Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Голикова Наталья Сергеевна

Взаимодействие ДОО и семьи в этой связи представляет собой процесс сотрудничества работников дошкольной организации с родителями, который направлен на всестороннее развитие детей.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, создание единого образовательного пространства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golikova_statya_3.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи

Сотрудничество дошкольной организации с семьей является одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО.

Семья и дошкольная образовательная организации – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, была, есть и остается носителем национальной культуры, традиций народной педагогики и общечеловеческих ценностей. Именно семья является главным источником преобразования, возрождения, духовного развития общества, воспитания нравственности у подрастающего поколения. Л.С. Выготский отмечал, что семья – важнейший элемент социальной ситуации развития. В семье социализация детей происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм это воспитание [34, с.58].

Семья как воспитательный коллектив дает ребенку возможность длительно и постоянно наблюдать поведение отца и матери в неофициальных семейных отношениях; общаться с людьми разными по возрасту, половой принадлежности, жизненному опыту; естественно приобщаться к реальной жизни, совершая вместе с родителями дальние поездки, походы, посещая театры, музеи, участвуя в национальных праздниках. В семье складываются эмоционально насыщенные отношения между родителями и детьми, имеющие личностный характер, приобретается необходимый социальный опыт.

Однако, при незаменимости семьи в процессе воспитания, она не может полностью обеспечить гармоничное и разностороннее развитие ребенка. Педагоги – профессионалы более квалифицированно осуществляют обучение, развитие, воспитание детей. Следовательно, семья и дошкольная образовательная организация, имея свои функции, не могут заменить друг друга, и должны взаимодополнять и сотрудничать друг с другом во имя полноценного развития ребенка. Только единство и согласованность воспитывающих воздействий, осуществляемых в дошкольной образовательной организации и семье, создает успех воспитания подрастающего поколения.

Воспитание детей – старейшее из человеческих занятий. В древности его считали самым трудным, называли искусством. Познания в вопросах взаимодействия семейного и общественного воспитания изложены в истоках народного творчества, «домостроях», «поучениях» и сочинениях просветителей Владимира Мономаха, Епифания Славинецкого, Михаила Ломоносова и др., которые много внимания обращали на роль родителей в воспитании детей, на принципы семейного воспитания.

Первый детский сад, открытый в первой четверти XIX в. в Западной Европе Фридрихом Фребелем, являлся «…дополнением семейного воспитания в тех случаях, когда в семье не имеется других подходящих по возрасту детей, когда мать не имеет достаточно времени или знаний, чтобы руководить занятиями маленьких детей, когда житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка», – писала о детских садах А.С.Симонович [58, с. 98].

В течение полутора веков со дня открытия первого детского сада в России (частный детский сад А.С.Симонович) решаются и продолжают решаться вопросы: Как сочетать детский сад и семью в вопросах обучения и воспитания ребенка? В каких отношениях должны находиться детский сад и семья: дополнять друг друга, противоречить, компенсировать недостатки друг друга?

К.Д.Ушинский выстроил идеальную модель этого взаимодействия, он отмечал [58, с.7], что «…воспитание в детском саду и правильно поставленное семейное воспитание в педагогически образованной семье будут способствовать успешной подготовке детей к школе». Как видим, он предполагал полную гармонию этих отношений.

Еще несколько десятилетий назад политика нашего государства ставила на первый план общественное воспитание, педагоги и сами родители были убеждены, что именно образовательная организации призвана осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы XX столетия. Это было связано с реформой образования, которая отразилась также и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в этой области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность [48, с. 16].

Современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. От участия родителей в работе дошкольной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего – дети.

В настоящее время разрабатываются новые, эффективные подходы к сотрудничеству с родителями, которые основываются на тесной взаимосвязи ДОО и семьи. Дошкольным организациям и родителям предлагается объединить усилия для развития личности, как детей, так и взрослых.

Проблема взаимодействия ДОО и семьи нашла достаточно полное отражение в программно-методических документах для дошкольных организаций. Современные комплексные программы «Детство», «Истоки», «Развитие», «Программа от рождения до школы» ставят перед собой задачи по взаимодействию с родителями в следующих областях: создание условий для интеллектуального и личностного развития дошкольника, развитие, его творческих способностей, укрепление физического и психического здоровья, воспитание счастливым каждого ребенка, знакомство детей с мировыми ценностями.

Так, программа «Истоки» использует методику, позволяющую осуществлять на практике поэтапное введение родителей внутрь педагогического процесса [32].

Имея цель дать рабочее определение понятия «взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи», были проанализированы различные толкования понятия «взаимодействие» (Таблица 1).

Таблица 1

Автор, источник

Толкование понятия «Взаимодействие»

1

С.И.Ожегов

«Словарь русского языка»

взаимная связь двух явлений и взаимная поддержка

2

В.Н. Мясищев

«Психология отношений»

способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения

3

Т.А.Маркова

«Детский сад и семья»

единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания, построенное на основе единого понимания

3

Е.В. Коротаева

«Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе»

в педагогическом процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, педагогических и психологических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его существования, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия

Представленные в таблице толкования понятия позволили увидеть общее в его трактовках и сформулировать рабочее определение.

Взаимодействие ДОО и семьи в этой связи представляет собой процесс сотрудничества работников дошкольной организации с родителями, который направлен на всестороннее развитие детей.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, создание единого образовательного пространства.

Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, и прежде всего, взаимопонимание и взаимодополнение образовательной организации и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Но, чтобы дошкольная организация стала реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.

Что же лежит в основе психологии доверия? Конечно, уважительное отношение родителей к воспитателю, основанное на наличии у педагога знаний и компетенций в вопросах воспитания. И тут немаловажным фактором выступают личностные качества сотрудника ДОО, такие как заботливость, доброта, чуткость, внимательное отношение к детям. Тем не менее, успех сотрудничества во многом зависит и от взаимных установок семьи и ДОО.

Для того чтобы у родителей сформировалась уверенность в хорошем отношении педагога к их ребенку, воспитателю необходимо научиться обращать внимание на положительные стороны ребенка, уметь создавать условия для их проявления и привлекать к ним внимание родителей. Педагогу в общении с родителями не следует высказывать оценочные суждения, это может оттолкнуть. Не все родители спокойно отнесутся к критике своего ребенка, такие высказывания могут обидеть, что приведет к потере контакта, а значит, доверие будет утеряно.

Взаимодействие педагогов с родителями должно нести характер равноправия, ни одна из сторон не вправе указывать и контролировать другую.

Ребенок, поступая в образовательную организацию, уже обладает индивидуальностью, которая сформировалась у него в семье, и педагогам важно учитывать этот фактор.

Если родителям и педагогам удалось установить доверительные отношения, то в результате совместной работы выигрывают все стороны образовательного процесса. Если родители с пониманием относятся к просьбам воспитателей принять участие в жизни группы, готовят совместно с детьми поделки к конкурсам, посещают открытые мероприятия, то им легче наладить взаимоотношения со своим ребенком. Узнать особенности ребенка, что дает возможность подобрать эффективные методы воспитания и обучения, педагогам может позволить только доверительно общение с родителями. Но самое главное, что дети, находясь в едином образовательном пространстве, чувствуют себя комфортно, спокойно и уверенно, что благотворно сказывается на их взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Педагогам и родителям важно понимать, что все их совместные усилия направлены на достижение единой цели – раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.

В настоящее время в современных образовательных организациях существуют разные уровни сотрудничества педагогов с родителями. Наивысший уровень сотрудничества, как отмечает Т.А. Грибоедова, ученые определили как «партнерство». Партнерский стиль взаимодействия предполагает, что и педагоги, и родители осознают пользу совместной деятельности, испытывают потребность в координации усилий, несут совместную ответственность за результаты воспитания, стремятся внести свой вклад в образовательный процесс и готовы совместно оценивать педагогический процесс и результаты его [20].

На сегодняшний день социально-педагогическое партнерство дошкольной образовательной организации и семьи – перспективный и эффективный стиль взаимодействия. Но, как справедливо замечают современные ученые, для его становления требуется серьезная работа педагогического коллектива по развитию готовности родителей к активному и эффективному сотрудничеству, формированию органов родительского самоуправления и координирующих советов, а также повышению уровня собственной компетентности в вопросах взаимодействия с семьей на позициях партнерства.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы:

1. Современные дошкольные образовательные организации предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей.

2. Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации может стать условием всестороннего развития ребенка в целом, так и отдельных его качеств, например, самостоятельности, с опорой на возрастные особенности, свойственные ребенку младшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арнаутова, Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников. Специалистам структурных подразделений ДОУ: в 2-х частях. / Е.П. Арнаутова. – М., 2007. – 155 с.
  2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья: 3-7 лет / Е.П. Арнаутова. – М.: Карапуз, 2001. – 264 с.
  3. Балышева, Е.Н. Я все умею сам! Практическое руководство для развития самостоятельности у ребенка / Е.Н. Балышева. – СПб.: Литера, 2012. – 32 с.
  4. Бердяев, Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н.А.Бердяев. – СПб.: Азбука, 2015. – 416 с.
  5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 172 с.
  6. Борисенко, М.Г. Игры с малышом для развития самостоятельности / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина под ред. А. Лысенко. – СПб.: Литера, 2015. – 64 с.
  7. Бочкарева, О. Взаимодействие ДОУ и семьи / О. Бочкарева. – М.: Корифей, 2007. – 112 с.
  8. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС / Р.С.Буре. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.
  9. Буянов, М.И. Ребенку нужна родительская любовь / Буянов М.И. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
  10. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практикующих работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
  11. Власова Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде: дис. … канд. пед. наук / Т.А.Власова. – Екатеринбург, 2000. – 260 с.
  12. Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики иерархия личности / Морозова Е.А., Устюжанинова Е.Н. и др. // Психологическая наука и образование. – М.: ПНО, 2010. – №1. – С. 69 – 81.

  13. Воспитатели и родители: из опыта работы / Сост. Загик Л.В., Иванова В.М. – М.: Просвещение, 1985 – 96 с.
  14. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада / Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  15. Воспитываем дошкольников самостоятельными / сборник статей – Российский Гос. Пед. Университет им Герцина – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 192с.
  16. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С.Выготский, под ред. Д.Б. Эльконина – М.: Педагогика, 1984. – 432 с. (Детская психология. В 6 т. Т.4)
  17. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2014. – 304 с.
  18. Година, Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / Г.Н. Година, под ред. В.Г. Нечаевой // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст. – М.: Педагогика, 2009. – 214 с.
  19. Година, Г.Н. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Н.Година. – М., 1969. – 22 с.
  20. Грибоедова, Т.П. Партнёрство в образовании как особый вид социального взаимодействия / Т. С. Шахматова, М. П. Самойлова, Т. П. Грибоедова // Народное образование. – 2009. - № 8. – С. 117-122.
  21. Гуров, В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. – М.: Педагогические общество России, 2003. – 160 с.
  22. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
  23. Данилина, Т.А. Взаимодействие ДОУ с семьей в микро- и макроструктуре: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.А. Данилкина. – М., 2003. - 26 с.
  24. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Доронова Т.Н. – М., 2002. – 120 с.
  25. Евдокимова, Е.С Детский сад и семья / Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
  26. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Евдокимова Е.С. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96 с.
  27. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. – 1974. – №6. – С. 59-73.
  28. Запорожец, Л.А. Формирование самоконтроля при организации учебной деятельности на уроках труда / Л.А.Запорожец, под ред. Д.Б. Эльконина, М.В. Дубровиной // Психология формирования личности и проблемы обучения: сб. науч. тр. - М., 1980. – 150 с.
  29. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и дет. сада: пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. и др. – [2-е изд]. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.
  30. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Отв.редактор Купнешова Л.Е. – М.: Центр «школьная книга», 2002. – 120 с.
  31. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / Зверева О.Л., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  32. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО / под ред. Цветковой Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192с.
  33. История России: Учебник для неисторических спец. вузов / З. И. Белая, В. Н. Болоцких, В. Г. Деев. – М.: Инфра – М., 2000. – 472 с.

