Выступление-презентация учителя-логопеда «Построение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В работе представлен комплексный подход к организации образовательно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 528.73 КБ |
![]() | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12
Создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум Главное направление работы
Направления Повышение уровня подготовки специалистов Создание единого коррекционно-образовательного пространства Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений Пропаганда логопедических знаний среди родителей
Программы «Детство», авторский коллектив РГПУ им. А.И.Герцена под ред. Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей » Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной « Программа логопедической работы с заикающимися детьми » С.А.Мироновой
Структурные компоненты-блоки Специально организованное обучение в форме занятий Совместная деятельность взрослого с детьми Свободная самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность родителей с детьми
Специально организованное обучение в форме занятий Цели Сфера образовательной деятельности Цели, которые достигаются в процессе решения конкретных задач, выстраиваемых каждым педагогом, включают в себя наряду с общими целями психического развития детей дошкольного возраста (например, развитие творческих способностей, овладение основами математики, овладение грамотой в рамках подготовки к школе, развитие элементов учебной деятельности и т.п.), цели специфичные, в связи с особенностями контингента детей. Специфичные цели обозначаются учителем-логопедом и сводятся к развитию основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи. Музыкальная деятельность Физическое развитие Конструктивная деятельность Математическое развитие Художественно-творческая деятельность Развитие психических процессов
Совместная деятельность взрослого с детьми Цели Сфера образовательной деятельности Цели и задачи этого блока также специфичны и состоят в том, чтобы, наряду с развитием общих социальных навыков, обеспечить развитие речи ребенка. Отправной момент для постановки этих задач - диагноз учителя-логопеда, а основное условие их успешного решения - освоение разных видов деятельности, характерных для образовательно-воспитательного процесса в ДОУ (игра, конструирование, изобразительная деятельность и т.п.). Педагоги, организуя ту или иную совместную деятельность детей, ориентируются и на цели общеразвивающего характера, и на конкретные цели, связанные с автоматизацией навыков грамматически правильной речи. Экологическое воспитание Социально-нравственное воспитание Развитие естественнонаучных представлений Формирование представлений о развитии человека в истории и культуре Театрализованная деятельность Дополнительные образовательные услуги
Свободная самостоятельная деятельность детей Цели Сфера образовательной деятельности Цели и задачи этого блока решаются через самостоятельную деятельность детей, для которой в общей сложности отводится в среднем 2-3 часа в день пребывания ребенка в ДОУ. Наряду с развитием творческой активности детей в рамках свободной самостоятельной деятельности закрепляются навыки речевого общения и взаимодействия со сверстниками. Роль воспитателя состоит в том, чтобы создавать разнообразную предметную среду, обеспечивая каждому ребенку максимум условий для контактов со сверстниками. Учебно-тематическое планирование свободной самостоятельной деятельности детей, заключающееся в обеспечении условий для игровой деятельности, также подчинено целям и задачам деятельности учителя-логопеда. Игровая деятельность
Совместная деятельность родителей с детьми Цели Сфера образовательной деятельности Цели и развивающие задачи деятельности в рамках этого блока педагогического процесса представляются более специфичными, так как они в значительной части выходят за рамки воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, но основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем-логопедом и регулируется педагогами, воспитателями. Учитель-логопед задает последовательность отработки речевых навыков в условиях общения родителей с детьми, используя для этого индивидуальную тетрадь. Общение в семье, выполнение рекомендаций педагогов ДОУ
Единое коррекционно-образовательное пространство Воспитатель Соблюдение единого речевого режима Развитие мелкой моторики Индивидуальные занятия с детьми во вторую половину дня Логопед Максимальная коррекция речевых отклонений Определение сложности и выраженности речевых недостатков Оказание логопедической помощи Консультации Научно-методическая помощь работникам ДОУ Психолог Коррекция основных психических процессов Снятие состояний тревожности и негативной настроенности Ребёнок Музыкальный руководитель Автоматизация звуков при исполнения песен Инструктор по физкультуре Развитие общей моторики и координации движений Педагоги дополнительного образования Автоматизация звуков в свободной речи Родители Выполнение рекомендаций специалистов ДОУ
Коррекция речевого и общего развития Воспитатель Закрепляет речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей с ОНР стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.
