опытно-экспериментальная деятельность в младше-средней группе
опыты и эксперименты (младшая группа)
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_organizatsii_opytno.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
опытно-экспериментальная деятельность в младше-средней группе
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
2 слайд. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.
3 слайд.В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как все дети по своей природе любознательны. Каждый из них - пытливый исследователь.
4 слайд. Познавательно – исследовательскую деятельность я провожу по технологии Н.В.Нищева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах». Материалы этого сборника позволяют поддерживать стремление дошкольников к экспериментированию, создают условия для познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. Изучая данную литературу, я узнала, что в ходе эксперементирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий.
5 слайд. Основные задачи моей работы – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия, развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
Развитие любознательности, познавательной активности;
Формирование умений комплексно обследовать предмет.
6 слайд. Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе оборудована предметно - развивающая среда,
оснащенная специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
- Игровая познавательная деятельность «Секреты песка».
Задачи: обобщала и закрепляла знания детей о свойствах песка, Учила рисовать сухим песком и пальчиком на песке.
Изучая свойства песка, дети делали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить.
- «Воздух видимый и невидимый»
Задачи: подвела к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас; дала представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дала представление о том, что ветер это движение воздуха.
Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети с удовольствием запускали воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирали в полиэтиленовые пакеты воздух и замечали, что они становятся плотными, упругими. Дети дули через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться.
3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Задачи: развивала умение детей устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
Формировала умение классифицировать, обогащать представления о разных материалах, из которых изготовлены предметы (дерево, пластмасса, железо)
После чего мы пришли к выводу, что железный предмет тяжёлый, поэтому он утонул, а деревянные предметы и пластмассовые плавают.
4.Волшебница-вода.
Цель: подвела детей к пониманию того, что вода бывает тёплая, горячая, холодная; помогла выяснить свойства воды.
5. «Спасаем лягушат».
Задачи: формировала у детей представление о разных состояниях воды и свойствах льда.
6. «В лес за подснежниками».
Задачи: закрепляла знание детей о бумаге, умение выделять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, впитывающие способности) и свойства (мнётся, рвётся, сгибается, складывается, размокает)
Знакомясь со свойствами бумаги , ребята замечали, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде.
7. «Мыло-фокусник».
Задачи: познакомила детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое); уточняла знание детей о том, для чего люди используют мыло.
В процессе экспериментирования дети учились:
-Видеть и выделять проблему.
-Принимать и ставить цели.
-Решать проблемы.
-Анализировать объект и явления.
-Выделять существенные признаки и связи.
-Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
-Осуществлять эксперимент.
-Выдвигать гипотезы, предложения.
-Делать выводы.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. А. Тимирязев
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».
Сообщение на педсовете:
«Отчёт о работе по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе».
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Орехова Марина Ивановна
2017 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в младше-средней коррекционной группе Тема «Цветы для мамы»
Цель: Закреплять умения детей изображать в рисунке строения цветка используя разнообразные формообразующие движения работая всей кистью и концом....
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в младше-средней коррекционной группе.
ЦЕЛЬ. Расширять знания детей о понятии «воздух», о некоторых его свойствах и ролью в жизни человека. ...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МЛАДШЕ-СРЕДНЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ.
Цель: Совершенствовать представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде, уникальности и образе жизни....