  34. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Московский департамент образования, Центр «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца / Под ред. Т.В.Антоновой. – М., 1995. – 116 с.
  35. Козлова, С.А. Теоретические и методические основы трудового воспитания дошкольников: учебник / С.А.Козлова. - М.: Академия, 2014. – 144 с.
  36. Коломиец, Т.В. Формирование познавательной самостоятельности младших дошкольников на основе идей личностно-ориентированного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В.Коломиец. – Владимир, 2009. – 190 с.
  37. Кон, И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям [Раздел V. Этнография родительства] / Кон И.С. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
  38. Кононко, Е.Л. Формирование самостоятельности дошкольников в семье и в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Л.Кононенко. – Киев, 1978. – 230 с.
  39. Королева, К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX – начало XX в.): пособие для педвузов / Королева К.П. – М.: АО «Капитал и культура», 1994 – 160 с.
  40. Корчагина, И.Л. Один дома: как воспитать самостоятельность ребенка от 0 до 4 лет / И.Л. Корчагина, О. Гагарина. – Ростов: Феникс, 2015. – 224 с.
  41. Кротова, Т.В. Общение воспитателя с родителями воспитанников / Кротова Т.В. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008 – №3. – С.106-111.
  42. Крутецкий, В.А. Самостоятельность / В.А.Крутецкий // Психология. – М.: Просвещение, 1980.
  43. Куликова, Т.А. Семейное педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Куликова Т.А. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 232 с.
  44. Левченко, Т.В. Социальное партнерство семьи и детского сада / Левченко Т.В. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008 – №3. – С.87-90.
  45. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. – [4-е изд.] – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
  46. Метенова, Н.М. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения / Метенова Н.М. – Ярославль: ООО "ИПК "Индиго", 2011. – 64 с.
  47. Меттус, Е.В. Я учусь быть самостоятельным. Портфолио дошкольника / под. ред. Н.Е. Волковой – Алексеевой. – М.: Учитель, 2013. – 19 с.
  48. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ / Микляева Н.В. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
  49. Минина, А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.В. Минина // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2013. - № 2 (28). - С. 93-98.
  50. Минина, А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.В. Минина // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 13. – С.100-104.
  51. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Немов Р.С. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. – (Раздел 5. Психология воспитания / Немов Р.С.)

  52. Никитина, Л.А. Мама и детский сад: кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Никитина Л.А. – М.: Просвещение, 1990. – 93 с.
  53. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва офиц. текст / URL:  http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.10.2015)
  54. Общение детей в детском саду и семье / Науч.-исслед.ин-т дошкольного воспитания Акад.пед.наук / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной; СССР, - М.: Педагогика, 1990. – 152 с.
  55. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, под ред. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2015. – 736с.
  56. Островская, Л.Ф. Педагогические знания – родителям: пособие для воспитателей дошкол.учреждения / Осторвская Л.Ф. – М.: Просвещение, 1983. – 176с.
  57. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / Пастухова И.О. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 48 с.
  58. Педагогика: учебник для вузов / Бордовская., Н.В. Реан А.А. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.

  59. Поддьяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 12. – С. 68-74.

  60. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост. Т.А.Харитончик. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 228 с.
  61. Предки о воспитании юных: кн. для родителей и учителей / Всерос. фонд образования. Асс. пед. помощи родителям / Сост. Веселов Г.П. и др. – М.: Просвещение, 1994. – 65 с.
  62. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С.Л.Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 328 с.
  63. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б. Робинсона, И. Скина» Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». //Дошкольное воспитание – 1995 – №11 – с. 28-29.
  64. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова под ред. С.Д. Ермолаева – Спб.: Детство – Пресс, 2009. – 80 с.
  65. Теплова, З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: автореф. дис. ...канд. пед. наук / З.И. Теплова – Москва – 1999 – 183 с.
  66. Урбанская, О.Н. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада / Урбанская О.Н. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1977. – с. 75.
  67. Филютина, Т. Н. Формирование самостоятельности у детей двух-трех лет в семье как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Т.Н. Филютина – Екатеринбург – 1999 – 196 с.
  68. Чигинцева, Е.Г. Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е.Г. Чигинцева. – Магнитогорск, 2006. – 29 с.
  69. Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Щербакова. – М.,1998. – 32 с.
  70. Юдина, Р.А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей. 2-4лет / под ред. С.Н. Савушкина. – М.: Карапуз, 2014. – 18 с.
  71. Юзеева, С.А. Организационно – педагогические основы совместной деятельности педагогов и родителей / Юзеева С.А. // Вестник университета. – 2011 – №13 – С. 146-148.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".

В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...

Презентация для защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация для текста защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей с...

Статья на тему "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Формирование патриотизма и патриотического чувства по приобщению ребёнка к культуре родного города — результат длительного воздействия на человека с раннего возраста. Основным основополагающим ф...

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников   «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»  ...