Статья "Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
статья
Предварительный просмотр:
Статья
«Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество: со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, где даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, и играть в них можно где угодно.
Это дает все основания широко использовать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, это делает его более ответственным к своим действиям.
Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Организация совместной, самостоятельной деятельности
В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.
Руководство совместной деятельностью с детьми:
Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
Используются следующие игровые приёмы
игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);
элементы драматизации (в том числе сказки сочинённые самими детьми) –для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона;
метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала).
Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.
Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.
Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач.
Особую роль играют “сильные” дети: отлично справившись с конкретной задачей они “подключаются” к тем, кто испытывает трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна.
Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах более слабым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-471270-1408961594.jpg)
Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/19/picture-250111-1674146228.jpg)
Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/29/picture-1127486-1680106505.jpg)
Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/29/picture-1127486-1680106505.jpg)
ПРОГРАММА по самообразованию на тему: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Мною была разработана программа: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».Которая, реализовалась на старшем дошкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/22/picture-1218574-1713765006.jpg)
Дидактическая игра - как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Игра очень важный и необходимый этап в жизни ребнека....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/28/picture-1108035-1687955289.jpg)
Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».
В проекте представлено эффективное применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников....
«Конструирование как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению предполагают, что ребенок способен анализировать, выделять существенное, сравнивать, обобщать....