«Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности дошкольников»
консультация (средняя группа)

Гусарова Инна Валентиновна

 «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности  дошкольников.

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА №167 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 «Мастер-класс для педагогов МБДОУ

«Экспериментирование-как средство развития познавательной активности  дошкольников»

Подготовила: воспитатель Гусарова И.В.

Донецк 2021

 «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности  дошкольников.

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Слайд 2.

Воспитатель пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с особенностями организации деятельности - детское экспериментирование.

Слайд 3.Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать»

Слайд 4. Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания«Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Сегодня мы с вами познаем тонкости организации исследовательской деятельности.

Слайд 5. Уважаемые коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?.

Слайд 6. (Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интересаразвитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности)

Слайд 7. И так, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у детей представлений:

1. О материалах.

2. О взаимодействии веществ.

3. Об объектах неживой природы.

Слайд 8. Уважаемы коллеги, хотела спросить у вас, какой структуры вы придерживаетесь в организации проведения экспериментов?

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

непосредственное проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных;

- вывод.

Слайд 9. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.

Слайд 10. -Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Девочка смешная, шкода

Спокойства мишке не даёт,

А он ей всё прощает,

От досады чуть ли не ревёт.

-Вы узнали героя этой сказки?

-Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь» (звучит мелодия из мультфильма)Хочу такой сайт

-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река. Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть цветы поближе.

На пути у Маши появился волшебный мост. Как через него перебраться Мост ведь волшебный - просто так не пройти. Проведём эксперимент Опыт №1 «Рекордный вес»

У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим баночку снова - ура гармошка держит вес банки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)

Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше.

Шла она, шла и вдруг видит перед собой гору высокую. А из горы той вода огненная стекает. И так это Маше понравилось, что глаз не могла она отвести.

- Как Вы думаете, что увидела Маша? (Ответы педагогов). Сейчас мы с Вами увидим, что же так заворожило нашу путешественницу.

Опыт №2. «Извергающийся вулкан»

Перед Вами на столах стоят вулканы. Что же нужно сделать, чтобы вулкан проснулся? Насыпаем внутрь вулкана 2 ст. ложки соды. Чтобы насыпать аккуратно, воспользуемся воронкой. В отдельную ёмкость нальём 1/3 стакана воды, добавим в него 1 пачку лимонной кислоты, каплю красной краски, капельку жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился, и медленно переливаем содержимое стакана в вулкан. Что же произошло?

Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи (соды) с кислотой (лимонная кислота). Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

Сказка продолжается

Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?

Опыт №3 (тучка с дождём) (звучит звук дождя)

Цельэксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.

Для эксперимента понадобится:

1. Стакан (можно взять банку).

2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.

3. Вода.

4. Краска гуашевая (синий или голубой).

5. Пипетка.

Ход:

1. В стакан налить воду, в целях экономии времени, но не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).

2. Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья или мусс (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился!

Покажите ребенку на этом примере,что:

прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.

а пена — это облако!

3. Краску размешайте с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод(Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша. Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?

-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.

Опыт №4 «Надувание мыльных пузырей»

Цельпознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Ход: зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Почему это произошло?

Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.

Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

Слайд Удачных экспериментов!

Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций!

Уважаемые коллеги:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

2. Полезна ли была вам информация мастер – класса?.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА №167 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Конспект занятия по познавательному развитию на тему

»

Подготовила: воспитатель Гусарова И.В.

Донецк 2021

Мастер-класс для педагогов БДОУ

Тема «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:  

- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

- Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Оборудование:  цыпленок (игрушка), емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, 2 апельсина, губка, пипетка, груша, салфетка, соломинка, средство для мытья посуды.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Свое выступление я хочу начать с пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать.

Дидактический смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской  деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество.

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

Опыт работы показывает: элементарная экспериментально – исследовательская деятельность доступна детям уже с раннего дошкольного возраста.

Дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства;

растения на участке, птиц, насекомых;

ловят ветерок, запускают самолетики;

превращают снег в воду, а прозрачную воду – в разноцветную.

Тематика и содержание экспериментов могут быть очень разнообразными.

В младших группах эксперименты короткие, простые. Например, «Грузовик». В течение дня мы с малышами в игре обследовали части грузовика, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводили опыт: поедет ли грузовик без одного колеса? и т. д.

В старших группах эксперименты сложнее.

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Сказка называется «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и цыпленок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1 Цветы кувшинки

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.

Цыпленок захотел поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и с удовлетворением отметил, что она плавает.

Плывя на коре дерева, он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Как вы думаете, почему рыбы плавают?

У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Опыт № 2 Воздушные пузырьки

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет). Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает?

Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Цыпленок внимательно наблюдал за рыбками. Затем он пошел дальше узнавать мир.

Опыт № 3 Апельсин в соленой и пресной воде

Он увидел апельсин и выбросил его в пруд.

Что произошло с апельсином? Он не утонул!!! И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очищаем апельсин от кожуры и опускаем в воду. Апельсин утонул!!! Почему? Нет кожуры.

Во второй стакан добавим в воду соль. Что видите? Почему? Апельсин поднялся? Потому что добавили соль.

Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды. Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому апельсины в ней не тонут. Поэтому - то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.

Опыт № 4. Помощь солнышку

Дальше цыпленок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило цыпленка помочь ему высушить лужу.

Как мы можем помочь солнышку? Правильно собрать воду разными предметами.

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

Опыт № 5 Замок принцессы Пены

Высушив лужу, цыпленок пошел дальше и увидел пенный замок. В этом замке кто – то жил.

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.

Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке».

Опыт № 6 Пчелки на лугу

Распрощавшись с принцессой, цыпленок пошел дальше и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.

