конспект занятия «Кладовая природы»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_prirody.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Тема
«Кладовая природы»
(«Эти обыкновенные необыкновенные камни»)
Выполнила:
Чехомова Виталия Леонидовна
с. Корлики
Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
Задачи:
● Образовательные:
- уточнить и закрепить представления о свойствах камней;
- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; умение фиксировать полученные впечатления в речи;
- формировать у детей представление об окружающем мире.
● Развивающие:
- развивать познавательные интересы детей в процессе экспериментирования;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
● Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность, настойчивость, самостоятельность;
- воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Средства:
- наглядные: камни разного размера, цвета;
- мультимедийные: презентация;
- музыкальные: музыкальные композиции шума моря, волны;
Практические: лупы, ёмкости с водой, деревянные кубики, молоток, гвоздь, салфетки.
Предварительная работа с детьми:
- чтение сказки П.П.Бажова «Медной горы хозяйка», рассматривание иллюстрации по сказке, обсуждение;
- оформление выставки рисунков воспитанников по сказке П.П.Бажова «Медной горы хозяйка»;
- беседа о правилах поведения при проведении опытов;
- работа с энциклопедиями;
- просмотр презентации на тему «Горы», рассматривание камней;
Словарная работа: шершавый, шероховатый.
Методы:
- вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация, сюрпризные моменты и элементы новизны, сочетание разнообразных средств на одном занятии;
- способствующие решению проблемных ситуаций;
- повышающие познавательную активность: приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
- приветствие, вопросы к детям, напоминания, загадывание загадки, объяснение и указание на выполнение поставленной задачи, поощрение, вопросы.
Приемы:
- эмоциональной заинтересованности: отправление в лабораторию к хозяйке Медной горы;
- игровой: введение персонажа (Хозяйки медной горы), игра «Правильно – неправильно».
Предполагаемый результат: понимают, принимают и решают предъявляемые в игровой форме образовательные задачи; демонстрируют знание различных видов камней, их свойства; умеют советоваться, взаимодействовать со сверстниками, проявляют самостоятельность, активность в деятельности.
I. Вводная часть. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я -Хозяйка медной горы, владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства. Слышала, что вы много знаете о природе и сегодня приглашаю вас в свою исследовательскую лабораторию».
Ребята, как вы думаете, что делают в лаборатории?
Ответы детей: (проводят опыты, рассматривают что-нибудь)
Хозяйка Медной горы: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. Как вы думаете, что мы будем изучать? (ответы- предположения детей). Путь ко мне отмечен предметами, а что это за предметы вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Слушайте внимательно:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Но может быть мелкий- в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Да, вы правильно догадались, это камень. А какие строки из стихотворения помогли вам отгадать загадку?
Ответы детей.
Хозяйка Медной горы: Молодцы! Перед тем как войти в лабораторию, вспомним правила поведения. (Не шуметь, не мешать друг другу, аккуратно обращаться с приборами). Вы все сказали правильно. Идем в лабораторию, где мы будем изучать … Что? (Камни)
(Дети одевают халаты).
(Звучит музыка на слова из песни «Ужасно интересно, все то, что неизвестно…», В. Шаинского (один куплет).
Дети идут по дорожке, выложенной из камней.
II. Актуализация знаний, выход на проблему. Мотивация.
Дети проходят в исследовательскую лабораторию (музыкальный зал)
Вот мы и пришли в мою лабораторию.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Предлагают сесть на ковер (на индивидуальные подушечки).
Хозяйка Медной горы: Ребята, закройте глаза, сейчас я включу музыку, вы будете ее слушать и представлять картинку, которую вам подскажет музыка.
Звучит музыка (шум волны, волны бьются о песок, о камни)
Хозяйка Медной горы обращается к детям: что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?
Ответы детей.
Давайте еще раз послушаем музыку и посмотрим на экран. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? (показ презентации). Кто из вас был на море? Какой там был берег, покрытый песком или камнями? Вы рассматривали камешки? К сожалению, не всем удалось побывать на море. Сегодня мы вместе внимательно рассмотрим разные камни, в том числе морские. Те, кто уже видел такие камни, возможно, узнает о них что-то еще интересное. А те, кто не видел, впервые с ними познакомится.
Хозяйка Медной горы приглашает детей сесть за столы.
III. Открытие нового знания.
Хозяйка Медной горы: мы с вами находимся в исследовательской лаборатории, а вы- ученые –исследователи. Исследовать вы будете разные камни. Начнем с морских. Как вы думаете, можем мы их узнать? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.
Дети рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями.
Хозяйка Медной горы: Какие они? Какой формы? Какая у них поверхность? Какие края?
Ответы детей: Камни гладкие, разной формы-овальные, круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.
Хозяйка Медной горы: А почему они такие?
Ответы детей.
Хозяйка Медной горы: Такими гладкими их сделали морские волны. Камни в воде бьются друг о друга, обтачиваются их края и они становятся гладкими- гладкими, без единого уголка. А сейчас попрошу найти на подносе обычные камушки и положить их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можно сказать про эти камушки? Какие они?
Дети: неровные, разной формы, с острыми углами.
Хозяйка Медной горы: Так чем же отличаются морские камушки от обычных?
Ответы детей.
Хозяйка медной горы: Камни, которые имеют неровную поверхность, называют шершавыми или шероховатыми.
IV. Закрепление нового знания. Повторение.
Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и обычные камушки».
Хозяйка Медной горы: Предлагаю поиграть в игру, для этого нам надо разделиться на две команды: «Морские камни» и «Обычные камни». Перед вами рассыпаны камешки, среди которых есть морские и обычные, в одинаковом количестве. По моему сигналу команда «Морские камни» выбирает морские камни и кладет их в свою коробочку, а команда «Обычные камни» выбирает свои камни и несет их в свою коробочку. Игра продолжается до тех пор, пока все камни не окажутся в коробочках.
Хозяйка Медной горы показывает детям расположение коробочек, в которые они будут собирать свои камни. Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием. По окончанию игры все вместе проверяют правильность выполнения задания.
Хозяйка Медной горы: А сейчас я вас приглашаю в экспериментальную лабораторию.
Все вместе подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг стола.
V. Открытие нового знания.
Хозяйка Медной горы: Сейчас мы будем проводить различные эксперименты с камнями. Возьмите все по камню в руку и сожмите крепко-крепко. Камень изменил форму?
Ответы детей: нет, не изменил.
Хозяйка Медной горы: Верно, нет. Как вы думаете, почему?
Дети: камень твердый.
Хозяйка Медной горы: как вы думаете, камень тверже дерева? (ответы детей) Как проверить? (ответы детей). Я возьму молоток, гвоздь, брусок из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?
Ответы детей: Гвоздь вошел в дерево.
Хозяйка Медной горы: А если попробовать вбить гвоздь в камень, он войдет? (ответы детей).
Хозяйка медной горы забивает гвоздь в камень, не получается.
Хозяйка Медной горы: не получается. Что случилось с гвоздем? Как вел себя камень?
Ответы детей: гвоздь погнулся. Не вошел в камень.
Хозяйка Медной горы: Почему так получилось, как вы думаете?
Ответы детей: Камень тверже дерева.
Хозяйка Медной горы: Подумайте, как камень и дерево будут вести себя в воде? Перед вами емкость с водой, возьмите деревянный кубик и опустите в воду. Что вы видите?
Дети: кубик не тонет, плавает.
Хозяйка Медной горы: Возьмите камешек и осторожно опустите в воду. Что вы видите, что произошло?
Дети: камень утонул.
Хозяйка Медной горы: Почему?
Дети: Все камни тяжелее воды: большие и маленькие, тяжелые и легкие, все они тонут в воде
Хозяйка Медной горы: А почему плавает дерево?
Дети: Деревянный кубик легче воды.
Хозяйка Медной горы: Достаньте камень из воды, какой он?
Дети: Мокрый.
Хозяйка Медной горы: Сравните его с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?
Дети: Цветом, мокрый камень темнее.
VI. Закрепление нового знания. Повторение.
Хозяйка Медной горы: С помощью экспериментов мы узнали о свойствах камней. Я предлагаю поиграть в игру «Правильно –неправильно». Становитесь все в круг, я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала, объяснять, почему вы так считаете. Будьте внимательны:
Камень тонет в воде. (да, он тяжелее воды)
Камень прозрачный как стекло. (нет, камень не прозрачный)
Гвоздь нельзя забить в камень. (да, гвоздь гнется, камень твердый)
Камень легкий как вата. (нет, он тяжелее ваты)
Мокрый камень отличается по цвету, он темнее. (да, мокрый камень темнее)
Камень легко разбить, как стекло. (нет, камень не бьется)
Камень можно растянуть как резину. (нет, камень не тянется)
Поверхность морского камня гладкая, а речного шершавая. (да)
Камень не плавает в воде как дерево. (да, камень тонет)
Камень можно порвать как бумагу. (нет, камень не рвется)
Молодцы, ребята, ответили правильно, вы запомнили свойства камней.
VII. Рефлексия.
Хозяйка Медной горы: Сегодня вы провела очень интересные эксперименты в моей лаборатории. Я благодарю вас за прекрасную работу и хочу узнать, а что вам больше всего понравилось в нашей встрече, что вы запомнили (ответы детей). Теперь вы можете поделиться своими знаниями со своими родными и рассказать о том, что вы увидели и узнали о камнях, а, может быть, продолжите экспериментировать с родителями. На память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас морской камешек. До свидания!
Список источников:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». – М: УЦ Перспектива, 2016. – 32с.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2015.
- Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2017.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
- Учебно-методический комплект: основная образовательная программа разновозрастной группы общеразвивающей направленности воспитанников 6-7 года жизни, разработанная на основе примерной ОПДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Москва 2017 г. с учётом ФГОС ДО;
- Парциальная программа «Юный эколог» С.Н.Николаева;
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. 2017г. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Явления природы"
Занятие по экспериментированию в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия"Кладовая Земли"
Занятие по познанию "Кладовая Земли" в подготовительной групы....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Мир природы»
Цель: повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...
Конспект занятия "Кладовая леса"
Занятие для детей средней группы....
Конспект занятия "Знатоки природы"
Конспект занятия для детей с ЗПР старшего возраста....
Конспект занятия «Приготовила природа всевозможные плоды»
Cоздание условий для расширения, закрепления представлений у детей об овощах и фруктах....
Конспект занятия "Кладовая Земли"
Каменный уголь...