КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
консультация

Шамсутдинова Светлана Гиндулловна

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Цель: Распространение и передача педагогического опыта.

 Задачи:

  • повышение знаний,
  • професионнальной компитентности,
  • педагогичекского мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.

 

  1. Значение труда в природе и его своеобразие


     
Своей новизной, красотой и многообразием природа эмоционально влияет на дошкольников, вызывает у них удивление и восхищение, желание узнать больше. Труд в природе очень важен  для интеллектуального развития детей. Педагоги, организуя трудовую деятельность, имеют возможность разнообразить деятельность дошкольников, что способствует активному усвоению и использованию ими приобретенных знаний, а полученные впечатления побуждают их к активному обмену мнениями, способствуют формированию суждений на основе анализа результатов труда и сравнений. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитанию интереса к сельскохозяйственному труду и уважения к людям, которые им занимаются. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, орудиями, овладевают навыками работы с ними, учатся бережному отношению к природе.


           Труд детей в природе способствует также и физическому развитию детей - совершенствуются движения, стимулируется деятельность различных органов и систем организма через  содержание труда в природе, скажем, во время выращивания красивых цветов, удовлетворяются эстетические потребности детей. Организация трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов работы для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций дает возможность педагогам эффективно осуществлять эстетическое воспитание детей.
Труд в природе, как никакая другая, эффективно способствует формированию морально-волевых качеств личности, позволяет расширить кругозор малышей. Именно труд в природе является той деятельностью, в процессе которой оптимально реализуются все задачи экологического воспитания: усвоение знаний о наиболее важных взаимосвязях в природе; формирование ценностных ориентаций;воспитание желание общаться с природой; усвоение правил природопользования; формирование первых навыков природосообразного поведения. Труд в природе является  первым доступным детям дошкольного возраста видом социально значимой продуктивной трудовой деятельности, в процессе которой вырабатываются конкретные материальные ценности: выращиваются цветы, овощи, фрукты и т.п. Результаты труда конкретны и понятны, однако их невозможно быстро достичь. Удаленность результата требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, терпения. Как правило, большинство детей охотно ухаживает за живыми объектами, познавая мир живой природы, раскрывая в себе новые возможности, приобретая опыт бережного отношения ко всему живому. Труд  дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за жизнь живых существ, растений. Ведь не политые в жару растения могут засохнуть, ненакормленная  птица или животное - погибнуть или заболеть. Уход за растениями в цветнике и на огороде не только позволяет воспитать у детей интерес к природе, сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются, но и сформировать у дошкольников трудовые навыки и желание работать.

Однако у детей дошкольного возраста еще мало опыта, несовершенны умение, поэтому взрослые должны так организовать деятельность,  чтоб дошкольники испытывали радость труда, положительно относиться к нему.

  1. Требования к  организации работы детей в природе


Первое, о чем должен позаботиться педагог, организуя любой вид деятельности, в том числе и труд детей, это о безопасности их жизнедеятельности:
-растения следует располагать так, чтобы дети могли ухаживать за ними, стоя на полу в групповой комнате или на тропе на огороде;


-нельзя позволять детям старшего дошкольного возраста переносить массу большую чем: 2 - 2,5 кг;


- нельзя привлекать детей к разведению вогниіц, сжигание сухих листьев;


-общее время, отводимое на выполнение работы, не должна превышать 30 мин.

При этом каждые 7-10 мин. следует менять деятельность детей или устраивать перерывы.


Организация работы детей в природе должно отвечать определенным педагогическим требованиям, в частности труд должен быть:
- направленн на решение задач, обозначенных в программах развития ребенка дошкольного возраста, в частности всестороннего (познавательного, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, речевого, физического, творческого развития детей); формирование знаний; воспитание любознательности, ценностного отношения к природных объектов и др.;


- мотивированным - чтобы выполнять задачи с интересом, охотно, ребенок должен понимать, что и для чего она делает. Скажем, организовывая детей на рыхление почвы на грядках, воспитатель мотивирует необходимость этой работы так: «Видите, какая плотная кожица образовалась на поверхности почвы. Она перекрыла воздуху доступ к корешков, и растения плохо растут. Чтобы воздух нашло путь к корешков, нужно разрыхлить поверхность почвы»;


- посильным для детей - привлекая детей к труду, поручая им определенный участок работы, надо учитывать возрастные особенности и возможности детей с тем, чтобы они имели возможность успешно выполнить порученное дело. Успех приносит ребенку радость, чувство удовлетворения, положительные эмоции, возникающие под влиянием выполнения задач и высокой оценки воспитателя, важные для формирования у детей любви к труду;


- систематическим - проводиться как на занятиях, так и в повседневной жизни, ведь только при условии систематической, повседневной работы можно сформировать у детей крепкие трудовые навыки, научить выполнять свои обязанности;


- хорошо организованным - во время коллективного труда все дети должны работать одновременно. Весь необходимый инвентарь надо подготовить заранее. Объяснять и показывать приемы работы следует многократко и интересно. Важно создать в группе положительное эмоциональное отношение к выполнению трудового задания, чтобы работа вызвала у детей радость от совместных усилий, ведь эмоциональный подъем способствует созданию интереса, положительного отношения к труду.

Организуя труд детей в природе, следует обязательно позаботиться о выполнении гигиенических требований, в частности:

-труд следует организовывать в то время, когда на улице не жарко, - утром или вечером;


- инвентарь должен соответствовать росту детей;
- необходимо переодевать детей в одежду, специально принесенный родителями для работы в природе, который следует хранить в группах;


- необходимо обеспечивать периодическую смену позы детей, предотвращая переутомлении;


- после окончания работы следует хорошо вымыть руки.

3.  
Формы организации труда детей в природе


Организуя труд детей в природе на территории дошкольного учреждения, педагоги используют такие формы трудовой деятельности, как поручение и коллективный труд.


Поручения являются  самой доступной и распространенной формой привлечения детей к ежедневной трудовой деятельности в детском саду.

Их разделяют на виды по:


- сложности задач - простые и сложные;


- длительности выполнения - кратковременные и долговременные;

и способом организации детей - индивидуальные и групповые.


Трудовые поручения широко используют во всех возрастных группах, Так, в младшей группе воспитатель дает простые поручения, которые имеют индивидуальный, кратковременный, эпизодический и простой по своему содержанию характер, скажем, воспитатель привлекает детей к поливу растений на грядке или в цветнике. Эти первые трудовые поручения помогают подвести детей к осознанию того, что все живое нуждается в уходе.
Начиная со средней группы, дети получают более сложные и длительные поручения. Задачи могут быть связанными с просьбой или обращением в других лиц, уборкой и поддержанием порядка на площадке, насыпкой корма в кормушки для птиц и т.д. Детям предоставляется больше самостоятельности при их выполнении: скажем, надо определить, нуждаются ли цветы в цветнике поливки, и полить их при необходимости.


Важно использовать поручения для индивидуальной работы с детьми. Например, ребенку, который не проявляет интереса к растениям, можно подарить комнатное растение и предложить выращивать ее дома, ухаживать и рассказывать другим детям в группе, как она растет.


Выполняя поручение, дошкольники становятся более обязательными, ответственными, приучаются проявлять волевые усилия по самоорганизации деятельности для достижения результата, Для этого важно, чтобы дети осознавать целесообразность, значимость для них общего дела и конкретных поручений.
В старшей группе под влиянием требований воспитателей и родителей и с их непосредственной помощью дошкольник постепенно учится выполнять отдельные поручения, а впоследствии - и более сложные задачи, результаты которых нужны не только ему лично, но и имеют значение для близких взрослых, товарищей по группе. Хотя объективная ценность этой деятельности еще не достаточно велика, однако для самого ребенка она очень важна, в частности для формирования нравственных качеств и подготовки к будущей общественно-полезного труда. Выполнение групповых поручений позволяет приучить детей к согласованию своих действий, обогатить их опытом сотрудничества, привить гуманистические чувства, воспитать умение быть внимательными друг к другу, помогать друг другу.



  4. Организация и содержание наблюдений на огороде, в цветнике

Вторая младшая группа.
          Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Детей этого возраста знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет становятся более понятными.

Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т.п.), словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).

С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети быстро утомляются, внимание у них неустойчиво, и не со всей группой одновременно, а с небольшим количеством детей.

Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень, чтобы не сломать листочки. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы.
При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.

Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке).

Первые наблюдения воспитатель организует с целью закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло. Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка -2 растения, показать его листочки. Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком.

Позднее можно провести более продолжительное наблюдение за ростом знакомых растений. Цель их – закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений.
Не менее интересным будет для детей сбор первого урожая овощей.



Средняя группа.

Детям 4-5 лет также трудно проследить весь цикл развития растений. Воспитатель на ярких убедительных примерах знакомит с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление листочка, превращение бутона в цветок, цветка в плод и т.д.).
Очень важно вызвать у детей интерес к наблюдениям. Для этого используются несложные игры-поручения типа «Найди такой же», «Кто заметил?», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» (с овощами).

В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.

Очень важно научить детей сравнивать растения по цвету и форме листьев. В процессе рассматривания воспитатель задает вопросы: «Что мы недавно сажали на грядках, чтобы выросли растения? Почему растения растут рядочками? Почему на разных грядках выросли разные растения?»

В средней группе детей подводят к установлению связей и зависимостей между конкретными факторами: они не только рассматривают цветки, но и обращают внимание на готовый раскрыться бутон, ждут, когда появиться цветок. Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения.

Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними.

В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).
Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.



Старшая и подготовительная к школе группы.

В процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью растений решаются более сложные задачи, чем на предыдущем этапе. Детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения), осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений (постепенность, последовательность и изменчивость в процессе роста и развития).

С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания.
Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния). 

В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые. 

Установление при сравнении как различных, так и схожих признаков развивает у ребенка мышление, дает возможность к элементарному пониманию сортности растений, роли человека в преобразовании природы.

При длительных наблюдениях воспитатель в течение определенного времени возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая происшедшие в нем изменения и связывая их с предыдущими, например, «Превращение цветка в ягоду», «От семечка до семечка» (горох, огурцы, подсолнух) и др.

Наблюдения нельзя перегружать, не нужно стараться в один раз сообщить все то, что важно и интересно знать детям об этом объекте. Но каждый раз нужно давать детям что-то новое, расширяющее их представления о данном растении.

Для развития интереса к растениям воспитатель может использовать различные приемы, в том числе игровые: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Сколько лепестков у маргаритки, шиповника?». Можно давать детям угадывать цветки по запаху, овощи и фрукты – на ощупь, на вкус.

Вовремя сказанные воспитателем стихи, меткая народная поговорка, пословица или загадка подчеркивает особенности данного растения, способствует лучшему запоминанию. Хорошо использовать небольшие отрывки литературного текста, что способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.

                                                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...