Проект «Синички – наши пернатые друзья!»
(средняя «Б» группа «Семицветик»)
Технологическая карта проекта
Вид проекта: групповой, детско-родительский, познавательно - информационный.
Участники проекта: дети средней «Б» группы, воспитатели, родители воспитанников
Продолжительность: краткосрочный - 2 недели
Авторы проекта: Мамедова Полина Аркадьевна, Житлова Татьяна Александровна
Обоснование актуальности проблемы проекта
Кто кормит птиц-
Несет добро
Природе и планете!
Пернатым надо помогать –
Ты не один на свете!
Птицы – наши меньшие братья! Они приносят пользу не только человеку, но и природе в целом. Звонкие голоса птиц звучат и радуют нас от рассвета до заката. Синички, безусловно, украшают собой парки и скверы. Мы любуемся этими симпатичными птичками с желтыми животиками в течение всего года. Но приход зимы – это тяжелое время года для всех птиц. Давно известно, что многие птицы погибают зимой не из-за холода, а из-за отсутствия привычного полноценного питания.
С давних пор на Руси отмечался Синичкин день, день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали друг другу загадки, играли.
В ходе прогулок с детьми выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о таких замечательных птицах, как синицы. Не все воспитанники узнают этих птиц, некоторые ребята не могут ответить, какую пользу синицы нам приносят, чем их можно кормить, почему о птицах люди должны заботиться, особенно зимой. Выяснилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о зимующих птицах. Они не знают, что нужно делать, чтобы не дать птицам пропасть зимой, спасти их от холода и голода.
Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитывать гуманное к ним отношение.
Поэтому мы решили реализовать в нашей группе проект «Синички – наши пернатые друзья!».
Цель проекта: создать условия для формирования у детей заботливого и внимательного отношения к птицам, воспитывать гуманное к ним отношение, расширить представление о синицах.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять представления детей о птицах, живущих рядом с нами.
2. Формировать у детей знания и представления об особенностях внешнего вида синиц и приспособлении их к среде обитания;
3. Познакомить детей с традициями празднования на Руси праздника «Синичкин день».
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание.
2. Развивать связную устную речь детей при ответах на вопросы о птицах.
3. Пополнять активный и пассивный словарный запас детей при вводе новых слов в процессе проекта.
Воспитывающие: 1. Воспитать заботливое и бережное отношение к зимующим птицам.
2. Создать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Педагогические технологии, методы и приемы:
Информационно-коммуникационных технологий; интернет -ресурсы.
Наглядные-наблюдения, демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций.
Словесные-беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы о птицах.
Предполагаемые результаты:
Сформированы: познавательный интерес и заботливое отношение к птицам, правильное представление о синицах.
- Расширились знания о птицах, дети отличают синиц по описанию.
- Участвуют в беседах во время рассматривания и наблюдений за птицами
- На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная речь, пополнился активный и пассивный словарь.
- Дети вместе с родителями активно участвуют в Акции «Птицам будем помогать нашу зиму зимовать!»
Продукт проекта:
1. Создание условий для познавательной деятельности в процессе проекта.
2. Совместно с детьми оформить стенгазету «Помогаем птицам зимой».
3. Принять участие в экологической викторине «Загадки пернатых» на сайте «Новое поколение»
4. Конкурс поделок «Домик для птиц»
5. В перспективе изготовить книжки-малышки на тему птиц.
6. Участие во Всероссийской акции «Птицам будем помогать нашу зиму зимовать»
7. Участие в интернет-конкурсе Союза охраны птиц России «Конкурс кормушек»
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение технологий, форм и методов работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; - создание РППС:
• внесение альбома со стихами о птицах
• подобрать картотеки дидактических игр по теме;
• подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы по теме проекта
• Изготовление дидактических пособий и атрибутов к играм по теме.
• Создание электронного пособия «Птицы – наши пернатые друзья»
2 этап: практический (реализация проекта)
Образовательная область Вид деятельности Форма организации
Физическое развитие Двигательная Подвижная игра «Синички»
Малоподвижная игра «Скворушка»
Физкультминутка « Шустрая синичка»
Физкультминутка «Синичкин день»
Дыхательная гимнастика: «Птички полетели», «Перышко»
Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»
Упражнение «Хочу быть птичкой»
Социально-коммуникативное развитие Игровая 1.Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Большой – маленький», «Что за птица?»
«Кто где?»
«Кто лишний?»
«Составь картинку»
(разрезные картинки птиц)
«Улетает-не улетает» (игра с мячом)
2.Игра-загадка «Я расскажу о ком-то, а ты отгадай»
Самообслуживание и элементарный бытовой труд «Покорми птиц»
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность 1. Рисование птиц с использованием трафаретов.
2. Аппликация «Птички-невелички- это все синички»
3. Лепка «Синичка»
Музыкально-художественная Слушание «Пение птиц», «Птичьи голоса»
Разучивание песен о синицах:
Синичка
(слова С. Дмитриевой, муз. Ирины Смирновой)
Восприятие художественной литературы и фольклора 1. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы– по теме проекта
Конструирование Тико – конструирование «Птичка», «Кормушка для птиц» Констуруирование из палочек Кюизенера «Чудо-столовая»
Познавательное развитие Познавательно – исследовательская 1. Образовательная деятельность (ФЦКМ и аппликация) «Домик для птиц»
1. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями птиц
2. Рассматривание иллюстраций с изображением синиц.
3. Рассматривание пера птицы через лупы
4. Просмотр презентаций «Птицы-синицы»
5. Игра на компьютере «Классификация птиц»
Речевое развитие Коммуникативная Беседы:
1 «Какие они, птицы?»
2. «Чем питаются птицы»
Словесные игры:
1. «Назови ласково»
2. «Назови детеныша»
3. Артикуляционная гимнастика
«Описание синиц», (использование мнемотаблиц)
Дыхательное упражнение «Перышко»
Упражнение «Птичий дом»
Пальчиковая игра «Две синички»
Работа с родителями:
Познакомить родителей с темой проекта Привлечь родителей:
• к совместной работе с детьми и воспитателем.
• к изготовлению кормушек для птиц
• к участию в конкурсе рисунков «Пернатые братцы»
• к участию во Всероссийской акции «Птицам будем помогать нашу зиму зимовать!»
Закрепить знания детей о птицах Предложить поиграть с детьми в игру «Назови птицу» (по дороге домой или с использованием картинок)
Пропагандировать родителей к заботливому отношению к птицам
Консультации в информационный уголок:
• Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
• Кормушка для синички из пластиковой бутылки
3 этап: заключительный (обобщающий)
Планируемые результаты достигнуты.