Коррекция речевого и общего развития Музыкальный руководитель Музыкальные занятия подчинены целям коррекции общего недоразвития речи и личности ребенка. Важным моментом здесь является формирование у детей речевого дыхания, правильной артикуляции и интонационно-выразительной речи через использование различных попевок, прибауток, скороговорок, пропевание на слогах, с произнесением согласных, которые сочетают в себе движение губ и кончика языка. С целью умения детей соотнести речь с движением применяется логоритмика.
Коррекция речевого и общего развития Инструктор по физической культуре Инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
Коррекция речевого и общего развития Педагог-психолог В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо. На начало года психологической службой проводится углубленное обследование развития познавательной и личностной сфер детей с речевой патологией; совместно с логопедами определяется коррекционно-развивающий маршрут для детей «группы риска», проводятся занятия, направленные на развитие психологических процессов, формирование мотивационной готовности к школьному процессу.
Коррекция речевого и общего развития Педагоги дополнительного образования В начале года учителя-логопеды и педагоги составляют перспективный план, и по возможности координируют свои действия.
Деятельность воспитателя Тема Цель Основное содержание Рекомендации родителям Утро. Д/и «Кто что знает?». «Нарисуйте своих любимых животных» (рисование по трафарету.) Закреплять знания детей о домашних животных. Учить подбирать глаголы. Учить передавать в рисунке образы животных, используя трафарет. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дети называют домашнее животное, выбирают картинку и рассказывают, что это животное умеет делать. Загадывание загадок о домашних животных. И/у «Назови ласково». Сделать с ребенком фигурку домашнего животного из природного материала. Организовать д/и «Какую пользу приносят домашние животные». Занятие 1. Аппликация «Кошка играет с мячом». Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. И/у «Назови, какая?» (пушистая, ласковая). Закрепить с ребенком названия домашних животных и их детенышей. Занятие 2. Математическое развитие. Учить согласовывать числительное с существительным. Закрепить названия детенышей домашних животных. Д/и «Веселые друзья». Провести д/и «Сколько нас». Прогулка. П/и «Лохматый пес» Игра малой подвижности «Кто где живет?» Закреплять навык согласования действий с текстом. Закреплять умение правильно употреблять существительные в дательном падеже. 2-ая половина дня. Игра-драматизация «Кисонька» Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными. Игра-драматизация «Кисонька». 2. И/у «Скажи какой?» Выучить с детьми д/и «Дружная компания». Вечер. Д/и «Мои друзья». 1. Закреплять знания детей о домашних животных (как выглядят, чем питаются). 2. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У каждого ребенка картинка с изображением животного. Дети выбирают корм для своего животного, называют детенышей. Нарисовать с ребенком домашних животных.
Деятельность музыкального руководителя Тема Цель Репертуар Рекомендации родителям Музыкальное занятие Развивать ладо-мелодический слух и чувство ритма. Активизировать словарный запас у детей по теме. 1.Попевка «Барашеньки-крутороженьки». 2. Песня «Тяв – тяв ». 3.Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет». 4. П/и «Лошадка». 5. И/у «Угадай, кто это?» Выучить с детьми загадки о домашних животных. Деятельность музыкального руководителя .
Деятельность инструктора по физической культуре Тема Цель Содержание Рекомендации родителям Физическое воспитание 1. Совершенствовать технику прыжков (спрыгивание с высоты). 2. Тренировать умение образовывать существительные при помощи суффиксов – онок , - енок . П/и «Кто это?» (коза – козленок, кот – котенок). П/и «Зайцы, сторож и Жучка».
Деятельность педагога-психолога Основное содержание Цель Материал. Инструкция. Рекомендации 1. Д/и «Сравни картинки». 2.Упражнение «Срисуй». 3. Игра «Как услышишь, дай мне знак». 4. Д/и «Продолжи ряд » Учить анализировать. Развивать зрительно – моторную координацию Обогащать словарный запас. Развивать слуховое восприятие. Развивать понятийное мышление. Учить выражать мысли. Картинки с изображением собачьей фигуры, которые имеют различия. Образец: по клеточкам нарисован котенок. Ведущий называет слова, дети, услышав голоса домашних животных, хлопают в ладоши. Ведущий начинает: кошка, собака, лошадь… Кошка, молоко… Собака, конура…и т.д. Родителям: С целью развития у детей знаний о домашних животных необходимо понаблюдать хотя бы за некоторыми их них, если возможно – потрогать (погладить).
