Консультация для педагогов на тему: «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_d.i.docx | 48.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №18
Раменский муниципальный район Московская область
Адрес: 140125, Московская область, Телефон: 8(496)4698547
Раменский район, д. Островцы, ул. Подмосковная,10 E-mail: ds18ostrov@mail.ru
Консультация для педагогов на тему: «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
Подготовил и провел:
воспитатель первой квалификационной категории
Краус А.В.
Островцы
март 2020
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения, изучают растения, животных.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно:
- дидактическую задачу,
- содержание,
- правила и игровые действия.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему
знакомо и побуждать к усвоению нового. Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен, назначение предметов и смысл вопросов должны быть ясны и понятны детям.
Классификация дидактических игр:
- Дидактические игры с предметами. Очень нравятся детям такие игры как «Найди и принеси», «Волшебный мешочек», «Что лишнее», «Угадай, что изменилось».
- Настольные игры. Подбор картинок, карт – картинок во время очередного хода («Домино», составлению целого из частей, разрезанные картинки, кубики, пазлы).
- Словесные дидактические игры. Словесные дидактические игры являются самыми сложными, поскольку заставляют оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в то время они действуют. Дошкольникам приходится описывать предметы, отгадывать их по описанию, рассуждать.
Словесные дидактические игры:
- игры – путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают)
- игры – поручения («Собери в корзинку кубики такого – то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» - побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения)
- игры – загадки (развивают способность к анализу)
- игры – беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность).
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Д/игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.
В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.
Говоря о творческих способностях, многие под этим понятием понимают способность к различным видам художественной творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Стоит отметить, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах художественных творческих способностей, но и в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т.д.
Таким образом, под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности.
Развитие интеллектуальных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. У дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями. В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот - слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности.
Приложение
КАРТОТЕКА ИГР РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Чем может быть…»
Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.
Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.
«Портрет из пуговиц»
Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.
«Фантазёры»
Цель: развитие воображения, образного мышления.
Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .
Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение.
«Необычные картины»
Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.
Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.
«Волшебные кляксы»
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.
Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
«Фантастические гипотезы»
Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?
«Необыкновенный полет»
Цель: развивать фантазию.
Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем? Дети отвечают.
«Сказочные истории»
Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).
Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.
«Художник в зоопарке»
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей. Дети выполняют.
«Сказочная птица»
Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.
Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.
«Волшебные очки»
Цель: развивать действие соотнесения по форме.
Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.
«Назови отличие»
Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов.
Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.
«Веселое соревнование»
Цель: учить создавать многое из одного.
Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.
«Незаконченный сюжет»
Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.
Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создании целостного предмета или сюжета.
«Придумай узор»
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.
«Составление изображений объектов»
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.
«Придумай животное»
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).
«Лоскутное одеяло»
Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.
Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
«Картина из дырок»
Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.
Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).
«Ощипанный портрет»
Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.
Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать. Дети выполняют.
«Облака-загадки»
Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.
Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
«Превращения»
Цель: учить создавать образы через опредмечивание условных символов.
Дети рассматривают карточки с условными изображениями предметов и высказывают предположения о том, что это может быть.
«Любимая игрушка»
Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.
Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.
«Наоборот»
Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.
Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.
«Фантастическое животное»
Цель: развивать умение преобразовывать предмет.
Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?
«Буквы в рисунках»
Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.
Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов.
Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки.
«Двойное изображение»
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.
«Камушки на берегу»
Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.
Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дополнить их разными деталями, рассказать, что было на берегу.
«Обведи свою ладонь и оживи»
Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
КАРТОТЕКА ИГР РАЗВИВАЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра «Логические блоки Дьенеша»
Цель: Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений
Краткое описание:
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.
Варианты построения цепочки:
чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);
чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;
чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).
Игра «Математический планшет»
Цель: Создать условия для исследовательской деятельности ребенка. Содействовать психо сенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию, а также развитию творческих способностей.
Краткое описание:
В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.
Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.
Игра «Геометрическая мозаика»
Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.
Краткое описание:
Предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам:
по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)
по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.)
по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)
выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.
Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.
«Запоминай-ка»
Цель: Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление
Краткое описание:
В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рас-смотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравнению с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность рас-положения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картинкам.
Игра «Опасные предметы»
Цель. Развивать словесно-логическое мышление
Краткое описание:
Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя, если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться.
Игра «Признаки»
Цель. Учить детей определять одинаковые при-знаки у разных предметов, развивать логическое мышление.
Краткое описание:
В игре принимают участие 1-10 человек. Начинать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.
Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.
Игра «Что из чего сделано»
Цель. Закреплять знания детей о различных материалах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.
Краткое описание:
В игре принимают участие 1-10 человек. Начинать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней 4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.
Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.
Игра «Викторина первоклассника»
Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро, отвечать на вопросы. Развивать скорость мышления.
Краткое описание:
Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переместив фишку игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.
Игра «Подбери картинку»
Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление
Краткое описание:
Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее. Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте, подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.
Игра «Угадай животных»
Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.
Краткое описание:
Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер), то ведущий отдает ему карточку с загадкой. Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточку кладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.
Игра «Откуда хлеб на столе?»
Цель. Учить последовательно, выкладывать сюжетные картинки, развивать речь, учить логически, мыслить, развивать интеллектуальные способности.
Краткое описание:
Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб). Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления последовательности картинок. Далее дети самостоятельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.
Методические указания. Попробуйте составить любую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки цепочки.
Игра «Веселый багаж»
Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.
Краткое описание:
Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке.
У каждого игрока есть 4 действия:
посмотреть любую карточку;
положить ее на место ;
не глядя переложить одну карточку на место другой;
менять местами можно только по 2 карточки.
Действия можно комбинировать по разному, главное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.
Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда, забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.
Методические указания.
Если вы просто смотрите карточку, она остается лежать картинкой вниз. Если вы меняете карточки местами, то их придется положить картинками вверх.
Игра «Прочитай словечко»
Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Краткое описание:
На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая выполнила задание первой, читает слова и становится победителем.
Интеллектуальная игра.
Рассказ
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Краткое описание:
Воспитатель начинает рассказывать,сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим,кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела,дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим,кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она,бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кош-ка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос,говорят: «мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
Игра «Школа разведчиков»
Цель - быть внимательным, обладать хорошими знаниями. Воспитатель читает стихи, а участники находят в них ошибки, если есть. За правильный ответ ребенок получает фишку (очко).
- Нацепив на ноги ласты, Под водой плывут гимнасты. (Аквалангисты).
Хорошо в футбол играем, Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи).
У сосны иголки Короче, чем у елки. (Иголки у сосны длиннее).
Из гречневой крупы Кирилл
Кашу манную варил.
(Не из гречневой, а из манной)
- Воют волками метели В зимнем месяце апреле. (Апрель-не зимний месяц).
Д ля того, кто не здоров, Вызываем докторов
Рыбкам маленький сачок Сплел умелец-паучок. (Не рыбкам, а мухам).
Тема викторины «Морские знатоки».
Приглашаются команды для приветствия.
Iкоманда: Мы веселые дельфины,
Мы желаем вам побед. Будем с вами мы играть И смекалку проявлять.
IIкоманда: Мы крутые осьминожки
Тоже шлем вам наш привет. Знаем, знаем не бывает Очень простейших побед.
Игру будет оценивать жюри.
Правила игры таковы. Мы будем задавать вопросы, вы посоветовавшись с командой будете отвечать. Чья команда быстрее и правильно ответит, получает фишку.
Ведущий: Уважаемые знатоки! К нам пришло письмо от сказочного персонажа. А от кого именно, вы догадайтесь сами, послушав его песенку. (Включает музыку).Знатоки: От Водяного.
Ведущий: Правильно, это письмо от Водяного. Он пишет, что совсем заскучал на дне морском, хочет с вами поиграть и приготовил для вас интересные вопросы. Итак, начинаем игру. Слушайте I вопрос.
1. Как называется раздел зоологии, изучающий рыб?
Ответ: Ихтиология.
2. Для чего большинство рыб имеет обтекаемое тело?
Ответ: Обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться в воде.
3. У какой рыбы глаза на одной стороне и плоское тело?
Ответ: Камбала.
4. В каком положении рыба камбала плывет быстрее?
Ответ: Когда рыба поворачивается на ребро.
5. Может ли рыба моргать?
Ответ: Нет, у нее нет век.
6. На какой картинке допущена ошибка и какая?
Ответ: На второй картинке чешуя нарисована в обратном направлении. "- 7. Почему чешуя не может быть так расположена?
Предлагаем провести опыт. Потянуть в воде за нитку две шишки - у одной чешуйки направлены назад, а у другой - вперед. Какую шишку легче тянуть?
Ответ: У которой чешуйки распущены назад. Точно так же расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в воде.
8. Как узнать сколько рыбе лет?
Ответ: На чешуйках есть кольца. За 1 год появляется одно кольцо. Эти кольца называются годовыми.
9. Вспомните название самой крупной рыбы из сказки К. И. Чуковского о Бармалее?
Ответ: Акула.
Ведущий: Акула самая крупная рыба. Эта рыба достигает длины 15м. Как пятиэтажный дом. Весит она 14 тонн, столько же весят 200 мужчин. Акулы необыкновенно прожорливы. Живое и неживое - все съедает акула. (Показывает картинку «Акула»).
10. Назовите хищных рыб?
Игра «Где можно увидеть?»
Прекрасно развивает память, внимание и логику. В нее можно играть всей семьей. Для этого нужно спросить, где, к примеру, можно увидеть автомобиль, ножницы, велосипед, стол, окно или колесо.
Игра «Хорошо и плохо»
Отличное упражнение на развитие аналитических способностей «Хорошо и плохо». Для этого нужно какой-либо предмет, скажем, карандаш, внимательно рассмотреть и выяснить, что у него есть хорошего, а что плохого. Например, карандашом можно рисовать, это хорошо, однако, он хрупкий и это плохо. В дальнейшем можно усложнить задачу, анализируя с малышом поступки героев сказок или других людей.
Игра «Бывает или нет»
Для этого нужно взять мячик и, перебрасывая его, придумать разные ситуации.Например: «Вода горит», «Рыба гуляет по газону в сапогах», а ребенок должен ответить, бывает ли такое или нет. Ме менее полезны и графические задания для развития детей 4 5 лет. К примеру, игра «Соедини точки» поможет ребенку освоить последовательность действий, способствует развитию моторики. Задание для ребенка – нужно соединить все точки линиями и получить картинку или фигуру.
Игра «Лабиринт»
Тренирует внимание, а также логику. Задача – помочь, например, зайчику найти путь к норке. Для этого нужно провести линию по хитрым «туннелям» лабиринта.
«Дорисуй предмет»
Научит ребенка анализу, умению выделять из целого составные части. Также хорошо развивают логику разные пазлы, наборы для составления последовательного рисунка или сюжета.
К речевым играм, развивающим мышление, относятся загадки. При этом ребенку дается хорошо знакомая ему информация, на основании которой он должен сделать логический вывод.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Прекрасно подходит для поездок или прогулок. Взрослый называет предмет или объект, а малыш должен ответить, съедобен он или нет.
Игра «Доскажи слово»
Она рассчитана на умение подбирать ассоциации к привычным словам, искать между ними взаимосвязь. Например: белка-орех. Здесь стоит пояснить, что белка любит, есть орехи. Затем, согласно аналогии, ребенок должен добавить слово, например, к слову «собака». Здесь уместным будет подобрать слово «кость» и пояснить, что собаки любят грызть кости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педсовет для педагогов ДОУ «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
Цель: объединить усилия коллектива МКДОУ для повышения уровня организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста....
Семинар "Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей"
В 2013 году прошел семинар коллектива гимназии №1404 "Гамма" Цель:Объединить усилия коллектива для повышения уровня организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста...
Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
«Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей» предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Игра может быть использована в непосредственно образо...
Конспект открытого занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Конспект открытого занятия...
Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...
Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »
Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...
«Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
В. А. Сухомлинский:«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая...