Конспект занятия "Кладовая Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Невзорова Наталья Викторовна

Каменный уголь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamennyy_ugol.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Кладовая Земли"

Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что Земля – это планета; это почва. Продолжать знакомить детей с полезными ископаемыми (каменный уголь). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов, делать выводы. Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Продолжать совершенствовать умения детей включаться в коллективную работу. Формировать познавательную активность через исследовательскую деятельность.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер. образцы полезных ископаемых, лупы, стаканы с водой, простые карандаши, дневники проведения опытов, алгоритм исследования полезного ископаемого, каменный уголь, лупа, салфетки, презентация «Использование каменного угля человеком», видеоролик «Добыча полезных ископаемых в недрах земли».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, глазками пожелайте друг другу хорошего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю сегодня интересной работы. Скажите, что такое пазлы? (ответы детей).  Я вам предлагаю собрать пазлы, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, согласны? (дети собирают разрезную картину) Что на ней изображено?

Дети: Земля.

Воспитатель: Молодцы, а что такое земля?

Дети: Это наша планета, почва.

Воспитатель: Ребята, чем же богата наша планета?

Дети: Лесами, водой, почвой или полезными ископаемыми.

Воспитатель: Молодцы, хорошо, сегодня мы поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Кто знает, как они называются? (полезные ископаемые). А ещё их можно назвать по-другому -  сокровища Земли, кладовая Земли, хранилище Земли. Почему они называются полезными (они используются человеком в хозяйственной деятельности) ископаемыми? (их добывают).

Воспитатель: Ребята, кто такие геологи?

Дети: Люди, которые занимаются поиском полезных ископаемых.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции. (дети подходят к столу).

- Какие полезные ископаемые вы знаете? (ответы детей.).

- Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше.  

Они могут быть твердыми, жидкими, газообразными.

-  К какой группе относятся полезные ископаемые в нашей коллекции? (ответы детей).

-  А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (ответы детей)

- А газообразные? (ответы детей)

- А теперь давайте поиграем в игру “Твердое, жидкое, газообразное”

Физминутка

(Если воспитатель называет “твердое” - дети становятся в круг, взявшись за руки. “Жидкое” - двигаются друг за другом – ручейки. Газообразное – разбегаются)

- Ребята, я хочу познакомить вас ещё с одним полезным ископаемым. Называется он - каменный уголь.  (показ) Каменный уголь это полезное ископаемое растительного происхождения.  Когда древние растения и деревья погибли они стали разлагаются и гнить превращаясь  в рыхлый торф,   который   много лет  лежал на земле,    из него образуется каменный уголь.  В наше время его добывают на поверхности земли или глубоко под землёй. Посмотрите на экран (просмотр видеоролика «Добыча полезных ископаемых в недрах земли») В России есть места, где находиться много каменного угля, целые залежи. Давайте посмотрим на карте эти места, и отметим их.  Это Донецк, Новокузнецк, недалеко от Москвы – тульское угольное месторождение. Вот чем богата наша планета.

- А сейчас я предлагаю   пройти в нашу мини лабораторию и познакомимся с его свойствами. Но перед работой давайте вспомним правила работы в лаборатории. (дети надевают халаты и рассаживаются за приготовленные столы).

Опыт №1

Посмотрите на ваших столах стоят тарелочки – найдите в них каменный уголь. Возьмите его и рассмотрите. Что вы можете о нем сказать, посмотрите на свои руки? (по цвету – черный, он пачкается).

- А как вы узнали, что он твёрдый? (потрогали, надавили пальцами). Вывод по опыту

Опыт №2

Кто помнит из чего получают каменный уголь? (Торфа). Теперь давайте сравним торф и каменный уголь. (Торф – мягкий, рыхлый, рассыпается. Каменный уголь – твёрдый, прочный). Вывод по опыту.

Опыт №3

Как вы думаете, что будет, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположение детей). Давайте осторожно опустим в стакан с водой. Что происходит с водой?  Пошли круги, это говорит о чём? (ответы детей).

Уголь утонул? Растворился? почему? (ответы детей)  

Опыт №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете каменный уголь прочный или нет? (Ответы детей)

Подойдите ко мне, и мы сейчас проверим ваши предположения. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите что произойдёт. (ударяя каменный уголь рассыпается на несколько мелких кусочков). Так что можно сказать про него. (Он твёрдый, но не очень прочный).

Ребята, как вы думаете нужен он человеку (ответы детей) Он хорошо горит, даёт много тепла.  Посмотрите на экран .

(Воспитатель показывает презентацию о том, как человек использует каменный уголь в жизни). 

- Ребята, мы провели исследования каменного угля, а теперь при помощи схемы составьте рассказ о нем (дети рассказывают, опираясь на схему- цвет, форма, твёрдый –мягкий, гладкий-шершавый, блестящий или матовый)). Молодцы, а сейчас откройте свои дневники и нарисуйте схемы проведенных опытов с каменным углем.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. С чем мы сегодня знакомились? Мы много узнали о полезных ископаемых, и я думаю, когда вы станете взрослыми, может кто-то из вас откроет новое месторождение каменного угля.

Сюрпризный момент

(Воспитатель дарит детям маленький кусочек каменного угля)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Земля – живая планета». Подготовительная к школе группа.

Образовательные области:      Познание. Коммуникация, художественное творчество.Цель: Продолжать знакомить детей с Солнечной системой. Дать представление о том...

Конспект занятия " Земля "

Знакомство  детей с понятием "глобус", "карта"....

Конспект НОД "Земля в ладонях"

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста...

конспект "День Земли" (2мл.группа)

Занятие развлечение для детей к празднику "День Земли"Цели:Расширять представления детей о планете ЗемляВоспитывать у детей чувство гордости за свою планетуПобуждать желание сделать приятное для Земли...

Конспект занятия "Земля - наш общий дом"

Рассказ ханта об истории возникновения планеты....

Конспект НОД "Земля и ее секреты"

Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у дошкольников просто необход...

Конспект НОД "Земля-магнит. Магнитные силы Земли"

Конспект по познавательному развитию (Экспериментирование) в подготовительной к школе группе...