«Принцип интеграции технического воспитания в условиях реализации ФГОС»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

ольга ивановна калмыкова

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования наибольшую актуальность приобретает принцип интеграции образовательных областей,

 по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Принцип интеграции технического воспитания в условиях реализации ФГОС»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования наибольшую актуальность приобретает принцип интеграции образовательных областей, который:

  • способствует формированию у дошкольников целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • Интегрированный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
  • Обеспечивает более тесный контакт всех специалистов и сотрудничество с родителями, что способствует образованию детско-взрослого сообщества в детском саду.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать техническое воспитание, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. Единство математики и технического воспитания способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается новыми терминами, которые в других видах деятельности используются редко.

Дети упражняются  в употреблении понятий, таких как, (широкий – узкий, высокий – низкий и т. д.). У дошкольников совершенствуется  способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.);  сравнивать и обобщать  предметы; количества и величины - понимать последовательности,; выявлять различные соотношения, длиннее – короче, тяжелее – легче, больше – меньше, толще – тоньше.).

Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, о геометрических телах (куб, цилиндр, шар) круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней.

В процессе  конструкторской деятельности , которая является неотъемлемой частью технического воспитания, формируются важные качества личности: самостоятельность, инициативность, трудолюбие, организованность, планирующая мыслительная деятельность, что являются важными факторами при формировании предпосылок учебной деятельности, а, следовательно, повышению их мотивации к учению на следующих ступенях образования.

Техническое творчество, как вид детской деятельности, является важнейшим средством сенсорного развития для детей дошкольного возраста Поэтому, интеграция технического воспитания и развития речи, на примере конструирования, будет способствовать:

– обогащению словаря;

– развитию связной речи;

– развитию познавательной активности детей;

– развитию зрительно-пространственной ориентации;

– повышению мотивации;

– снижению нагрузки на детей.

У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как моторика рук связана с центрами речи.  В процессе деятельности со строительным материалом  расширяется словарный запас ребенка.

Основная цель работы с детьми – развитие связной речи детей, через обучение составлению рассказа, описания и обыгрывания  постройки  в процессе конструирования.

Существует несколько видов конструирования, в процессе которых развиваются творческие способности.

Конструирование по чертежам и схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой – ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.                                             

2. Тематическое конструирование: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.

3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т. Д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.

                                             

4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.

5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.

 

В процессе технического  воспитания и художественно-эстетического развития ребенок знакомится с моделированием различных построек и начинает осознавать, что каждый объект может нести художественный образ, соответственно развивается воображение. В художественном творчестве-это  рассматривание построек, архитектурных ансамблей, изготовление макетов.

Художественное конструирование из плоских элементов универсального конструктора идеально подходит для творчества. Их изобразительные возможности заданы формой, цветом, величиной деталей, которые могут стать средством изображения как целого предмета, так и его части. При конструировании из этих деталей используются такие приемы, как наложение и их пространственное объединение на разноцветных фонах.

Как правило, из деталей конструктора трудно или невозможно построить художественную композицию. Он, с одной стороны, отвечает всем требованиям, которые предъявляются к конструкторскому материалу для дошкольников, с другой – обеспечивает интеграцию конструктивной и изобразительной деятельности детей и позволяет развивать у детей художественное творчество внутри конструктивной деятельности.

Рисование песком можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности.

 Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество. 

Интеграция физического и технического воспитания способствует развитию  воображения, мышления, формирует пространственные представления, активизирует познавательную деятельность, двигательную сферу, а так же совершенствует эмоциональному развитию детей. Все это является крайне важным с точки зрения педагогики воспитания. На физкультурных занятиях проводятся эстафеты, целью которых является практическое применение полученных знаний для построек из деталей крупногабаритного модуля. Использование мягких и твердых модулей на интегрированных занятиях  по конструированию и физической культуре является очень интересной  формой приобщения детей к нормам здорового образа жизни, а учет возрастных и  возможностей детей дает положительный результат в оздоровительном, воспитательном и образовательном процессе.

Постройки из модулей, в которые можно подлезть, или проползти, или перелезть, широко используются для организации подвижных игр, различные постройки.
Задачи конструктивной деятельности в образовательной области «Здоровье» тесно взаимосвязаны с задачами области «Безопасность». Говоря о безопасности постройки, мы подразумеваем сохранность здоровья.

Интеграция технического воспитания и социально-коммуникативного развития позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Разнообразные конструкторы специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих ,постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разные темы.

     Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

• работать дружно, не мешая друг другу.

Таким образом интеграция  технического воспитания в образовательных областях актуальна  по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность «На лесной полянке».

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «На лесной полянке»Цель: помочь детям увидеть многообразие картин осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Закрепить зна...

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...

Доклад "Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми....

"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.Описаны формы и методы работы по экологическому восп...