Технологии по музицированию
план-конспект занятия
Технологии по музицированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебные звуки | 31.82 КБ |
Давайте поиграем | 29.32 КБ |
Добро пожаловать в страну музыкальных звуков | 27.66 КБ |
Занятие музыкальный теремок | 27.07 КБ |
О чем расскажет музыка | 21.69 КБ |
Оркестр | 28.07 КБ |
Развитие музицирования | 51.05 КБ |
Роль воспитателя в обучении игре | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
143403, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, улица Лесная, дом 4А
Тел.: 8(495)563-11-23; E-mail: ds53mo@yandex.ru
Конспект занятия по музыкальному воспитанию «Путешествие в страну волшебных звуков»
Музыкальный руководитель: Лукьяненко Л.Е
Красногорск 2021 г.
Конспект занятия по музыкальному воспитанию «Путешествие в страну волшебных звуков»
Конспект занятия по музыкальному воспитанию «Путешествие в страну волшебных звуков»
Тема: «Путешествие в страну волшебных звуков».
Цель: Создание условий способствующих развитию музыкальных способностей детей, через игру на шумовых инструментах. пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
-Формировать умение правильно называть шумовые, музыкальные инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
-Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать метроритмического чувства у детей;
- развивать навык игры на шумовых, музыкальных инструментах, чувства ансамбля;
-развивать умение ритмично обыгрывать, сказку, песню на шумовых инструментах;
-развивать умение определять музыкальные инструменты по звучанию;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, интерес к шумовым инструментам и желание играть на них;
-воспитывать самостоятельность в музыкальной деятельности.
Развивающая среда:
- ноутбук, телевизор, колонки, аудиозаписи для оркестра-импровизации и путешествий;
-презентация;
- стол, домик;
- корзинка с металлическими предметами (чайные ложки, вилки, шурупы, гайки, крышки от кастрюль и др.) и неметаллическими (деревянные, пластмассовые игрушки и. т. д.);
- металлические музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, металлофоны, треугольники, ромбо;
- деревянные музыкальные инструменты: ложки, деревянные палочки, кастаньеты, ксилофоны, деревянные маракасы;
- большая корзина для уборки инструментов;
-поезд;
-пейзаж осеннего леса (извилистая дорожка, кочки, мостик через речку, осенние листья)
План занятия.
1. Организационный момент.
- Создание проблемной ситуации.
- Беседа о металлических инструментах;
- Краткая беседа о том на чем можно путешествовать.
- Создание мотива для деятельности детей.
- Определение цели 3 мин.
2.Основная часть: 20 мин.
-Беседа о шумовых и музыкальных звуках;
-Беседа о видах классификации игры на музыкальных инструментах;
- звучит песня: «Паровоз».
-Звуки природы, пение птиц, шелест листьев.
- Слушание: «Звучание деревянных инструментов».
- Игра на деревянных инструментах: «Полянка»-р. н. м. обр. М. Раухвергера.
-Музыкально-ритмические движения:
-Спокойная ходьба»- е. Тиличеевой.
-«Ходьба с высоким подниманием колен»- Г. Фрида.
-«Приставной шаг»- А. Филлипенко.
- Дыхательная гимнастика: «Обними плечи».
-Дыхательное упражнение: «Подуй на листочек»
-Замечают корзинку с инструментами.
«Осенняя сказка»- речевая игра с использованием шумовых инструментов.
-Звучат за домиком металлические звуки.
-Слушание: «Звучание металлических звуков»
-Звучит мелодия мышки:
Разбирают инструменты, предметы на металлические.
-Звучит: «Полька»- М. Глинки.
Песня: «Осень наступила»-А. Филлиповой
-Мышка убегает.
-Звучит: «Паровоз»
3.Заключительная часть:
Подведение итогов. 2 мин.
Ход занятия:
Музыкальное приветствие»
Педагог: Ну здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Как ваше настроение?
-Дети: Очень хорошо!
Педагог: Вы рады нашей встрече?
Дети: Да-да-да!
Педагог: Мы будем все стараться!
Дети: Так же, как всегда!
Мотивация: Ребята нам пришло письмо давайте его прочитаем.
Читает: Здравствуйте ребята, я мышка живу в стране волшебных звуков, который находиться в осеннем лесу. У нас будет праздник – Карнавал металлических звуков! Вот и я хочу принять участие! Собрала все, что нашла в своем чуланчике! Но мне нужны только металлические звуки, помогите мне разобрать и найти такие предметы, которые извлекают металлические звуки.
Муз.: Ребята а вы знаете, из чего должны быть сделаны инструменты извлекающие металлический звук? (из металла)
- А какие инструменты извлекают, металлические звуки? (металлофон, колокольчики и т. д.)
-А какой звук получается когда мы играем на металлических инструментах?
Дети: звонкий, нежный, легкий, воздушный.
-А вы сможете помочь мышке разобраться?
Ну тогда отправляемся. На чем можно нам отправиться? (На поезде, садятся в приготовленный поезд и беседа)
Во время езды говорим.
Музыкальный руководитель: — А теперь, давайте вспомним, что такое звуки?
Во время езды говорить.
(Звуки-это все что мы слышим вокруг себя.
Муз.: Да, их великое множество и они все разные.
Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Мы с вами знаем, что в мире музыки существует свой порядок и классификация музыкальных инструментов.
Давайте вспомним классификацию музыкальных инструментов по способу игры.
Презентация: «Виды музыкальных инструментов»
Дети: Клавишные, струнные, духовые и ударные.
Муз. рук.: Ой ребята, смотрите что- там впереди, останавливаемся, выходим.
Ой да мы приехали в страну волшебных звуков Звучание природы (голоса, шум ветра и т. д.)
Где же мы оказались?
Слушание: звучание деревянных инструментов.
Ребята, какие звуки мы с вами услышали?
Дети: (трескучие, сухие, глухие, низкие).
Какие инструменты издают такие звуки? (деревянные).
Поэтому мы с вами и оказались в лесу, ведь многие инструменты делают из чего? дерева и поэтому их называют?
Дети: Деревянными.
Муз.: ой ребята посмотрите, под деревом лежат инструменты, какие это инструменты?
Дети: Деревянные.
Музыкальный руководитель:
Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой
Теплый и трескучий, тихий и гремучий…
А вы хотите стать музыкантами и сами поиграть на деревянных инструментах? (выбирают каждый себе инструмент и называет его)
-Игра на инструментах:Отрывок: «Полянка»- р. н. м. обр. М. Раухвергера.
Муз.: Ребята, а куда мы с вами идем?
Дети: К мышке.
Муз.: А зачем?
Дети: чтобы помочь ей разобрать предметы и найти только металлические звуки?
Муз.: Ну а мы с вами нашли металлические звуки?
Дети: Нет.
Муз.: Значит идем дальше.
М. Р.: Ребята, посмотрите какая перед нами извилистая дорожка, давайте по ней пройдем.
М. р. д.: Ой, какая неровная дорога, кочки давайте пройдем через них с высоким подниманием колен».
М. р.: а теперь мостик, давайте пойдем боком, чтобы не упасть держим равновесие, руки на пояс.
М. р. д.: «Приставной шаг»
Муз.: Ребята, я думаю нам осталось идти совсем недалеко, что то стало прохладно.
Дыхательная гимнастика: «Обними плечи».
Ой, ребята. Замерзаем-
Плечи дружно обнимаем!
Осень радостно встречаем-
Свежий воздух мы вдыхаем.
Ребята, посмотрите сколько разноцветных листьев, давайте их возьмем и подышим на них.
Дыхательное упражнение: «Подуй на листочек»
Посмотрите какая красота, как в осенней сказке.
Ребята, а мы с вами знаем речевую игру
«Осенняя сказка»? Давайте сделаем сказку еще более выразительной, яркой. Насыщенной. А сделаем мы это с помощью шумовых инструментов. А вот и инструменты.
«Осенняя сказка»- речевая игра с использованием шумовых и музыкальных инструментов.
Муз.: Смотрите какой красивый домик.
(Слышен из домика звучание металлических звуков) Послушайте внимательно, какие звуки мы с вами услышали?
Дети: звонкие, легкие, воздушные.
Муз.: А какие инструменты издают эти звуки?
Дети: Металлические.
Муз.: Появляется мышка.
Звучит музыка, появляется Мышка с корзинкой.
Музыкальный руководитель: Ой, здравствуй, Мышка, ты здесь живешь? А что такое тяжелое ты в корзиночке несешь?
Мышка: А вы кто?
Муз. рук.: Мы ребята из детского сада № 114 получили твое письмо и поспешили тебе помочь.
Мышка: Ой спасибо ребята, так вы мне поможете разобрать вот эту корзинку?
Муз. рук. (берет корзинку) Давайте посмотрим, что же в этой корзинке, на чем Мышка собралась играть! (дети рассматривают содержимое корзинки, отделяют металлические предметы от неметаллических, раскладывая в разные коробочки. рассказывая что это инструменты самодельные и фабричные, музыкант показывает корзину с металлическими инструментами)
Муз.: Вот мышка мы и разобрали твою корзинку, вот корзинка с металлическими звуками т. е. инструменты сделанные из металла.
Софья: В исполнение металлических инструментов звучит «Полька»- Михаила Глинки.
Оркестр-импровизация: «Полька»- М. Глинки.
Мышка: Спасибо вам!
Муз.: А вот в этом ящике у нас остались еще инструменты, мы сможем на них сыграть?
Муз.: А давайте ребята, мы споем песню и сыграем на инструментах, мышка хочешь послушать?
Песня: «Осень наступила» с озвучиванием шумовых инструментов.
Муз.: Отдаем коробочку с металлическими инструментами мышке.
Мышка: До свидания, ребята, счастливого вам пути! (берет с собой коробочку с металлическими инструменты)
Музыкальный руководитель: Ну что, друзья, нравится вам в осенней сказке? Однако нам пора возвращаться в детский сад, рассаживаемся в вагон.
Заключительная часть: Ребята, как вы думаете мы помогли мышке? А как мы ей помогали?
Дети: Разобрали ее корзинку и отобрали металлические предметы, собрали из металлических предметов инструмент.
Муз.: Как мы с вами это делали? давайте вспомним.
Музыкальный руководитель: Что ж, Страна волшебных звуков для нас всегда открыта! Ведь звуки окружают нас повсюду, надо только услышать их, и сразу окажетесь в волшебной стране!
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
143403, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, улица Лесная, дом 4А
Тел.: 8(495)563-11-23; E-mail: ds53mo@yandex.ru
«Давайте поиграем»
Музыкальный руководитель: Лукьяненко Л.Е
Красногорск 2021
Цель:
Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.
Созданиеусловий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
Совершенствовать двигательную активность детей, координацию движений и свободного перемещения в пространстве.
Развивать чувство ритма, музыкальную память,
При помощи опытно — экспериментальной деятельности развивать воображение, творческую фантазию.
Формировать умение реагировать на смену частей музыки.
Воспитательные:
Вызвать желание и интерес к игре на шумовых инструментах.
Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность при выполнении заданий.
Методы:
Словесный (загадки, беседа).
Наглядный (презентация, шумовые инструменты).
Практический (игра на ложках, игра с бубном, танец с погремушками, песня — танец).
Игровой (игра с бубном, рефлексия).
Словарная работа: Ввести в активны словарь детей названия шумовых инструментов.
Предварительная работа:
Разучивание песен с движениями.
Игра на музыкальных инструментах.
Разучивание танца с погремушками.
Знакомство с подвижной игрой с бубном.
Индивидуальная работа:
Воспроизведение ритмических рисунков по просьбе педагога.
Поощрение детей за выполненное задание.
Активизировать малоактивных детей.
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Музыкальный центр.
Аудиозаписи.
Детские шумовые инструменты: ложки, погремушки по количеству дете.
Кармашки для раздаточного материала.
Бубны для использования в игре.
Сундучок с нетрадиционными инструментами.
Разнос для рефлексии.
Приемы:
Музыкальное приветствие.
Отправление в город музыкальных инструментов.
Загадки.
Воспроизведение ритмических рисунков по просьбе педагога.
Подвижная игра.
Танец.
Пение.
Музыкальный репертуар:
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Музыкально — ритмическая разминка Е.Д.Макшанцевой.
Песня с имитацией игры на инструментах «Сыграем и споем».
Подвижная игра с бубном.
Р.н.м «Ах, вы сени, мои сени».
Пляска с погремушками.
Песня — танец «Мы похлопаем в ладошки…».
Дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»
Журнал «Музыкальная палитра».
Здравствуйте, ладошки хлоп — хлоп — хлоп
Здравствуйте, ножки — топ — топ — топ
Здравствуй те, глазки — мырг, мырг, мырг
Здравствуй, мой носик — пип — пип — пип
Здравствуйте, ушки — ух — ух — ух
Здравствуйте, щечки — плюх — плюх — плюх
Здравствуйте, губки — чмок — чмок — чмок
Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Ребята, хотите отправиться на экскурсию в Городок музыкальных инструментов?
Ответы детей.
Хорошо. Чтобы отправиться на экскурсию мы должны выполнить ритмическую разминку. Вы готовы? Будьте очень внимательны, прислушивайтесь к музыкальному сопровождению, движения выполняйте ритмично.
РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Сборник «Детские забавы» Е.Д.Макшанцевой
Ритмическая разминка стр. 4 (способствует организации внимания детей)
После проведения Ритмической разминки дети рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель:
Ребята, мы с вами прибыли в Городок музыкальных инструментов.
Какие инструменты вы знаете?
Ответы детей.
Нас почему-то никто не встречает. Давайте споем веселую песенку о музыкальных инструментах и поиграем на них. Может быть кто-нибудь выйдет из домика?
ПЕСНЯ «СЫГРАЕМ И СПОЕМ»
«Колокольчик» № 44 стр. 21
Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют. Из одного домика появляется загадка.
Я круглый словно солнышко, только с бубенцами
Звучу я очень звонко услышите вы сами,
Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой
Звучать я буду громко-громко
Угадайте, кто я?
Бубен
Ответы детей.
Правильно, ребята, это бубен. Бубен — это ударный инструмент, потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном.
ИГРА С БУБНОМ
Дети стоят по кругу, трое детей стоят в кругу с бубнами. Дети с бубнами ритмично ударяют в бубен под музыкальное сопровождение, остальные дети двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети присаживаются и «засыпают», а дети с бубном тихонько выходят из круга, кладут бубны за своих товарищей и присаживаются рядом. На громкий аккорд дети просыпаются, оглядываются, находят бубны, встают в круг и игра продолжается.
Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим.
Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.
Две подружки удалые, расписные, хохломские Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья?
Ложки
Правильно, ребята, это ложки. У вас на стульчиках висят кармашки, достаньте из них ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками — горбинками, поглаживая их. Давайте попробуем, как у нас получится.
ИГРА НА ЛОЖКАХ
Р.н.м. «Ах, вы сени мои сени».
Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей». Хорошо. Положите ложки обратно в кармашки, пусть они отдыхают. А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет?
Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.
Попаду в руки ребенку
Заиграю звонко — звонко
Не зря веселая игрушка
А зовусь я ….
Погремушка
Правильно, ребята, это погремушка.
Погремушки в руки взяли
Они громко зазвучали
Погремушки веселят
Сидеть на месте не велят
В круг скорее все вставайте
С ними пляску начинайте!
ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ
Молодцы, ребята. Поплясали от души. Но у нас еще один домик не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем.
Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.
Инструменты всем на диво
Смотрите — заглядение
В них фасоль и макароны — просто объедение
Как звучат они? Не знаем
Очень хочется узнать
Нужно смело взять их в руки
И всем дружно поиграть!
Ребята, что же это за инструменты такие? А у нас здесь есть сундучок. Вы хотите узнать, что же в нем лежит? Сейчас мы его откроем. Ой, какие -то незнакомые инструменты. Не про эти ли инструменты была загадка? Посмотрите, здесь фасоль, а здесь макароны, а здесь рис, горох… Давайте на них поиграем и послушаем как они звучат.
Ребята играют на инструментах их бросового материала, затем говорят свои впечатления.
Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись?
Ответы детей.
Наша экскурсия подходит к концу. Нас пора возвращаться в детский сад. А вернемся мы с вами с помощью песни. Согласны?
ШУТОЧНЫЙ ПЕСНЯ — ТАНЕЦ «МЫ ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШКИ…»
«Колокольчик» № 35, стр28
По окончании песни дети вернулись в детский сад. Музыкальный руководитель задает вопросы по ходу занятия.
Ребята, вам понравилась экскурсия?
Где мы с вами побывали? С какими инструментами повстречались?
Вы хотели бы еще отправиться в Городок музыкальных инструментов?
Посмотрите, у меня на разносе лежат разные нотки: одни веселые, другие грустные. С каким настроением вы пойдете в группу?
Покажите ваши нотки.
Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами. Хочется пожелать вам творческих успехов, чтобы вы росли большими фантазерами.
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
143403, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, улица Лесная, дом 4А
Тел.: 8(495)563-11-23; E-mail: ds53mo@yandex.ru
«Добро пожаловать в страну музыкальных звуков»
Музыкальный руководитель:
Лукьяненко Л.Е
Дата проведения: 15.04.2021
Конспект НОД для подготовительной группы «Добро пожаловать в страну Музыкальных звуков»
Цель
Формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте. Развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Воспитывать любовь к музыке.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель:
Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой!
И другой!
А теперь мои хорошие
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь!
И садитесь!
Музыкальный руководитель:
Ребята, что мы сейчас делали?
Дети. Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель:
Как можно назвать такие звуки?
Дети. Шумы.
Музыкальный руководитель:
Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.
Скажите, какие звуки можно слышать на улице? А какие дома? (ответ)
Правильно, все это шумы. Давайте поиграем. я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.
Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы)
Шумы - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы, что сейчас вы слышите?
Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне). Это тоже звуки, но какие? Шумовые?
(ответ) Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека. Давайте повторим: какие бывают звуки.
Шумовые (шумы, голоса природы), музыкальные (пение человека, игра на музыкальных инструментах)
Музыкальный руководитель: А сейчас проведем небольшую викторину.
разделимся на две команды и возьмем карточки, я буду называть звуки, а вы будете относить их к музыкальным или не музыкальным.
(пение мальчика, скрип дверей, звучание женского хора, шум моря, стук мяча, игра на скрипке, звучание оркестра, шум машины, игра на фортепиано)
А по каким звукам можно узнать человека, даже не видя его?
Дети. По голосу.
Игра «Узнай по голосу» (сб. «Музыка в детском саду» вып.3)
Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в Страну Музыкальных звуков, но сначала нужно ответить на вопросы.
Кто такой композитор?
Кто такой музыкант?
Для кого исполняет свои произведения музыкант? (для слушателей)
Я вижу, вы готовы к путешествию. Молодцы!
А в страну Музыкальных звуков нас доставит необычный корабль.
Логоритмическая композиция «На воздушном корабле» (автор стихов и движений Е.Е. Соколова)
Вот мы и прилетели в страну Музыкальных звуков, в городок «Динь-динь». Как же зовут жителей этого городка? Отгадайте загадку.
Веселые крючочки
На линейках сидят
На линейках сидят
Песни петь велят? (ноты)
Есть у меня волшебный ключик, без которого не открыть дверь в домик, где живут ноты. Как называется этот ключ? (скрипичный ключ, или ключ «соль»)
Вот и пришла пора познакомиться с нашими нотками.
Дети рассказывают о нотах, и располагаю их на нотном стане
Нота «до»
«До» бежит домой по дорожке,
«До» добралась до ворот
Вверх по лесенке идет.
Нота «ре»
Нотка спряталась в норе,
Под первой линеечкой
Нота «ми»
На линейке первой – «ми»!
Музыканты знают это!
Вот теперь и ты пойми:
Нот других со мною нету!
Нота «фа»
«Фа» - в лесу кричит сова!
Нота «соль»
На второй линейке – я,
Нотой «соль» зовут меня.
Нота «ля»
«Ля» - запела вся земля!
Нота «си»
Нота «си»! Я – тоньше всех,
Вот и забралась наверх.
Я живу над «ми» и «соль»,
Третья линеечка – адрес мой!
На пяти линейках
Весело и дружно
Ноты все живут.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, - вот как их зовут!
Дети поют гамму
Вот теперь все нотки в сборе,
Значит, петь сумеем вскоре!
По лесенке - чудесенке.
Так легко вверх, вниз шагать
Ноты нужно изучать,
Чтобы спеть нам песенку!
Песня «Начинаем хоровод» (сб. «Зимняя фантазия» И.Каплунова, И.Новоскольцева)
Музыкальный руководитель:
Ребята, нотки очень шаловливые, любят бегать, прыгать, танцевать и умеют дружить.
Покажите, какие вы веселые и дружные.
Игра «Ищи» (сб. «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева)
Сейчас ноты приглашают вас в музыкальный магазин, где продаются музыкальные инструменты. Это магазин необыкновенный, чтобы сделать покупку необходимо правильно простучать ритм.
Игра «Музыкальное лото»
Сказка «Курочка Ряба» дети озвучивают сказку автор Т.Э.Тютюнникова
Музыкальный руководитель.
Вот мы с вами и побывали в стране, где живут ноты. Нотки очень любят свой родной город, в котором живут, а в каком городе живете вы? (ответ). Вы любите свой город?
Давайте споем песню о Родине, о родном крае, где вы родились.
Песня «Что зовем Родиной»
Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Я хочу вам пожелать, любите музыку, дружите с ней. Пусть музыка будет вашим другом. Добрых вам встреч с музыкой! Пусть в вашей душе звучит маленький колокольчик, звук которого дарит вам тепло и радость окружающим!
Под музыку дети уходят из зала.
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
143403, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, улица Лесная, дом 4А
Тел.: 8(495)563-11-23; E-mail: ds53mo@yandex.ru
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный теремок»
Музыкальный руководитель: Лукьяненко Л.Е
Красногорск 2021 г.
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный теремок»
Конспект музыкального занятия в старшей группе
Провела: музыкальный руководитель
МДОБУ д./с. №53 гродской округ Красногорск.
Лукьяненко Людмила Евгеньевна.
Цель:
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
- способствовать развитию у детей чувства ритма посредством выполнения двигательных, игровых упражнений.
- закреплять умение петь слаженно, вовремя начинать пение после вступления, изменять силу голоса, владеть разнообразными приёмами пения.
- способствовать дальнейшему овладению детьми игрой на детских музыкальных инструментах.
- продолжать воспитывать у детей интерес к музыке, культуру слушания, пения, выполнения движений.
Оборудование: фортепиано, компьютер, фонограмма, детские музыкальные инструменты.
Музыкальный репертуар:
«Ты шагай, себе пару выбирай» - коммуникативная игра - приветствие
«Здравствуйте, ладошки» - игра - приветствие звуками своего тела
«Зайчики», «Сидели два медведя», «Птички полетели» - речевые игры
«Оркестрик» МДИ – игра на музыкальных инструментах
«Эхо» - музыкально - ритмическая игра
Песня «Игра с бубном»
Танец «Я от тебя убегу»
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал.
Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами снова пришли в наш музыкальный зал на встречу с музыкой. Посмотрите сколько у нас в зале гостей. Я предлагаю подарить им хорошее настроение весёлым музыкальным приветствием.
«Ты шагай, себе пару выбирай» - коммуникативная игра - приветствие
Музыкальный руководитель. Как вы дружно поздоровались. Давайте научим здороваться ваши ножки и ладошки.
«Здравствуйте, ладошки» - игра - приветствие звуками своего тела
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня к нам пришли сказочные гости. Чтобы они показались, нужно отгадать загадки
Дети отгадывают загадки про птичку, зайчика, медведя.
-В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей)
-Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
-Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Музыкальный руководитель.
Наши гости долго ждали
И немножечко устали.
Надо сними поиграть,
И движенья показать.
А что делает птичка?
Дети. Летает.
Музыкальный руководитель. А зайчик?
Дети. Прыгает, скачет.
Музыкальный руководитель. Медведь?
Дети. Ходит вразвалочку.
Музыкальный руководитель. У каждого сказочного героя своя музыка, и сейчас она будет звучать, внимательно слушайте, музыка вам подскажет, какое движение нужно выполнить.
«Птички полетели» (фортепиано, «Зайчики», «Сидели два медведя» - музыкально-речевые игры.
Музыкальный руководитель.
Вот как весело плясали
И немножечко устали.
Сядем, отдохнем,
На стульчики пройдем.
Музыкальный руководитель. Ребята, наши сказочные гости пришли сегодня не с пустыми руками. У каждого гостя есть свой любимый музыкальный инструмент, а какой вы поймете, когда узнаете этот инструмент по звуку.
Птичка – колокольчик
Зайчик – деревянные ложки
Медведь – бубен
Музыкальный руководитель.
Мы тихонечко сидим и готовим ушки,
Потому что мы хотим научиться слушать.
А сейчас мы послушаем музыку, и вы мне расскажете какое у нее настроение.
Звучит музыка
Ответы детей.
Музыкальный руководитель. Музыка веселая, задорная, плясовая. Сейчас мы возьмем музыкальные инструменты и наполним звуками мелодию.
1-й ребенок.
Колокольчики возьмем,
Мы игру сейчас начнем.
Будут ручки играть,
Ушки будут помогать.
2-й ребенок.
Расписные наши ложки
Веселее, чем гармошки.
Как начнем на них играть,
Так и хочется плясать!
3-й ребенок.
Бубен весело звенит
Ребятишек веселит
Бубен,спой еще разок:
Твой чудесен голосок.
4-й ребенок.
Встанут все ребятки вместе –
Вот и маленький оркестрик.
Заиграем веселей,
Чтобы стало веселей!
«Оркестрик» МДИ – игра на музыкальных инструментах (Т. Суворова) (7 слайд)
Музыкальный руководитель. Молодцы! Вы очень хорошо играли.
А у нас с вами тоже есть музыкальный инструмент – это наш голос? Что мы делаем с помощью голоса?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель. Конечно. Но чтобы красиво петь и не навредить голосу, для начала нужно голосок разогреть. Мы споем музыкальную попевку, будьте внимательны, слушайте музыку и друг друга.
Музыкальный руководитель. Ребята, попевку мы будем исполнять сидя на стульчиках, поэтому для начала вспомним о певческой установке. Вот теперь переходим к попевке!
«Эхо» - музыкально- ритмическая игра (фортепиано)
Музыкальный руководитель. Хорошо, разогрели голосок, а сейчас мы споем знакомую песню и поиграем с бубном. Сейчас возьмем музыкальные инструменты.
Песня «Игра с бубном»
Музыкальный руководитель.
А сейчас вас, детвора,
Ждет веселая игра.
Раз, два, три, четыре, пять
Надо в круг скорей нам встать.
Музыкальный руководитель. Молодцы! Ребята, я предлагаю подарить всем весёлый танец.
Танец «Я от тебя убегу…»
Музыкальный руководитель. Молодцы ребята! Вы очень красиво танцевали и играли. А сказочным героям понравилось, как вы думаете? Им сегодня было очень интересно с вами. Ну, а теперь все на прощанье, друг другу скажем…
Дети. До свидания!
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
143403, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, улица Лесная, дом 4А
Тел.: 8(495)563-11-23; E-mail: ds53mo@yandex.ru
Беседа : « О чем может рассказать музыка?»
Музыкальный руководитель: Лукьяненко Л.Е
Красногорск 2021 г.
Беседа : « О чем может рассказать музыка?»
Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Бертольд Авербах)
Музыка - это звуки, звуки природы и нашей планеты. Которые удивительным образом имея всего семь нот, могут превращаться в шикарные, трогающие струны души, неумирающие музыкальные шедевры.
Складываясь в гармоничные аккорды, могут стать проявлением эмоций и чувств человека, композиторы могут в звуке воплотить свой замысел, который будет способствовать воплощению в нашем воображении прекрасных красочных форм, движений, сюжетов. Может воплотиться в пение птиц, или утренней зорьке, можем услышать лошадиный топот, а может даже раскат грома, или вовсе, стать весенней капелью звуча тонкими нотками в оттепель. Музыка не ограничивает слушателя ни в красках своих фантазий, ни в пространстве воображаемых пейзажей или действий, дошкольники при восприятии музыки проявляют эмоции, различают высокие и низкие звуки, тембровую окраску, выражают предпочтения, которые побуждают детей действовать: прихлопывать, притопывать, кружиться воспроизводить образные движения согласовывая с характером и формой прослушиваемого музыкального произведения. Музыка это сокровищница для всего человечества на нашей планете, музыка может лечить, музыка может дать уверенность в успехе, музыка может передать счастье, любовь, музыку нужно уметь слушать и тогда она заговорит с человеком на одном языке.
Исходя из этого, музыка не только важна в нашей жизни, и очень необходима в жизни людей с рождения, особенно в период синзетивного развития дошкольников. Музыка может рассказать о многом детям, через музыкальное искусство они познают мир, развиваются эмоционально, учатся говорить и обращаться, расширяя общение детей с искусством. Музыка способствует атмосфере доброжелательности, открывает в ребенке интересы, способствуя творческому развитию малышей дошкольного возраста. Удовлетворяя культурные потребности, тем самым дает ребенку полноценное, разностороннее развитие.
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
143403, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, улица Лесная, дом 4А
Тел.: 8(495)563-11-23; E-mail: ds53mo@yandex.ru
Занятие в подготовительной группе
«Оркестр »
Музыкальный руководитель: Лукьяненко Л.Е
Красногорск 2021 г.
ТЕМА НОД: «Оркестр »
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Художественно - эстетическое развитие
ГРУППА (ВОЗРАСТ) Подготовительная группа 6-7 лет
ЦЕЛЬ: Расширить представление дошкольников о разновидностях народных музыкальных инструментах
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- Формировать умение определять музыкальные инструменты по названию, по внешнему виду и по звучанию;
- Закрепить знания детей о приёме игры на музыкальных инструментах;
Развивающие:
-Развивать умение детей ориентироваться в знакомой музыке;
-Развивать навыки сотрудничества и взаимоконтроля при выполнении заданий коллективного характера;
Воспитательные:
-Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.
-Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе решения познавательных задач.
ОБОРУДОВАНИЕ (методическое оснащение):
Ноутбук, музыкальные инструменты (рубель, трещотка, деревянные ложки, бубен, маракас, колокольчик, цветик-семицветик, проектор
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР:
1. фонограмма русской народной мелодии «На горе-то калина»
2. интерактивная игра «Русский оркестр»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах, просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: оркестр, дирижёр.
Организационный момент. Дети входят в зал под музыку (Русская народная мелодия «На горе-то калина») и встают в круг. Здравствуйте, ребята! Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло друг друга и улыбнитесь друг другу. Ребята, вы обратили внимание на музыку, под которую зашли в зал?
Ответ да
А какие музыкальные инструменты вы услышали?
Ответ
Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Вводный этап. Я не случайно задала вам этот вопрос, потому что с утра, когда я шла навстречу с вами на полянке увидела необычный цветок. А о каком цветке будет идти речь,вам подскажут следующие слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть помоему вели».
Ответ цвети семицветик
Молодцы! Правильно (В руках у педагога – «цветик-семицветик»)
Давайте посчитаем лепестки, сколько их.
Ответ 7
Вы знаете, что этот цветок волшебный? А хотите стать настоящими музыкантами прямо сейчас?
Ответ да.
Поможет нам в этом «цветик - семицветик».
Основной этап. Для того чтоб стать музыкантами, нужно выполнить несколько заданий. Отрываем лепесток, угадай, что в нём, дружок? Там находятся загадки.
1. Деревянные, резные, Расписные, озорные. А в руках как застучат Всех порадуют ребят. (Деревянные ложки)
2. Он любит, когда его бьют, Покоя ему не дают – Он пляшет в руках и звенит, И добрых людей веселит. (Бубен)
3. В руки ты её возьмёшь То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь,
4. Собой хвалиться я не смею, Всего лишь три струны имею! Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная. (Балалайка,
5. У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем, С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян. Голосистый мой. (Баян)
-Как вы думаете, ребята, можно ли сейчас сразу взять балалайку, баян, гармошку и сыграть на этих инструментах?
Правильно. А вот на ложках, бубнах мы можем уже сегодня сыграть в оркестр.
Итак, отрываем лепесток. Музыкальная игра «Угадай, на чем играю»! Сейчас я вас проверю, насколько хорошо вы знаете музыкальные инструменты по звучанию. На столе за ширмой лежат инструменты, я буду играть на одном из них, а вы будете определять, какой инструмент звучал (маракасы, бубен, деревянные ложки, колокольчик, барабан, бубенцы). Ну, вот мы и отгадали, на чём я играла. Молодцы! Отрываем следующий лепесток и читаем задание. Чтоб в оркестр нам сыграть,нужно ритмический рисунок простучать:
та та ти ти та
ти ти та та та
та та та та ти ти та «ти»-короткий звук, «та»-долгий звук.
Отрываем лепесток (заглядывает в лепесток и не говорит детям,а что нужно сделать вы узнаете послушав меня. Ребята, как вы думаете, как называется группа музыкантов, которые исполняют одно музыкальное произведение на музыкальных инструментах? Оркестр
Правильно. (Педагог хвалит детей) А теперь все вместе повторим, что такое оркестр? Оркестр – это группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. «Кто оркестром управляет? Кто все инструменты знает? Палочкой волшебной машет, Не поет он и не пляшет, Но в работе фантазер! Отвечаем…» Ответ Дирижер
Правильно.
У каждого оркестра есть управляющий, которого называют дирижером. Я предлагаю вам превратиться в настоящих музыкантов, играющих на русских народных инструментах, но прежде, мы послушаем русскую народную мелодию, под которую будем играть на инструментах. (Звучит русская народная мелодия «На горе-то калина»)
Ребята, а какая это мелодия, грустная или веселая? Веселая Что вы себе представили? Радость Громко или тихо звучит мелодия? Громко. Как звучало это произведение быстро или медленно? «Не очень быстро, но и не медленно»
Молодцы! Вы очень внимательно слушали музыку. Начнем, а в качестве дирижёра у нас будет интерактивная игра «Русский оркестр». Внимание на экран. Ваше задание, прослушать ещё раз мелодию, обратить внимание, какими музыкальными инструментами мы с вами будем её исполнять?
Ответы детей: «Маракасы, деревянные ложки, бубен, трещотка, рубель, колокольчик».
(Детям предоставляется право свободного выбора инструмента. Педагог предлагает взяв инструмент, сесть на стульчик перед экраном, а в качестве «дирижера» -интерактивная игра «Русский оркестр») Инструментальное музицирование – «На горе-то калина»
Здорово, ребята! У вас все хорошо получилось!
Мне кажется, что даже у нашего семи цветика лепестки стали ярче. Посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке, давайте посчитаем, сколько их.
Ответ: 1,2,3.
Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать по нему и много узнать о музыке, а цветик-семицветик будет нам в этом помогать. Заключительный этап. Вот мы и справились со всеми заданиями. Вам понравилось? Интересно быть музыкантом?
Ответы
Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием всем большое спасибо, а теперь строимся парами и под музыку проходим в группу (Русский народный наигрыш «На горе-то калина»).
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
143403, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, улица Лесная, дом 4А
Тел.: 8(495)563-11-23; E-mail: ds53mo@yandex.ru
«Технология обучения детей
элементарному музицированию»
Музыкальный руководитель: Лукьяненко Л.Е
Красногорск 2021 г.
Технология обучения детей
элементарному музицированию
Цель использования технологии :
Развитие творческих способностей, природной музыкальности и первоначальных навыков музицирования дошкольников.
Описание порядка использования(алгоритм применения технологии):
1 этап : знакомство и обучение простейшим приёмам игры на музыкальных инструментах.
2 этап : озвучивание на музыкальных инструментах стихов, отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения.
3 этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, экспериментируя, фантазируя.
4 этап: Концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.
Результат использования образовательной технологии :
У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.
«Элементарное музицирование с дошкольниками» автор Т.Э.Тютюнникова
Проблема развития музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии «Элементарное музицирование с дошкольниками» автора Т. Э. Тютюнниковой содействует развитию творческих способностей детей, природной музыкальности, создаёт условия для широкой ориентации в музыке и накоплению за музыкальных впечатлений,помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Инструменты должны быть простыми в освоении, ребёнок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций (знакомство с инструментом ,его составными частями, способами игры, исследование звука инструмента, сравнение с другими). Звучание инструмента отождествляется с предметами и явлениями из жизни. Творческая деятельность проявляется в сочинении мелодий, озвучивании сказок, аранжировке произведений.
Инструменты делятся на две группы : мелодические (звуковысотные) – используются в работе с детьми 5-6 лет и шумовые(различных видов) – используются с детьми раннего ,младшего и среднего дошкольного возраста.
Последовательность действий с инструментом :
Поиграй на своём инструменте, изучи ,какие звуки в нем живут.
Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь.
Будь дирижёром – покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь.
Подумай,какие инструменты подойдут,чтобы сыграть» музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение».
Попробуй озвучить стихотворение, сказку.
Непосредственно образовательная деятельность
Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности: на занятиях разных типов, подгрупповая работа( с детьми с повышенной мотивацией к обучению),в музыкально-дидактических играх, досугах и развлечениях ,в индивидуальной работе с детьми ,в самостоятельной деятельности дошкольников.
Методы обучения детей игре на музыкальных инструментах :
Словесный( рассказ, объяснение)
Наглядный(показ приёмов игры педагогом и ребёнком)
Стимулирующий(выступление перед детьми или взрослыми)
Практический( повторение и закрепление приёмов игры на музыкальных инструментах)
Самостоятельная музыкальная деятельность( игра на детских муз. инстр. в группе под косвенным руководством воспитателя)
Изготовление музыкальных игрушек, инструментов и их использование.
В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».
Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является музицирование.
Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива.
В свое время, в конце IXX века, этой проблемой занимался австрийский композитор Карл Орф, выпустив 5 томов «Шульверка», где он описывал свой опыт по данной теме и очень успешно занимался на практике. В настоящее время, элементарное музицирование вновь стало популярным и многие педагоги внедряют её в свою работу.
Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как необходимого. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Одной из таких технологий является« Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, основанной на ведущем принципе педагогики «обучение в действии»:ребёнок во всём принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.Опыт показывает что игра на музыкальных инструментах является одним из любимых видов детской деятельности. Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных, творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможно организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей.
Идея широко использовать музыкальные инструменты для развития ребёнка не нова,она появилась еще в 30-е годы прошлого столетия в Германии в музыкально-педагогической концепции К.Орфа. основой технологии Т.Э.Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа (гуманизм, развитие творческого потенциала ребёнка, триединство «Речь, музыка, движение») с методиками отечественной музыкальной педагогики.В технологии нашли отражение идеи свободного танца и пластики Э.Жака-Далькроза.
Двумя основными принципами технологии являются : импровизационно-творческая деятельность и игра.
Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.
«Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.
Игровое обучение – скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Музыкальная основа технологии: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.
Основными видами деятельности на уроках творческого
музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.
Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Термин «Звучащие жесты» принадлежит ГунильдКетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицирование с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Речевые игры
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.
В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.
«Вышли мышки»
- Театральная сценка
- Разучивание со ЗЖ
- С инструментами (давая возможность выбрать их детям)
На стене часы висели -( хлопки)
Тик-так, тик-так - (шлепки)
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.
На стене часы висели
Тик-так, тик-так
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.
Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).
Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать движения и мелодии.
Ритмо-двигательный канон», «В пустыне»
- Разучивание текста и мелодической попевки канона
- Разучавание движений
- Исполнение каноном по группам
Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-
Верблюды: Хам-були –булибули, хам –булибули…..
Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….
Детские танцы
О детских танцах хотелось бы сказать кратко. На уроках музицирования не ставятся серьезные хореографические задачи. Простые детские танцы – это, прежде всего активная форма слушания и переживания музыки посредством движения. Маленькому ребенку сложно воспринимать музыку, особенно классическую, просто сидя на стульчике.
Игры со звучащими жестами:
“По коленочкам”( “Ах, вы сени”, сл. М.А,Давыдовой)
По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко
Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.
По коленям локотками постучим теперь мы с вами.
Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.
И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой
Тра – та – та – та, тра – та – та та,
Мы похлопаем с тобой.
«Тюшки – тютюшки» (Ах ты, берёза)
Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – дети под музыку топают ножками.
Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают
Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!
Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику ит.д.
Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.
Можно придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто!
Также в своей педагогической практике я широко использую опыт работы
Елены Попляновой«Палочки – скакалочки». Небольшие песенки, потешки, считалочки сопровождаются ритмичными движениями «волшебных» палочек – скакалочек. Например, вот так ребята могут обыграть стихотворение
«Комары и мошки» слова рус. народные
Комары и мошки: зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Тоненькие ножки, зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Пляшут по дорожке, тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Комары и мошки, тра-ля-ля.
Крылышками тонкими – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Лапочками звонкими – топ-топ, топ-топ.
А как наступит ночь, улетают прочь!
Декламации (по методике Карла Орфа)
Предложите детям в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть ребята сами догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.
Играя звуками Ч, Ш, Щ, С, Ц, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.
Добавьте в нее несколько звуковых инструментов – композиция получится более красочной. Моделировать динамику, линию, объем в композиции нужно руками. Предоставьте детям возможность тоже попробовать себя в роли композитора.
Прочитайте детям стихотворение:
В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит,
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!
В. Суслов
Выучите его с детьми шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков. Попросите ребят придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализованно, с разными вариантами сопровождения.
Проведите игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем шуршу».
Игра со звуками (по методике Карла Орфа)
Предложите детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш:
Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра. Моделируйте линии рукой:
Импровизируем
Попробуйте вначале сами выступить в роли дирижера, предложив детям занять места за выбранными инструментами – стеклянными (фужеры с водой, пустая бутылка) и детскими (треугольник, валдайский колокольчик).
Управляя своим оркестром, показывайте им порядок выступления и звучания, оставляя за ними выбор характера звучания. Часть ребят может создавать свободный фон из звуков речи.
Для фантазийной импровизации предложите детям разбиться на 2–3 группы и придумать свою программную или свободную композицию.
Различные графические партитуры могут быть предложены в качестве вариантов. Любое звуковое воплощение их будет правильным, так как в этом задании важно развивать воображение и ассоциативное мышление.
СПЯЩИЙ ЁЖИК
игра-импровизация
(по методике Карла Орфа)
Дети садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на полу, как спящий ежик.
Сидящие ребята могут производить любые звуки – шуршать, стучать по полу, по телу, в ладоши, произносить любые звуки, слоги – отрывисто или протяжно. Важно скоординировать свои усилия с группой в динамике – композиция развивается волнообразно – от пиано до форте через ряд crescendoи diminuendo.
← <p<>pm<mf<f>mf<ff
«Спящий ежик» чутко реагирует на все изменения динамики,
постепенно «просыпаясь».
Фантазируем
О чем нам могут рассказать стеклянные звуки? Предложите ребятам следующие темы: «Солнечный лучик отразился в стекле», «Осенние капли на оконном стекле», «Калейдоскоп и цветные карандаши», «Корона Снежной Королевы», «Обеденное рондо».
Придумайте и сыграйте также другие детские импровизации.
Покажите детям несколько новых для них приемов игры со стеклянными предметами. Налейте в фужер на ножке воды, смочите палец и водите им круговыми движениями по краю – ребята услышат свистящий тихий звук. Разные фужеры, по-разному заполненные водой, издают звуки разной высоты и тембра. В пустую бутылку можно дуть, приставив ее горлышком к нижней губе – раздастся глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по-разному, можно «настроить» их на 2–4 звука, и сыграть на них мелодию.
******************
Элементарное музицированиеспособствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.
При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность. Это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает.
В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую пластиковую бутылку и др.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами.В целом шумовой оркестр должен быть формой работы, в которую могут быть вовлечены все дети! Оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности.
У дошкольников активизируется музыкальная память и творческое воображение, формируется эмоциональный отклик на классическую музыку, развиваются импровизационные навыки.
Музицирование также способствует формированию волевых качеств, собранности, сосредоточенности, упорству в достижении цели.
Старшие дошкольники научились подбирать инструменты для фантазийного озвучивания стихов; сочинять несложные мелодии; приобрели навыки ансамблевого музицирования.
Значение элементарного музицирования для общего и музыкального развития детей трудно переоценить.
Работа по развитию музыкально – ритмических способностей стала успешной еще и потому что дети, занимаясь музицированием, получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей – это не только правильность выполненных заданий, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование. Необходимо много работать, чтобы добиться положительных результатов.
Опыт музицирования,пусть даже небольшой и лементарный,часто становится решающим фактором в «пленении» ребёнка музыкой. Т.Э.Тютюнниковаутверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
143403, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, улица Лесная, дом 4А
Тел.: 8(495)563-11-23; E-mail: ds53mo@yandex.ru
«Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Музыкальный руководитель: Лукьяненко Л.Е
Красногорск 2021 г.
Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Музыкально-дидактические игры и их роль при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментахЧитать далее: Детский оркестр
Консультация для воспитателей
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.
Последнему виду музыкальной деятельности в детском саду можно уделять больше внимания. Постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащать музыкальные уголки в группах.
Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.
Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет .аккомпанемент.
Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).
В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами — металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление.
Например, несколько детей подготовительной группы исполняют мелодию попевки на металлофонах и ударных инструментах, а воспитатель играет ведущую партию на «Мелодии-26». Получается своеобразный оркестр, который доставляет ребятам большую радость — ведь они играют вместе с педагогом.
Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.
Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру.
На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь
В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.
Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие тем и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники.
Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.
Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах.
Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и - второстепенную роль.
Играть можно не только на металлофоне, но и на других детских музыкальных инструментах. Их применение дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.
Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий.
Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.
Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен. Обязательно проводить консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне и аккомпанировать на утреннике вместе с музыкальным руководителем. Опыт показал, что если регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными участниками в музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками.
В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.
Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста с применением ИКТ и технологии элементарного музицирования "Трусливый заяц"
АннотацияКонспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Музыка»Автор: Усольцева Ольга Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 38» г.Березники, Перм...
презентация здоровьесберегающие технологии при музицировании на свирели
презентация здоровьесберегающие технологии при музицировании на свирели...
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с применением информационно-коммуникационной технологии и технологии элементарного музицирования (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие")
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с применением информационно-коммуникационной технологии и технологии элементарного муз...
Технология элементарного музицирования (Т.Э.Тютюнникова)
В данной публикации представлена технология элементарного музицирования Т.Э.Тютюнниковой....
Технология элементарного музицирования
Технология элементарного музицирования...
Технология элементарного музицирования.
Элементарное музицирование - это первозданный метод приобщения ребёнка к музыке....
В данной публикации представлена технология элементарного музицирования Т.Э.Тютюнниковой.
Детское творчество имеет место во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Но существуют единые прин...