Деятельность педагога дополнительного образования Тема Цель Основные формы работы Рекомендации родителям Кружковая работа «Пчелка» (кружок технического творчества) «Корова» лепка (тестопластика) 1. Тренировать умения передавать в лепке характерные строения животных, их внешние признаки. 2. Тренировать умения подбирать слова – действия. Д/и «Чья морда, чей хвост?» И/у «Что делает?» (Корова – мычит и т.д.) Прочитать детям произведения о домашних животных. Кружковая работа «Юный эколог» «Сравнение домашних и диких животных» 1. Уточнять и расширять знания детей о диких и домашних животных. 2. Учить детей сравнивать, анализировать, объяснять, делать выводы. 3. Тренировать умения образовывать притяжательные прилагательные 1. Беседа с использованием наглядности. 2. Игра – соревнование «Кто больше даст правильных ответов». 3. И/у «Чей? Чья?» 4. Игра - инсценировка «Спор животных» Помочь ребенку оформить книжку – самоделку «Домашние и дикие животные».
В основе комплексного подхода лежат идеи единства целостности неразрывности образовательно-воспитательного процесса.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Построение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
компенсирующего вида
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 12
Ярошевич Т.Я.
Слайд 2. Наше дошкольное бюджетное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида.
Слайд 3. Главное направление работы - создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум.
Слайд 4. Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми педагогический коллектив действует в нескольких направлениях:
- повышение уровня подготовки специалистов;
- создание единого коррекционно-образовательного пространства;
- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
- пропаганда логопедических знаний среди родителей;
- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Слайд 5. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на основе:
- программы «Детство», авторский коллектив РГПУ им. А.И.Герцена под ред. Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой;
- «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
- «Программы логопедической работы с заикающимися детьми» С.А.Мироновой.
Слайд 6. Одним из основных способов оптимизации обучения является комплексное планирование с конкретизацией задач образования и развития личности ребенка. Комплексный подход к организации образовательно-воспитательного процесса может обеспечить максимальное устранение нарушений речи у дошкольников.
Такой подход мы реализуем через структурные компоненты - блоки, для каждого из которых характерна своя специфическая деятельность. Структура блоков позволяет также назвать сферы образовательной деятельности, в рамках которых будут решаться задачи обучения, воспитания и развития.
Слайд 7. 1. Специально организованное обучение в форме занятий.
Цели, которые достигаются в процессе решения конкретных задач, выстраиваемых каждым педагогом, включают в себя наряду с общими целями психического развития детей дошкольного возраста (например, развитие творческих способностей, овладение основами математики, овладение грамотой в рамках подготовки к школе, развитие элементов учебной деятельности и т.п.), цели специфичные, в связи с особенностями контингента детей. Специфичные цели обозначаются учителем-логопедом и сводятся к развитию основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи. В свою очередь, каждый педагог на основе содержания конкретной специально организуемой деятельности детей выстраивает свою систему целей, задач и направлений работы.
Слайд 8. 2. Совместная деятельность взрослого с детьми.
Цели и задачи этого блока также специфичны и состоят в том, чтобы, наряду с развитием общих социальных навыков, обеспечить развитие речи ребенка. Отправной момент для постановки этих задач - диагноз учителя-логопеда, а основное условие их успешного решения - освоение разных видов деятельности, характерных для образовательно-воспитательного процесса в ДОУ (игра, конструирование, изобразительная деятельность и т.п.).
Педагоги, организуя ту или иную совместную деятельность детей, ориентируются и на цели общеразвивающего характера, и на конкретные цели, связанные с автоматизацией навыков грамматически правильной речи.
Слайд 9. 3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Цели и задачи этого блока решаются через самостоятельную деятельность детей, для которой в общей сложности отводится в среднем 2-3 часа в день пребывания ребенка в ДОУ. Наряду с развитием творческой активности детей в рамках свободной самостоятельной деятельности закрепляются навыки речевого общения и взаимодействия со сверстниками. Роль воспитателя состоит в том, чтобы создавать разнообразную предметную среду, обеспечивая каждому ребенку максимум условий для контактов со сверстниками. Учебно-тематическое планирование свободной самостоятельной деятельности детей, заключающееся в обеспечении условий для игровой деятельности, также подчинено целям и задачам деятельности учителя-логопеда.
Слайд 10. 4. Совместная деятельность родителей с детьми.
Цели и развивающие задачи деятельности в рамках этого блока педагогического процесса представляются более специфичными, так как они в значительной части выходят за рамки воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, но основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем-логопедом и регулируется педагогами, воспитателями. Учитель-логопед задает последовательность отработки речевых навыков в условиях общения родителей с детьми, используя для этого индивидуальную тетрадь, которая служит технологической опорой в выполнении заданий и рекомендаций учителя-логопеда. Результаты совместной работы педагогов ДОУ, родители могут увидеть на утренниках, досуговых мероприятиях, в которых сами принимают активное участие.
