Программа по ДОП "Секреты бумажного листа"
методическая разработка (старшая группа)
Программа по ДОП "Секреты бумажного листа" - оригами. Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. План программы включает 36 занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dop_origami.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МДОУ «Детский сад №65» Галстян О.В.
« ____» _______________2019 г.
Принято решением педагогического совета:
протокол № от « » 2019 г
Художественная направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Секреты бумажного листа»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Щепеткова Ольга Викторовна,
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 65» г. Ярославля
г. Ярославль, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………4
2.Учебно-тематический план……………………………………………….7
3.Содержание программы…………………………………………………..8
4.Обеспечение ………………………………………………………………10
5. Мониторинг образовательных результатов…………………………….12
Список информационных источников ........................................................13
Приложение 1.Календарный учебный график............................................14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 года
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
- Документация педагога дополнительного образования: Сборник нормативно-правовых и информационно-методических материалов по организации внутреннего контроля образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования муниципальной системы образования г. Ярославля [Текст]/ под редакцией Е.Г. Абрамовой, И.В. Лаврентьевой. – Ярославль: МОУ «ГЦРО», 2018. –64с
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41
Многие дети с увлечением складывают фигурки из бумаги. Методом проб и ошибок они создают незатейливые конструкции, не прикладывая при этом массу усилий. Этому виду искусству можно научиться, освоив технику оригами. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она ему привычна, легко поддается любым изменениям. Игрушки, сделанные своими руками, имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
В обучении оригами есть одно важное преимущество - процесс обучения совершенно не утомителен. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. И это ещё не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. По определению педагога Д.Р. Гончара, оригами – это «…не просто искусство складывания бумаги, а древнее японское изобретение и одно из самых распространенных по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором « голова работает руками и очень успешно». Систематические занятия с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Актуальность данной программы состоит в том, что она ориентирована на развитие личности ребенка к познанию и творчеству. Ребѐнок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, художественно-изобразительные способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в объединениях технической и художественной направленности, подготовит к исследовательской и проектной деятельности.
Категория учащихся
Программа «Секреты бумажного листа» разработана для детей 5-7 лет.
Направленность программы
Программа имеет художественную направленность, т.к. учащиеся приобретают практические умения и навыки в области художественного творчества, учатся образно воспринимать окружающий мир.
Вид программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты бумажного листа» является модифицированной, т.к. разработана на основе базовых программ прикладной деятельности.
Цель программы: развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги в технике оригами.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить основам работы с бумагой в технике оригами.
- познакомить с основными геометрическими понятиями (точка, угол, квадрат, середина, диагональ и т.д.);
- научить следовать устным инструкциям;
- познакомить с базовыми формами оригами;
- формировать умения и навыки работы с бумагой в технике оригами.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать художественный вкус, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству оригами;
- воспитывать коммуникативные способности детей;
- воспитывать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.
Ожидаемые результаты обучения. Воспитанник
будет знать:
- Основные приемы складывания и условные обозначения, используемые в оригами.
- Особенности базовых форм фигур, используемых в процессе изготовления;
будет уметь:
- Определять последовательность операций при изготовлении изделий оригами.
- Самостоятельно воплощать свои творческие замыслы в изделиях из бумаги.
будет владеть навыками работы с бумагой.
будет применять полученные теоретические и практические знания в повседневной жизни.
будут развиты:
- интерес к искусству оригами
- внимание, память, пространственное воображение
- мелкая моторика рук
будет сформирована культуры труда, работы в коллективе.
Отличительные особенности программы
Одним из основных условий реализации программы является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий, тесное переплетение нескольких областей интересов, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Режим организации занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем образовательной программы рассчитан на 36 учебных недель, с 01.09.2019 по 31 мая 2020г.. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки дополнительной образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста осуществляться один раз в неделю, в первую половину дня, а продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5-ти до 6-ти лет не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут. Домашние задания воспитанникам не задаются.
Особенности комплектования групп
Группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих.
Формы аттестации учащихся
- Систематический контроль усвоения материала: устный опрос, итоговое диагностическое исследование.
- Проведение конкурсов творческих работ.
Основными методами контроля является систематическое включенное наблюдение за деятельностью воспитанников в процессе деятельности.
II.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тема | теория | практика | Общее кол-во часов |
1. | Знакомство с искусством оригами | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Превращение кружочка | 0,5 | 1,5 | 2 |
3 | Превращения квадратика. | 1 | 2 | 3 |
4. | Базовая форма - книжка. | 1 | 2 | 3 |
5. | Базовая форма – дверь. | 1 | 4 | 5 |
6. | Базовая форма – треугольник. | 1 | 4 | 5 |
7. | Базовая форма – воздушный змей. | 1 | 4 | 5 |
8. | Базовая форма – двойной треугольник | 1 | 4 | 5 |
9. | Базовая форма – конверт. | 1 | 4 | 5 |
10. | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого: | 8 | 28 | 36 |
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Знакомство с искусством оригами. (Организационное занятие)
Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. История возникновения оригами - презентация для воспитанников. Практика. Изготовление самолетика
2.Превращение кружочка.
Теория. Виды и свойства бумаги. Понятие «базовые формы». Знакомство с базовой формой полукруг, и конус. Знакомство с терминами, принятыми в оригами.
Практика. Изготовление изделий по показу педагога.
3.Превращения квадратика.
Теория. Виды и свойства бумаги. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Учимся читать графический язык оригами: условные обозначения.
Практика. Складывание изделий по показу педагога.
4. Базовая форма – «книжка».
Теория. Знакомство с базовой формой «книжка». Готовая форма листа для оригами. Практика. Складывание из квадратного листа бумаги изделия по показу педагога. Оформление композиций с полученными изделиями.
5. Базовая форма – «дверь».
Теория. Знакомство с базовой формой «Дверь». Учимся читать схемы: условные обозначения. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Складывание изделий на основе базовой формы «Дверь». Оформление композиций с полученными изделиями.
6.Базовая форма «треугольник».
Теория. Знакомство с базовой формой «Треугольник». Продолжаем читать схемы оригами. Сгиб «гора», «долина». Информация познавательного характера с экологической направленностью: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления. Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Треугольник». Оформление композиций с полученными изделиями. Самостоятельная работа по усвоению новых знаний.
7.Базовая форма «Воздушный змей».
Теория. Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». Продолжаем учиться читать условные обозначения: сгиб «гора», «долина». Информация познавательного характера с экологической направленностью: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей». Оформление композиций с полученными изделиями.
8.Базовая форма – «двойной треугольник».
Теория. Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». Вспоминаем условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Информация познавательного характера с экологической направленностью: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной треугольник». Оформление композиций с полученными изделиями.
9. Базовая форма – конверт.
Теория. Знакомство с базовой формой «конверт». Графический язык оригами: условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Общие сведения о предмете изготовления.
Практика.
Складывание изделий на основе базовой формы «конверт». Оформление композиций с полученными изделиями.
10.Итоговое занятие.
Теория. Вспоминаем изученные базовые формы. Подведение итогов работы за год.
Практика. Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Составление композиций.
IV.ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение
Раздел / тема | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактическое оснащение | Форма контроля. |
Знакомство с искусством оригами. | Методы и приемы: - беседа, -объяснительно-иллюстративный, - игровой Технологии: групповое обучение. | Наглядные пособия, видеоматериалы (презентация). | Беседа, выставка работ, опрос. |
Превращение кружочка | Методы: -беседа, -объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: групповое обучение. | Образцы работ, схемы | Беседа, творческая работа. |
Превращения квадратика. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: - групповое обучение. - индивидуализация | Образцы работ, схемы. | Беседа, творческая работа. |
Базовая форма - книжка. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: групповое обучение. | Образцы работ, схемы. | Беседа, игра, анализ работ. |
Базовая форма – дверь. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: групповое обучение. | Образцы работ, схемы | Беседа, опрос, игра. |
Базовая форма – треугольник. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: - групповое обучение, -индивидуализация | Образцы работ, схемы | Беседа, игра |
Базовая форма – воздушный змей. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: -групповое обучение. - индивидуализация | Образцы работ, схемы | Беседа, опрос, игра. |
Базовая форма – двойной треугольник | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: групповое обучение. | Образцы работ, схемы | Беседа, опрос, игра. |
Базовая форма – конверт | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: -групповое обучение. - индивидуализация | Образцы работ, схемы | Беседа, опрос, игра. |
Итоговое занятие | Методы: - беседа, - творческое задание. Технологии: коллективно- творческой деятельности. | Образцы работ, схемы. | Беседа, выставка детских работ. |
Алгоритм занятия
1.Водная часть (2 минуты)
Вхождение в тему (подготовка воспитанников к усвоению нового материала).
2.Основная часть (20-25 минут)
1) Знакомство с последовательностью складывания листа (схемой).
2) Показ способа выполнения работы педагогом.
3) Выполнение работы детьми по показу.
4) Творческое задание по теме.
3.Заключение (3 минуты). Рефлексия, анализ работ детей.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого. Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, применении для оформления помещений детского сада. При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки, стихи.
Материально-техническое:
- ТСО (ноутбук, магнитофон, интерактивная доска, проектор),
- бумага офисная белая,
-бумага цветная,
- картон цветной,
-картон белый,
- клей ПВА,
- ножницы,
- линейка,
- простой карандаш,
-цветные карандаши.
Занятия проходят в специально оборудованном помещении, в котором имеются: регулируемые столы, стулья, лампы дневного освещения. Помещение соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения, учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
V. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Цель: определить степень развития творческих способностей воспитанников.
Диагностический инструментарий.
1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;
- умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «блин», «дверь», «двойной треугольник».
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
2. Умение сделать изделие, следуя за показом педагога и слушая устные пояснения.
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
3. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список используемой литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей. - М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
2.Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. Все об оригами. Изд-во «Кристалл», 2005.
3.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992.
4.Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников: конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005.
5. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. Вырезаем и складываем. – СПб: Кристалл, 1999. 6.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.
7.Сержантова Т. Б.366 моделей оригами. - М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008.
9. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. – Ярославль: Академия развития, 2009г.
Список литературы для родителей воспитанников:
1.Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Энциклопедия оригами для детей и взрослых». СПб.: Кристалл, 2000.
2.Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и аппликация». СПб.: ООО Издательство «Кристалл», 2004.
3.Гарматин А. Оригами для начинающих. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Владис», 2006. – 320 с.
4.Гарматин А. Оригами. Чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Владис», 2006. – 320 с.
5.Мини-энциклопедия. Оригами. Цветы. (Редактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB «BESTIARY», 2013.
7.Мини-энциклопедия. Оригами. Игры и Фокусы. (Редактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB «BESTIARY», 2013
8.Оригами: волшебство из бумаги. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 48с.
9.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2005. -192 с.
10.Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. - М.: Айрис Пресс, 2005. - 191 с.
Интернет-ресурсы:
https://yandex.ru/images/search?text
https://www.liveinternet.ru/users/5031314/post452114700/
https://ipodelka.ru/origami-iz-bumagi
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
месяц | дата | Тема занятия | Кол-во часов | |
По плану | По факту | |||
сентябрь | 1 неделя | Знакомство с искусством оригами | 1 | |
2 неделя | «Одуванчики» | 1 | ||
3 неделя | « Рожок мороженого» | 1 | ||
4 неделя | «Именины у рябины» (ветка в вазе) | 1 | ||
октябрь | 1 неделя | Дом с дверями и окнами» | 1 | |
2 неделя | «Грибы» | 1 | ||
3 неделя | В осеннем лесу» (коллективное панно) | 1 | ||
4 неделя | «Лисичка» | 1 | ||
5 неделя | «Белочка» | 1 | ||
ноябрь | 1 неделя | «Стакан» | 1 | |
2 неделя | « Кто сказал: Мяу?» | 1 | ||
3 неделя | «Птица – синица» | 1 | ||
4 неделя | «Утки» | 1 | ||
декабрь | 1 неделя | Елочные игрушки: «Ёлка» | 1 | |
2 неделя | «Братец кролик» | 1 | ||
3 неделя | «Воздушный змей» | 1 | ||
4 неделя | «Сова» | 1 | ||
январь | 3 неделя | « Снеговик» | 1 | |
4 неделя | «Ворона» | 1 | ||
5 неделя | «Карандаш - закладка» | 1 | ||
февраль | 1 неделя | « Медведь» | 1 | |
2 неделя | «Бабушка» | 1 | ||
3 неделя | «Дедушка» | 1 | ||
4 неделя | «Пилотка» | 1 | ||
март | 1 неделя | «Цветок» | 1 | |
2 неделя | « Неваляшка» | 1 | ||
3 неделя | «Коробочка» | 1 | ||
4 неделя | «Солонка» | 1 | ||
апрель | 1 неделя | «Ракета» | 1 | |
2 неделя | «Лебедь» | 1 | ||
3 неделя | «Рыбка» | 1 | ||
4 неделя | «Лодочка» | 1 | ||
май | 1 неделя | «Лягушка» | 1 | |
2 неделя | «Бабочки» | 1 | ||
3 неделя | «Вертушка» | 1 | ||
4 неделя | Итоговое занятие | 1 | ||
ИТОГО: | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как ...
«Загадка бумажного листа»
Знакомство детей с производством бумаги, исследование её свойств....
Конспект занятия для детей с ОНР «Секреты бумажного листа».
Конспект для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки ( электриче...
Программа занятий по интересам для детей среднего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа».
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадрат.Оригами – это то, что я могу сдела...
Дополнительная образовательная программа "Секреты бумажного листа"
Подготовительная группа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадра...