Консультация для педагогов на тему: "Дидактические игры как средство профориентации детей с ОВЗ".
консультация
Консультация для педагогов на тему: "Дидактические игры как средство профориентации детей с ОВЗ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.66 КБ |
https://cloud.mail.ru/public/87La/ai9XgVfxo | 11.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему: «Дидактические игры как средство профориентации детей с ОВЗ».
Актуальной педагогической проблемой является социальная интеграция детей ОВЗ в современном социуме. Готовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в современном обществе необходимо начиная с детского сада.
Ранняя профориентация может выступать средством для адаптации и последующей социализации детей с ОВЗ.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Знакомство дошкольников с ОВЗ с рабочими профессиями не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Правильный выбор профессии определяет жизненный успех каждого человека. Задача педагогов, не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и возможности с работой взрослых.
Цель ранней профориентации в дошкольном учреждении: формировать у детей эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи дошкольной профориентации:
Коррекционно - образовательные:
- дать представление детям о многообразии мира профессий;
- расширять общую осведомленность о разных видах труда;
- закреплять представления о трудовых действиях, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы;
- формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда;
- формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
Коррекционно - развивающие:
- развивать познавательный интерес к профессии
- развивать стремления принимать участие в труде, проявлять волевые усилия
- развивать психические процессы: речь, внимание, память, мышление, воображение
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к людям труда;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
- воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, ответственность за результат своей деятельности, привычку к трудовому усилию.
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Именно дидактические игры позволяют дошкольникам осознать общественную значимость труда взрослого, структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует педагог, другая игровая, ради которой действует ребёнок. Эти две цели должны дополнять друг друга.
Как все мы знаем, дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры.
Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Такие игры наиболее доступны детям с ОВЗ, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами, знакомиться с ними. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами», «Что нужно для работы моряку».
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его маркер. Настольно-печатные игры бывают нескольких видов: 1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»; 2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности; 3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.
Словесные игры. Эти игры наиболее трудны для восприятия наших детей. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Например, игры: «Обозначь профессии», «Кто больше назовет действий», «Угадайте, кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.
А использование мультимедийных дидактических игр в процессе знакомства детей с профессиями позволяют расширить творческие возможности педагога и сделать любой учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение и облегчить процесс усвоения знаний детьми с ОВЗ.
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение.
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение.
Дидактические игры органично находят свое место в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Их можно использовать как в начале ООД для в ведение детей в тему, так и в конце ООД для систематизации и закрепления представлений детей о данной профессии. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, но участие воспитателя носит косвенный характер.
Таким образом, дидактические игры являются одним из средств профориентации детей с ОВЗ. Они способствуют обогащению социального опыта дошкольников через расширение представлений о мире профессий, а также воспитание уважительного отношения к труду, как предпосылки формирования чувства ответственности и необходимости трудовой деятельности во взрослой жизни.
Профориентация дошкольников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры по профориентации – это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.
А сейчас предлагаю поиграть в словесную дидактическую игру: «Угадай профессию по дополнительным признакам».
Цель: учить детей угадывать профессию по ассоциациям.
Инструкция: Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии. Ваша задача- назвать эту профессию.
1). Река, швабра, палуба……………( Матрос.)
2). Книги, журналы, полки………….(Библиотекарь.)
3). Халат, тонометр, шприц……….(Врач.)
4). Молоток, гвоздь, верстак, рубанок…….(Столяр).
5). Зеркало, фартук, шампунь, ножницы……..(Парикмахер.)
Итог: Вы замечательно отгадали все профессии, молодцы.
Список использованной литературы
1.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина - М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2.Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой - М.: Просвещение,1974. 192с.
3.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
5.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
6. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Интернет – источники:
infourok.ru›Дошкольное образование
maam.ru›…ispolzovanie-razvivayuschih…v…s-ovz.html
nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-vozrasta-s-ovz
solncesvet.ru›opublikovannyie…interaktivnaya…po…s…
prodlenka.org›metodicheskie-razrabotki…znakomstvo
proforientir42.ru›…uploads/2017/07/Ispolzovanie…v…
Предварительный просмотр:
Ссылка на презентацию к консультации для педагогов: «Дидактические игры как средство профориентации детей с ОВЗ»
https://cloud.mail.ru/public/87La/ai9XgVfxo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему:"Подвижные игры как средство оздоровления детей".
В статье рассказывается о роли подвижных игр в оздоровлении детей....
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра и её роль в обогащении словарного запаса детей дошкольного возраста».
Крнсультация о том, как дидактическая игра влияет на обогащение словарного запаса дошкольников...
Консультация для педагогов 2022-Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС
В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям де...
Консультация для педагогов на тему: «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материалов, простр...
Консультация для педагогов на тему: «Дидактические игры для детей с ОВЗ».
Консультация для педагогов на тему:«Дидактические игры для детей с ОВЗ»....
Консультация для педагогов на тему "Дидактическая игра в развитии математических способностей детей"
Использование дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников....