«Конструирование как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению предполагают, что ребенок способен анализировать, выделять существенное, сравнивать, обобщать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanova_n.v._ds_no25.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
   Успенская СОШ дошкольное отделение - детский сад №25

Семинар воспитателей «Использование конструкторов «нового поколения» при организации работы по техническому конструированию»

Представление опыта работы на семинаре воспитателей «Конструирование как средство развития логического мышления

детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Степанова Наталия Викторовна

с.Успенское

2024 г.

«Конструирование как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 1. Титульный

Слайд 2.

Согласно ФГОС ДО: ребенок, на этапе завершения дошкольного образования, способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.

Предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению предполагают, что ребенок способен анализировать, выделять существенное, сравнивать, обобщать. Очень важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли  рассуждать,  фантазировать,  делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления в дошкольном детстве, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Таким образом, развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте является актуальной темой.

Цель: способствовать развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством современных конструкторов.

В процессе достижения цели реализуются следующие задачи:

•        учить детей создавать различные конструкции (здания, самолеты, животные и т.д.) по рисунку и чертежу, по словесной инструкции, по образцу, по теме, по собственному замыслу;

•        развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, аналитические и творческие способности, мелкую моторику;

•        воспитывать любознательность, социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, умение работать в коллективе.

Слайд 3.

Ориентируясь на детские интересы, я стараюсь каждый день с детьми познавать и созидать что – то новое. Я становлюсь соавтором детских открытий, который помогает ребенку проявлять свои возможности.

Одной из составляющей в развитии логического, наглядно – образного мышления, творческих способностей детей является развитие алгоритмических умений.

Алгоритмические умения дошкольников - это способность планировать свои действия, работать по правилу, образцу, понимать и применять алгоритмы последовательности действий, анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата, переносить усвоенные способы действий в новые ситуации, описывать их.

Создавая с детьми постройку или модель какого-либо предмета, используем принцип от простого к сложному, структурируя задачи: с детьми второй младшей и средней групп строим более простейшие конструкции и постройки, в старшей группе – усложняем.

Детям нравится воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

Слайд 4.

 «Центр конструирования», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Это позволяет нашим воспитанникам конструировать в любом уголке группы, строить как индивидуально, так и подгруппой. В «центре» имеются строительные наборы и конструкторы с различными способами крепления, а также мелкие игрушки для обыгрывания, что дает возможность для большего развития фантазии и мышления.

Это деревянный строительный набор, конструкторы: металлический, «забавные присоски», блочный, Лего, «Цветная мозаика».

Слайд 5.

Магнитный конструктор, «КЛИКС», «ТИКО – Архимед и Пифагор»

Дети очень любят создавать постройки из разных видов конструктора, который должен быть безопасным и соответствовать задачам для воспитания и обучения детей.

Слайд 6.

При изучении темы «Животный мир нашей планеты», мы говорили о животных, рассматривали их. Потом детям было предложено сконструировать поделки по данной теме из разных видов конструктора.

Дети сами выбирали конструкторы: «КЛИКС», «Лего», «Цветная мозаика», блочный.

Воспитанники самостоятельно работали над замыслом своей поделки. Одни рассматривали чертежи и рисунки, анализировали их (расчленяли на части, находили основные, от которых зависит расположение других частей; выделяли в частях детали и т.д.).

Другие дети работали по воображаемому замыслу, без схем и рисунков.

Слайд 7.

Получился своеобразный «Живой уголок»: собачка, слон, заяц, динозавр, черепаха, лев, жираф.

Слайд 8.

Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой. Дети создают постройки, играют с ними, при этом одну и ту же постройку совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями.

 С помощью животных, сделанных из конструкторов, мы играли в сюжетно-ролевую игру: «Ветеринарная клиника», целью которой было, формирование у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игры.

Врачи-ветеринары вели прием посетителей с животными, проводили различные процедуры. Предварительно провели беседу: «Для чего нужны ветеринарные клиники?», «Как должен вести себя в клинике посетитель с пациентом - животным?», «Какие вопросы может задать ветеринар?», прочитали произведения Е.Чарушина «Про Томку», «Никита-доктор», рисовали на тему «Моё любимое животное», рассматривали иллюстрации по теме «Ветеринарная клиника».

Слайд 9.

Работая по теме «Новогодние традиции», мы узнали, как встречают Новый год в разных странах, нарядили ёлку в нашей группе, поговорили о том, как изготавливаются ёлочные украшения. Дети, побывавшие на заводе по изготовлению елочных игрушек, рассказали нам об увиденном.

Это тема нас увлекла, и мы решили создать свою мастерскую по изготовлению ёлочных игрушек у нас в группе. Игрушки делали из различных видов конструктора. Очень понравилось мастерить из конструкторов «ТИКО-Архимед» и «Тико-Пифагор». Также хочется отметить, что при работе с этими конструкторами, наглядным становится процесс перехода из плоскости в пространство.

Дошкольники самостоятельно решали, что они будут делать, определяли этапы выполнения будущей поделки, мысленно представляя, какой она будет, и заранее планируя, как будут выполнять и в какой последовательности. Это является важным фактором при развитии логического мышления детей.

Во время работы некоторые дети обращались за советом к своим товарищам, что является важным фактором при воспитании умения работать в коллективе.

В дальнейшем, когда мы сделали еще игрушки из бумаги и картона, организовали сюжетно-ролевую игру «Магазин», где продавали самодельные елочные украшения и игрушки.

Эта игра плавно перешла в игру «Семья».  «Купленными» игрушками ребята украшали «дома» (в группе) ёлку.

Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и любоваться им. Они конструируют, чтобы играть, что развивает речь, учит выражать свои мысли, договариваться, сотрудничать.

Слайд 10.

В дошкольном возрасте уделяют особое внимание совместному конструированию, которое предполагает умение планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели.

Так, изучая тему «Родная страна», мы говорили о нашей необъятной Родине, рассматривали фотографии, альбомы и презентации о городах России, познакомились с достопримечательностями Москвы и села Успенского.

Далее дошкольники создавали композиции с изображением объектов города и села. Они строили дома, детский сад, школу, магазин, башни, гаражи. Ребята работали подгруппами, а потом соединили постройки в общую композицию.

Работа в группах учит совместно решать задачи, договариваться, развивать коммуникативные навыки.

Слайд 11.

В процессе конструктивной деятельности у ребят развиваются моторика, координация движений, ориентация в пространстве, воображение, творческие и конструкторские способности.

Также развивается межполушарное взаимодействие, которое необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое, развиваются предпосылки логического мышления благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную конструкцию. Формируются предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и темой.

С уверенностью могу сказать, что конструирование увлекает детей в неизведанный мир, где воплощается задуманное и рождаются новые идеи для обыгрывания, где каждый ребёнок успешен.

Слайд 12.

И закончить хочется словами великого педагога К.Д. Ушинского:

Хотя он это сказал про учителя, но воспитателю они тоже близки: «Нужно чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Слайд 13.                              

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...

ПРОГРАММА по самообразованию на тему: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Мною была разработана программа: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».Которая, реализовалась на старшем дошкольно...

Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

В проекте представлено эффективное  применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников....