«Формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада в процессе дидактической игры»
статья (старшая, подготовительная группа)

Эффективное формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада происходит в процессе дидактической игры. Эффективным средством развития познавательных способностей являются дидактические игры. Основные пути совершенствования познавательных способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада в процессе дидактической игры»

Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является формирование у детей дошкольного возраста целостной научной картины мира, современного мировоззрения, способностей и навыков самостоятельного познания.

 Перед педагогами и психологами встает проблема творческого переосмысления сущности, задач, принципов и форм организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, создание таких психолого-педагогических условий, которые бы максимально способствовали развитию их познавательной активности.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития познавательных способностей, которые являются залогом успешности дальнейшего обучения. Эффективное формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада происходит в процессе дидактической игры.

Однако до сих пор проблема развития познавательных способностей старших дошкольников в условиях детского сада в процессе дидактической игры остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике развития и воспитания детей.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме. Диагностируя особенности формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Применяя дидактическую игру как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Проведя опытно-экспериментальную проверку формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры. Есть возможность выработать предложения по усовершенствованию процесса формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста. Главное понимать, что дидактическая игра является эффективным средством развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Изучения психолого-педагогическую литературу (Д.Б. Богоявлянская, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Подъякова, Д.Б. Эльконина и др.) выясняем, что под способностями понимаются индивидуально-психологические характеристики личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.

Способности делятся на общие и специальные.

В структуре общих способностей личности выделяют познавательные способности.

Познавательные способности - это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. Познавательные способности представляют собой важный фактор обучения и интеллектуального развития, и, в то же время, являются необходимым фактором становления личности.

Главным условием формирования познавательных способностей у дошкольников является создание условий, способствующих развитию этих способностей и включение детей в разнообразную деятельность: учебно-познавательную, игровую, двигательную, продуктивную. Одним из аспектов повышения уровня сформированности познавательных способностей является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе детского сада. 

        Эффективным средством развития познавательных способностей являются дидактические игры.

        Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала, формирует познавательные способности.

Критерии и показатели сформированности познавательных способностей представлены в таблице

Критерии

Показатели

Методики

Уровень  образного восприятия

Демонстрация способности формировать образы.

Умение выделять скрытые предметы.

Умение конструировать и представлять в речи  простые умозаключения.

«Какие предметы спрятаны в рисунках» (автор Р.С. Немов)

Осведомлённость и  ориентировка в окружающем мире

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Соответствующий возрасту уровень речевого развития.

 «Дополнение фраз» (автор В.В. Холмовской)

Умение  устанавливать смыслообразующие связи

Сформированность познавательных интересов и инициативы.

Соответствующий возрасту уровень коммуникативных действий

 «Незавершенная сказка» (автор Л.А. Венгер)

Интенсивность познавательной потребности

Наличие познавательной потребности.

Частота проявления познавательного интереса.

Устойчивость познавательного интереса.

«Изучение познавательной потребности дошкольника», модификация и адаптация для детского сада Э.А. Барановой

Данные критерии позволяют определить уровни сформированности познавательных способностей, осуществлять контроль и коррекцию этой деятельности и определить основные пути их совершенствования.

Для диагностики сформированности познавательных способностей можно использовать следующий диагностический инструментарий:  

1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках» (автор Р.С. Немов)

2. Методика «Дополнение фраз» (автор В.В. Холмовской)

3. Методика «Незавершенная сказка» (автор Л.А. Венгер)

4. Методика «Изучение познавательной потребности дошкольника», модификация и адаптация для детского сада Э.А. Барановой

В рамках работы по повышению развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста хорошо использовать такие направления, как:

1. Работа с родителями.

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах формирования познавательных способностей дошкольников. Привлечение внимания взрослых к проблемам развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Работа с педагогами.

Цель: организовать работу по овладению педагогами  современными технологиями формирования  познавательных способностей дошкольников.

В рамках данного направления можно провести лекционные занятия с педагогами по следующей тематике: «Инновационные методы работы с дошкольниками», «Развитие познавательных способностей дошкольников с использованием методов арт-терапии», «Развитие познавательного интереса дошкольников с помощью ИКТ-технологий в условиях ФГОС ДОО» и другие

3. Работа с детьми.

Цель: повышение уровня сформированности познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Не забывать на занятиях с детьми соблюдать ряд условий:

- принятие ребенка таким, какой он есть;

- нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

- учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из ситуации;

- в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

- занятия проводятся по добровольному участию детей;

- доброжелательная и позитивная атмосфера в первую очередь.

Подводя итоги, можно определить основные пути совершенствования познавательных способностей:

1. Организация и проведение консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.

3. Организация работы с педагогами по овладению  современными технологиями формирования  познавательных способностей дошкольников.

4. Проведение работы с детьми, направленной повышение уровня сформированности познавательных способностей с использованием дидактических игр.

5. Создание благоприятного психологического климата в группе; обеспечение эмоционального комфорта, стимулирование включение ребенка в исследовательскую и изобретательскую деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

Адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Алгоритм работы с детьми 5-6 лет для их успешной адаптации к детскому саду...

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...

Презентация «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Презентация «Формирование правильной осанки и  профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»...