поэты) «Каинск исторический», «Природа родного края», «Красная книга Куйбышевского района».
В музейном уголке представлены иллюстрации и изделия народных промыслов, альбомы об истории детского сада.
Примерное содержание патриотических уголков
Тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям поселка/города/района, транспорту, архитектуре, профессиям жителей и его знаменитым жителям.
Примерная тематика:
фотоальбомы из ближайшего окружения:
- «Моя семья»
- «Мой детский сад»
- «Виды родного города».
- «Растения на территории нашего детского сада»
- «Животный мир рядом с нами»
Символика родного города/района (флаг, герб)
Дидактические игры краеведческого содержания
Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки о городе/районе)
Мини-музей: художественное творчество
Аудио- и видео- материалы о родном городе/районе.
3.5 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Содержание | Сроки |
Выставка поделок «Осень - вкусная пора» (в группах) | сентябрь |
Фотовыставка «Увлечения нашей семьи» | |
Праздник «День знаний» | |
Спортивно-патриотический праздник «Зарница» | |
День дошкольного работника | |
Выставка творческих работ «Талисман нашей семьи» | октябрь |
Выставка поделок «У мамы золотые руки» | ноябрь |
Фотогалерея «Мы нужны друг другу» | |
Концерт, посвященный Дню Матери. | |
Выставка креативных новогодних поделок: «Новогодний серпантин» | декабрь |
Создание альбомов о зимних видах спорта: фотоальбома и альбома рисунков детей «Мы отдыхаем всей семьёй». | январь |
Месячник по патриотическому воспитанию | февраль |
Экспозиция детского творчества «День Армии» | |
Фотовыставка «Весна. Девчонки. Позитив» (музейный уголок) | март |
Выставка детских рисунков «Нет тебя прекрасней» | |
Тематических праздник «Масленица». Проводы зимы. | |
Выставка – конкурс «Дорого яичко к пасхальному дню» | апрель |
Изготовление полотна памяти Сшивание лоскутков, на которых написаны имена и фамилии погибших родственников в воинах, в одно полотно | май |
Выставка листовок «Дорога памяти «И помнит мир спасённый…» | |
Литературно-музыкальная композиция «Праздник Победы» | |
Конкурс «Народная игрушка своими руками» | |
Конкурс рисунков на асфальте «Миру-мир» | |
День защиты детей | июнь |
Праздник «День России» | |
Развлечение «Мама, папа, я – счастливая семья» | июль |
Развлечение «Праздник урожая» | август |
3.6. Кадровые условия реализации Программы
Воспитательно-образовательную деятельность по реализации Программы осуществляют 6 педагогов: из них 4 воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Каждая группа непрерывно сопровождается одним младшим воспитателем, который относится к учебно-вспомогательным работникам.
В целях эффективной реализации Программы создаются условия для профессионального развития педагогических кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования.
Все педагогические работники повышают свою квалификацию посредством курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров.
