Программа по ДОП "Секреты бумажного листа"
методическая разработка (старшая группа)
Программа по ДОП "Секреты бумажного листа" - оригами. Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. План программы включает 36 занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МДОУ «Детский сад №65» Галстян О.В.
« ____» _______________2019 г.
Принято решением педагогического совета:
протокол № от « » 2019 г
Художественная направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Секреты бумажного листа»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Щепеткова Ольга Викторовна,
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 65» г. Ярославля
г. Ярославль, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………4
2.Учебно-тематический план……………………………………………….7
3.Содержание программы…………………………………………………..8
4.Обеспечение ………………………………………………………………10
5. Мониторинг образовательных результатов…………………………….12
Список информационных источников ........................................................13
Приложение 1.Календарный учебный график............................................14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 года
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
- Документация педагога дополнительного образования: Сборник нормативно-правовых и информационно-методических материалов по организации внутреннего контроля образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования муниципальной системы образования г. Ярославля [Текст]/ под редакцией Е.Г. Абрамовой, И.В. Лаврентьевой. – Ярославль: МОУ «ГЦРО», 2018. –64с
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41
Многие дети с увлечением складывают фигурки из бумаги. Методом проб и ошибок они создают незатейливые конструкции, не прикладывая при этом массу усилий. Этому виду искусству можно научиться, освоив технику оригами. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она ему привычна, легко поддается любым изменениям. Игрушки, сделанные своими руками, имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
В обучении оригами есть одно важное преимущество - процесс обучения совершенно не утомителен. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. И это ещё не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. По определению педагога Д.Р. Гончара, оригами – это «…не просто искусство складывания бумаги, а древнее японское изобретение и одно из самых распространенных по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором « голова работает руками и очень успешно». Систематические занятия с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Актуальность данной программы состоит в том, что она ориентирована на развитие личности ребенка к познанию и творчеству. Ребѐнок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, художественно-изобразительные способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в объединениях технической и художественной направленности, подготовит к исследовательской и проектной деятельности.
Категория учащихся
Программа «Секреты бумажного листа» разработана для детей 5-7 лет.
Направленность программы
Программа имеет художественную направленность, т.к. учащиеся приобретают практические умения и навыки в области художественного творчества, учатся образно воспринимать окружающий мир.
Вид программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты бумажного листа» является модифицированной, т.к. разработана на основе базовых программ прикладной деятельности.
Цель программы: развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги в технике оригами.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить основам работы с бумагой в технике оригами.
- познакомить с основными геометрическими понятиями (точка, угол, квадрат, середина, диагональ и т.д.);
- научить следовать устным инструкциям;
- познакомить с базовыми формами оригами;
- формировать умения и навыки работы с бумагой в технике оригами.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать художественный вкус, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству оригами;
- воспитывать коммуникативные способности детей;
- воспитывать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.
Ожидаемые результаты обучения. Воспитанник
будет знать:
- Основные приемы складывания и условные обозначения, используемые в оригами.
- Особенности базовых форм фигур, используемых в процессе изготовления;
будет уметь:
- Определять последовательность операций при изготовлении изделий оригами.
- Самостоятельно воплощать свои творческие замыслы в изделиях из бумаги.
будет владеть навыками работы с бумагой.
будет применять полученные теоретические и практические знания в повседневной жизни.
будут развиты:
- интерес к искусству оригами
- внимание, память, пространственное воображение
- мелкая моторика рук
будет сформирована культуры труда, работы в коллективе.
Отличительные особенности программы
Одним из основных условий реализации программы является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий, тесное переплетение нескольких областей интересов, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Режим организации занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем образовательной программы рассчитан на 36 учебных недель, с 01.09.2019 по 31 мая 2020г.. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки дополнительной образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста осуществляться один раз в неделю, в первую половину дня, а продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5-ти до 6-ти лет не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут. Домашние задания воспитанникам не задаются.
Особенности комплектования групп
Группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих.
Формы аттестации учащихся
- Систематический контроль усвоения материала: устный опрос, итоговое диагностическое исследование.
- Проведение конкурсов творческих работ.
Основными методами контроля является систематическое включенное наблюдение за деятельностью воспитанников в процессе деятельности.
II.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тема | теория | практика | Общее кол-во часов |
1. | Знакомство с искусством оригами | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Превращение кружочка | 0,5 | 1,5 | 2 |
3 | Превращения квадратика. | 1 | 2 | 3 |
4. | Базовая форма - книжка. | 1 | 2 | 3 |
5. | Базовая форма – дверь. | 1 | 4 | 5 |
6. | Базовая форма – треугольник. | 1 | 4 | 5 |
7. | Базовая форма – воздушный змей. | 1 | 4 | 5 |
8. | Базовая форма – двойной треугольник | 1 | 4 | 5 |
9. | Базовая форма – конверт. | 1 | 4 | 5 |
10. | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого: | 8 | 28 | 36 |
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Знакомство с искусством оригами. (Организационное занятие)
Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. История возникновения оригами - презентация для воспитанников. Практика. Изготовление самолетика
2.Превращение кружочка.
Теория. Виды и свойства бумаги. Понятие «базовые формы». Знакомство с базовой формой полукруг, и конус. Знакомство с терминами, принятыми в оригами.
Практика. Изготовление изделий по показу педагога.
3.Превращения квадратика.
Теория. Виды и свойства бумаги. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Учимся читать графический язык оригами: условные обозначения.
Практика. Складывание изделий по показу педагога.
4. Базовая форма – «книжка».
Теория. Знакомство с базовой формой «книжка». Готовая форма листа для оригами. Практика. Складывание из квадратного листа бумаги изделия по показу педагога. Оформление композиций с полученными изделиями.
5. Базовая форма – «дверь».
Теория. Знакомство с базовой формой «Дверь». Учимся читать схемы: условные обозначения. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Складывание изделий на основе базовой формы «Дверь». Оформление композиций с полученными изделиями.
6.Базовая форма «треугольник».
Теория. Знакомство с базовой формой «Треугольник». Продолжаем читать схемы оригами. Сгиб «гора», «долина». Информация познавательного характера с экологической направленностью: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления. Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Треугольник». Оформление композиций с полученными изделиями. Самостоятельная работа по усвоению новых знаний.
7.Базовая форма «Воздушный змей».
Теория. Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». Продолжаем учиться читать условные обозначения: сгиб «гора», «долина». Информация познавательного характера с экологической направленностью: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей». Оформление композиций с полученными изделиями.
8.Базовая форма – «двойной треугольник».
Теория. Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». Вспоминаем условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Информация познавательного характера с экологической направленностью: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной треугольник». Оформление композиций с полученными изделиями.
9. Базовая форма – конверт.
Теория. Знакомство с базовой формой «конверт». Графический язык оригами: условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Общие сведения о предмете изготовления.
Практика.
Складывание изделий на основе базовой формы «конверт». Оформление композиций с полученными изделиями.
10.Итоговое занятие.
Теория. Вспоминаем изученные базовые формы. Подведение итогов работы за год.
Практика. Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Составление композиций.
IV.ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение
Раздел / тема | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактическое оснащение | Форма контроля. |
Знакомство с искусством оригами. | Методы и приемы: - беседа, -объяснительно-иллюстративный, - игровой Технологии: групповое обучение. | Наглядные пособия, видеоматериалы (презентация). | Беседа, выставка работ, опрос. |
Превращение кружочка | Методы: -беседа, -объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: групповое обучение. | Образцы работ, схемы | Беседа, творческая работа. |
Превращения квадратика. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: - групповое обучение. - индивидуализация | Образцы работ, схемы. | Беседа, творческая работа. |
Базовая форма - книжка. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: групповое обучение. | Образцы работ, схемы. | Беседа, игра, анализ работ. |
Базовая форма – дверь. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: групповое обучение. | Образцы работ, схемы | Беседа, опрос, игра. |
Базовая форма – треугольник. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: - групповое обучение, -индивидуализация | Образцы работ, схемы | Беседа, игра |
Базовая форма – воздушный змей. | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: -групповое обучение. - индивидуализация | Образцы работ, схемы | Беседа, опрос, игра. |
Базовая форма – двойной треугольник | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: групповое обучение. | Образцы работ, схемы | Беседа, опрос, игра. |
Базовая форма – конверт | Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии: -групповое обучение. - индивидуализация | Образцы работ, схемы | Беседа, опрос, игра. |
Итоговое занятие | Методы: - беседа, - творческое задание. Технологии: коллективно- творческой деятельности. | Образцы работ, схемы. | Беседа, выставка детских работ. |
Алгоритм занятия
1.Водная часть (2 минуты)
Вхождение в тему (подготовка воспитанников к усвоению нового материала).
2.Основная часть (20-25 минут)
1) Знакомство с последовательностью складывания листа (схемой).
2) Показ способа выполнения работы педагогом.
3) Выполнение работы детьми по показу.
4) Творческое задание по теме.
3.Заключение (3 минуты). Рефлексия, анализ работ детей.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого. Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, применении для оформления помещений детского сада. При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки, стихи.
Материально-техническое:
- ТСО (ноутбук, магнитофон, интерактивная доска, проектор),
- бумага офисная белая,
-бумага цветная,
- картон цветной,
-картон белый,
- клей ПВА,
- ножницы,
- линейка,
- простой карандаш,
-цветные карандаши.
Занятия проходят в специально оборудованном помещении, в котором имеются: регулируемые столы, стулья, лампы дневного освещения. Помещение соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения, учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
V. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Цель: определить степень развития творческих способностей воспитанников.
Диагностический инструментарий.
1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;
- умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «блин», «дверь», «двойной треугольник».
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
2. Умение сделать изделие, следуя за показом педагога и слушая устные пояснения.
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
3. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список используемой литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей. - М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
2.Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. Все об оригами. Изд-во «Кристалл», 2005.
3.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992.
4.Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников: конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005.
5. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. Вырезаем и складываем. – СПб: Кристалл, 1999. 6.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.
7.Сержантова Т. Б.366 моделей оригами. - М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008.
9. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. – Ярославль: Академия развития, 2009г.
Список литературы для родителей воспитанников:
1.Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Энциклопедия оригами для детей и взрослых». СПб.: Кристалл, 2000.
2.Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и аппликация». СПб.: ООО Издательство «Кристалл», 2004.
3.Гарматин А. Оригами для начинающих. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Владис», 2006. – 320 с.
4.Гарматин А. Оригами. Чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Владис», 2006. – 320 с.
5.Мини-энциклопедия. Оригами. Цветы. (Редактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB «BESTIARY», 2013.
7.Мини-энциклопедия. Оригами. Игры и Фокусы. (Редактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB «BESTIARY», 2013
8.Оригами: волшебство из бумаги. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 48с.
9.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2005. -192 с.
10.Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. - М.: Айрис Пресс, 2005. - 191 с.
Интернет-ресурсы:
https://yandex.ru/images/search?text
https://www.liveinternet.ru/users/5031314/post452114700/
https://ipodelka.ru/origami-iz-bumagi
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
месяц | дата | Тема занятия | Кол-во часов | |
По плану | По факту | |||
сентябрь | 1 неделя | Знакомство с искусством оригами | 1 | |
2 неделя | «Одуванчики» | 1 | ||
3 неделя | « Рожок мороженого» | 1 | ||
4 неделя | «Именины у рябины» (ветка в вазе) | 1 | ||
октябрь | 1 неделя | Дом с дверями и окнами» | 1 | |
2 неделя | «Грибы» | 1 | ||
3 неделя | В осеннем лесу» (коллективное панно) | 1 | ||
4 неделя | «Лисичка» | 1 | ||
5 неделя | «Белочка» | 1 | ||
ноябрь | 1 неделя | «Стакан» | 1 | |
2 неделя | « Кто сказал: Мяу?» | 1 | ||
3 неделя | «Птица – синица» | 1 | ||
4 неделя | «Утки» | 1 | ||
декабрь | 1 неделя | Елочные игрушки: «Ёлка» | 1 | |
2 неделя | «Братец кролик» | 1 | ||
3 неделя | «Воздушный змей» | 1 | ||
4 неделя | «Сова» | 1 | ||
январь | 3 неделя | « Снеговик» | 1 | |
4 неделя | «Ворона» | 1 | ||
5 неделя | «Карандаш - закладка» | 1 | ||
февраль | 1 неделя | « Медведь» | 1 | |
2 неделя | «Бабушка» | 1 | ||
3 неделя | «Дедушка» | 1 | ||
4 неделя | «Пилотка» | 1 | ||
март | 1 неделя | «Цветок» | 1 | |
2 неделя | « Неваляшка» | 1 | ||
3 неделя | «Коробочка» | 1 | ||
4 неделя | «Солонка» | 1 | ||
апрель | 1 неделя | «Ракета» | 1 | |
2 неделя | «Лебедь» | 1 | ||
3 неделя | «Рыбка» | 1 | ||
4 неделя | «Лодочка» | 1 | ||
май | 1 неделя | «Лягушка» | 1 | |
2 неделя | «Бабочки» | 1 | ||
3 неделя | «Вертушка» | 1 | ||
4 неделя | Итоговое занятие | 1 | ||
ИТОГО: | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

Конспект занятия для детей с ОНР «Секреты бумажного листа».
Конспект для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки ( электриче...
Программа занятий по интересам для детей среднего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа».
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадрат.Оригами – это то, что я могу сдела...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадра...