Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс
консультация (средняя группа)
Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_triz_tehnologii_v_sredney_gruppe_detskogo_sada.docx | 666.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение ТРИЗ технологии в средней группе детского сада
Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения. Данный опыт поможет развивать у детей нестандартное мышление.
Основной особенностью внедрения ТРИЗ технологий является ограниченность во времени и необходимость в сжатые сроки дать возможность детям освоить необходимые компетенции.
Работу по технологии ТРИЗ в средней группе №4 «Непоседы» я начала со среднего возраста. В своей деятельности опираюсь на маршрутные листы, разработанные авторским составом международной ассоциации ТРИЗ общественной организации «Волга–ТРИЗ» во главе с научным руководителем Т.А. Сидорчук, предназначенные для детей 4-5 лет (средняя группа.). Так как именно этот маршрутный лист содержит основные компетенции, которые необходимо развить у детей в ходе работы по данной технологии.
Работу я начала в сентябре со знакомства детей с анализаторами и эмоциями «помощниками умной головы».
Анализаторы вводились постепенно:
Сначала познакомила детей с тактильным и эмоциональным анализаторами – руки и сердце, затем– зрительный – глаза, слуховой– уши; последними вводились обоняние и вкус – нос и язык.
Причем для экономии времени сразу были пройдены 4 этапа ознакомления с «помощниками умной головы». Предлагаю рассмотреть алгоритм работы по ознакомлению с анализаторами на примере тактильного, т.е. руки. Детям предлагалось показать свои руки, воспитателем проговаривалась фраза «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Затем были организованы процессы обследования объектов руками. Детям было предложено повторять фразы «Руки – помощники умной головы», «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов». В режимных моментах закреплялось понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать информацию умной голове о значениях признаков.
Параллельно проводилась работа по ознакомлению детей с именами признаков.
Ознакомление с именами признаков рассмотрим на примере признака «влажность».
Детям было объявлено, что в гостях у нас признак влажность и мы будем искать его в нашем окружении. Поиск признака «влажность» в значении объектов продолжается около 3 дней. В ходе режимных моментов, на прогулке дети трогают различные объекты и сами произносят «Объект, объект, какой ты по влажности?» Важно побуждать детей отвечать «Объект мокрый по влажности, или сухой». Проверить усвоение детьми имени признака влажность можно с помощью вопросов «что нужно сделать для того, чтобы узнать о влажности?». Только после усвоения детьми этих этапов переходим к следующему – внесение значка «влажность». Можно спросить детей: «О каком признаке объекта спрашивает значок?» - «Объект какой ты по влажности?». Значок влажности помещается на универсальном пособии. В ходе режимных моментов побуждала детей самостоятельно задавать вопросы от имени значка. Например, используя карточку «влажность» дети задают вопрос «Какой по влажности объект?», или «Найди в комнате мокрые объекты»…
Таким образом вводятся остальные имена признаков: «температура», «цвет», «звук», «вкус», «запах», «часть», «место», «размер», «количество», «рельеф», «форма», «вес», «направление», «материал», «время», «действие».
Для закрепления навыков работы с признаками нами были изготовлены игры «Умные кубики», «Волшебная коробочка», «Угадай по признаку», «Найди общий объект».
Вся работа по ознакомлению с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека, ознакомления с именами признаков, освоения детьми способов преобразования признаков объектов, проводилась в свободное время, преимущественно во второй половине дня, так как именно это время наименее загружено в режиме дня. Закрепление полученных навыков происходило во время режимных моментов.
Во время прогулок проводилась работа над развитием наблюдательности. Работа проводилась в соответствии с алгоритмом работы.
В ходе непосредственно образовательной деятельности проводилась работа в следующих направлениях:
На занятиях по развитию речи проходило освоение детьми способов составления творческих рассказов по сюжетной картине. Работа с серией картинок, составление текстов сказочного содержания происходили аналогичным образом.
На занятиях познавательного цикла, а именно, ознакомлении с живой и неживой природой, ознакомлении с предметами окружающего пространства активно использовала такой метод, как системный оператор.
Системный оператор прекрасно помогает раскрыть, проанализировать и изучить многие явления и объекты, с которыми программа обязывает нас знакомить детей. При этом активно развивая любознательность и интерес к поисковой деятельности.
материал подготовила: воспитатель Шумова Юлия Борисовна
9.12.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....
"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"
Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ.
Учёными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний берут своё начало с до...
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс ДОО
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе: привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; делать образовательную ...
Педагогический совет "Внедрение ТРИЗ технологий в образовательную деятельность"
Предлагается педагогический совет в нестандартной форме проведения "ТРИЗ-кафе". В процессе проведения данного педсовета можно определить уровень творческих способностей педагогов, уровень тв...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
Проект "Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс"
Долгосрочный...