Формирование связной речи с помощью мнемотехники
консультация по развитию речи на тему
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi_s_pomoshchyu_mnemotehniki.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование связной речи с помощью мнемотехники»
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Мнемотаблица для запоминания стихотворения Е. Михайловой «Что такое новый год?»
Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
- Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
- Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами).
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:
- Активизируется словарный запас;
- Расширяется круг знаний об окружающем мире;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
- Развивается фантазия и творческое воображение детей.
Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:
- восстанавливать последовательность картинок по памяти;
- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
- определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
- найти лишнюю картинку;
- найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
- игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
Литература:
- Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с.
- Матюгин И. Ю. Тактильная память. — М.: Эйдос, 1991.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009. — 64 с.
- Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание, 1990, № 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной речи у детей с ОНР с помощью мнемотехники.
Система работы с мнемотаблицами по формированию связно речи у детей с ОНР....
Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». ...
«Формирование связной речи с помощью мнемотехники»
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Развитие связной речи с помощью мнемотехники
Развитие связной речи с помощью мнемотехники...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире и развитие связной речи....
Мастер – класс «развитие связной речи с помощью мнемотехники»
Мастер -класс...
Методика работы по развитию связной речи с помощью мнемотехники для детей с ОНР
Работа по развитию связной речи по средствам мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обучению составлению рассказа, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок, составлению ...