Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (подготовительная группа) на тему
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_igre_v_shahmaty_kak_sredstvo_razvitiya_logicheskogo_myshleniya.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество: со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, где даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, и играть в них можно где угодно.
Это дает все основания широко использовать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, это делает его более ответственным к своим действиям.
Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Задачи:
создание условий для развития логического мышления;
развитие и совершенствование мыслительных операций;
развитие интеллектуальных способностей;
воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Для успешного усвоения детьми логических операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса:
учебные занятия;
организацию совместной деятельности с детьми;
предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельности.
Организация совместной, самостоятельной деятельности
В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.
Руководство совместной деятельностью с детьми:
Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
Используются следующие игровые приёмы
игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);
элементы драматизации (в том числе сказки сочинённые самими детьми) –для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона;
метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала).
Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.
Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.
Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Эффективным является:
переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.
Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач.
Особую роль играют “сильные” дети: отлично справившись с конкретной задачей они “подключаются” к тем, кто испытывает трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна.
Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах более слабым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...
Опыт работы подготовила: воспитатель первой категории Бондарчук Ю.В «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой ...
Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаЛежал песок,Скучал песокСто тысяч лет, наверно.Он был ужасно одинок,И это было скверно.Не в радость были песни гроз,Не в рад...
Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"
Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В пособии представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов, цель которых – развит...
Игра в шахматы как средство развития логического мышления
В данном материале представлены задачи, которые можно решить через игру в шахматы, а также этапы обучния дошкольников игре в шахматы....
Конспект: по теме «Сочетание дидактических пособий «Учимся играя», «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера, как средство развития логических мышлений детей дошкольного возраста»»
Конспект: по теме «Сочетание дидактических пособий «Учимся играя», «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера, как средство развития логических мышлений детей дошкольног...