Выступления РМО учителей-логопедов
статья по логопедии

Соловьёва Ольга Васильевна

Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ

в рамках логопедического воздействия»

   Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни. И для оценки усваиваемой в школах информации будет проводиться исследование PISA-2021 в России и в других странах.  

   Состоящая из английских букв аббревиатура PISA расшифровывается как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Данное исследование призвано проанализировать имеющееся актуальное качество получаемого школьниками образования, а также соответствие знаний реалиям жизни в современном мире.

На что направлены мероприятия в рамках PISA? На оценку грамотности пятнадцатилетних школьников, получивших общее среднее образование. И эта грамотность анализируется в трёх основных областях: математической, естественнонаучной и читательской. Но упор делается на то, как достигшие 15-летнего возраста ученики школ могут применять получаемые во время обучения знания в жизненных повседневных ситуациях для решения большого количества задач в разных сферах деятельности человека, включая финансовые достижения, социализацию и преодоление различных препятствий.

Цикл длится три года. В рамках PISA выбирается одно акцентное направление из трёх имеющихся: читательская, естественнонаучная либо математическая грамотность. Также каждый раз вводится одна дополнительная предметная область.

PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Но хорошая школа должна привить навыки решения  реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в школе  Programme for International Student Assessment (PISA). 
  В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. 

Для начала хочется начать с определений, что же такое ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММОТНОСТЬ?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Леонтьев Алексей Алексеевич советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук  дал определение: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, который работает над созданием нового поколения программ и средств обучения для младших школьников дала следующее определение: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Синоним к определению функциональная грамотность, это интеллект.

ИНТЕЛЛЕКТ- это психологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

  Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком. В процессе работы с детьми с речевыми нарушениями перед многими педагогами стоят задачи оптимизации усвоения программного материала более интересным способом, что приводит к повышению качества коррекционной работы.

Среди существующих основных форм функциональной грамотности педагог на начальном этапе дошкольного и школьного обучения может повлиять на:

  • общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;
  • бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;
  • коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности
  • информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.

Какие же дисфункции особенно мешают формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:

  • неустойчивое внимание,
  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
  • недостаточное развитие способности к переключению,
  • скрытое левшество, леворукость, амбидекстрия ,
  • недостаточное развитие мелкой моторики,
  • снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела,
  •  нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
  • отсутствие чувства ритма,
  • снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд,
  • особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,
  • дефекты произношения
  • недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
  • слабо развитое словесно-логического мышления,
  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.

   Поэтому свою работу направляем на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. 

Нарушение сукцессивных функций (функций последовательности) чаще других встречается при нарушении чтения и письма.

В рамках логопедической работы целесообразно рассматривать функциональную грамотность, как способность обучающегося вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть, в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).

Другими словами формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.

В данном случае речь идёт о двух уровнях формирования грамотности:

Уровень элементарной грамотности

Элементарная или исходная (базовая) грамотность – заключается в умении читать и писать в пределах ограниченного словарного запаса, отражающего реалии повседневного, преимущественного бытового окружения.

Противоположный термин – неграмотность в традиционном понимании.
 С точки зрения заявленного основания данной классификации,
элементарная грамотность – это способность составлять слова из знаков родноязычного алфавита, умение правильно произносить их и строить из них простейшие (состоящие в основном из нераспространенных предложений) связные тексты и излагать их в письменной форме.

Уровень функциональной грамотности

Для реализации второго уровня – уровня формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях можно использовать:

  • богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся;
  • на занятиях диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;
  • вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нелепицами), задание «Речемыслительный тренажёр», при выполнении заданий по данному тренажёру ребёнок вербализует (оречевляет) свою мыслительную деятельность и др.

Если мы развиваем у ребенка те или иные качества, то правильно будет относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Следует всегда помнить, что все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии: не понимают, что от них хотят; понимают, но не получается; кое-что начинает получаться; получается с каждым разом всё лучше и лучше.

 «Формирование функциональной грамотности у

Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступления РМО учителей-логопедов

Функциональная грамотность...

Выступления РМО учителей-логопедов

Повышение качества коррекционно-развивающей работы с детьмис ограниченными возможностями здоровья в рамках логопедического сопровождения...

Выступление-презентация учителя-логопеда «Построение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»

В работе представлен комплексный подход к организации  образовательно-воспитательного процесса в дошкольном  образовательном учреждении компенсирующего вида....