Слайд 11. Организованный таким образом педагогический процесс позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, родителей с ребенком) и подчинить их работу общим целям и задачам.
Слайд 12. Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей с ОНР стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.
Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми реализовать определенные задачи коррекционного воспитания и обучения. В этот же период, когда детей еще мало, целесообразно проводить индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям специалистов.
В 9.00 начинаются занятия по учебному плану детского сада. Практика показывает, что наиболее эффективной формой организации детей с ОНР на занятиях - является подгрупповая форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний и представлений. Учитель-логопед и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки занятий, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, следует руководствоваться нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель-логопед проводит с первой подгруппой логопедическое занятие, воспитатель проводит занятие со второй подгруппой по развитию изобразительной деятельности (ИЗО). После первого занятия и десятиминутного перерыва подгруппы меняются.
Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура.
В оставшееся время до прогулки может быть заполнено организованной воспитателем игрой или предоставлено детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть обучен играть с ними, уметь взаимодействовать с товарищами, руководствоваться правилами и подчиняться им.
Способность выбора дидактической игры доступной по сложности возможностям ребенка отражает уровень сформированности его собственной самооценки. Наблюдение за свободной деятельностью детей является важным показателем в оценке эффективности работы специалистов группы, особенно воспитателя.
Слайд 13. Продолжая тему взаимодействия всех специалистов ДОУ, отдельно скажем о совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Музыкальные занятия подчинены целям коррекции общего недоразвития речи и личности ребенка. Важным моментом здесь является формирование у детей речевого дыхания, правильной артикуляции и интонационно-выразительной речи через использование различных попевок, прибауток, скороговорок, пропевание на слогах, с произнесением согласных, которые сочетают в себе движение губ и кончика языка.
С целью умения детей соотнести речь с движением применяется логоритмика. Музыкальный руководитель в обязательном порядке согласовывает с логопедом репертуар, распевки, решает, кто из детей готов выступать на празднике с чтением стихов или исполнять определенные роли.
Слайд 14. Инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
Выполнение заданий, движений по образцу, а также наглядный показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания, развитие пространственно-временной организации движения. Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.
Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.
Слайд 15. В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо. На начало года психологической службой проводится углублённое обследование развития познавательной и личностной сфер детей с речевой патологией; совместно с логопедами определяется коррекционно-развивающий маршрут для детей «группы риска», проводятся занятия, направленные на развитие психологических процессов, формирование мотивационной готовности к школьному процессу.
Слайд 16. Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимаются не только специалисты ДОУ, но и педагоги дополнительного образования во время проведения кружковой работы.
В начале года учителя-логопеды и педагоги составляют перспективный план, и по возможности координируют свои действия.
Следовательно, весь комплекс коррекционно-педагогического воздействия (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог дополнительного образования) строится под контролем учителя-логопеда.
На примере лексической темы «Домашние животные» мы продемонстрируем комплексный подход в реализации коррекционно-педагогического процесса.
Слайд 17. Деятельность воспитателя.
Тема | Цель | Основное содержание | Рекомендации родителям |
Утро. Д/и «Кто что знает?». «Нарисуйте своих любимых животных» (рисование по трафарету.) | Закреплять знания детей о домашних животных. Учить подбирать глаголы. Учить передавать в рисунке образы животных, используя трафарет. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Дети называют домашнее животное, выбирают картинку и рассказывают, что это животное умеет делать. Загадывание загадок о домашних животных. И/у «Назови ласково». | Сделать с ребенком фигурку домашнего животного из природного материала. Организовать д/и «Какую пользу приносят домашние животные». |
Занятие 1. Аппликация «Кошка играет с мячом». | Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. | И/у «Назови, какая?» (пушистая, ласковая). | Закрепить с ребенком названия домашних животных и их детенышей. |
Занятие 2. Математическое развитие. | Учить согласовывать числительное с существительным. Закрепить названия детенышей домашних животных. | Д/и «Веселые друзья». | Провести д/и «Сколько нас». |
Прогулка. П/и «Лохматый пес» Игра малой подвижности «Кто где живет?» | Закреплять навык согласования действий с текстом. Закреплять умение правильно употреблять существительные в дательном падеже. | ||
2-ая половина дня. Игра-драматизация «Кисонька» | Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными. | 1. Игра-драматизация «Кисонька». 2. И/у «Скажи какой?» | Выучить с детьми д/и «Дружная компания». |
Вечер. Д/и «Мои друзья». | 1. Закреплять знания детей о домашних животных (как выглядят, чем питаются). 2. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | У каждого ребенка картинка с изображением животного. Дети выбирают корм для своего животного, называют детенышей. | Нарисовать с ребенком домашних животных. |
Слайд 18. Деятельность музыкального руководителя.
Тема | Цель | Репертуар | Рекомендации родителям |
Музыкальное занятие | Развивать ладо-мелодический слух и чувство ритма. Активизировать словарный запас у детей по теме. | 1.Попевка «Барашеньки-крутороженьки». 2. Песня «Тяв – тяв». 3. Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет». 4. П/и «Лошадка». 5. И/у «Угадай, кто это?» | Выучить с детьми загадки о домашних животных. |
Слайд 19. Деятельность инструктора по физической культуре.
Тема | Цель | Содержание | Рекомендации родителям |
Физическое воспитание | 1. Совершенствовать технику прыжков (спрыгивание с высоты). 2. Тренировать умение образовывать существительные при помощи суффиксов –онок, -енок. | П/и «Кто это?» (коза – козленок, кот – котенок). | П/и «Зайцы, сторож и Жучка». |
Слайд 20. Деятельность педагога-психолога.
Основное содержание | Цель | Материал. Инструкция. | Рекомендации |
1. Д/и «Сравни картинки». 2.Упражнение «Срисуй». 3. Игра «Как услышишь, дай мне знак». 4. Д/и «Продолжи ряд » | Учить анализировать. Развивать зрительно – моторную координацию Обогащать словарный запас. Развивать слуховое восприятие. Развивать понятийное мышление. Учить выражать мысли. | Картинки с изображением собачьей фигуры, которые имеют различия. Образец: по клеточкам нарисован котенок. Ведущий называет слова, дети, услышав голоса домашних животных, хлопают в ладоши. Ведущий начинает: кошка, собака, лошадь… Кошка, молоко… Собака, конура…и т.д. | Родителям: С целью развития у детей знаний о домашних животных необходимо понаблюдать хотя бы за некоторыми их них, если возможно – потрогать (погладить). |
Слайд 21. Деятельность педагога дополнительного образования.
Тема | Цель | Основные формы работы | Рекомендации родителям |
Кружковая работа «Пчелка» (кружок технического творчества) «Корова» лепка (тестопластика) | 1. Тренировать умения передавать в лепке характерные строения животных, их внешние признаки. 2. Тренировать умения подбирать слова – действия. | Д/и «Чья морда, чей хвост?» И/у «Что делает?» (Корова – мычит и т.д.) | Прочитать детям произведения о домашних животных. |
Кружковая работа «Юный эколог» «Сравнение домашних и диких животных» | 1. Уточнять и расширять знания детей о диких и домашних животных. 2. Учить детей сравнивать, анализировать, объяснять, делать выводы. 3. Тренировать умения образовывать притяжательные прилагательные | 1. Беседа с использованием наглядности. 2. Игра – соревнование «Кто больше даст правильных ответов». 3. И/у «Чей? Чья?» 4. Игра - инсценировка «Спор животных» | Помочь ребенку оформить книжку – самоделку «Домашние и дикие животные». |
Слайд 22. Таким образом, в основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательно-воспитательного процесса. Проявляется комплексный подход, прежде всего, в соблюдении целостного, системного характера целей, подцелей, задач и отдельных операций воспитания и обучения. Это требование значительно возрастает в том случае, когда речь идет о воспитательно-образовательном процессе, осложненном теми или иными специфическими особенностями его непосредственных участников. В нашем случае это дети, имеющие разные уровни общего недоразвития речи.
Слайд 23. Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА
- Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит, 2004г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка учителя-логопеда для родителей детей, поступивших в детский сад компенсирующего вида.
В детский сад компенсирующего вида поступают дети с заключением ТПМПК "Радуга" : Общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией....

Организация совместной коррекционной работы учителя - логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Презентация опыта на городском методиеском объединении учителей - логопедов ДОУ IV и VI вида....
План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР
Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...
«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».
В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида
Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса посредством интеграции образовательных областей
В публикации предлагается конспекте по лексической теме "Домашние животные", где прослеживается интеграция трех образовательных областей: развитие речи (коммуникация), художественно-эс...