Выступления РМО учителей-логопедов
статья
Повышение качества коррекционно-развивающей работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья в рамках логопедического сопровождения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Повышение качества коррекционно-развивающей работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья в рамках логопедического сопровождения
Подготовила:
Учитель - логопед ВКК
Соловьёва О.В.
2020 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей конференции: «Повышение качества коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках логопедического сопровождения».
Говоря о качестве коррекционно - развивающей работе мне хотелось бы прежде обратиться к национальному проекту «Образования» в Российской Федерации, чтобы понять, почему сейчас тенденция перехода на новое «Образование».
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач.
- Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.
Ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых нашим детям и нам будет комфортно развиваться.
Это позволит достичь максимального уровня вовлеченности в мировой рынок распределения труда, наша технологическая зависимость перестанет быть критичной, а наша страна станет значимым производителем технологий и открытий в науке.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания
- создание необходимой современной инфраструктуры
- подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации
- создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой
Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024
Федеральные проекты, входящие в национальный проект:
Задача проекта:
внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».
В этом проекте сосредоточатся на обновлении материально-технической базы, внедрении новых методов обучения и образовательных технологиях.
Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
«Успех каждого ребенка» — призван воспитывать «гармонично развитые и социально ответственные личности».
Система дополнительного образования
Современные родители
Задача проекта: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Суть проекта в том, чтобы родители работали над всесторонним развитием ребенка с самого юного возраста. К 2024 году во всех регионах заработают консультационные центры помощи родителям. Другими словами, прежде, чем учить детей, нужно обучить и родителей.
– Большое внимание здесь уделяется развитию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. – Чем раньше родители начинают работать с проблемами ребенка, тем быстрее есть возможность у их сына или дочери выйти на нормальный уровень развития.
Цифровая образовательная среда
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает создание безопасной цифровой образовательной среды. Минпросвещения хочет реализовать такую модель, которая позволит во всех школах создать профили «цифровых компетенций» для учеников и педагогов. Отчётность в школах полностью переведут в электронный вид. Все образовательные организации обеспечат интернетом, а на уроках будут использовать технологии виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников».
Онлайн-образование, цифровые библиотеки, получение образование через он-лайн
Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.
За национальную систему учительского роста отвечает федеральный проект «Учитель будущего». Во всех регионах введут систему аттестации директоров и педагогов-психологов. Министерство просвещения разработает единую модель для работников из образования и утвердит систему карьерного роста, которая будет учитывать достижения педагога.
Создание сетевых сообществ. В сообществах делиться опытом. Создавать программы. Это подразумевает учительский рост.
Задача проекта:
модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Для модернизации профобразования разработали проект «Молодые профессионалы». В его рамках проведут мировой чемпионат по профессиональному мастерству. К декабрю 2024 года создадут сеть центров опережающей профессиональной подготовки. Это поможет готовиться к демонстрационным экзаменам, которые через шесть лет будут сдавать в 50% техникумов и колледжей.
Качество образования
Качество образования — это уровень развития образования как государственно общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем, соответствие образования многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.
Что такое качество образования и как его оценивать?
Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Необходимо отметить, что качество образования есть не только качество конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Причем качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено.
Что же считается качеством образования, какие показатели позволят его измерить, сравнить, оценить? Поскольку в связи с вариативностью образования существуют разные подходы, педагогические модели, которые различаются и по содержанию, и по целям, и по формам, методам обучения, и по представлению о результате, то соответственно в этих разных подходах будут различаться и представления о качестве образовательного процесса. В традиционном подходе основным показателем качества уровень усвоения содержания образования, то есть наличие у обучающихся знаний, сформированность умений и навыков. Именно этот показатель является определяющим при аттестации.
Повышение качества образования как непрерывный процесс
Президент России В. В. Путин так сформулировал задачи, стоящие перед российской школой:
- это повышение качества и доступности обучения,
- соответствие программ и методик самым современным требованиям,
- тесная интеграция с наукой и рынком труда.
Их эффективное решение требует новых подходов, активного участия родителей, самих учеников и, конечно, бережного сохранения лучших отечественных традиций в области образования. Важное место качество образования и его повышение занимают в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, принятых Правительством РФ 09.12.2004 г. А ведь не так давно сам термин «качество образования» в нашей педагогике отсутствовал. Речь шла о проверке и учете знаний учащегося, некоторые пытались подсчитывать степень воспитанности. Сегодня о проблемах именно качественной стороны образования высказываются ученые, политики. Обсуждается само понятие и его показатели.
Поскольку процесс образования многомерный и двусторонний, то повышения качества можно добиться, когда будут заинтересованы все его участники: педагоги, обучающиеся, их родители, общественность. А педагоги должны им помочь в этом. Кроме того, работа над повышением качества должна вестись во всех видах деятельности, во всех ее направлениях: в учебно-воспитательном процессе, в совершенствовании педагогического мастерства, во взаимодействии с семьей, в укреплении и развитии материально-технической базы.
Педагоги определяют качество как: низкое, удовлетворительное или высокое. Соответственно и учебное заведение, и педагога можно тоже отнести к тем или другим по уровню качества.
Высокое качество образования это:
- отличная материально-техническая база;
- высококвалифицированные кадры;
- результативный и эффективный учебно-воспитательный процесс;
- многообразные дополнительные образовательные и другие услуги;
- успешность выпускников в жизни;
- образование в полной мере отвечающее запросам потребителей, удовлетворяющее их.
