КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МЛАДШЕ-СРЕДНЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа)
Цель: Совершенствовать представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде, уникальности и образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_ptitsy.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 19»
КОНСПЕКТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ МЛАДШЕ-СРЕДНЕЙ
КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ.
Составила воспитатель:
Кудрявцева И.В.
2019 г.
ТЕМА. «Этапы развития птицы».
Цель: Совершенствовать представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде, уникальности и образе жизни.
ЗАДАЧИ.
Образовательные задачи.
Закрепить признаки весны. Дать детям понятие об этапах развития птицы, учить самостоятельно составлять схему последовательности.
Развивающие задачи.
Развивать познавательный интерес, память и мышление детей.
Формировать зрительное восприятие, сенсомоторные качества.
Упражнять в умении делать простейшие выводы в результате
экспериментирования.
Воспитательные задачи.
Воспитывать активность, интерес и бережное отношение к объектам природы.
МАТЕРИАЛ: игрушка – медведь; смысловое панно «Весна» с набором картинок -примет весны; в аудиозаписи: журчание ручья, голоса птиц – грача, скворца, ласточки, соловья, птичьего гомона; картинки с изображением птиц; птичье гнездо; птичьи пёрышки; пустая яичная скорлупа (по количеству детей); демонстрационное наглядное пособие «Этапы развития птицы» (в иллюстрациях); индивидуальные картинки-схемы для закрепления понятия о последовательности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-наблюдения за признаками весны, за птицами;
-беседы о весне, о птицах, прилетающих на участок, о зимующих и перелётных;
-рассматривание иллюстраций, предметных картин, наборов фотографий с изображением птиц; сюжетных картин «Весна пришла», «Грачи», «Скворцы», «Кто чем занят»;
-чтение В.Бианки «Птичьи разговоры», Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают», Л.Толстой «Хотела галка пить», Ю.Смолякова «Что мы знаем о птицах?»;
-заучивание наизусть А.Плещеев «Ласточка»;
-дидактические игры «Птицы» (классиф.), «Кто лишний?», «Путаница», «Чей силуэт?», «Что не так?»;
-продуктивная деятельность: «Птички на кормушке» (коллективная работа), лепка «Птичка клюёт зёрнышки»;
-подвижные игры «Совушка-сова», «Воробушки и автомобиль»;
-пальчиковая гимнастика «Прилетели птички».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В. – (Загадываю детям загадку) Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
В. - Правильно, ребята, весной.
(«Приходит» медвежонок. Он «жалуется» на то, что спал спокойно и вдруг его разбудил какой-то шум, чья-то весёлая песня. Поэтому он «просит» детей, чтобы они объяснили ему, что происходит вокруг и чья песня помешала ему спать.)
В. - Ребята, как вы думаете, что помешало спать медвежонку? (Выслушиваю ответы детей). Давайте вместе искать ответ на этот вопрос.
А ты, Мишутка, слушай внимательно. Мы с вами знаем много признаков весны. Подойдите к панно и назовите их.
(Дети подходят к панно. Называют приметы: весной становится теплее, солнце светит и греет, небо высокое и синее, дует тёплый ветер, тает снег, текут ручьи, растёт молодая травка, расцветают первые цветы – подснежники, мать-и-мачеха, одуванчики; на деревьях набухают почки, птицы прилетают из тёплых краёв, день становится длиннее, а ночь короче.)
В. - А сейчас я загадаю вам звучащую загадку. Внимательно прослушайте и скажите, что может так звучать? (Включаю запись журчания ручья. Выслушиваю предположения детей.)
- Правильно, ребята, это журчит ручеёк. А откуда же берутся ручейки весной? (Солнце греет и от этого тает снег).
- А теперь представьте себе, что таких ручейков весной много и все они журчат. (Включаю запись с журчаньем ручьёв). Какой получается звук? (Громкий).
- (Подвожу детей к выводу) Как вы думаете, может такой шум помешать медведю спать?
М. - Вот теперь мне понятно, что за шум меня разбудил, это журчали ручейки! Но чья же песня звучала так громко и весело?
В. - Не торопись, Мишутка, мы тебе всё объясним.
- Ребята, вы уже сказали, что весной с юга прилетают птицы. Как мы называем этих птиц? (Перелётные).
- Почему их так называют? (Потому, что они совершают перелёты – осенью улетают в тёплые края, а весной снова возвращаются домой.)
- А почему они возвращаются назад к нам? (Потому, что становится тепло, появляется корм).
- Каких перелётных птиц вы знаете? (Грач, скворец, ласточка, соловей, утка, журавль).
- Подойдите, пожалуйста, к столу. Вы видите, что здесь много разных птиц: и зимующих, и перелётных. Ваша задача - отобрать только перелётных птиц и поместить их на панно. (Дети выполняют задание, объясняют свой выбор).
В. – (Обращаясь к медведю) Мишутка, ты знаешь что-нибудь о птицах? (Нет, не знаю). Тогда послушай ребят. Какие птицы прилетают самые первые? (Грачи) Что вы ещё знаете о грачах? (Это большие чёрные птицы. Они любят ходить по полю и искать себе червячков. Голос у грачей громкий и резкий, они кричат: «Крак-крак-крак»). Вот послушайте (включаю запись).
- А теперь отгадайте, о какой птице эта загадка:
Есть на дереве дворец, во дворце живёт певец,
Он не лает, не кусает - сад фруктовый охраняет.
- Правильно, это – скворец. Как скворцы оберегают сады? ( Они едят вредных насекомых). А почему скворца называют певцом? (Потому что он громко поёт.) Давайте убедимся в этом (включаю запись).
- А что вы знаете о ласточке? (Маленькая птичка с белой грудкой и чёрным длинным хвостиком. Ласточки на лету ловят мошек, комаров и мух. Песенка у них такая: «Чив- чив- чив».) Правильно, вот послушайте (включаю запись).
- Ребята, отгадайте, голос какой птицы сейчас зазвучит (включаю запись с пением соловья, дети отгадывают) Что вы знаете о соловье? (Это маленькая, неприметная птичка, серого цвета. Её очень трудно увидеть, потому, что она очень осторожная.
- Если поёт одна птичка, какой получится звук? (тихий, не очень громкий). Но птиц в лесу много, если они запоют все вместе, какой получится звук? (Громкий)
(Включаю запись птичьего гомона). В. - Какой птичий гомон в лесу звучит весной! Вы только прислушайтесь! Как шумно, весело и громко поют сейчас птицы в лесу! Почему птицы так весело поют? Чему они радуются? (Весне, солнцу, теплу). (Подвожу детей к выводу. Если дети не говорят, подытоживаю, используя всё ту же игровую мотивацию.) Как вы думаете, дети, кто же разбудил нашего гостя, кто не дал ему проспать весну? (Птицы).
М. - Да, точно, именно эти весёлые птичьи песни и шум ручья разбудили меня после зимнего сна, именно поэтому я и проснулся!
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЧКИ»)
В. - Возвращаются птицы весной домой и чем же они занимаются? (Строят гнёзда и высиживают птенцов, поют песни, ищут корм).
- Ребята, помните, когда-то вы спросили у меня, как появляются птицы? Я тогда пообещала вам, что прочитаю в «умных» книгах и расскажу вам обязательно. Вот теперь выполняю своё обещание. Садитесь на стулья и внимательно слушайте.
Каждому малышу нужен дом. Птенцу – тоже. (первая иллюстрация). Вот его родители и вьют гнездо из веток, корешков, мха и травы. Вот как это гнёздышко, которое я нашла в лесу, помните? Этот дом должен быть тёплым и уютным. Что для этого делают птицы, как вы думаете? (Выслушиваю ответы детей, если они затрудняются, обращаю внимание на иллюстрацию). Птицы выстилают его перьями, пухом. Вот, потрогайте пёрышки, какие они на ощупь? (Предлагаю перья птиц) Тепло будет птенчику в таком гнёздышке?
В готовое гнездо птица-мама откладывает яйца и начинает их высиживать. (2 иллюстрация). Ведь для того, чтобы из яиц вылупились птенцы, требуется время.
Яйца покрыты скорлупой. Как вы думаете, ребята, , какая она на ощупь? (Твердая, лёгкая, белая, гладкая). А может быть она и вовсе не твёрдая? Возьмите её в руки. (Предлагаю пустую яичную скорлупу). Что надо сделать, чтобы проверить, какая она на самом деле? (Постучать по ней чем-нибудь, уронить, сжать в руке и пр.) Вот насколько она твёрдая давайте мы и проверим. Попробуйте её крепко сжать в ладошке, или постучать по ней каким-то предметом. Что произошло? (Скорлупа треснула) Почему скорлупа треснула, какая она на самом деле? (хрупкая, непрочная, тонкая). Поэтому высиживает свои яйца мама-птица аккуратно, бережно. Она согревает их своим теплом и охраняет от врагов. Ей нельзя даже отлучаться из гнезда, поэтому еду ей носит птица-папа.
Время идёт, и крошечный птенчик внутри яйца подрастает, у него появляются крылья, лапы, клюв. (3иллюстрация). И вот настаёт день, когда птенцу становится тесно в скорлупе, он проклёвывает её изнутри и вылупляется.
Вылупившиеся птенцы первое время остаются совершенно беспомощными. Они не умеют летать и добывать себе пищу. Поэтому родители приносят им еду в гнездо. (Выставляю четвёртую иллюстрацию). Пройдёт совсем немного времени, малыши вырастут и отправятся в свой первый полёт, затем совьют новое гнездо, чтобы отложить туда яйца и высидеть уже своих птенцов.
- А сейчас, чтобы хорошо запомнить то, как появляются птицы, займите места за столом и разложите карточки в схемы по порядку. (Дети выполняют задание. Анализ.)
В. –Ну, что, Мишутка, понравилось тебе у нас? Ребята, что нового мы рассказали Мишутке? (Ответы детей).
М. – Ой, ребята, как много я узнал про птиц! Спасибо вам, теперь я всё знаю. Побегу в лес, расскажу об этом всем своим друзьям. До свидания!
В. - Ребята, а вы хотите узнать, какие домики строят себе птицы? Вот об этом я расскажу вам в следующий раз. А сейчас собирайтесь на прогулку, пойдём слушать весеннее пение птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию познавательной деятельности у воспитанников средней группы «ПРЯТКИ».
Цель:Помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды....
Конспект познавательной деятельности во 2 младшей группе «Путешествие в лес»
Обобщить знания детей по теме «Зима». ...
Конспект познавательной деятельности для детей старшей группы ДОУ "Путешествие в страну рыцарей и дам".
Конспект познавательной деятельности для детей старшей групы детского сада....
Конспект познавательной деятельности с детьми логопедической группы « Путешествие в волшебный лес».
Развить у детей поисковую деятельность, обогащать речь детей за счет использования прилагательных при описании увиденного, стимулировать детские высказывания, суждения. Развивать воображение и фантази...
Конспект познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему "Секреты обыкновенной бумаги"
Опытно-экспериментальная деятельность об истории и свойствах бумагиКонспект познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему "Секреты обыкновенной бумаги"Цель: Продо...
Конспект познавательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "ПРОФЕССИЯ СОТРУДНИКА ГИБДД"
Конспект занятия для детей старшей группы...