Методическая разработка. Конспект Семинара для старших воспитателей «Создание условий в ДОУ для осуществления полноценной коррекционной работы с детьми с нарушением речевого развития»
консультация по развитию речи

Кузнецова Оксана Викторовна

 

  1. Задачи
  2. Актуальность
  3. Работа с кадрами по проблеме «формирование грамматически правильной речи у дошкольников»
  4. «Эффективность работы по обучению детей рассказыванию»
  5. Обзор по страницам журнала  Справочник старшего воспитателя  по проблеме педагогики сотрудничества
  6. Обзор по страницам журнала  Обруч  по проблеме педагогики сотрудничества
  7. Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по формированию у детей грамматического строя речи
  8. Опросник для оценки или самооценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи»
  9. Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по развитию у детей звуковой культуры речи
  10. Обследования предметно – развивающей среды по развитию речи
  11. Консультация для родителей «Книги в жизни вашего ребёнка»
  12. Консультация для родителей  «Память на кончиках пальцев»
  13. Список литературы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_seminara_dlya_starshih_vospitateley.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

gerb

ПРАВИТЕЛЬСТВО  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 № 20 комбинированного вида  Приморского  района

Санкт-Петербурга

Конспект

Семинара для  старших воспитателей

«Создание условий в ДОУ для осуществления полноценной коррекционной работы с детьми с нарушением речевого развития»

Подготовила старший воспитатель :

Кузнецова О.В.

  1. Задачи
  2. Актуальность
  3. Работа с кадрами по проблеме «формирование грамматически правильной речи у дошкольников»
  4. «Эффективность работы по обучению детей рассказыванию»
  5. Обзор по страницам журнала  Справочник старшего воспитателя  по проблеме педагогики сотрудничества
  6. Обзор по страницам журнала  Обруч  по проблеме педагогики сотрудничества
  7. Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по формированию у детей грамматического строя речи
  8. Опросник для оценки или самооценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи»
  9. Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по развитию у детей звуковой культуры речи
  10. Обследования предметно – развивающей среды по развитию речи
  11. Консультация для родителей «Книги в жизни вашего ребёнка»
  12. Консультация для родителей  «Память на кончиках пальцев»
  13. Список литературы

Проблема: большой % детей с нарушением речи.

Задача: Способствовать росту педагогического мастерства в коррекции недостатков речи детей через организацию взаимодействия педагогов ДОУ.

Задача: Создание условий в ДОУ для осуществления полноценной коррекционной работы в кабинетах логопедов (для коррекционного детского сада).

Задача: Создание благоприятной развивающей среды, способствующей речевого развития ребенка.

Задача: Организация сетевого взаимодействия по оказанию помощи в коррекции речевых нарушений.

Задача: Создание условия в ДОУ с целью осуществления полноценной коррекционной работы с детьми.

КНИГИ В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА

В жизни вашего ребенка произошло великое событие - он научился читать. И тут вдруг выясняется, что читать ему, в общем- то, нечего.

Взрослую книгу пятилетнему чтецу самостоятельно не осилить: и шрифт слишком мелкий, и объем даже самой тоненькой детской книжечки чересчур велик для того, кто делает свои первые шаги.

    Сейчас на прилавках появились сотни упрощенных версий детской классики. Их так много, что меня греет надежда, что я вот- вот найду нужную книгу, но это принципиально невозможно и вот почему.

      Встречаются книги подходящего размера  с интересными иллюстрациями. Однако фразы в тексте чересчур длинные, и, как правило, нескладные, к тому же они состоят из слишком сложных, да и не  очень употребляемых слов. А начинающим читателям нужны особые книги, где количество картинок значительно превосходило бы объем текста, фразы были бы короткими, простыми и ясными, а буквы - высотой не меньше двух сантиметров.

       Кроме того, технические возможности вашего чтеца очень быстро меняются, и какие книги БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ РЕБЕНКУ В ДАННЫЙ ПЕРИОД, ЗНАЕТЕ ТОЛЬКО ВЫ, На английском языке, особенно в Америке, можно найти огромное количество красиво изданных переложений сказок Андерсена, братьев Гримм, различных детских повестей и романов. Все они хорошо кончаются, следовательно, не могут травмировать малыша, поражают детское воображение своей красотой, но, увы… очень далеки от оригинального текста.

       Как же быть? Выход один: делать книгу самим. Но в один день детскую книгу  не создать. Ее нужно делать постепенно, изменять, переделывать, приспосабливаясь к постоянно меняющимся вкусам и возможностям ребенка

Давайте выберем базовые книги, которые были бы интересны юному читателю.

Правда, часто за основу берут книгу удачного размера, которую удалось найти.

     Что касается личного опыта, то мы предпочитаем большие книги с «просторными» картонными страницами. Они отлично служат нам по несколько лет, постепенно обогащаясь новыми иллюстрациями и усложняющимся текстом. Собственно книгой является иллюстративная канва, которую мы приняли за основу. Наш первый вариант «Маугли» был обклеен именами героев и названиями животных, разбитыми по зайцевским складам: КА-А, МА-У-Г-ЛИ, БА_ГИ-РА, ТИ-Г-Р, ВО-Л-КИ, ПА-Н-ТЕ-РА.

     Первую книгу можно создавать к году. С года до двух ребенок с удовольствием будет читать ее и самостоятельно, и вместе с вами. Написанные слова можно время от времени произносить вслух, только не особенно заостряйте на этом внимание. И уж во всяком никогда не спрашивайте малыша: « Что здесь написано?» НИКОГДА. Если ребенок захочет поделиться с вами своими достижениями, он с удовольствием прочтет знакомые слова сам.

    Книга, которую мы создаем, будет постоянно обновляться: будут появляться новые изображения героев, она будет дополняться разнообразными фактами, которые на первый  взгляд не имеют прямого отношения к сказке, но расширяют кругозор малыша, помогают ему представить, где, когда и при каких обстоятельствах разворачивались описываемые события.

    На страницах книги про Маугли можно разместить снимки или рисунки индийской деревни, характерные фотографии местных жителей или картинку с изображением полуразрушенного города, подобного тому, где обитало племя Бан – дар - Логов. Хорошо бы показать на обложке и саму Индию, приклеив фрагмент географической карты!

     Если вы начали разрабатывать книгу «Остров сокровищ», то дополнением могут  стать изображения парусных кораблей, а чуть позже - названия мачт и парусов. Неплохо уточнить, какой была в те времена одежда моряков, привести названия отдельных ее деталей, показать, как выглядит костыль, слепец, слитки золота, золотые монеты, сундук с сокровищами… Так постепенно выстраивается и становится  зримым мир, в котором разворачиваются события: на страницах книги крупно расписаны имена героев, названия важных для сюжета предметов, оружия.

     В какой то момент (определить, когда он наступит, можете только вы сами!) осуществляется переход на качественно новый этап: герои начинают произносить простенькие, состоящие из двух- трех слов фразы. Лучше всего набрать их на компьютере самым крупным шрифтом   и распечатать на принтере. За неимением  компьютера, просто напишите текст от руки яркими толстыми маркерами. Получится ничуть не хуже!.

       А годам к пяти придумайте простой законченный текст и разместите его на страницах книги. Это самый простой вариант, хотя есть еще один -  более трудоемкий, но и более эффективный, когда к страницам подклеиваются отгибающиеся карточки с текстом. Так гораздо удобнее, ведь размер букв на данном этапе должен быть не менее 2 сантиметров, а на книжных прилавках ничего подобного нет. В лучшем случае вы найдете полу сантиметровый шрифт в продукции самых прогрессивных издательств, но это мина замедленного действия, которая неминуемо ведет к близорукости.

      Окончательный текст нашей дошкольной книги обычно состоит из  слов, в каждом из которых не более 4-5 букв. Поэтому, как ни старайся, он получится немного отрывистым, резковатым, зато его легче читать.

В покупных  книгах текст конечно, более гладкий и красивый, но не вполне понятно, кому он адресован. Вот первый попавшийся пример: великолепное красочное издание  «Приключений Алладина», картонные страницы, чудесные иллюстрации.

. Читаем подпись на одном из разворотов: «Долго шел Алладин и уже испугался, что так и не найдет дороги, как вдруг появился добрый джин, готовый помогать ему и исполнять все его желания». Для кого и для чего это написано? Для чтения вслух родителями? Тогда это очень примитивно для любого возраста. Для чтеца в возрасте 6- 7 лет? Неинтересно и слишком коротко. А для 4-5 летнего ребенка, который готов удовлетвориться подписями к картинкам (как средний западный читатель комиксов), такая длиннющая фраза слишком сложна. Уловить структуру предложения с запятыми, причастными оборотами и придаточными маленький читатель еще не может, поэтому  уединяться и читать такую книгу самостоятельно он не будет никогда. Попробуйте описать эту картинку простыми (пусть даже косноязычными!) фразами: «Алладин потер кольцо» «Он слышит жуткий грохот». «Мальчик закрыл глаза». «Перед ним стоит джинн». «Я - раб кольца,- сказал, джинн».

       Посредством таких 50- 70 предложений  можно пересказать любую книгу! И хотя «Война и мир», «Преступление и наказание» в 70 фраз могут не уложиться, «маугли», «остров сокровищ», «Алиса в стране чудес», «Пеппи Длинный чулок», «Нильса», «Винни - Пуха», «Приключения Буратино», народные сказки и былины, историю хоббита  Бильбо Беггинса вы сможете прекрасно адаптировать сами.

     Есть множество великолепно иллюстрированных сказок, которые можно упрощать и переписывать. Нужно перерывать горы старых детских  книжек и искать те, которые подходят по размеру и цвету.  Только бы найти подходящие книжки с картинками, и читательский интерес вам обеспечен! Конечно, многое зависит от ваших книжных пристрастий, но детская классика является общим знаменателем.

     У нас есть аудиокассета и фильм «Остров сокровищ». Петька их любит и даже помнит ряд смешных фраз оттуда. Разумеется, мы их записываем в одноименную книгу. Эти фразы могут быть и длинными, и сложными - «по желанию заказчика»! (Самую любимую произносит Черный Пес, характеризуя Билли Бонса: «У него отличные манеры, особенно когда он напьется»). А вот Петькин старший брат в свое время не соглашался со Стивенсоном во всем, что касалось перечисления живых и погибших пиратов: его «Остров сокровищ» мы наполнили математическими выкладками.

      Во многих книгах по просьбе читателей устраиваем спецэффекты: у дракона исчезают головы, отрубленные отважным героем, богатырь из русской былины в нужный момент уходит по плечи в сырую землю…На страницах можно вырезать  круглые окна, тогда герои, о которых в дальнейшем пойдет речь будут появляться заранее. Одним словом, мы хотим, чтобы наша книга была интересной и сказочной.

        Чтобы юный читатель лучше чувствовал свою сопричастность сюжету, иногда мы включаем в текст его самого: вырезаем и вклеиваем в книгу его фотографии, превращая в одного из сказочных героев. Это хороший способ привлечь внимание к книге, к тому же совсем не сложно. Однако с сюжетами детской классики таких вольностей мы себе не позволяем!

     Чтение- это развлечение, игра, это радость, но не урок и не нагрузка- всем родителям хорошо бы об этом помнить! Но, изучая в течение долгого времени вопрос понимания текста детьми, я пришел к выводу, что и в семь, и в восемь лет ребенку трудно справиться с обилием информации, которую несут книги Жуль Верна, Даниеля Дефо, Стивенсона или Луи Буссенара.

    К каждому произведению этих авторов малыша нужно готовить. А если он изучит в нашей допотопной, сделанной два- три года назад книге детали корабля или облик необитаемого острова, это значительно облегчит понимание текста, сделает книги- оригиналы более доступными. При наличии такой подготовки полный текст уляжется, как в мягкую постель. А значит, приблизит поставленную цель - сделать из ребенка полноценного читателя.

ПАМЯТЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

Человеческая память - бесценная кладовая, куда мы год за годом по крупицам собираем знания, опыт, дорогие сердцу воспоминания. Думаю, никто не станет спорить, что хорошая память-залог успешной учебы и карьеры.

Но нередко родители и педагоги развивают у детей лишь механическую память: выучи наизусть стишок или песенку, не слишком задумываясь об их смысле, запомни цепочку никак не связанных друг с другом слов, вспомни, что было нарисовано на картинке…

      Освоивший эту нехитрую науку малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с программой начальных классов. Но если школьное задание или жизненная ситуация требует  творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, ребенок теряется. И в средней школе, где одной лишь механической памяти недостаточно, вчерашний отличник нередко пасует.

     В чем же дело? Вся беда в том, что у него не развита ассоциативная память: умение не просто автоматически запоминать те или иные факты, но и образовывать многочисленные и разнородные связи между ними.

     Поэтому уже с самого раннего детства можно и нужно начинать развивать у малыша ассоциативную память. Веселые и несложные на первый взгляд игры активизируют одновременно несколько каналов восприятия: зрение, слух, осязание.

    Для занятий вам понадобятся дощечки с разной шероховатостью. Сделать их не сложно. Потребуются картон, мех, лоскутки ткани, тонкая веревка и другие подручные материалы. Дощечек с различными поверхностями может быть несколько: от пяти до десяти и более. На обратной стороне должен быть написан порядковый номер и нарисовано соответствующее число кружочков.

      Сначала предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность,  подобрав при этом как можно больше определений- прилагательных. Затем дощечки уберите и попросите вспомнить последовательность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.

    Если у крохи возникнут затруднения, повторите игру, но на этот раз, когда малыш будет ощупывать дощечку, спросите, на что она похожа? Дощечки раскладываются в определенном порядке, а над ними - картинки с изображениями различных предметов. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, малыш устанавливает ассоциативные связи.

    Например: картинка с изображением лисы, а под ней –дощечка с наклеенным мехом; картинка с изображением зеркала, а под ней - дощечка с наклеенной фольгой и т. д. Ребенок ощупывает дощечки и разглядывает картинки, стараясь запомнить их. Затем картинки убираются, и малыш должен вспомнить, какая картинка была над той или иной дощечкой. В работу  включаются тактильные ощущения

Следующий этап еще   более сложный.

Подключается тактильная память, сформированная на предыдущих занятиях. Ребенок смотрит на картинку и вспоминает ощущения, которые возникали у него при  ощупывании дощечек.

    Таким образом, дети запоминают довольно длинный ряд слов, не связанных между собой по смыслу. При этом у них активизируется внимание и развивается словесно- логическое мышление. Ассоциативные связи помогают вспомнить и восстановить цепочку      слов, обогатить словарный запас, наполнить речь прилагательными.

ИГРА №1

Разложите дощечки по порядку от первой до шестой номером вниз.

Дощечка №1

На нее наклеен кусочек натурального или искусственного меха.

Дощечка №2

На нее наклеена наждачная бумага.

Дощечка №3

На нее наклеена ткань типа байки  или фланели.

Дощечка №4

На нее накапали расплавленный воск, который, застыв, образовал объемные капли.

Дощечка №5

На нее наклеены спички или маленькие палочки.

Дощечка №6

На нее наклеена фольга, целлофан или клеенка, главное, чтобы поверхность была гладкой.

Эти дощечки используются во всех играх.

  1. Малыш закрывает  глаза, и  тщательно не торопясь, ощупывает поверхность, каждой  дощечки, стараясь запомнить, каковы они на ощупь и  в каком порядке лежат.
  2. Тщательно перемешайте дощечки и предложите ребенку, не открывая глаз, разложить их в прежнем порядке.
  3. Вместе проверьте, правильно ли выполнено задание. Для этого дощечки нужно перевернуть номером вверх.

ИГРА №2

  1. Предложите малышу взять дощечку №1, закрыть глаза и потрогать ее.
  2. А теперь пусть он скажет, что ему напоминает эта дощечка, какая она. То же самое проделайте с остальными дощечками.

ИГРА №3

Давайте ребенку дощечки по одной и предлагайте ощупать их и нарисовать предметы, на которые они похожи. Для каждого рисунка берите отдельный лист бумаги.

Например:

Дощечка №1- кошка, шубка, травка и т. п.

Дощечка №2- дорога, камень и т. п.

Дощечка №3-платье, кофта, плюшевый мишка…

Дощечка №4- кочки, капли варенья, дождик…

Дощечка №5- забор, рельсы, шпалы…

Дощечка №6- зеркало,.. ледяная горка, окно…

ИГРА №4

Повторите игру №1. Сравните результаты. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

ИГРА №5

  1. Раскладывайте перед малышом по порядку дощечки, а над ними - картинки с изображениями:

-лисы (зайца, кошки, газона…)

-дороги (щетки, камня…)

-одежды (салфеток, занавесок…)

-облака (болота, капель варенья…)

-забора (шпал, перил, железнодорожного  полотна…)

-зеркала (окна, катка…)

  1. Малыш смотрит на картинки и одновременно ощупывает дощечки, рассуждая примерно так: «Зеркало такое же гладкое, скользкое».
  2. Теперь уберите дощечки и предложите ребенку вспомнить, какая из них была первой, какая –второй и т. д.

ИГРА №6

Разложите дощечки по порядку,    а над ними- картинки.

  1. малыш разглядывает картинки и ощупывает дощечки, старается уловить между ними ассоциативную связь и запомнить ее.

Например:

-Капля- ткань: когда выжимаю мокрую тряпку, с нее падает капля.

-Ботинок - наждачная бумага: иду в ботинках по асфальту.

-Платок- спички: платок висит на заборе.

Обратите внимание! Смотреть можно только на картинку, а не на дощечку!

  1. малыш закрывает глаза и,  ощупывая дощечку, называет картинку.
  2.  С закрытыми глазами ребенок наугад выбирает дощечку и вспоминает соответствующую ей картинку.

ИГРА №7

  1. Разложите перед малышом ряд картинок. Пусть рассмотрит их, пытаясь представить, каковы изображенные предметы на ощупь.
  2. Уберите картинки. Задача ребенка- по памяти восстановить, в каком  порядке они лежали. Количество картинок от игры к игре постепенно возрастает.

ИГРА №8

  1. Ребенок раскладывает дощечки в любом порядке. Вы записываете номера дощечек в том порядке, в каком их разложил малыш.
  2. Закрыв глаза, кроха ощупывает каждую дощечку, представляя себе образ и рассказывая о нем.
  3. Перемешайте дощечки. Ребенок, вспомнив образы и рассказы о них, восстанавливает ряд дощечек.

ИГРА №9

Предложите малышу разложить дощечки, начиная с самой «неприятной». При этом пусть он опишет свои ощущения и попытается объяснить, чем  эта дощечка  неприятна. (Например, трогая дощечку №1, я вспоминаю собаку и расстраиваюсь, что мне ее не купили). Закончите ряд дощечкой, вызывающей самые приятные ощущения, объяснив их. (Например, трогая дощечку №2, я вспоминаю, что мне подарили велосипед, и я катаюсь на нем по дороге).

ИГРА №10.

  1. Назовите ряд слов (не менее шести). Малыш в это время ощупывает дощечки и строит ассоциативные связи.
  2. Ребенок повторяет словесный ряд, ощупывая при этом дощечки (это помогает вспомнить слова).

ИГРА №11.

  1. Попросите малыша ощупать разные предметы.
  2. Через некоторое время, скажем, на следующий день, предложите ребенку вспомнить, что именно он трогал,

И рассказать о своих  ощущениях. Например: диван мягкий; ручка от двери мягкая, холодная и твердая; стекло на окне скользкое, прохладное и твердое и т. п.

ИГРА №12.

  1. Рассмотрите вместе с малышом картинку, где изображено много разных предметов, например лампа, стол, стакан с чаем, кактус, кресло, телевизор, тапочки, одежда, мокрые сапоги.
  2. Попросите малыша ответить на вопросы:

-Какие предметы теплые, а какие- холодные?

-Какие предметы твердые, а какие - мягкие?

-Какие предметы гладкие, шероховатые, колючие?

  1. Уберите картинку и попросите ребенка вспомнить, опираясь на  тактильную память,  что на ней было изображено.

         Если предложенные игры понравились вашему крохе, вы вполне можете придумать свои, похожие. Единственное условие- что –бы соблюдался принцип ассоциативной связи, и игра проходила в веселой, доброжелательной атмосфере.

  Не скупитесь на похвалу и поощрения, и не слишком переживайте из-за неудач!

ОБЗОР ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА

Справочник старшего воспитателя

 По проблеме педагогики сотрудничества

Название статьи и Автор

Стра

ницы

Краткая аннотация

№ 0 – апрель 2007

1

Паршутин И.А. «Исследование детских межличностных отношений

46-55

Ребёнок – Ребёнок

Условия для использования диагностических методик. Приёмы проведения метода социометрии в ДОУ. Варианты социометрических исследований

2

Короткова Т.В., Иванцова И.А. «Взаимодействие с родителями воспитанников в летний период»

64-69

Воспитатель – Родители

Специфика сотрудничества педагогов с родителями. Основные темы консультаций. Примерный план взаимодействия. Задания для детей и родителей на лето.

№ 1 – июль 2007

1

Каралашвили Е.А, Антоненко О.В., Малахова Н.Е. «Наказывая, подумай зачем». Тематический тренинг для воспитателя

23-29

Воспитатель – Ребёнок

Тесты на исследование отношения педагогов к наказанию детей. Рассмотрение отдельных ситуаций и вариантов их решений. Анализ различных форм наказаний. Советы как не унизить ребёнка наказанием.

2

Чадова Н.А. «Воспитатель – творческая профессия»

29-38

Воспитатель – Ребёнок

Формы, методы, мотивации для развития творческой личности ребёнка

3

Лисицина И.А., Молева И.Б. «Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста»

58-64

Воспитатель – Родители

Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников. Новая форма проведения родительского собрания. День открытых дверей в группах раннего возраста. Посещение семей воспитанников.

№2 – август 2007

1

Волкова Е.М. «Рекомендации по адаптации детей в детском саду»

42-48

Воспитатель – Ребёнок – Специалист –родители

Основные особенности адаптационного периода. Деятельность воспитателя по адаптации детей раннего возраста. Рекомендации родителям. Адаптация детей 5-6 лет

2

Кротова Т.В. «Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников

60-67

ДОУ – Семья

Наглядно – информационные формы общения с родителями и их задачи. Информационно – ознакомительные и информационно – просветительские формы.

№ 3 сентябрь 2007

1

Медведникова Л.Ф. «Работа старшего воспитателя с аттестуемыми педагогами»

29-34

Воспитатель – Старший воспитатель

Выявление основных трудностей аттестуемых педагогов. Этапы работы старшего воспитателя с педагогами в период аттестации. Причины возникновения конфликтных ситуаций. Анализ результатов аттестации педагогов.

2

Карпезина И. А., Пахомова Л.Ю. Организация деятельности «Семейного клуба»

68-74

ДОУ – Семья

Форма взаимодействия – семейный клуб. Основные направления работы клуба. Консультативный клуб. Положение о семейном клубе.

ОБЗОР ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА

ОБРУЧ

По проблеме педагогики сотрудничества

Название статьи и Автор

Стра

ницы

Краткая аннотация

№ 5 - 2006

1

«У каждого родителя своя правда»

3-5

ДОУ – Семья

Взгляд ДОУ на родителей. Взгляд родителей на ДОУ. Мнение психологов: Воспитатель – специалист по экстремальным ситуациям. ( так оценивают психологи ситуацию , которая возникает в семье, когда ребёнок отправляется в своё первое социальное путешествии, в свой первый социальный институт – в ДОУ.

2

М. Агавелян, Е, Данилова, О. Чечулина «Семья в информационном поле ДОУ»

6-9

ДОУ – Семья

Информация о семье –самое сложное пространство в ДОУ, готовое в любой момент стать ловушкой, источником конфликта. Только вместе родители и ДОУ способны превратить его в поле общих побед.  Сбор информации. Правила составления вопросов Анкет.

3

Л.Племинг «Семинары для родителей»

12-14

Воспитатель – Родители

Семинары – практикумы как стимул для личностного и профессионального роста родителей и ДОУ.  

4

М.Дрезина «Я – взрослый, ты – ребёнок»

15-16

Воспитатель – родители – ребёнок

Организация общения родителей, детей и воспитателей. Художественный проект – пространство открытого диалога родителей и ДОУ, во время которого иногда удаётся приблизиться к ответу на самый сложный вопрос «Кто такие дети?»  Осуществление семейных связей через совместное творчество, приобщение к  культуре и искусству.

5

А.Капская, Т. Мирончик «Моя галактика»

19-20

ДОУ – родители – ребёнок

Тренинги для родителей, обучающие выстраивать отношения с собственными детьми

6

Н. Ходаковская «Социальная ответственность: родители и ДОУ»

22-24

ДОУ – Семья

Проект совместной деятельности по освоению социального пространства

7

А. Ошкина, О. Царёва «В поход!»

25-26

ДОУ – Семья

Поход как форма взаимодействия, сотрудничества

8

Н.Даниленко «Профессия Андрагог»

35-36

Воспитатель – Родители

Андрагог – специалист, который вовлечён в процесс образования взрослых. Если толковать этот термин более широко, то андрагогом можно считать любого специалиста работающего со взрослыми.  Проблема: педагоги оценивают себя как специалистов по дошкольному образованию и строят свои отношения с родителями на основе обучения методам и приёмам работы с детьми.

9

С.Прищепа «В ногу с мамой»

41-43

ДОУ – родители – ребёнок

Совместные физкультурные занятия родителей с детьми

10

Взаимодействие детского сада и семьи

48

Краткий список отечественной литературы по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи

№2 -2006

1

Е. Соловьёва «Методист или старший воспитатель»

3-7

Старший воспитатель –  Воспитатель

Мнение педагогов о своём методисте, Опасности на пути методиста, взгляд на старшего воспитателя и его роли на становление педагогического коллектива. Личность, организатор,  тренер, единомышленник, тот кто способен объединить весь коллектив.

№4 -2007

1

Г. Ларионова «С кем дружитДОУ?»

3-8

ДОУ – социальные партнёры

2

В.Дмитриева «Портфолио успеха»

14-16

ДОУ – родители – ребёнок

Портфолио как форма взаимодействия

3

И.Давыдова «Социально – педагогический проект: новые возможности»

37-39

ДОУ – родители – ребёнок

Особенности социального развития ребёнка во многом определяются характером его связей с окружающей социальной действительностью

№3 -2007

1

Н.Петрова «Коучинг в ДОУ»

6-7

Воспитатель – Старший воспитатель, заведующий

Коучинг – технология развития персонала, направленная достижение качества через достижения личности.

2

Т.Лаврентьева «Карабас – Барабас как позиция воспитателя»

13-15

Воспитатель – Ребёнок

Раскрытию творческого потенциала ребёнка может способствовать осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям.  

№ 6 -2005

1

О. Зазульская «Кувшин» эмоций»

10-11

Ребёнок – Ребёнок

Система игр по формированию доброжелательных отношений дошкольников

№5 - 2005

1

Н.Червякова «Выбери свой день»

23-26

Воспитатель – Ребёнок

Технология голландской системы личностно-ориентированного образования предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе. Доска выбора, живём по правилам, Парашют

№ 5 -2003

1

А.Куликова «Психология управления, или Управление психологией»

18-21

Руководитель – педагоги - психолог

Как возникает атмосфера принятия и доверия, соучастия и сотворчества, совместного бытия и сотрудничества. Точка зрения психолога на руководителя, и на  место психолога в ДОУ.

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Перечень вопросов

Фамилия, имя, отчество воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

Знание всех разделов грамматики и основных

направлений работы по формированию

грамматического строя речи с детьми своей возрастной группы

 

 

 

 

 

 

 

Умение воспитателя создать благоприятную языковую среду

Культура речи воспитателя

Точность и ясность выражения мыслей

 

 

 

 

 

 

 

Образность речи

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональность и интонационная выразительность речи

 

 

 

 

 

 

 

Доступность речи для детей по форме и содержанию

 

 

 

 

 

 

 

Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов

 

 

 

 

 

 

 

Владение приемами специального обучения детей трудным грамматическим формам, направленного на предупреждение ошибок

 

 

 

 

 

 

 

Владение приемами формирования грамматических навыков в практике речевого общения с детьми в повседневной жизни

 

 

 

 

 

 

 

Владение приемами грамотного исправления грамматических ошибок детей

 

 

 

 

 

 

 

Наличие в группе достаточного количества дидактических игр для формирования грамматического строя речи

 

 

 

 

 

 

 

Наличие в группе методической литературы, в которой рассматриваются вопросы формирования грамматического строя речи

 

 

 

 

 

 

 

Наличие в группе необходимого материала для формирования информационных стендов для родителей, проведение консультаций с родителями

 

 

 

 

 

 

 

«Эффективность работы

по обучению детей рассказыванию»

I. Название. Эффективность работы по обучению детей рассказыванию.

II. Цель. Выяснить состояние работы по развитию речи в дошкольном учреждении №... Проверить уровень сформированности навыков рассказывания у детей разных возрастных групп.

III. Сроки проведения. 

IV.  План тематического контроля.

№ п/п

Направление работы

Методика (выбрать любые

из названных методов)

1

Обследование знаний, умений и навыков детей, выявление у детей речевых навыков

• Умение связно, последовательно описывать предмет, игрушку, картинку (младшая и средняя группы)

 • Развитие творческих способностей, логического мышления у детей (старшая и подготовительная группы)

• Анализ диагностических карт

• Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой (обязательно прилагается карта обследования)

• Беседы с детьми на предложенную тему • Анализ деятельности детей на занятиях • Анализ самостоятельной деятельности детей

• Анализ игры детей

• Диагностика умения детей рассказывать (младший возраст   рассказ о предмете, игрушке, предметной картинке; старший возраст   рассказ по серийным или сюжетным картинкам)

• Взаимодиагностика

2

Оценка профессиональных умений воспитателя

• Знание воспитателями программы по обучению рассказыванию

• Разнообразие методов и приемов, используемых педагогами в работе с детьми

• Анализ проведения занятий воспитателем

• Анкетирование воспитателей (предоставить разработанные анкеты)

• Собеседование с воспитателями по программе

• Анализ самообразования воспитателей • Проведение открытых показов

• Активные формы работы (деловая игра) • Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании)

• Организация работы воспитателя в книжном уголке

 Индивидуальные беседы с детьми в

утренний отрезок времени, подготовка

 • Просмотр второй половины дня: самостоятельная художественно-речевая деятельность детей

3

Создание условий

• Посещение групп

• Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения ее содержания (наличие иллюстрированных материалов; сменяемость материалов книжного уголка; выставки в книжном уголке; материал для самостоятельной художественно-речевой деятельности) Карта протокола обследования предметно развивающей среды прилагается

4

Планирование работы

Проверка планирования занятий индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках и зонах игровой деятельности Карта проверки плана прилагается

5

Работа с родителями по данной проблеме

• Анализ планов

• Посещение родительских собраний

• Анализ наглядной информации для родителей в группе

• Опрос или анкетирование родителей

Опросник для оценки или самооценки

профессионализма воспитателя

по разделу «Развитие речи»

  1. Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?
  2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?
  3. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?
  4. Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в дошкольном образовательном учреждении?
  5. Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группе.
  6. Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы?
  7. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы.
  8. Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?
  9. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы?
  10. Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду
  11. Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы
    считаете самым значимым?  Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи).
  • Общение взрослых и детей
  • Культурная языковая среда, речь воспитателя
  • Обучение родной речи и языку на занятиях
  • Художественная литература
  • Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр)
  1. Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?
  2. В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи?
    Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей до школьного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослым?
  3. Какие основные направления работы по развитию речи
    Вы учитываете при составлении конспекта занятия?
  4. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи?

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

№ п/п

Вопросы

Фамилия, имя, отчество воспитателя

1

Регулярно, ежемесячно планирует работу по ЗКР вне занятий

2

В работе по ЗКР отдает предпочтение

Индивидуальной работе

Фронтальной работе на занятиях

3

При планировании работы учитывает результаты обследования детей, их успехи, достижения

4

На каждом занятии по развитию речи часть занятия выделяет на воспитание у детей звуковой культуры речи

5

Может назвать задачи программы и основные направления в работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей своей возрастной группы

6

Знает показатели развития звуковой культуры речи у детей своей возрастной группы

7

Владеет основами диагностирования уровня развития звуковой культуры речи. В группе имеется необходимый диагностический материал

8

Проводит диагностику уровня развития звуковой культуры речи дважды в год

9

Знает на память не менее 10 скороговорок на разные звуки

10

Может показать без предварительной подготовки не менее 10 артикуляционных упражнений

11

Владеет приемами развития правильного речевого дыхания. Может назвать и показать комплекс дыхательных упражнений

12

Владеет приемами развития интонационной выразительности речи детей

13

Оказывает индивидуальную помощь и консультирует родителей по вопросам воспитания у детей ЗКР

14

В группе имеется необходимый материал для информационных стендов для родителей и их консультирования

РАБОТА

С КАДРАМИ ПО ПРОБЛЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Формы работы

Цепь содержание

Участники

Сроки проведения

Ответственный

Практический результат

1 Оказание помощи: семинар

Тема «Формирование грамматически правильной речи у дошкольников» Методика проведения игр и упражнений

Цепь

повышение эффективности работы, систематизация знаний педагогов по данному вопросу План проведения семинара (Прил 1)

Все педагоги детского сада

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель, логопед

Перспективное планирование воспитателей Рекомендации логопеда (старшего воспитателя) по тестированию детей по данной проблеме (из книги Белобрыки-ной О А)

Консультации

Тема «Организация работы вне занятий»

По запросу педагогов

В течение года

Старший воспитатель, логопед

Перечень литературы для оказания помощи

Открытые просмотры

Занятия воспитателей и специалистов s каждой возрастной группе

Цепь

 методика обучения, взаимосвязь в работе воспитателей и специалистов

План проведения семинаров

 (Прил 2)

Воспитатели Специалисты

В соответствии с годовым планом

Заведующая, старший воспитатель

Конспекты занятий Карточки анализа и самоанализа занятий

Самообразование

Темы «Организация игр-занятий по грамматическому строю речи в младшем возрасте» «Использование дидактических игр и упражнений на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем дошкольном возрасте»

Цель расширить знания педагогов, познакомить с новинками методической литературы

По желанию педагогов Обязательно для начинающих воспитателей

В первой половине учебного года

Заведующая, старший воспитатель

Выписки из литературы Конспект Подборка ксерокопий изучаемого материала

Формы работы

Цель, содержание

Участники

Сроки проведения

Ответственный

Практический результат

2 Тематический контроль

Тема «Формирование грамматически правильной речи» Цель

 выполнение программы План проведения тематической проверки (Прил 3)

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Заведующая, старший воспитатель

Итоги тематической проверки

3 Педсовет

Практическая конференция (совместный педсовет с другим дошкольным учреждением) Обсуждение опыта

работы работа по формированию грамматически правильной речи в группах раннего возраста,

использование игр с грамматическим содержанием, работа над предложением

Педагоги двух дошкольных учреждений

В соответствии с годовым планом

Заведующие, старшие воспитатели обоих учреждений

Выступления из опыта работы Практические материалы по тематике опыта (перспективные планы, конспекты ит д)

Рекомендации конференции Решение педсовета

4 Изучение обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта

Начать создание опыта работы по формированию способов словообразования

Обобщение и представление опыта работы на педсовете

Внедрение опыта работы, одобренного на педсовете

По желанию самих педагогов и по рекомендации заведующей и старшего воспитателя Воспитатели

В течение всего периода работы по данному вопросу В течение года

Заведующая, старший воспитатель

Перспективный план работы по созданию опыта Перспективный план внедрения опыта

5 Создание условий

Приобретение пособий и методической литературы по данной проблеме в группы, методический кабинет, кабинеты специалистов Изготовление пособий (конкурсы, мастерские)

Весь педагогический коллектив

В течение учебного года

Заведующая, старший воспитатель

Выставка игр и пособий по грамматическому строю речи Итоги конкурса по изготовлению пособий

6 Формы работы с семьей

Анкетирование

Анкета для родителей по данному вопросу (Прил 4)

Оформление наглядной информации «Правильно ли мы говорим»

Индивидуальные консультации

Цель взаимодействие детского сада и семьи по проблеме

Воспитатели, специалисты

В соответствии с годовым планом

Заведующая, старший воспитатель

Анкеты и аналитическая справка по ним Информационные листки

Формы работы

Цель, содержание

Участники

Сроки проведения

Ответственный

Практический результат

7 Формы работы со школой и другими организациями

Методическое объединение

Тема «Использование игр и упражнений по формированию грамматически правильной речи» Цепь взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы по проблеме

Воспитатели, учителя начальных классов

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель, завуч по начальным классам

Выступления педагогов Дидактические игры

8 Другие формы работы

Проектно-исследователь-ская деятельность «Словесные забавы»

Дети, родители, воспитатели, специалисты

По плану детского сада

Старший воспитатель

Материалы по проектам

Обследования предметно – развивающей среды по развитию речи

п/п

Направления работы

Возрастные группы

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

1.1

Наборы предметных картинок-карточек (3 карточки на каждый звук, звук в начале, середине и конце слова) или логопедические альбомы, а также неболь шие игрушки (для проведения диагностики) В методическом кабинете должно быть также описа- ние методики проведения диагностики

1.2

Картотека загадок 

1.3

Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному принципу

1.4

Комплексы артикуляционной гимнастики или спи- сок литературы, в которой воспитатели могут их найти

1.5

Комплексы пальчиковой гимнастики или список литературы, в которой воспитатели могут их найти

1.6

Пособия и комплексы упражнений для развития речевого дыхания (сдувание, поддувание)

1.7

В методическом кабинете - консультативный материал

2

Книжный уголок

2.1

Оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)

2.2

Соответствие содержания возрасту детей

2.3

Наличие художественной литературы, ее грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств)

2.4

Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с худ-ной  литературой

2.5

Материалы о художниках-иллюстраторах

2.6

Тематические выставки

2.7

Сменяемость материала

3.

Наличие детской литературы в группе

4.

Оборудование для театрализованной деятельности

4.1

Ширма

4.2

Фланелеграф

4.3

Соответствие возрасту видов театра

4.4

Соответствие возрасту содержания театров и театра лизованных игр

5.

Дидактические игры (наличие, разнообразие, соот- ветствие возрасту)

6.

Методическая литература

7.

Пособия для занятии

8.

Набор материалов для диагностирования детей

9.

Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления, сменяемость)

Всем родителям хочется, чтобы их дети в будущем стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое звукопризношение даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Одной из основных задач развития детей дошкольного возраста является речевое развитие.  Согласно новым Федеральным государственным требованиям, одним из направлений развития ребёнка дошкольника является познавательно – речевое.

На данный момент, исходя из анализа обследования речи детей, наблюдается большой % детей в дошкольных учреждениях с различными нарушениями речи. Создана целая система речевых садов и речевых групп, где работают специалисты с детьми, у которых выявлены серьёзные патологии. В общеразвивающих группах, так же ведётся работа по речевому развитию детей.

Задача старшего воспитателя способствовать созданию условий в ДОУ с целью осуществления полноценной коррекционной работы с детьми.  

  В своей работе старший воспитатель направляет свою деятельность на следующие направления:

 Задача: Способствовать росту педагогического мастерства в коррекции недостатков речи детей через организацию взаимодействия педагогов ДОУ.

Задача: Создание условий в ДОУ для осуществления полноценной коррекционной работы в кабинетах логопедов (для коррекционного детского сада).

Задача: Создание благоприятной развивающей среды, способствующей речевого развития ребенка.

Задача: Организация сетевого взаимодействия по оказанию помощи в коррекции речевых нарушений.

В связи с этим мы предлагаем примерный план решения этой проблемы в ДОУ.

Список литературы

  • «Детство» (программа развития и воспитания детей в детском саду), СПб, «Детство-пресс», 2000.
  • «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (методическое пособие для воспитателей), СПб, «Акцидент», 1997.
  • «Методические советы к программе «Детство», СПб, «Детство-пресс», 2001.
  • Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет», М, 1988.
  • Альманах Детство №1 СПб, Акцидент 1998
  • «Младший дошкольник в детском саду» (как работать по программе «Детство»), СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005
  • «Воспитываем дошкольников самостоятельными» (сборник статей), СПб, «Детство-пресс», 2000.
  • И.П. Афанасьева «Маленькими шагами в большой мир знаний» СПб, «Детство-пресс», 2004
  • А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду», М, 1974.
  • Т.П. Зеленская «Расскажи стихи руками», М, 1992.
  • Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучащим словом», М, 1991.
  • Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», М, 1983.
  • Ф.А. Сохин, «Развитие речи детей дошкольного возраста», М, 1993.
  • Н.Н. Гусарова «Беседы по картинке. Времена года», СПб, 1998.
  • Е. Синицына «Развивающие стихи и рифмы», М, 2000.
  • Л.А. Венгер «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками» М, 1996
  • Т.А. Воробьёва О.И. Крупенчук « Мяч и речь» СПб «Дельта 2001
  • Л.Е. Белоусова «Удивительные истории» СПб. «Детство-Пресс» 2002
  • В.Г. Каменская, Л.В. Томанов «Готов ли ваш ребёнок к школе?» СПб. «Акцидент» 1996
  • Т.В. Большева «Учимся по сказке» СПб. «Детство-Пресс» 2001
  • О.В. Дыбина «Рукотворный мир» М, «Сфера» 2000
  • О.В. Дыбина «Что было до..» М, «Сфера» 2000
  • Н.В. Дурова «Фонематика» М. «Синтез 1999
  • В.Н. Волчкова Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
  • В.Н. Волчкова Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004
  • М.А. Баженова «Веселая грамматика», Донецк, «Сталкер», 2000
  • Е.И. Тимонен «Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте», СПб «Детство-Пресс», 2004
  • З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР», СПб «Детство-Пресс», 2005
  • И.Г. Сухин «Веселые скороговорки для «непослушных» звуков», Ярославль «Академия развития», 2002
  • О.А. Бедобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития», 1998
  • Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать», СПб «Акцидент», 1998
  • Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель», 2004
  • Н.А. Лукина И.И. Никкинен «Научи меня слышать», СПБ «Паритет» 2003
  • Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель» 2001
  • Н.Е.  Писарева «Мамины уроки» СПб, «Детство-пресс», 2005
  • Д.М. Махнева «Театрализованные занятия в детском саду» М. «Сфера» 2001
  • Н.В. Нищева «Разноцветные сказки» «Детство-пресс», 2001
  • Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (1 и 2 часть), М, «Альфа», 1993.
  • Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Екатеринбург, 1998.
  • Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб, «Детство-Пресс», 2003. Рабочие тетради для средней, старшей и подготовительных групп.
  • В.В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем», СПб, 1998.
  • Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить», М, Просвещение, 1995.
  • «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» (сборник методических рекомендаций), СПб, «Детство-Пресс», 2000
  • В.В. Коноваленко  «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе»,М, 1998.
  • В.В. Коноваленко «Фронатльные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», М, 1998.
  • З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999.
  • М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», М, Просвещение, 1989.
  • Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Союз», 2001.
  • И. Лопухина «Логопедия. Речь, ритм, движение», СПб, 1997.
  • В. В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М, 1998.
  • Т.Б. Филичева «Основы логопедии», М, Просвещение, 1989.
  • И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков», Ярославль, 1998.
  • И.Я. Бурау, «Загадки мира букв», М, 1997.
  • И. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи», М, «Аквариум», 1995.
  • Н.В. Дурова «Фонематика», М, «Мозаика-синтез», 1998.
  • Под ред. В.И. Селиверстова «Практикум по детской логопедии», М, 1997.
  • Т. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит», СПб, 1998.
  • «Логопедия» под редакцией Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской, М., «Владос», 1999.
  • «Основы логопедической работы с детьми», М., 2003.
  • В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР», М., 2001.
  • Г.А. Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики», для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)», СПб, «Детство-Пресс», 2003.
  • Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно», СПб, 1998.
  • Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», М., «Владос», 2001.
  • Е.И. Тимонен «Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа)», СПб, «Детство-Пресс», 2002.
  • Е.И. Тимонен, Е.Т. Туголайнен «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)», СПб, «Детство-Пресс», 2004.
  • Е.Н. Глазунова, Р.Я. Залмаева «Сам себе логопед», СПб, 2001.
  • З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)», СПб, «Детство-Пресс», 2000.
  • И.Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков», Ярославль, 2002.
  • И.И. Ермакова «Коррекция речи и голоса у детей и подростков», М., 1996.
  • Л.Г. Парамонова «Логопедия для всех», СПб, «Питер», 2004.
  • М.В. Успенский, Л.П. Успенская «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить», СПб, 1997.
  • Н.А.Лукина, И.И. Никкинен «Научи меня слышать (развитие слухового восприятия, внимания и памяти)», СПб, 2003.
  • Т.А. Ткаченко « В первый класс - без дефектов речи», СПб, «Детство-Пресс», 1999.
  • Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», СПб, «Детство-Пресс», 1999.
  • Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений», СПб, «Детство-Пресс», 1999.
  • Т.А. Ткаченко «Физкульт-минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи», М., 2001.
  • Т.Б. Филичева, А.В. Соболева «Развитие речи дошкольника», Екатеринбург, «АРГО», 1997.
  • Т.В.Будённая «логопедическая гимнастика», СПБ, «Детство-Пресс»,2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития.

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями ...

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...

Коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии в дошкольном учреждении.

В нашем детском саду постоянно ведется оказание систематической коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям при помощиигротерапевтических методов и приемов, которым, в свою очередь, обуч...

Семинар – практикум на тему: «Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития».

Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Цель: знакомить педагогов с ...

Коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии в дошкольном учреждении.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом не только для родителей, так как проблемы воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья  становится причиной глубоко...