Современные дети сильно изменились. Замещение игры как ведущего вида деятельности дошкольника занятиями учебного типа приводит к трудностям развития, несформированности произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивает формирование психологической готовности к школьному обучению. Дети мало читают, что приводит к трудностям, связанным со смысловым анализом текстов; несформированности внутреннего плана действий; трудностям логического мышления и воображения. Ограниченность общения со сверстниками приводит к нарушению коммуникативной функции. Число детей, не умеющих работать самостоятельно, детей со снижением познавательной активности и с трудностями обучения увеличивается. Растет и число детей с различными речевыми нарушениями.
Изменения, происходящие в обществе и в развитии современных детей, вызвали
необходимость разработки и внедрения в образовательные организации новых подходов к системе обучения и воспитания - Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Введение ФГОС в систему образования требует и от учителя-логопеда нового подхода к планированию и проведению логопедических занятий детьми. Новый образовательный стандарт нацелен на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося путём освоения различных способов деятельности. Следовательно, перед логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, но и добиваться развития детей с нарушением речи через всевозможные виды деятельности, т.е. во главу ставится деятельностный подход в коррекции речевых нарушений.
Одно из важнейших направлений логопедического воздействия - формирование ключевых компетенций обучающихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.
Основные задачи:
• расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
•развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
- развитие способности к преобразованию,
- сохранению и передаче информации
Основным принципом работы учителя – логопеда в образовательном учреждении выступает единство диагностики и коррекции, т. к. эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития.
Для мониторинга и диагностики используется экспресс – диагностику речевой успешности что позволяет:
• уточнить структуру речевого дефекта;
• оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля ребёнка);
• выстроить систему коррекционной работы;
• скомплектовать группы на основе общности структуры дефекта.
Деятельностностный подход в коррекции речевых нарушений
Деятельностный метод предусматривает организацию занятий по особой структуре:
— самоопределение к деятельности;
— актуализация;
— постановка учебной задачи;
— построение проекта выхода из затруднения;
—первичное закрепление во внешней речи;
— самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
— включение в систему знаний и повторение;
— рефлексия деятельности.
Использование деятельностного метода изменило обычный ход занятия, тему которого стали определять сами дети.
- Для постановки учебной задачи широко используется прием создания учебной «коллизии», т. е. проблемной ситуации, требующей освоения нового знания. Это позволяет повысить интерес детей к изучаемой проблеме и добиться более высоких результатов.
- Выполняя задания и отвечая на предложенные вопросы, дети стараются сами «открыть» новое знание.
- В конце обсуждения заданий и ответов на вопросы обучающиеся подводят итог, выводят правильные формулировки и находят верные решения.
- Организация занятий проводится в форме развернутого конструктивного учебного диалога.
- Занятие начинается с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя - логопеда.
- Занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное - не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания с ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени.
- Отношения при этом должны быть добрыми, доверительными, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий - радостная, атмосфера увлеченности и удовлетворенности детей процессом учения.
- Методы должны аппелировать не только к интеллекту, но и к чувствам детей.
- Вопросы должны вызывать у детей активную работу мысли: анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам.
- Недопустимое изменение темпа занятия, спешка, нагромождение упражнений и заданий.
- Должно быть обеспечено оптимальное развитие каждого.
Внедрении ФГОС придаёт особую значимость самооценке деятельности обучающегося. Осуществить оценку позволяют приёмы: от похвалы до специальных символов («озеро сил», «скала достижений», лестница успеха, «Цветик-семицветик», карта самонаблюдений).
Особенностью данной работы является то, что её критерии разрабатываются совместно с детьми и заполняется самим обучающимся.
Методика «Озеро сил». Каждый ребенок выбирает для себя озеро
соответствующего размера: маленькое — упадок сил, среднее спокойствие, большое — прилив сил.
Методика «Скала достижений»
Каждая ступень «скалы достижений» обозначает уровень работы на занятии: чем выше ступень, тем выше уровень и др.
Рефлексия деятельности помогает детям объективно оценивать свою работу на занятии, рационально расходовать силы во время учебной деятельности.
В процессе коррекционной работы, необходимо подчёркивать индивидуальность ребёнка, развивать чувство самоуважения и достоинства. Стремиться, чтобы ребёнок сам захотел измениться, а не предлагать готовые рецепты поведения. Помочь самому находить выход их своих проблем, самостоятельно принимать решения.
Вывод: Изменения в сфере образования требует от учителей-логопедов полностью пересмотреть весь процесс работы, т.е. поменять подходы, методы, приёмы, использовать инновации в своей работе с детьми в нашем современном мире.
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». (В. А. Сухомлинский, а помогает ему в этом ПЕДАГОГ)
Литература:
1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О. А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам);
2. Поташник М. М., Левит М. В. «Анализ и оценка Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения» // ж. «Управление современной школой. Завуч» №8 2014 г., с. 4-10;
3. Шопина С. А. «Единство диагностики и коррекции – основной принцип работы учителя – логопеда в рамках новых образовательных стандартов». // ж. «Практика административной работы в школе» №8 2014 г., стр. 42 – 44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ
Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО И...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"
Выступление посвящено коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...
Выступления РМО учителей-логопедов
Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия...
Выступления РМО учителей-логопедов
Функциональная грамотность...
Выступление-презентация учителя-логопеда «Построение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»
В работе представлен комплексный подход к организации образовательно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида....