опытно-экспериментальная деятельность в младше-средней группе
опыты и эксперименты (младшая группа)

Марина Ивановна Орехова

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_organizatsii_opytno.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

опытно-экспериментальная деятельность в младше-средней группе

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

2 слайд. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.

3 слайд.В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у  детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как все дети по своей природе любознательны. Каждый из них - пытливый исследователь.

4 слайд. Познавательно – исследовательскую деятельность   я провожу по технологии  Н.В.Нищева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах». Материалы этого сборника позволяют поддерживать стремление дошкольников к экспериментированию, создают условия для познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. Изучая данную литературу, я узнала, что в ходе эксперементирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как  добывают их в ходе собственных творческих изысканий.

5 слайд. Основные задачи моей работы – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия, развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

 Развитие любознательности, познавательной активности;

Формирование умений комплексно обследовать предмет.

6 слайд. Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе оборудована предметно - развивающая среда,

 оснащенная специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Поэтому я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» 

  1. Игровая познавательная деятельность «Секреты песка».

Задачи: обобщала и закрепляла знания детей о свойствах песка, Учила рисовать сухим песком и пальчиком на песке.

Изучая свойства песка, дети делали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить.

  1. «Воздух видимый и невидимый»

Задачи: подвела  к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас; дала представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дала представление о том, что ветер это движение воздуха.

Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети с удовольствием запускали воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирали в полиэтиленовые пакеты воздух и замечали, что они становятся плотными, упругими. Дети  дули через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться.

3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Задачи: развивала умение детей устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;

Формировала умение классифицировать, обогащать представления о разных материалах, из которых изготовлены предметы (дерево, пластмасса, железо)

После чего мы пришли к выводу, что железный предмет тяжёлый, поэтому он утонул, а деревянные предметы и пластмассовые плавают.

4.Волшебница-вода.

Цель: подвела детей к пониманию того, что вода бывает тёплая, горячая, холодная; помогла  выяснить свойства воды.

5. «Спасаем лягушат».

Задачи: формировала у детей представление о разных состояниях воды и свойствах льда.

6. «В лес за подснежниками».

Задачи: закрепляла  знание детей о бумаге, умение выделять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, впитывающие способности) и свойства (мнётся, рвётся, сгибается, складывается, размокает)

Знакомясь со свойствами бумаги , ребята замечали, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде.

7. «Мыло-фокусник».

Задачи: познакомила детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое); уточняла знание детей о том, для чего люди используют мыло.

В процессе экспериментирования дети учились:

-Видеть и выделять проблему.

-Принимать и ставить цели.

-Решать проблемы.

-Анализировать объект и явления.

-Выделять существенные признаки и связи.

-Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

-Осуществлять эксперимент.

 -Выдвигать гипотезы, предложения.

 -Делать выводы. 

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. А. Тимирязев 


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».

Сообщение на педсовете:

«Отчёт о работе по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе».

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Орехова Марина Ивановна

2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в младше-средней коррекционной группе Тема «Цветы для мамы»

Цель: Закреплять умения детей изображать в рисунке строения цветка используя разнообразные формообразующие движения работая всей кистью и концом....

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в младше-средней коррекционной группе.

        ЦЕЛЬ.  Расширять знания детей о понятии «воздух», о некоторых его свойствах и ролью в жизни человека.            ...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МЛАДШЕ-СРЕДНЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ.

Цель: Совершенствовать представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде, уникальности и образе жизни....