Характеристика кадрового состава
1. По образованию | высшее педагогическое образование | 5 /83% |
среднее педагогическое образование | 1 /17% | |
2. По стажу | до 5 лет | 1/17% |
от 5 до 10 лет | 2/33% | |
свыше 15 лет | 3/50% | |
3.По результатам аттестации | высшая квалификационная категория | 3/50% |
первая квалификационная категория | 2/33% | |
не имеют квалификационная категории | 1/17% | |
4. Курсовая подготовка | «Методика дошкольного образования» | 6/100% |
«Проектирование и организация образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО» | 5/83% |
Приложение 1
План работы с родителями воспитанников
Содержание деятельности | Ответственный | Сроки | |
Родительские собрания | |||
Групповые тематические родительские собрания (в дистанционном режиме) | Воспитатели групп | По плану воспитателей | |
Консультирование | |||
Оказание консультативной помощи:
| Заведующий Специалисты | В течение года | |
Заочное консультирование через групповые информационные стенды (по плану воспитателей) | Воспитатели ДОУ | ||
Заочное консультирование через медицинские информационные стенды | мед. сестра
| ||
Оформление памяток | воспитатели | ||
Участие родителей в мероприятиях ДОУ | |||
Участие родителей в акциях, выставках, конкурсах, организованных в ДОУ | В течение года | ||
Совместные детско-спортивные праздники, развлечения, досуги | |||
Посещение открытых занятия с целью знакомства родителей с работой ДОУ по всем направлениям образовательной программы. | |||
Оформление информационно-справочных стендов | |||
Организация работы по месяцам | |||
Заключение договора с родителями вновь поступающих воспитанников | Заведующий | Июнь-август | |
Составление плана работы Совета ДОУ | Заведующий Совет ДОУ | Сентябрь | |
Анкетирование «Адаптировался ли ваш ребенок к детскому саду?», «Ваш ребенок скоро станет первоклассником» | Воспитатели | ||
Выставка «Сказка из овощей» | |||
Выставка рисунков «Мой любимый воспитатель» | |||
Фотогалерея «Бабушка рядышком с дедушкой» | Воспитатели | Октябрь | |
Выставка творческих работ «Птицы нашего края» | Воспитатели | ||
Анкетирование «Удовлетворенность» (группа вновь прибывших детей) | Старший воспитатель | ||
Обновление папок - передвижек "Правила дорожные детям знать положено" | Воспитатели | ||
Неделя здоровья | Воспитатели Инст. по физкультуре | ||
Организация родительских собраний (дистанционно) | Заведующий Воспитатели | Сентябрь Декабрь Апрель | |
Обсуждение вопроса обеспечения безопасности детей на дороге на групповом родительском собрании | Воспитатели | Сентябрь | |
Консультирование «Какой он, завтрашний первоклассник?» | Воспитатели | Ноябрь | |
Выставка поделок «Мамины руки не знают скуки» | Воспитатели | ||
Выставка детского творчества «Загляните в мамины глаза» | Воспитатели | ||
День матери «Мама, ты лучшая на свете!» | Воспитатели | ||
Выставка креативных поделок «Новогодний серпантин» | Воспитатели Родители | Декабрь | |
Новогодний утренник | Музыкальн. рук-ль Воспитатели групп | ||
Консультация «Новогодние праздники. Правила пожарной безопасности» | Воспитатели | ||
Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе» | Воспитатели | ||
Подготовка рекомендаций (памяток) для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу». | Воспитатели | ||
Выставка рисунков «Я люблю тебя, мой край родной» | Старший воспитатель Воспитатели | Февраль | |
Фотовыставка «Папа может все, что угодно» | Воспитатели | ||
Праздник «Будем в армии служить» | Инст. по физкультуре Музыкальный руков. | ||
Консультация «Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей» | Воспитатели | ||
Неделя здоровья | Воспитатели Инст. по физкультуре | ||
Выставка детских рисунков «Мама, мамочка, мамуля» | Воспитатели | Март | |
Праздник «8 марта» | Музыкальн. руков. | ||
Наглядная пропаганда «Что должен знать первоклассник», «Как подготовить ребенка к школе?» | Старший воспитатель | ||
Тематический праздник «Масленица». Проводы зимы. | Инст. по физкультуре Музыкальн. руков. | ||
Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка | Инст. по физкультуре | Апрель | |
Выставка – конкурс «Дорого яичко к пасхальному дню» | Старший вос-ль Воспитатели | ||
Выставка листовок «Дорога памяти «И помнит мир спасенный…» | Руководит. музейного уголка | Май | |
Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир» | Руководит. музейного уголка | ||
Изготовление полотна памяти. | Руководит. музейного уголка | ||
Консультация «Как правильно использовать летний отдых» | Воспитатели групп | ||
Конкурс «Народная игрушка своими руками» | Старший вос-ль | ||
Выпускной балл «До свидания детский сад» | Музыкальн. рук-ль | ||
Инструктаж по соблюдению ПДД | Воспитатели групп | ||
Выпуск газеты «Мир детства» | Ред. коллегия | 1 раз в квартал | |
Ведение страниц в социальной сети ВКонтакте | Сошникова Т.В. | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) 2015-2016гг (ноябрь)
Комплексно тематическое планирование на ноябрь 2015г...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...
2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...