В данной публикации представлена технология элементарного музицирования Т.Э.Тютюнниковой.
методическая разработка
Детское творчество имеет место во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Но существуют единые принципы, на которых базируется педагогическая технология организации музыкально-творческой деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_elementarnogo_muzitsirovaniya_t.e.tyutyunnikova.docx | 59.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
(Т.Э.Тютюнникова)
Детское творчество имеет место во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Но существуют единые принципы, на которых базируется педагогическая технология организации музыкально-творческой деятельности дошкольников.
1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-творческой деятельности. Этот принцип свидетельствует о том, что развитие детского музыкального творчества — процесс интересный и увлекательный прежде всего для самого ребенка, ведь создание чего-то нового — это большая ценность для детского сообщества. Для создания продукта деятельности необходимы знания, умения и определенное эмоционально-ценностное отношение.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики общих и музыкальных способностей дошкольников, и учитывающий новообразования возраста в ходе развивающей работы.
3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе музыкально-творческой деятельности, означающий учет в организации данного процесса музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта, поддержания этих качеств и свойств в данной деятельности.
4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе, организации музыкально-творческой деятельности, означающий свободу ребенка в данной деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по ее ходу и результатам,
обращение к индивидуальному опыту. В процессе взаимодействия ребенок самостоятельно выбирает средства интерпретации воспринятого музыкального образа и виды музыкально-художественной деятельности. При соблюдении этого принципа ребенок наряду со взрослым или автономно выступает инициатором музыкально-творческой деятельности.
5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-творческой деятельности. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. Данный принцип также подразумевает содействие в развитии музыкального творчества, становлении креативности каждого ребенка.
6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка (в контексте проблем музыкального развития), со специалистами, работающими в детском саду.
7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки и исполнительства в развитии детского музыкального творчества, означающий, что именно эта цель преследуется воспитателем в процессе организации детского восприятия и исполнительской деятельности. В соответствии с данной целью педагог определяет этапы педагогической технологии, оснащает их адекватными методами и приемами, которые содействуют художественно-эмоциональному восприятию музыкального образа ребенком, пониманию (декодированию) его, деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к нему, интерпретации и созданию новых музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации детской музыкально-творческой деятельности, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для развития детского музыкального творчества. Данные критерии, их вариативность представлены в предыдущем параграфе данного раздела.
9. Принцип продуктивности музыкально-творческой деятельности дошкольников, означающий, что данный процесс имеет некий творческий продукт — относительно новый музыкальный образ, воплощенный ребенком в художественной деятельности.
10. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития детского музыкального творчества в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать, отображать и создавать музыкальные образы.
11. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации самостоятельной детской музыкально-творческой деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию музыкального творчества дошкольников, постепенное усложнение задач развития, музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемых форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный педагог в развитии самостоятельной музыкально-творческой деятельности воспитанников.
Одной из технологий организации музыкально-творческой деятельности дошкольников является технология элементарного музицирования, предложенная Т.Э. Тютюнниковой.
Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке – его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицирования. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и с самим собой.
Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыка сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении он может быть тем чудесным оазисом, где место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения.
Т.Э.Тютюнникова отмечала, что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Методологическим основанием орф-технологии явилась деятельностный метод, который предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).
Данная технология основывается на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Работы таких известных авторов, как Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.В.Назайкинский, Л. Баренбойм, Э. Жак-Далькроз, Ш. Судзуки. Особенно широко был рассмотрен данный подход в музыкальном воспитании и обучении детей немецким педагогом Карлом Орфом. Он собрал очень много практического материала для детского музицирования под названием «Шульверк». Педагог, кандидат искусствоведния Т.Э. Тютюнникова явилась транслятором многообразного педагогического опыта музыкального воспитания и обучения детей в России, накопленного человечеством.
Итак, цель технологии элементарного музицирования – помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Основные задачи:
Творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных навыков музицирования; развитие индивидуальности детей, способности к спонтанному творческому поведению, создание предпосылок к формированию творческого мышления.
- Сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию;
- Знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике музицирования;
- Установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока недоступно;
- Развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
- Развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
- Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыржения.
Методологической основой технологии является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методиками отечественной музыкальной педагогики. В технологии нашли отражение идеи свободного танца и пластики, а также элементы эвритмии и ритмического сольфеджио Э. Жак-Далькроза.
Суть идеи К. Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Главный подход Э. Жак-Далькроза – осознание закономерностей музыки через импровизационное движение как основу ее понимания.
Музыкальная основа технологии: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох (преимущественно миниатюры), современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.
Средства музыкально-творческого обучения: музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их синкретическом единстве.
Музицирование в технологии представлено как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.
- Учебное музицирование - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.
- Творческое музицирование – разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Этот раздел является самым важным. Он обращен к тем, кто готов осознать необходимость творчества как фактор величайшей важности для дальнейшего развития детей.
Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях и т.д. Процессу варьиирования конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес.
- Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационное формы в законченные пьесы, в совершенствоване навыков ансамблевого музицирования.
Шумовые оркестры являются лишь одной из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. Это игра в оркестр, где есть место для фантазии, возможны разные варианты, замены и обмены ролями.
Технология требует широкого использования детских музыкальных инструментов: металлофонов, шумовых (треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, деревянные коробочки, клавесы, маракасы) Обязательным также является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов.
Содержание технологии.
Вся работа по данной технологии условно представлена в виде двух ступеней:
1 ступень – младшая и старшая группы детского сада.
Общие задачи данной ступени: вовлечь детей в стихию музицирования с использование звучащих жестов, пения, импровизированного движения, пантомимы и инструментов. Заинтересовать их этой деятельностью. Пробуждать двигательные реакции на музыку как основы для ее эмоционального переживания. Развивать стабильное чувство равномерной метрической пульсации. Формировать элементарные навыки взаимодействия в группе. Импровизировать в доладовых и доритмических формах: «поиграй как хочешь на этом инструменте», «сыграй свою музыку».
Этот этап может быть назван «Музыка во мне». Его цель – активизация естественной потребности ребенка получать удовольствие от собственной активной музыкальной деятельности. Вся работа имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых песенок происходит на слух, а игра на инструментах – с рук.
Учебное музицирование.
Рим и тембр: ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, речевых упражнениях, используя для этого звучащие жесты, движение, шумовые инструменты. Точно двигаться в четных размерах. Использовать слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек (прохлопывание одновременно со скандированием). «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты с речевой поддержкой. Исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой. Творчески исследовать звуковые свойства шумовых и ударных инструментов, самодельных инструментов.
Воспитание звуковысотного слуха и пение: изучить возможности голоса и артикуляционного аппарата: говорение, шипение, крик, свист, шепот, скандирование, глиссандирование, пение. Уметь это показать практически и использовать в озвучивании стихов и сказок. Использовать фонематическую игру слогами для развития способности к ощущению колорита и красочности.
Различать кластерное пение и пение в унисон. Петь песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте, в контрастных регистрах). Петь детские потешки в различных вариантах пентатонических трихордов (мажорного и минорного наклонений). Повторять как «эхо», а затем импровизировать голосом.
Различать высокие и низкие звуки в контрастных регистрах и постепенный их переход из одного регистра в другой.
Аккомпонементы: сопровождать речевые упражнения и пение одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон). Петь нетрудные детские песенки с аккомпонементом на тонике и тонической квинте, исполняемым детьми на ксилофонах.
Исполнение: исследовать способы игры на шумовых инструментах и ксилофоне. Ориентироваться в обычном звукоряде ксилофона (вверх-вниз). Петь песни с аккомпанементом 1-2-х ксилофонов и театрализовать их. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие.
Движение: использовать движение как самый первый отклик на музыку. Импровизированно двигаться под несложную музыку жанрового характера. Исполнять 3-4 различных народных танца в облегченном детском варианте.
Авторская музыка: импровизированно двигаться под звучащую музыку, импровизировать шумовой и ритмический аккомпанемент.
Творческое музицирование.
Активный словарь (самостоятельное действие в импровизациях): равномерная метрическая пульсация и аметричный звуковой «хаос»; быстрый и медленный темп; ускорение и замедление; громкое и тихое звучание; ослабление и усиление звучности; фраза в речи и простейших песнях; тембры шумовых инструментов, возможности голоса и артикуляционного аппарата, речевые фонемы.
Уметь сделать метрическую пульсацию видимой и слышимой (разными способами). Придумывать небольшие метрические пьесы, используя рифмованный текст и озвучивая его шумовыми инструментами. Использовать речевые фонемы и фонемные слоги для импровизаций. Исполнять импровизированные диалоги на инструментах («разговор»). Импровизировать темброво-динамические композиции, используя 2-3 шумовых инструмента. Озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом. Варьировать инструментовку. Театрализовывать народные игры с пением, сюжетные танцы.
Концертное музицирование.
Разучивать и исполнять на детских праздниках 2-3 произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Исполнить одну озвученную детьми сказку или несколько стихотворений.
2 ступень – подготовительная к школе группа.
Общие задачи: развивать стремление детей к самовыражению музыкальным действиям. Продолжать изучать элементы музыки в практике творческого музицирования. Переходить постепенно к ритмически организованным формам импровизации. Целенаправленно развивать чувство ритма как ведущий компонент музыкальности (длительности, ритмические рисунки, ощущение длины фразы). Строить диалоги в вопросно-ответной форме. Моделировать ритмические отношения различными способами, в том числе и образно-графическим. Использовать разнообразие тембровых шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации. Петь и импровизировать в пентатонике.
Основные приемы работы с материалом: имитация «эхо», вопросно-ответные импровизации, исследование, творческое подражание, ритмически оформленные игры звуками.
Способы усвоения музыкальных знаний: пространственно-двигательное ощущение, эмоционально-телесное переживание, двигательный образ, двигательное понятие, визуально-графический образ, ассоциация.
Учебное музицирование
Ритм и тембр. Использовать словесную поддержку ритма в затруднительных случаях, проговаривая слова «про себя», и отказываясь от нее впоследствии. «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты без речевой поддержки. Исполнять цепочки из двух ритмических эталонов различными вариантами в звучащих жестах. Импровизировать цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмичной музыки (живое звучание или запись). Импровизировать ритмические пьесы в форме рондо (тутти и соло).
Исследовать различные качества звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий). Связывать их с различным содержание при озвучивании стихов и сказок. Изучать сочетания тембров по типу сходства и различия. Использовать шумовые инструменты для самостоятельных аранжировок танцевальной музыки. Составлять графические партитуры различного типа для записи собственной музыки.
Воспитание звуковысотного, ладового слуха и пение: развивать возможности голоса в речевых упражнениях. Произносить бытовую речь как речитацию. Уметь вокализировать бытовую речь. Исполнять речевые упражнения и небольшие пьесы на фоне метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон). Уметь произвольно владеть голосом в режиме глиссандирования (вверх-вниз). Спеть голосом несколько более высоких и более низких звуков, чем заданный. Моделировать рукой во время пения высоту звуков. Ориентироваться в звукоряде металлофона и ксилофона: уметь играть полный звукоряд инструмента с названием нот вверх и вниз. Различать в мелодической линии движение вверх, вниз и на месте. Моделировать ее пространственно и графически.
Аккомпанементы: импровизировать различные ритмические остинато в полном пентатоническом звукоряде ксилофона.
Исполнение: исследовать звуковые и исполнительские ксилофонов и металлофонов. Играть на них импровизации вне лада, используя в качестве основы короткий стихотворный текст. Учиться брать на себя роль дирижера музицированием. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие.
Движение: варьировать и усложнять разученные ранее танцы, выучить 2-3 новых в облегченном детском варианте. Разыгрывать сюжетные и танцевальные песни, речевые пьесы.
Авторская музыка: импровизированное движение в свободном пространстве под звучащую музыку, образная пантомима, театрализация, ритмический аккомпанемент, шумовой оркестр.
Творческое музицирование
Активный словарь: стабильный метрический пульс, основные ритмические эталоны, ритмическое остинато, фраза, тембр, динамика, графические символы.
Уметь импровизировать ритмические остинатные аккомпанементы (шумовые, звучащие жесты, ксилофон). Импровизировать ритмы на фоне равномерной пульсации (звучащие жесты, шумовые, ксилофон). Импровизировать небольшие ритмические пьесы в вопросно-ответной форме, уметь варьировать ее при повторении. Исполнять импровизированные диалоги инструментах и голосом. Импровизировать на ксилофоне в пентатонике пьесы в форме родно и тутти. Придумывать графические символы для записи импровизируемой музыки.
Концертное музицирование.
Придумать с детьми 2-3 шуточных аранжировки танцев с использованием самодельных и других инструментов.
Этапы работы с детьми:
- Этап экспериментирования как прямое испытание и исследование. Исследование звуков своего тела - притопы, хлопки, щелчки, шлепки и голоса. Ритм, тембр, мелос – это три «столпа» музыки, которые заключены в самом человеке, даны ему изначально с рождения.
На этом этапе ребенок обнаруживает музыку в самом себе. Первичные формы музыкальной спонтанности исходят из возможностей человеческого организма. Дети должны почувствовать, что музыка находится внутри их самих. Личная активность каждого есть главное условие «добыть» музыку для себя. Это есть та естественная музыкальная активность, которая определяется потребностью, а не принуждением.
- Исследование звуковых свойств различных материалов и простейших музыкальных инструментов. Дети продолжают изучать сам материал музыки – звуки: громкие и тихие, отрывистые и певучие, высокие и низкие, шуршащие и шелестящие. Здесь происходит подробное и основательное знакомство с миром звуков в специальных играх.
- Педагог объединяет 2-3 звука в попевки, мотивы. Двух, трех, четырехзвучные попевки как первоначальные типы звукорядов, их сцепление как естественное расширение, приводит к образованию ладов. На этом этапе происходит постижение ритмических формул, возможностей своего голоса, как средства невербальной коммуникации, освоение простейших инструментов человечества как дополнительной возможности выражать себя в звуках.
Календарно-тематическое планирование материала по элементарному музицированию
Младшая группа
Месяц | Звучащие жесты | Речевое музицирование | Инструменты | Песни | Движение и активное слушание | Импровизация |
Сентябрь | Игра с одновременным проговариванием (хлоп-хлоп, топ-топ и т.д.) Игра «Тихие и громкие ладошки» | Ритмичное проговаривание коротких фольклорных потешек, закличек «Зайчик», «Котик», «Петушок», сопровождая их равномерными хлопками, шлепками, использование 1-2 инструментов | Маленькие колокольчики, маракасы из «киндеров». Изучение тембров, что как звучит. Прием - свободное потряхивание. Игра в оркестре: двухчастная полька. Методический прием: играем и молчим. | Хороводная игра «Петушок» с аккомпанементом ксилофона (играет взрослый). Игра «Кто как кричит» В. Иванникова, звукоподражание голосам животных. | Игровой танец-команда «Шагом и бегом», «Полька» А. Жилинского с инструментами – бегаем и звеним, присаживаемся и молчим. | Свободная манипуляция с инструментами – «сыграй, как ты хочешь». |
Октябрь | Прием: на последнюю долю изменить «инструмент»: шлеп-шлеп…ХЛОП! Речевая игра «Прыг, скок, по ладошке» Песня «Два утенка» Е. Попляновой – исполнять со звучащими жестами. | Речевая игра «Зайчик» с театрализацией и последующим озвучиванием на инструментах. Речевая звукоподражательная игра «Капля раз, капля два…» Звукоподражательные артикуляционные игры «Ветер», «Дождик», «Гром» с последующим озвучиванием на инструментах. «Разговоры» - дождика и ветра, лягушки и рыбки. | Бубенцы, маракасы. Знакомство с приемом метричное встряхивание, постукивание. Листочки бумаги и бумажные султанчики (для озвучивания). | Рус.нар. потешка «Заинька» - пение со звучащими жестами и звукоподражательной речевой игрой «прыг-скок». Песня «У кого какая песня» А. Жилинскаса – звукоподражание голосам животных и явлениям природы. Песня «Два утенка» Е. Попляновой – интонационная подражательная игра «весело-грустно». | Пьеса «Дождик» А. Александрова – дети под музыку кончиками пальцев касаются различных частей тела. | Индивидуальное подражание голосам животных. Диалоги (двух утят, котенка и курочки). |
Ноябрь | Ритмическая игра «Тюшки-тютюшки» Игра-приветствие «Мое имя» (простое и ласковое). Ребенок говорит свое имя, а все остальные говорят его имя ласково. | Речевая ритмическая игра «Тук-тку, деревянный это звук» (использование движений и палочек). Метод. прием: прямое подражание. Речевая игра «Скачут, скачут две лошадки» - ритмичное звукоподражание с переносом его на деревянные инструменты (коробочка, тон-блок, палочки). | Деревянные палочки, ложки, рубель, бубенцы. Игра в шумовом оркестре «Ах вы сени» (ложки и рубель). | Песня «Лошадка» А. Агафонникова Игровая песня «У меня есть пони» | Игра на различение тембра, темпа, динамики: «Ходим, бегаем, замираем» (ксилофон, бубен). Театрализация песни «А у меня есть пони» - игра в парах в лошадку. «Ах вы сени» - ходить врассыпную и ритмично стучать ложками, затем, подняв их, кружиться на месте. | «Лошадка» (цокот копыт и ржание), «Простая песенка» - свободная импровизация голосом. |
Декабрь | Введение третьего жеста в конце ритмической последовательности: «хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, ТОП» и т.д. | Озвучивание модели «Снег, снег» сл. И. Токмаковой. Звукоподражательная игра «Зимняя буря» (тихий свист, глиссандирование голосом) | Треугольник, маракасы, бубенцы. Исполнение «Финская полька» с диалогической игрой во второй части: тутти и соло (бубенцы и бубен) | Песня-команда со звукоподражательной игрой «Метелица», «Снег-снег», муз. М. Ройтерштейна. «Глаза закрой и открой» - песня-команда на различение мажора и минора (педагог поет, дети выполняют команды) | «Деревья в зимнем лесу» - зимняя буря и сильный мороз. Игра «Метелица» в кругу. | Импровизации в игре «Четыре импровизации», импровизированный аккомпанемент к песне «Метелица» (вой ветра, солнышко, снег). |
Январь | «Тюшки-тютюшки» - акцент на чередование двух жестов (хлопушки и шлепушки, шлепушки-топотушки и т.д.) | Речевая игра с движением «Ты, мороз». Речевая игра «Волшебные барабаны», «Вороны», сл. А. Барто. | Бубен, барабаны различных размеров, треугольник, маракасы, бубенцы. Исполнение в шумовой оркестре на маленьких бубнах бел. нар. мел. «Бульба» с использование двух различных приемов игры: метрических ударах и звона. | «Веселые инструменты» (маракас, барабан, бубен), «Загадки», звукоподражание в пении. | Игра-команда «Ку-чи-чи», «Про кошку», англ. нар. мелодия – парная театрализованная игра на взаимодействие. «Мыши водят хоровод» - игра-ловишка с пением. Импровизированное движение под музыку и без нее: «Мышки», «Мышиный марш» с бумажками. | Свободные импровизации на барабане. |
Февраль | Ритмическая игра «Молоточки» М. Андреевой (сначала кулачками, затем с деревянными палочками) – для ритмических последовательностей выбираются стихотворные фразы, типа «динь-дон, динь-дон, в огороде ходит слон» | «Саночки» - озвучивание команд текста (гром, стук, звон) | Деревянные палочки, бубенцы, маракасы, бубны. Игра в оркестре «Полька» М. Глинки (на акцент играют бубны) | «Много разных звуков» - придумывание различных звуков, которые можно извлечь, сидя на стуле. Игровая песня «Фокус-покус» | «Танец деревянных палочек» - свободная импровизация движений, «Игра с палочками» - упражнение на развитие чувства ритма и реакции, обогащение двигательного «словаря». | Свободные диалоги инструментов: бубен и маракас, барабан и треугольник и т.д. |
Март | Декламация закличек про солнышко, весну, птиц с различными вариантами звучащих жестов. | Речевое звукоподражание птичьим голосом, звуку капели, ручейка. Речевые пьесы «Воробушки». «Солнышко» | Свистульки, дудочки разных размеров (окарины, свирели), ложки и другие русские народные инструменты. Знакомство с дудочками. Звукоизвлечение – произвольная манипуляция пальцами (птичьи трели). Ксилофон, металлофон. Исполнение русской народной танцевальной мелодии на ложках, трещотках, бубенцах (2-3 вариации) | Трихордные заклички «Солнышко», «Весна», «Птички». | Хороводы, «змейки», «улитки» с пением веснянок (поет педагог). Импровизированное движение под музыку «Воробей», «Птички» и т.д. | «Ручейки» - ксилофон, металлофон – озвучивание движения с голубыми ленточками. «Капель» - металлофон, треугольник. |
Апрель | « Pata-pata», афр. Нар. мелодия – ритмическая игра по различным частям тела по показу педагога. | Звукоподражание: жуки, комары, пчелы. Игра «Хор насекомых». Речевая пьеса «Жук», сл. М. Видовой – диалогическая игра на импровизацию голосом. | А. Жилинский «Полька» - двухчастная форма (маракасы, колокольчики) | «Ладушки», рус. нар. игра с пением. «Простая песенка» | «Вновь солнышко смеется», англ. Нар. песня команда (прыгай и замри) | Импровизированное движение «Насекомые» со звукоподражанием (вступление и заключение). Импровизация «жужжания» на ксилофоне, металлофоне (тремоло_. |
Май | Повторение и закрепление материала: речевых игр и упражнений | Звукоподражание голосом кузнечика, лягушки. «Кузнечик» - речевая пьеса с движением и инструментами. | Весь комлект. | «Кукушка» | Шуточная хороводная игра «Жил-был кот». Импровизированное движение «Кузнечик», «Лягушки» на музыку С. Слонимского с речевым звукоподражанием (вступление и заключение) | «Кузнечик», «Лягушка» - импровизация на ксилофоне. |
Предполагаемые результаты:
У ребят развиты слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации (в музыке умеренного темпа), сформированы телесные ощущения выразительных средств музыки через движение и игру; музыкальных темпов (быстро-медленно), контрастной динамики (громко-тихо), контрастной звуковысотности (высоко-низко), контрастных ладов (мажор-минор). У детей развиты основы интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами; тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, могут использовать их в озвучивании стихов и сказок. У ребят сформировано эмоционально-радостное ощущение от активного участия в музицировании.
Средняя группа
Месяц | Звучащие жесты | Речевое музицирование | Инструменты | Песни | Движение и активное слушание | Импровизации |
Сентябрь | Повторение «Тюшки-тютюшки», ритмической игры «Молоточки» (кулачки и деревянные палочки). Специальное подчеркивание акцента (сильной доли) в звучащих жестах (ШЛЕП-хлоп, ТОП-хлоп) | «Таря-Маря» работа над эмоциональностью декламации исполнение с инструментами. Речевые диалоги» «Разговоры» - барабана и треугольника, воды и травы (с речевым звукоподражанием) | Ксилофон, маракасы, бубенцы. Исполнение «Финская полька» - повтор (диалогическая игра), «Янка» - игра по очереди, полька М. Глинки – подчеркивание акцента. | Игра с пением и инструментами «Колокольцы-бубенцы». Хороводная игровая песня «Синички», муз.Д. Кабалевского. «Наш котенок», муз. Г. Читчян. «У кого какая песня» - повтор. | «Рондо с палочками» С. Слонимского, «Семь прыжков» - повтор | «Два утенка» Е. Попляновой – импровизированное движение (мышечное ощущение настроений «весело-грустно»). Импровизированная театрализация в парах. |
Октябрь | Продолжение работы над выделением акцента, тактирование в размере две четверти со слоговой поддержкой (ШЛЕП-хлоп, ТОП-хлоп). Проговаривание цепочек двухсложных имен с таким аккомпанементом (Ма-ша, Ко-ля, Ди-ма, Та-ня). Песенка –приветствие: каждый называет свое имя (просто и ласково) цепочкой без пауз. Игра «Прыг-скок» тактирование в звучащих жестах. | «Мелкий дождик моросит» - звукоподражание на инструментах. «Прыг-скок» - со звучащими жестами, затем с инструментами. «Разговоры» - перенос ритма на выбранные инструменты, исполнение с речевой поддержкой. Парная речевая игра «Плакса», сл. А, Бродского. | Коробочки деревянные, разноцветные коробочки из под йогуртов. «Вализер» - шуточный оркестр под фонограмму (щелчки по коробочке из под йогуртов и вращение ее на пальцах) Звукоподражание дождику на разных инструментах, а также используя предметы быта (по ковру, щелчком по коробочке от йогурта). | «Дождик» Е. Попляновой – диалогичное исполнение с движением и звукоподражанием. «Семейка огурцов» - песня с пальчиковой игрой. «Глаза закрой, глаза открой» - повтор. | М. Пархаладзе «Осенний дождичек» - игра «дождика» по телу кончиками пальцев. «Осенний калейдоскоп» - танец листочков. Танец-игра «Вализер» | Дождики на инструментах (сильный, слабый, затухающий – работа с динамикой и темпом). «Две тучи», сл. В, Белозерова – озвучивание на инструментах. |
Ноябрь | Игра сильной доли и паузы после него (разведение рук в стороны) с проговариванием – «хлоп-пауза», «шлеп-пауза». Исполнение данных последовательностей под звучащую музыку (польки, марша). «Туки-туки», - пение со звучащими жестами, муз. К. Ковалинка. | «На стене часы висели» (1 выриант с движениям рку и с деревянными палочками). «Выши мышки» - игра с движением и озвучиванием текста. | Два различных треугольника – звукоподражание на инструментах тиканью различных часов, звону будильника. Знакомство с «хрустальным оркестром» (столик с фужерами). Исполнение «Анданте» Й. Гайдна («Часы») Исполнение знакомых произведений (полька «Янка»), чередуя по частям игру на маракасах и сильной доли на бубнах. | «Осень», В. Иванникова. «Часы», муз. А. Бирнова. | Понятие «пауза в движении» - «Легким шагом». «Согревалка» - игра на обострение слухового внимания и реакции на паузу. | Тиканье часов, бой часов, сольные импровизации в «хрустальном оркестре». |
Декабрь | Песня-команда «Хлопай-топай», муз. С. Перкио с проговариванием тематических цепочек из слов на проигрыш (лимон-апельсин, банан-мандарин) | Новогодний салат «Тутти-фрутти-рондо» (импровизированное соединение названий фруктов в ритмические цепочки). Речевая пьеса с озвучиванием «Хрустальный колокольчик», сл.В. Данько. | Стеклянные предметы, «хрустальный оркестр», треугольник, колокольчики различных размеров. «Чайная полька», латыш. Нар. мел. – шуточный оркестр из чайной посуды (игра пульса, тремоло и свободная импровизация) | «Зимушка хрустальная», муз. К. Мяскова. | Пальчиковая игра «Чайничек с крышечкой» (фольк. текст). «Звездная полька», австр. Нар. мелодия – детский вариант. | Игра в «чайном оркестре». Свободные импровизации к музыке «Танец феи Драже» (запись) на инструментах и стеклянных предметах (по 2-3 человека). |
Январь | «Хлопай-топай» - использовать «зимние цепочки» слов. | Игра – разминка для голоса «Зимние забавы» (зимний ветер, блеск, снега, фигурное катание, лыжи, залезание на горку, на санках с горки и т.д.) | Треугольник, металлофон, бубенцы, «хрустальный оркестр». Исполнение «Новогодняя полька» А. Александрова. | «В мороз», муз. В. Красева. «Сапожки для кошки», муз. Л. Коган. | Ходьба, бег, поскоки под барабан с замиранием на паузу. Игра-приветствие «Вот мое имя» в кругу – импровизация поз. Танец «Поклоны» М. Сорокин «Метель»-импровизированное движение с серебрянным дождиком. | «Снежная сказка», импровизированное озвучивание на инструментах пьесы «Метель» М. Сорокина. |
Февраль | Начальная стадия работы над ритмом по типу «эхо» в коротких мотивах с речевой поддержкой («зайка»-«зайка», «петушок»-«петушок») | Речевая ритмическая игра на воображение «Нет, не палочки». «Сапожник», фр. Нар. песня – игра с палочками – ритмические цепочки в игре по типу «эхо». | Деревянные палочки, бубенцы, деревянные коробочки. Исполнение «Немецкая песенка» П. Чайковского – знакомство с трехдольной пульсацией (подчеркивание сильной доли и последующее ее наложение на метрический пульс – игра базовой партитуры) | «Сапожник», нем. нар. песня – движение в хороводе, с подчеркиванием сильной доли притопом в трехдольном размере (поет педагог, дети подпевают, где могут). «Слова на ладошке» Е. Попляновой – ритмические имитации «эхо». | «Эне-бене», речевая игра в кругу с палочками (упражнение на координацию и внимание). «Танец сапожников» - театрализованная игра с музыкой. | Сольные импровизации ритмов на палочках «туки-туки» |
Март | «Скок-скок», рус.нар. потешка – разучивание с аккомпанементом из трех звучащих жестов остинато. Аккомпанемент к звучащей музыке и пению. | «Молоточки» - игра ритмов по типу эхо с заменой слов на ритмические слоги (ТА-ти-ти). «Скок-скок», - речевой канон (каноном выступает педагог). «Чик-чирик», сл. А. Усачева – декламация с дудочками. | Русские народные инструменты. Исполнение: шуточные вариации на тему «Пойду ль, выйду ль я» (использовать не только инструменты, но и горшки, стиральные доски, ведра и т.д.) | «Весна», муз. Г. Фрида. «Блины», рус. нар –пение с инструментами. «Шаловливые сосульки» - пение с инструментами. (пальчиковые тарелочки) | «Игра со шляпами» - игра на взаимодействие. «Ладушки», парная игра (повтор) | Импровизационное музицирование на инструментах под фонограмму рус. нар. мелодии (по 2-4 человека). Импровизированное сопровождение на инструментах песни С. Соснина «Солнечная капель» (поет педагог, дети проговаривают рипев) «Капельки» А. Майкопара – свобоная импровизация на выбранных инструментах. |
Апрель | Более сложные последовательности в координации как аккомпанемент к звучащей музыке. | «Весенние голоса» - фонопедическая игра. «Весна», сл. Г. Сапгира – озвучивание на инструментах с последующей инсценировкой. «Петушок» - рус.нар. потешка – речевой канон. | Закрепление игры в шумовом оркестре базовой партитуры (сильная доля на фоне пульса и по отдельности), использование двух и трехдольную музыку. Исполнение «Марш» Е. Марченко (базовая партитура). | «Ай, качи», муз. М. Ройтерштейна – пение с движением. «Светит солнышко», муз. А. Лифшица. | Игра-приветствие на музыку «Индо эу», порт. нар. мел. – умение быстро найти пару и выполнить хлопки. | Диалоги на шумовых: колокольчик и барабан, рубель и треугольник, два разных барабана. |
Май | Повторение материала: одновременные имитации и по типу «эхо», сильная доля, пульс, пауза, восьмые длительности. | «Зарядка», сл. В. Данько – озвучивание. | Игра на маракасах, бубенцах через такт, через два такта (пауза в партии инструмента) – «Марш» М. Прокофьева, «Бульба». То же с инструментами в движении (замирать в разных позах). | Хороводная игра со звучащими жестами «Божья коровка» - пение с движениями двумя кружочками по очереди (подготовка к канону). | «Бал ароматов весны» - импровизация с надушенными газовыми платками («Фея Сирени») | Диалоги на шумовых инструментах. |
Предполагаемые результаты:
У детей сформировано устойчивое ощущение равномерной метроритмической пульсации, ощущение музыки как процесса. Дети умеют выделять акцент (сильную долю) и играть базовую партитуру (сильную долю на фоне пульса). Ребята играют простейшие остинатные фигуры (звучащие жесты) как аккомпанемент к музыке. Дети могут выполнить звукоподражание на инструментах явлениям природы, импровизировать движения как спонтанного отклика на звучащую музыку.
Старшая группа
Месяц | Звучащие жесты | Речевое музицирование | Игра в оркестре и ансамбле | Элементы музыкальных знаний | Песни | Движение и активное слушание | Импровизации |
Сентябрь | Повторение материала прошлого года (имитация эхо), «Молоточки», «Хлопай-топай» | «Ора-ора» - двухголосная речевая пьеса с эффектом «эхо». Повторение речевых канонов «Скок-скок», «Петушок». | «Камаринская» П. Чайковского. Игра на ксилофонах и металлофонах песенок-ритмов на одном звуке. | - | Песенки-ритмы на одном звуке в разных регистрах (фольклорные тексты). Считалка «Два барана». «Эхо», муз. Э Попляновой. | «Марш марионеток», муз. А. Майкапара. Игра «Ку-чи-чи» - движения придумывают и задают дети. | «Деревянные разговоры», «Деревянные танцы».. «В тишине, в лесной глуши», сл. В, Суслова – озвучивание инструментами. |
Октябрь | Ритмические разминки «эхо». Речевая поддержка ритма: использование ритмических слогов после слов, затем вместо слов (ТА, ти-ти, па, ТУ-_У). Импровизация в звучащих жестах в песенке приветствии (раскрась свое имя по своему). «Раз, два, три, ну-ка, повтори» - игра «эхо». | «Хохотальная разминка», «На стене часы висели» - двухголосный вариант. «Трехголосное тиканье» - четверти, восьмые и половинные. | М. Вольфензон «Маленькие часики». Упражнение для ксилофона (металлофона) «Совершенно непонятно» - освоение понятий вверх-вниз». | Знакомство с названиями нот по порядку (использование «немой клавиатуры» разноцветных трубок разной длины по типу флейты пана для моделирования поступенного движения. «Осенняя гамма» - музыкальное упражнение для изучения нот. Игра «Живая гамма». | «Лифт», «Кошка ехала в такси» - песенка-гамма, пение с одновременной игрой на немой клавиатуре. «Избушка», рус. Нар. Потешка. «Дождик», муз. Н. Френкель. | Импровизация движения – игра «Барабан-колдун». Парная игра «Часики». | Импровизационное движение "Шестерен«и" (соло и в парах). «Маленькие часики» (фонограмма) – свободное сопровождение на шумовых. |
Ноябрь | Ритмические разминки «эхо». Ритмические слоги, аккомпанемент звучащих жестов со слоговой поддержкой к звучащей музыке. Импровизация звучащих жестов в песенке-приветствии. | «Энэ-бэнэ» с палочками – вариант с движением по кругу и со звучащими жестами. «Энэ-бэнэ» - речевая пьеса на остинатном речевом аккомпанементе (трок-трок). | В. Селиванов «Шуточка». Упражнение для ксилофона «Осинка» (игра октавы) | Видимый канон (движение); аккомпанемент. Знакомство с октавой. Игра на ксилофоне аккомпанемента до-до к песенкам из двух звуков (предварительное моделирование на теле). Игра на ксилофоне песенок «Лифт» и «Кошка ехала в такси». «Три мальчугана», фр. нар. Песня (октава) | «Петушок» - пение каноном с движениями. «Чепуха», рус. нар. потешка – разучивание со звучащими жестами. "Два кота». «Сонная гамма», сл. В. Волиной. | «Контрасты» - импровизационное движение в двух образах. Игра-приветствие на музыку К. Делиба «Пиццикато». | «Разговор осенних листьев» сл. В. Берестова, «Две тучки», сл. В. Белозерова. |
Декабрь | Ритмические разминки под музыку «Эхо» С. Сломивица. Ритмические слоги. | «Вышла кошка за кота» - диалогическая парная игра. «Разговоры» - «Птички, кошки и собаки» (озвучивание и инструментальное исполнение, без речевой поддержки). | «Вальс-шутка» Д. Шостаковича. При разучивании можно соединить с декламацией стихов «Хрустальный колокольчик», сл. В. Данько (повтор из средней группы). | Звуки соль-ми как основа песенок и аккомпанемент к речевой пьесе «На стене часы висели». Моделирование рисунка мелодии: исполнение интонации терции по груди, затем по коленям (подготовка к игре на ксилофоне). | «Два кота», «П затем пение с игрой на металлофонах«Песенка обо всем» - моделирование рисунка интонации на теле, затем пение с игрой на металлофонах. «Пляшут зайцы», муз. Н. Френкель – пение. «Снежная гамма», сл. Э. Фарджен. | Игра-приветствие «Индо эу» - повтор, работа над точностью слышания смены частей формы. Jiffy-mixer, амер. Танец. «Вальс-шутка» Д. Шостаковича (сказка про два колокольчика) – театрализация в парах под музыку. | «Снежинки пуховые», сл. А. Липецкого – импровизация аккомпаанемента и движений. «Веселые старичок», сл. Д. Хармаса – озвучивание. «Разговоры» - темы и персонажей придумывают дети. |
Январь | Трехдольная пульсация в звучащих жестах. Ритмические разминки в двухдольном размере, импровизации «эхо», ведущий – ребенок. | Речевая игра «Имена» для ознакомления с трехдольной пульсацией. «Прыг-скок, полный поворот» - ритмическая двигательная игра с полным циклом работы над ритмом (до его освобождения от слова и переноса на инструменты как музыкального ритма). | Трехдольная пульсация в работе с инструментами. Исполнение А. Майкапар «Вальс». | Трезвучие (три звука) – моделирование на теле, затем игра на немой клавиатуре по «светофору». «Веселые мышата» - пение – пение с игрой на немой клавиатуре. | «Сапожник», нем. Нар. Песня – повтор с тактированием трехдольного размера, исполнение в шумовом оркестре. «Жил-был у бабушки серенький козлик» - пение со звучащими жестами и танцем. | Трехдольная пульсация как телесно-мышечное ощущение – импровизированное и фиксированное (пульс, сильная доля). «Мексиканский вальс» - игра приветствие и танец со шляпами. | «Всяк играет и поет» - рондо для импровизаций на шумовых инструментах в заданной структуре (на фоне аккомпанемента педагога). «Кукольный вальс» - импровизация танца. «Артистка», муз.Д. Кабалевского – вокальные импровизации на интонации малой терции. |
Февраль | «Всяк играет и поет» - рондо в звучащих жестах (дети импровизируют эпизоды на фоне общего рефрена). Трехдольная пульсация в различных вариантах звучащих жестах как аккомпанемент к музыке. | «Три пингвина», сл. А. Милиа – озвучивание тремя любыми звуками, затем звуками трезвучия. | «Аннушка», чеш. нар. танец – исполнение базовой партитуры и украшающих ритмов. | Трезвучие, поступенное движение. «Сапожник», польск. нар. песня. | «Снегопад», муз. А. Березняк – пение с игрой на немой клавиатуре. «Пляшут зайцы», муз. Н. Френкель – пение с игрой на немых клавиатурах, а затем на ксилофоне. | Эвритмическая композиция «Подводное царство» на музыку К. Сен-Санса «Аквариум» и стихи Т. Коти – импровизация движений по тексту под музыку. Освоение перестроений в пространстве – «Шотландский марш». | «Аквариум», сл. Г. Видовой – озвучивание в стеклянном оркестре. |
Март | «Всяк играет и поет» - импровизация детей. Ритмическая разминка в трехдольном размере. | «Сорок мышей» - речевая пьеса с игрой «Ловишки». «Шаловливые сосульки» - полная композиция с импровизациями. | «Веселые мыши», сл. В. Друза – освоение звукоряда, импровизация. Исполнение «Итальянская полька» С. Рахманинова. | Знание «вверху-внизу» на ксилофоне. «Санки», дет. песня. | «Жили-были», муз. М. Ройтерштейна – сопровождение жестами, «У кота-воркота», рус. нар. мелодия, «Фасоль», муз. Н. Френкель – пение с игрой на немой клавиатуре. | Спонтанная театрализация сказки «Волшебные башмачки» (коты и мыши). «Поклоны» - повтор. «Зигунер-полька», нем. нар. мелодия, игровой танец. | «Ручей», сл. И. Токмаковой – озвучивание на инструментах. «Солнышко» - движение под импровизируемую детьми музыку. |
Апрель | Ритмическая разминка «эхо» в чередовании двухдольных и трехдольных последовательностей. | Артикуляционно-голосовая разминка «Звездное небо» (лунная дорожка, голоса звездочек, дуэты и трио звездочек, звездный дождик, хор планет – кластер). | Д. Шостакович «Шарманка». | - | «Луноход», муз. А. Перцовской – пение с игрой на ксилофоне. «Звездный вальс» А. Филиппенко – пение с импровизированным аккомпанементом и движением. «Светлячок», рус. нар. закличка – пение каноном с движениями. | «Звездочет», сл. А. Усачева – игра приветствие. «Звездная полька» повтор и разучивание основного варианта. | «Утренние звуки», сл. Э. Фарджен – озвучивание инструментами. «Звездный дождик» - импровизации на металлофоне. «Музыкальный калейдоскоп-1» - спонтанная двигательная импровизация. |
Май | Ритмическая разминка «эхо» в чередовании двухдольных и трехдольных последовательностей. | Повтор двухголосных речевых пьес, речевых канонов. | Э. Григ «Норвежский танец» - облегченный вариант – исполнения с фортепиано и под фонограмму. | - | «Тень моя спляши со мной», эстон. нар. мелодия – игровая песня-танец. «Голоса птиц», нар. песня. | «Тень и тишина» - парная игра и импровизированное сопровождение жестами. «Норвежский танец» Э. Грига – игровой вариант. | «Под дождем мы поем», муз. С. Слонимского – импровизация аккомпанемента. Повтор импровизаций на любимые сюжеты и тексты. |
Предполагаемые результаты:
Дети имеют навыки игры базовой партитуры в двухдольном и трехдольном размерах. Ребята освоили на телесно-двигательном и слуховом уровнях трехдольность в музыке. Дети могут исполнять в облегченном варианте танцы на музыку народов мира. У ребят развиты навыки импровизационного движения как спонтанного отклика на звучащую музыку. Дети могут выполнять структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах на фоне звучащей музыки (рондо). Дети умеют придумывать последовательностей звучащих жестов в игре «эхо» (ребенок-ведущий), умеют выполнять свободные импровизации на более сложные темы.
Подготовительная группа
Месяц | Звучащие жесты | Речевое музицирование | Игра в оркестре и ансамбле | Элементы музыкальных знаний | Песни | Движение и активное слушание | Импровизации |
Сентябрь | Ритмическая разминка «Шведский стол» | Артикуляционно-голосовая игра «Голоса Вселенной» (повтор того, что было в старшей группе плюс хор планет – кластер, парад планет – унисон, позывные из космос). | «Осеннее настроение», муз. П. Васильева. «Лето» - упражнение для ксилофонов на квинте. | Унисон, аккомпанемент на квинте (до-соль) к песенкам «Два кота», «У кота-воркота», «Святлячок», «Энэ-бэнэ-гамма». | Канон «Святлячок» с движением. Песенки-ритмы на одном звуке в разных регистрах в сопоставлении с пением их кластером (унисон и «не унисон»). «Лунный кораблик», сл. П. Синявского – пение с аккомпанементом на квинте. | «Сумерки», муз. Ф. Рыбицкого – слушание с закрытыми глазами и импровизации руками. Импровизации движения по типу «эхо» в парах. «Зигунер полька», нем. нар. мелодия, игровой танец – повтор. | «Разговоры святлячка и звезды» - импровизации на металлофоне. «Лунные феи». «Звезды» - озвучивание стихов. «Позывные из космоса» - импровизация ритмических остинато. |
Октябрь | Ритмическая разминка – «Рондо с импровизациями». «Бульонная считалка» - декламация со звучащими жестами. | «Осеннее настроение» - ритмодекламация на муз. П. Васильева. «Смотрите, смотрите, падает лист» - речевая пьеса с движением и аккомпанементом инструментов. | «Вальс петушков» И. Стриборгга. | Мажор-минор, аккомпанемент на квинте (разные варианты). | «Листопад», муз. Ройтерштейна. «Два зеленых огонька», сл. Р. Сефа – песенка о гамме. «В октябре», муз. Н. Френкель. | «На мосту Авиньон» - фр. ар. игровая песня с импровизированным движением. | «И шелест к шороху спешит», сл. Э. Мошковской – озвучивание со спонтанной театрализацией. |
Ноябрь | Ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответить не как эхо, а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время ритмических разминок – «пальцевые ритмы». | Шуточная игра-разминка «Кто взял ключи от буфета?», «Осенним утром», сл. Г. Ходырева – речевая пьеса с инструментами. | «Водяная сабелька» - пьеса для ксилофона (аккомпанемент на квинте, мелодия из двух звуков). Исполнение в оркестре: Ж. Рамо «Тамбурин» | «Веселый минор» - повтор польки С, Рахманинова. Игра «Угадай-ка» с двусторонними карточками «мажор-минор».Соединение «пальцевых ритмов» с ритмослогами «ТА-ти-ти», па», исполнение с проговариванием вслух. | «Зима», муз. Н. Френкель (минор), «Ходит дрема», муз. К, Орфа – пение под аккомпанемент ансамбля 1-2 инструментов (квинта плюс шумовые). | «La Rotta», фр. В парах танец – импровизированное движение (скрипка и гобой). | «Осенние капли на оконном стекле» - импровизации без текста. Инсценировка сказки «Теремок» с импровизацией музыки и вокализацией речи. |
Декабрь | Импровизации в вопросно-ответной форме. Ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответить не как эхо, а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время ритмических разминок – «пальцевые ритмы». Ритмические разминки с использованием синкопы. | «Снегопад», сл. Э. Фарджен – импровизация на ксилофоне в пентатонике с одновременным чтением стихов. «Дядюшка Егор» - двухголостная речевая игра. | «Фея Сереба», муз. П. Чайковского. | Соединение пальцевых ритмов с ритмослогами «ТА-ти-ти, па» исполнение с проговариванием про себя. Моделирование звуковысотности на пальцах (подготовка к чтению нот) – песенка «Десять птичек», сл. И. Токмаковой. | «Снежная сказка», муз. В. Лемит – импровизация шумового аккомпанемента и движений, театрализация (песню поет педагог, дети подпевают). «Снега-жемчуга», муз. М. Пархаладзе. | «Фея Серебра» импровизация танца с серебряным дождем, затем слушание, сидя на стульях, с импровизацией руками. «Данкирк», нем. нар. танец. | «Ледяные узоры», «Деревянные узоры» - импровизации без текста. «Снегопад», сл. Э. Фарджен – импровизации на инструментах дуэтом, трио. |
Январь | Дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают их). Ритмические разминки с использованием синкопы. | «Зимнее рондо» - речевая пьеса с инструментами. «Снег так искрится зимой и блестит» - декламация стихов в трехдольном в трехдольном метре с танцевальной импровизацией. Последующая импровизация сопровождения к стихам на инструментах. | Э. Григ «Танец Анитры» - оркестр под фонограмму. (Предварительное активное слушание музыки – спонтанный импровизированный отклик в движении). | Чтение ритмов по карточкам (четверти, восьмые и паузы) с проговариванием ритмослогов вслух. | «Уж ты зимушка-зима», рус. нар. песня, сидя в кругу, без аккомпанемента. «Путаница» (трехдольный метр), нем. нар. мелодия, сл. В, Викторова – пение в пентатонике с ансамблевым акомпанементом (1-2 партии для ксилофона, плюс шумовые). | «Ритмическое кино» - игра на отображение короткого ритмического рисунка, исполняемого педагогом остинато на барабане, в различных вариантах импровизированного движения (с проговариванием ритмослогами). «Perastous», гре. Нар. танец (игра с палочками на ориентацию в пространстве и взаимодействие. | «Зимний балет» М. Байнихатис – сочинение композиций в группах по 3-4 человека. «Замороженная тишина» - импровизация без текста. |
Февраль | Дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают их). Ритмические разминки с использованием шестнадцатых длительностей (моделирование записи на пальцах). «Ама-лама» - песенка – зарядка. | «Роко-кроко» - диалогическая речевая игра. | «Пиццикато», муз. К. Делиба – оркестр с импровизированным танцем. | Чтение ритмов по карточкам (четверти, восьмые и пауза) с проговариванием ритмослогов вслух. | «Зимний вечер», муз. М. Ройтерштейна – пение без аккомпанемента. «Мышки-моряки», сл. Д. Хармса – упражнение с пением в пентатонике с аккомпанементом ксилофона. | «Здравствуй, дружочек», игра-приветствие. Игра «Ритмическое кино» - отображение короткого ритмического рисунка, исполняемого педагогом остинато на барабане, в различных вариантах импровизированного движения (с проговариванием ритмослогами). «Танец ткачей», фр. нар. танец. | Инсценировка сказки «Колобок» с импровизацией музыки и песен. |
Март | Ритмическая разминка с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. Песня Е. Попляновой «Колючие слова». | «Птицы прилетают», сл. К. Даяна. «Ветер», сл. М. Пляцковского (канон, двухголосие). | В. Моцарт «Турецкое рондо» | Чтение ритмов по карточкам, игра остинатных ритмов по карточкам (партии инструмента). | «Ворона», болгар. Нар. игровая песня. «Солнышко-колоколнышко», рус. нар. хороводная песня. | В. Моцарт «Турецкое рондо, аранжировка в стиле «рок» - слушание и импровизация ритмического аккомпанемента. "Пятка-носок", анг». Нар. танец в игровом варианте. | «Утята», фр. Нар. песня в обработке Е. Попляновой – создание шумового аккомпонемента к вступлению. |
Апрель | Ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. «В огороде поспевают» - песенка – зарядка. | «Весенняя телеграмма», сл. В. Степанова – ритмическая игра «Эхо». «Барабанчик-шарабанчик», сл. В, Степанова – речевая игра в трехдольном размере. | И. Штраус, полька «Трик-трак». | Чтение по карточкам шестнадцатых длительностей в сочетании с четвертными и восьмыми. | «Фунга алафья», австрийская нар. песня (синкопа) – пение с шумовым аккомпанементом и движением. «Веселые барабаны», амер. детская песня – исполнение с трехголостной шумовой партитурой (пульс, сильная доля, ритмическое остинато). | «Perastous», греч. нар. танец – разучивание облегченного варианта. И. Штраус полька «Трик-трак», аранжировка в стиле «рок» - импровизация ритмического аккомпанемента. | «Африканская музыка» импровизации на барабанах и движение. |
Май | Сочинение рондо с сольными эпизодами с использованием известных ритмов. | Сочинение речевых пьес для сказки «Два королевства». | Повторение любимых ансамблевых пьес. | Подготовка к чтению нот в игре «Бусы» на фланелеграфе | Повторение материала года, исполнение с новыми аккомпанементами. | «Французский вальс» - танец приветствие с импровизациями. «Пятка-носок» - повторение. | Инсценировка сказки «Два королевства» с импровизацией музыки. |
Предполагаемые результаты:
Дети самостоятельно включаются в любительское музицирование вне занятий. Воспитанники владеют навыками импровизации: импровизируют и исполняют ритмические остинато на основе трехдольных ритмических эталонов как аккомпанемент к песням и речевым пьесам (речь, инструменты, пение, движение); импровизируют цепочкой трехдольные ритмические мотивы на фоне музыки; придумывают речевые двухголосные пьесы, используя речевое остинато в качестве аккомпанемента. Используют ритмический канон (шумовые инструменты, звучащие жесты). Дети различают размеры в две и в три четверти6 тактируют их, двигаются импровизированно под музыку. Ребята могут использовать знакомый материал в импровизациях, могут импровизировать в пентатонике на ксилофонах (металлофонах) дуэтом; импровизировать в пентатонике остинатные аккомпанементы методом наложения (1-2 голоса). Умеют разыгрывать сюжетные и игровые песни.
Список литературных источников:
- Бим! Бам! Бом! Пособие по элементарному музицированию. Сценарии.
- Доноткино. Пособие по элементарному музицированию. Сценарии.
- Веселая шарманка. Пособие по шумовому оркестру.
- Видеть музыку и танцевать стихи. Мини-монография.
- С миру по песенке. Часть 1. Сценарии праздников.
- С миру по песенке. Часть 2. Сценарии праздников.
- Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры народов мира.
- Суп из колбасной палочки. Конспекты проектов.
- Ушки на макушке. Пособие по пению.
- Звездная дорожка. Конспекты занятий с дошкольниками.
- Всюду музыка живет. Конспекты проектов.
- Программа.
- Речевые игры.
- Песенки-Бусинки. Хрестоматия маленьких песен..
- Игры с инструментами.
- Видео-методика «Автограф мастера» DVD №3 и DVD №4
- DVD к книгам «С миру по песенке», DVD к книге «Веселая шарманка» + CD к книге Бим! Бам! Бом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста с применением ИКТ и технологии элементарного музицирования "Трусливый заяц"
АннотацияКонспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Музыка»Автор: Усольцева Ольга Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 38» г.Березники, Перм...
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с применением информационно-коммуникационной технологии и технологии элементарного музицирования (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие")
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с применением информационно-коммуникационной технологии и технологии элементарного муз...
Технология обучения детей элементарному музицированию. («Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)
Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свобод...
Технология элементарного музицирования (Т.Э.Тютюнникова)
В данной публикации представлена технология элементарного музицирования Т.Э.Тютюнниковой....
Технология элементарного музицирования
Технология элементарного музицирования...
Технология элементарного музицирования.
Элементарное музицирование - это первозданный метод приобщения ребёнка к музыке....
Технология обучения дошкольников элементарному музицированию Т.Э. Тютюнникова
Технология обучения дошкольников элементарному музицированию Т.Э. Тютюнникова...