Методическая разработка для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.
методическая разработка
Описание: данный материал могут использовать педагоги ДОУ, старшие воспитатели в работе с родителями и воспитанниками
Цель: теоретическое обоснование и практическая реализация современных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 26»
ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка
«Использование современных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации»
Автор разработки:
Шумилова Екатерина Анатольевна
Старший воспитатель 1 категории
г. Еманжелинск-2021
Пояснительная записка.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет приоритетное место взаимодействию с родителями как полноценными равноправными участниками образовательного процесса.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» (ст.44). В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на изучение ДОУ родителей с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.
Создание единого образовательного пространства, включающего педагогов и родителей как его равноправных составляющих, возможно при условии учёта особенностей каждой конкретной семьи.
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института и со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Проблемами изучения семьи в отечественной практике дошкольного образования занимались такие учёные, как Г. Т. Хоментаускас, О.Л.Зверева, Овчарова, З.И.Теплова, А.И.Остроухова и др.
Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами – от места жительства семьи до уровня её материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего» дошкольного образования. Одних устраивает просто питание, присмотр и наличие каких либо занятий с детьми. Другим необходимы особые условия, определённый перечень занятий и даже объём знаний, которыми должен овладеть ребёнок. Поэтому, очень важно, педагогу владеть всей этой информацией, учитывать её и уметь ею правильно распоряжаться.
Описание: данный материал могут использовать педагоги ДОУ, старшие воспитатели в работе с родителями и воспитанниками
Цель: теоретическое обоснование и практическая реализация современных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Рассмотреть изучение семьи как педагогическую проблему
2. Изучить современные технологии изучению семьи в дошкольной образовательной организации.
3. Апробировать проективные технологии изучения семьи в дошкольном образовательном учреждении.
Преимущества и риски реализации современных технологий изучения семьи в условиях ДОО
Таб.№1
Методика | Преимущества | Риски |
Анкета | -Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени. -Возможность осуществления компьютерной обработки информации. -При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний. -Позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов | -Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки. -Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов. -«Поверхностный» слой мнений |
Интервью | -Повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок -Маневренно и легко приспособляемо | -Метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование -Дает возможность исследовать глубинные мотивы -Требуются квалифицированные специалисты, для проведения глубинных интервью -Сложностью поиска интервьюеров -Сложность обработки и интерпретации, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов |
Индивидуальные беседы с родителями | -Больше свободы в отличие от интервью, не нужно придерживаться конкретных вопросов. -Возможность наблюдать собеседника, видеть живую реакцию | -Невозможность использования технических приёмов. -При первичном опросе эксперт может задавать нечётко сформулированные вопросы -Возможно снижение объективности |
Наблюдения | -Позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. -Дает возможность одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. -Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. -Оно позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения. | -Эффект первого впечатления -Усталость наблюдателя и наблюдаемого -Необходимость классифицировать результаты наблюдения. -Необходимость больших ресурсных затрат |
Посещения семьи | -Родители могут быть более открыты для общения -Можно лучше узнать условия, в которых живёт ребёнок -Дает возможность увидеть педагогические просчеты семейного воспитания, обсудить конкретные ситуации | -Происходит вторжение в личную жизнь семьи, возникают трудности установления необходимых контактов |
Психоло-педагогические тренинги | -Они позволяют судить о психологии человека непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем -Есть возможность узнать много нового о своём ребёнке | -Не всегда участники идут на контакт и говорят о своей проблеме другим людям |
Тестирование рисунков | -Воспринимается участником как игра, не осознается цель | -Валидность проблематична, не существует стандартов -Субъективность интерпретации, требуют широкой теоретической подготовки -Трудоемки |
Мини-сочинения | -Свобода раскрытия темы, никаких ограничений | Требуется оценка узкого специалиста |
Игровые методики | -Вызывают живой интерес -Игра детей спонтанный и естественный процесс | -Трудоёмки в обработке полученных данных -Затраты на подготовку |
Проективные методики | -Они валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Эта методика менее субъективна и мало подвержена случайным, ситуативным влияниям. Возможность проекции - перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств | -Трудоемкость и значительные временные затраты |
Такой анализ позволит педагогу грамотно осуществлять отбор диагностических методик в соответствии с особенностями современной семьи.
Практическая реализация использования проективных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации осуществлялась на базе МКДОУ «д/с №26» города Еманжелинска. Анализ работы в данном направлении, позволил выявить ряд проблем в организации диагностической работы по изучению семьи: в основном педагоги используют заочные методы изучения семьи, которые не дают педагогу возможности определить уровень детско-родительских отношений, т.к. это, в основном, социологический инструментарий. Поэтому необходимо использование более информативных диагностических технологий с целью изучения микромира семьи.
Совершенствуя диагностическую работу по изучению семьи, были апробировали следующие современные технологии [4]. Например, метод «мини-сочинения» (автор-В.В. Столин, адаптация-А.И. Тащевой). В сочинениях родители написали о характере ребенка, его интересах, способностях. Анализ осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение. При анализе родительских сочинений, появилась возможность узнать о наличии или отсутствии у них компетентностного опыта, знаний и умений в воспитании ребенка, наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю. Это позволило определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии.
Проективные методики – диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик: испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа, тактики поведения через рисунок или текст; деятельность тестируемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора [3]. В процессе апробации проективных технологий возникли проблемы недостаточного инструментального обеспечения для проведения диагностических исследований, поэтому возникла необходимость в разработке или модификации имеющегося диагностического материала. Ведь очень важно, чтобы диагностический инструментарий был адекватен возрастным особенностям ребёнка, отражал современный социокультурный аспект, имел простую квалиметрическую обработку. Так появились тематические блоки с вариантами вопросов для проведения проективной беседы.
Тематический банк был составлен с учётом возрастных особенностей детей средней группы, основных психических новообразований этого возраста, задач программы, запросов родителей. Примеры приведены в таблице.
Тематический банк для проективной беседы
Таб.№2
Название | Возрастные особенности | Цель | Процедура проведения | Содержание | |||
«Формирование эмпатии» | У детей 4-5 лет, формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. | Диагностирование отношения ребенка к проблемным ситуациям, а также на выявление ценностей, конфликтов и значимых переживаний ребёнка. | Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро. | Если у меня забрали игрушку, то я… Иногда я плачу потому что… Если меня обзывают другие ребята, я…... Бывает, надо мною смеются друзья, и я….. Я люблю, когда меня хвалят, за то, что…. Я расстраиваюсь, когда…… У меня портится настроение, если…. | |||
«Формирование ответственности» | Ребенок 5-6 лет способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Проявляет ответственность за начатое дело. | Выявление уровня ответственности у ребенка. | Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро. | Давай, поиграем с тобой? Ты готов? Мама попросила тебя помочь накрыть на стол, ты… Обычно, когда папа просит убрать меня в своей комнате, то я….. Моя мама часто поручает мне делать…. Если мне дома говорят, что очень поздно и пора спать, я…… Если меня предупредили родители не подходить к открытому окну, то я… |
Имея в наличие готовые тематические блоки для беседы, педагог сможет использовать их в своей диагностической работе, опираясь на запротоколированные ответы детей, сделать выводы и адресно работать с каждым ребенком и его семьей, что обеспечивает в целом результативность взаимодействия.
Таким образом, проективные методики естественным образом вписываются в образовательный процесс не только как беседа-диалог, но и как игра, как ситуативный разговор, как проблемная ситуация социального характера. А так же их можно разнообразно и вариативно использовать в течение всего дня, что создаёт педагогу дополнительные возможности для сбора информации.
Заключение.
На основании полученной информации появилась возможность адресного сопровождения семей воспитанников с учётом выявленных проблем, повысился уровень консультативной работы с родителями.
Использование разнообразных методов изучения семьи ставит родителей перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с детьми, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы взаимоотношения с ребёнком. Происходящие в ходе изучения изменения педагогической позиции родителей уже не считаются чем-то чуждым и находят применение в практике семейного воспитания. Следовательно, можно утверждать, что научные методы изучения семьи одновременно являются и методами практического взаимодействия с родителями.
Список литературы.
- Алешина, Ю.Е., Волович, А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович / Вопросы психологии. 2012. - №4. – С. 74-82.
- Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова / Психологический журнал . 2011. №1. - С. 3-16.
- Варга, А.Я. Система семейной психотерапии. / А.Я. Варга - СПб., 2001. – 145 с.
- Лахова, Е.Ф. Проблемы семьи и семейной политики в России / Е.Ф. Лахова / Социальная работа с семьей. - 2010. - № 4. - С. 37.
- Каптерев П. Ответственность родителей перед детьми./ П. Каптерев - М. 2002. – 154 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
Рецензия.
В предложенном материале рассмотрены понятия «современные технологии изучения семьи» в дошкольной образовательной организации, «проективные методики», «мини-сочинения» и освещено применение некоторых технологий на практике. Представлена таблица с описанием преимуществ и рисков реализации современных технологий изучения семьи в условиях ДОО, в помощь воспитателю для грамотного осуществления отбора диагностических методик.
Предложенные материалы окажутся интересными для педагогов детских садов, а также для родителей.
Заведующий МКДОУ «д/с № 26» С.А Яцынич
Дата: 2021-10-18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планы. методические разработки, сценарии, из опыта работы воспитателя старшей группы.
проведение и сценарии празников, методики развития представления о математике, и множественные другие маетриалы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...
Методическая разработка НОД воспитателя с дошкольниками старшей группы на тему «В гости к сказке»
Цель данной разработки развитие речевого творчества дошкольников в процессе совершенствования познавательно –речевых навыков посредством театрализованной деятельности. Разработка может быть полезна...
Методическая разработка. Образовательный проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей для старшей группы " Энциклопедия здоровья".
Цель моего образовательного проекта расширить знания детей о здоровом образе жизни, о полезной еде для человека,о строении тела человека, об органах чувств.А самое главное - это совместное создание " ...
Методическая разработка для воспитателей и педагогов-психологов «Занятия со старшими дошкольниками по формированию творческого (дивергентного) мышления»
Представленные материалы будут полезны всем, кто ведет занятия для старших дошкольников в группах детского сада, в любых развивающих центрах и т.п. Умение мыслить творчески, видеть несколько решений о...
Методическая разработка для воспитателей детей старшего дошкольного возраста: «По внедрению социо - игровой технологии».
Автор методической разработки: Воспитатель 1 категории. Меринкова Надежда Михайловна. Педагогический стаж 23 года.Место проведения: МАДОУ «Детский сад №16 общеразвивающег...
Методическая разработка. Конспект Семинара для старших воспитателей «Создание условий в ДОУ для осуществления полноценной коррекционной работы с детьми с нарушением речевого развития»
ЗадачиАктуальностьРабота с кадрами по проблеме «формирование грамматически правильной речи у дошкольников»«Эффективность работы по обучению детей рассказыванию»Обзор по с...