Цыпленку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. 

Опыт № 7 Следы на песке

Нагулявшись, Цыпленок решил вернуться домой. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы. По этим следам он успешно вернулся к маме-курице.

Взять в руки сухой песок и сыпать его струйкой. Затем мокрый песок.

Палочкой, пальчиком оставить следы на сухом песке, затем на мокром песке.

Давайте вспомним свойства мокрого песка?

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет

Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый реб?нок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» сделал сам.

Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Вам удалось почувствовать себя детьми?

Выразите своё отношение к тому, что вы делали

1— тремя существительными (мастер-класс, игра, эксперимент)

2 — тремя прилагательными (интересное, увлекательное, познавательное)

3 — тремя глаголами (играли, экспериментировали, слушали)

Выскажите своё мнение, для вас все, что мы сейчас делали, это приемлемые формы работы с детьми?

Это только малая часть всех форм, которые можно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога Павла Петровича Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать»  

Мне было приятно с вами работать и общаться. Спасибо вам за участие в мастер-классе. В заключение процитирую слова Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех». Желаю всем нам успехов и плодотворного сотрудничества!

Мастер-класс для педагогов на тему «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»

Цельмастер-класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через организацию поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через организацию поисково-исследовательской деятельности.

2. Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности дошкольников.

4. Активизировать самостоятельную работу педагогов.

5. Распространить опыт собственной деятельности на уровне ДОУ.

Ход мастер-класса.

- Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.

- Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет

экспериментирование в развитии ребё нка-дошкольника?

• Опыты и эксперименты, способствуют формированию у детей познавательного интереса;

• Развитию наблюдательности, мыслительной деятельности;

• Творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

• Расширению кругозора детей;

• Поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

• Обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

- Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

- Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

- В опытно – экспериментальной деятельности с детьми можно применять методы наблюдения, рассматривание натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, чтение познавательной литературы, а так же использовать художественные образы по сказке. Внедрение художественного образа по сказкерассказу в опытнической деятельности принимается детьми успешно, что улучшает процессы умственной работы ребенка, увеличивает интенсивность его развития.

- Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

-Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый реб нок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.

- Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова «Упрямый лягушонок». Сегодня я расскажу вам, что же с ним произошло дальше. Приглашаю Вас в сказку-действие.

- Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.

- Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1.

Оборудование: (цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.)

Воспитатель: - Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод. - Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

Воспитатель: - Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2.

Оборудование(стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.)

Воспитатель: - Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

- Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

- Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. - В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Воспитатель: - Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное коромысло.

Все вокруг лягушонку было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым он мог бы поделиться своими открытиями. И он решил его нарисовать.

Опыт № 3.

Оборудование(миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги, карандаши.)

Воспитатель: - Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой.

Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются.

Положите лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист бумаги от миски. У вас получится изображение – отпечаток. Дорисуйте способом «спиральки» глаза, ручки, нос, ножки, прорисуйте ротик. Получится друг для лягушонка – Капитошка.

Воспитатель: - Лягушонку и Капитошке захотелось устроить разноцветный праздник.

Опыт № 4.

Оборудование(тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.)

Воспитатель: - Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства.

Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.

- Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!

- Как же получился взрыв цвета?

Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого

пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока.

Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Воспитатель: - Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Но у него еще осталось очень, много вопросов, на которые теперь он будет искать ответы со своим другом Капитошкой.

Вывод: - Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с

детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

  Мастер — класс для педагогов на тему:

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников».

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов- участников мастер- класса в процессе педагогического общения.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Вид деятельности: мастер-класс

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ

Оборудование:                                             

Ход мастер — класса

Деятельность воспитателя

Деятельность участников мастер-класса

I. Вводная часть

— Здравствуйте, уважаемые коллеги!

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

-Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие в сказку, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести  тем самым практический опыт.

— Наше совместное путешествие в страну простых опытов и экспериментов  начинается.

— Возьмём простые, привычные  нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

— Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним, что такое эксперимент.

    Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

II. Основная часть (практическая)

Отгадайте загадку:

-Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу … (Золушка.)

— Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».

— В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания. Мачеха приказала Золушке оживить засохшие цветы. Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?

— Вы согласны со мной?

Задание первое: «Оживить засохшие цветы».

— У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру вниз. А лепестки маленьких цветов заверните так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка. (Показ сопровождаю пояснением).

А теперь аккуратно поместите разноцветные цветы на поверхность воды, налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.

Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?

Какой мы можем сделать вывод?

— Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются.

Правильно, бумажные цветы от воды намокли и стали распускаться.

— Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушки нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцам, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?

Задание второе.

— У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое.

Как это можно выяснить, что нужно сделать?

— Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод?

— В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Задание третье.

— Золушка хотела помыть мандарины (один с кожурой, а другой очищенный) к завтраку. Отгадайте, какой из мандаринов  утонет быстрее — в кожуре или без нее? Почему?

— И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.

— Золушка приготовила завтрак, но не смогла потушить свечу на кухне.

—  Как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?

— Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Почему свеча погасла?

— Для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.

— Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

—  Возьмите стакан со свежей газированной водой  и бросьте в нее виноградинку.

— Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется», почему?

Золушке так понравилось  озеро с разноцветными рыбками, что она решила его нарисовать.

— В молоко разлитое по тарелкам, нужно добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Как вы думаете, почему?

— Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Когда злая мачеха приехала с бала, она увидела, что Золушка отдыхает.

— А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?

— Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Заключительная часть (рефлексия)

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

— Сейчас я предлагаю с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.

Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»...

Мастер - класс с педагогами ДОУ "Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Данный мастер-класс ожет быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так к...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...

«Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Экспериментирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»

Тема:  «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности  дошкольников.Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной...