Использование инновационных методов в обучении дошкольников.
статья

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gagloeva_d_statya.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных методов в обучении дошкольников

The use of innovative methods in teaching preschooler

Гаглоева Д.Ч.

Gagloeva D. Ch.

Аннотация. В данной статье рассматриваются инновационные методы, без которых современный процесс образования невозможен. Раскрывается сущность инновационных методов в работе с дошкольниками. Обосновано использование дидактических игр для повышения качества образования в дошкольных учреждениях.

This article discusses innovative methods, without which the modern process of education is impossible. The essence of innovative methods in work with preschool children is revealed. The use of didactic games to improve the quality of education in preschool institutions is justified.

Ключевые слова: дошкольники, инновационные методы, дидактические игры

preschooler, innovative method, didactic game.

Одной из актуальных проблем в современном дошкольном образовании является умение правильно использовать инновационные методы.

Современный процесс образования предъявляет высокие требования к дошкольному воспитанию и обучению. Необходимым условием эффективного воспитания и обучения является поиск наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.

На начальной ступени дошкольного образования происходит раскрытие потенциальных способностей детей. Без использования определенных инновационных методов процесс дошкольного обучения не может проходить эффективно.

Главной целью инновационных методов в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность данного обучения направлена на реализацию потенциальных возможностей дошкольников.

Инновация в сфере образования предполагает принципиально новую образовательную ориентацию, введение нового в цели образования, разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем, разработку новых технологий управления образованием, экспериментальной деятельностью и т.д.

При подборе инновационных методов следует помнить, что они должны быть адекватны не только возрасту дошкольников, но и этнокультурным, социально-экономическим и природным особенностям детей, способствовать их развитию, оздоровлению [1, с.23]. Предпочтение, отдается методам, направленным на гармонизацию детей, обращение к субъективному опыту и личностным потребностям и при этом, соответствовать российским и европейским стандартам [2, с.87].

При инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.

Таким образом, инновационные методы необходимы для совершенствования традиционного обучения, развития личностных, творческих и индивидуальных особенностей детей.

Инновационные методы должны удовлетворять следующие критерии:

  1. гарантировать достижение детьми более высоких результатов в процессе обучения;
  2. сокращать нормы времени на объяснение темы;
  3. создавать реальные условия, способствующие активному протеканию умственной деятельности детей, а так же их самореализации;
  4. не допускать увеличения психической и физиологической нагрузок [3, с. 152].

Инновационные методы – это педагогические методы, которые опираются на использовании современных достижений науки и информационных технологий, направлены на повышения качества обучения, развития самостоятельности и творческих способностей.

В современном обучении дошкольников выделяются следующие инновационные методы:

– игровые методы – через игру происходит познание мира детьми;

– методы проблемного обучения – создание проблемных ситуаций, при решении которых происходит активное развитие мыслительных и творческих способностей детей;

– методы проектного обучения – это целенаправленная деятельность, которая направлена на решения поисковых, исследовательских и практических задач на всех этапах обучения;

– методы личностно-ориентированного образования – в центре системы образования стоит личность ребенка, происходит максимальное развитие его индивидуальных познавательных способностей, на основе имеющегося у него жизненного опыта;

– компьютерные методы - при использовании компьютерной техники процесс обучения становится интереснее, позволяет решать интеллектуальные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Игровые методы являются фундаментом в обучении дошкольников. Для достижения цели игровых методов решаются следующие задачи:

  1. дидактические (расширение кругозора ребенка, его познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  2. развивающие (развития внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, любознательности, творческих идей, умений закономерности, и др.);
  3. воспитывающие (воспитание самостоятельности, патриотизма, толерантности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  4. социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям  окружающей среды и др.).

Игра «Овощи и Фрукты» (данная игра позволять проводить классификацию урожая на две группы: фрукты и овощи; происходит развитие памяти) – берем карточки с овощами и фруктами и расставляем их на столе. Затем просим детей расположить карточки с изображением фруктов в одну сторону, а овощей в другую. Дети рассказывают различия фруктов и овощей. Потом берем пять карточек, и предлагаем детям запомнить изображения на карточках. Дошкольники закрывают глаза, и нами убирается одна карточка. Дети должны отгадать, что изменилось и какой карточки не хватает.

При использовании проблемного метода происходит приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемные ситуации бывают различными по:

– содержанию неизвестного;

– уровню проблемности;

– виду информации;

– по другим методическим особенностям.

Проблемная ситуация по теме «Космос» - Незнайке нужно найти клад на планете Плутон, но он не знает через какие планеты нужно пролететь, чтобы добраться до необходимого места (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Проектная деятельность в современном образовании занимает особенное место. Она выступает как вариант интегрированного метода обучения дошкольников. Метод проектов в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, определить цель и сформулировать проблему. Проектная деятельность предполагает взаимодействия педагога и воспитанника, а так же участие принимают и родители. Проекты могут быть на различные темы, например, «Я и моя семья», «Домашние любимцы», «Времена года», «Как я провел лето», «Моя страна – Россия», «Космос», «Любимый город – Владикавказ» и т. д.

Личностно-ориентированное обучение в первую очередь направлено на развитие личности ребенка, обеспечение комфортных, гуманных и безопасных условий ее развития, реализации ее теоретических потенциалов. [4]. При использовании данного обучения могут быть проведены различные работы в парах, в коллективе, разноуровневые задания.

В образовании компьютер занимает прочное место. Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору С. Пейперту. Для Пейперта С. компьютер – это средство способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер.

На занятиях в дошкольных образовательных учреждениях используются компьютеры для решения поставленных задач интеллектуального развития ребенка.

Существуют специальные программы для развития абстрактного, логического и творческого мышления детей. Компьютерные технологии предоставляют разнообразный красочный материал для формирования личности ребенка дошкольного возраста. Использования компьютера и других мультимедийных устройств позволяет повысить эффективность качеств обучения в целом.

Использование познавательных компьютерных игр способствует улучшению навыков письма, счета, диагностики пространственных способностей, коррекции речи, развития памяти.

Существуют специальные обучающие мультфильмы по различным направлениям: математика, русский язык, английский язык, логика, окружающий мир.

На занятиях в дошкольных учреждениях можно использовать такие мультфильмы, как: «Ежик Жека», «Живая Азбука», «Учим Звуки», «Синий Трактор», «Планеты Солнечной Системы», «Микки Маус».

Таким образом, в современном образовании происходят изменения, которые повышают качества обучения. При обучении дошкольников используются новшества, позволяющие более эффективному развитию познавательных способностей детей. На смену традиционным методам приходят новые методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности ребенка.

Литература:

  1. Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье младших школьников и условия его сохранения в современной начальной школе: монография / Под ред. докт. пед. наук, проф. Б.А. Тахохова, Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. – 220с.
  2. Кокаева И.Ю. Что должен знать учитель о психоэмоциональном здоровье? // Начальная школа: плюс до и после. – 2009. – №7. – С.87-91.
  3. Мандель Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика. – Издательство: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 165с.
  4.  Ококелов О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности – Издательство: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015. – С.42.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"

В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....

Использование инновационных технологий в обучении дошкольников с Правилами дорожного движения.

В век Использование информационных технологий, социализации и индивидуализации образования важно ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие маст...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В детском саду ребенок усваивает основные понятия дорожного движения,  учится важнейшим правилам поведения на дороге. В соответствии с ФГОС остается акту­альным поиск эффективных современных ...

Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"

          !6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...

Творческая группа «Steam-технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод в обучении дошкольников»

Цель творческой группы: объединение педагогов, участвующих в научно-практическом поиске по совершенствованию образовательного процесса в МБДОУ, улучшении качества образования в условиях использования ...

Творческая группа «Steam-технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод в обучении дошкольников»

Цель творческой группы: объединение педагогов, участвующих в научно-практическом поиске по совершенствованию образовательного процесса в МБДОУ, улучшении качества образования в условиях использования ...

Творческая группа «Steam-технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод в обучении дошкольников»

  Цель творческой группы: объединение педагогов, участвующих в научно-практическом поиске по совершенствованию образовательного процесса в МБДОУ, улучшении качества образования в усло...