Подвижные игры народов Урала
материал (старшая группа)
Интересные подвижные игры народов Урала для детей старшей-подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_narodov_urala.docx | 83.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские народные игры | Башкирские народные игры | |
«Гори ясно» Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Игроки хором поют считалочку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Раз, два, три!» На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его. «Ворон» Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми) Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная. С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. «Солнце» Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок. Гори солнце ярче, - Дети ходят Лето будет жарче. - по кругу. Я зима теплее, - Идут в центр. А весна милее - Из центра обратно. А зима теплее, - В центр. А весна милее. - Обратно. После сказанных слов, «солнце» ловит детей. «Теремок» Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь. Стоит в поле теремок, теремок. (Дети идут по кругу и поют.) Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит, (Мышка бежит за кругом.) У дверей остановилась и стучит: (Дети останавливаются. ) «Кто, кто в теремочке живёт? (Мышка стучит, поёт.) Кто, кто в не высоком живёт?» (Вбегает в круг.) Стоит в поле теремок, теремок. (Дети идут по кругу и поют.) Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю лягушка бежит, (Лягушка прыгает за кругом.) У дверей остановилась и стучит: ( Дети останавливаются. ) «Кто, кто в теремочке живёт? (Лягушка стучит и поёт.) Кто, кто в не высоком живёт?» Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?» Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка» Мышка. «Иди ко мне жить!»( Лягушка вбегает в круг) Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
«Сова» Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют: Ах ты, совушка - сова, Золотая голова. Что ты ночью не спишь, Всё на нас глядишь? Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Кто пошевелился- из игры выбывает.
«Чурилки» Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют: Колокольцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон? После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается. «Баба - Яга» Играющие выбирают Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют: Баба-Яга, костяная нога ( Дети ходят по кругу) С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала народ. ( Идут в центр.) Побежала в баньку, ( Из круга обратно.) Испугала зайку. После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Медведь» Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Всё на нас глядит. А потом как зарычит И за нами побежит. Медведь встает и начинает гоняться за детьми. «Угадай, кто зовёт?» Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь». Дети идут по кругу и поют: Медведь, медведь, мы к тебе пришли, Мы к тебе пришли, медку принесли. («Медведь» ходит вперевалочку.) Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду. Медведь, медведь, получай-ка мёд, Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт? ( «Медведь» кушает мед.)
Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал. «Сороконожка» Дети встают друг с другом и поют: Шла сороконожка По сухой дорожке. (Идут «паровозиком» пружинным шагом) Вдруг закапал дождик: кап! (лёгкий бег) - Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен, Обойду я лужи. Идут, высоко поднимая ноги Грязи в дом не принесу, Каждой лапкой потрясу. ( стоя, трясут правой ногой, левой ногой) Шла сороконожка По сухой дорожке (Идут «паровозиком» пружинным шагом.) И затопала потом, - Ой, какой от лапок гром! (Идут топающим шагом)
«Ловушка» Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу. Дети идут по кругу и поют: Скок, скок, сапожок, Выходи-ка на лужок, То прыжком, то бочком, Топай, топай каблучком. Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши. «Обеги круг» Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку: Водица, водица, Студеная быстрица, Обеги вокруг, Напои наш луг! Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым. «Две тетери» Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник». Дети идут по кругу и поют: Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу.. (Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. Прилетели две тетери, (Тетери залетают в круг) Поклевали (Тетери клюют) Улетели (Улетают) Ш-ш-ш-ш - Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев. «Охотник» догоняет «тетерев». «Васька - кот» Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом. Ходит Васька серенький, Хвост пушистый беленький, Ходит Васька кот. (Дети идут по кругу вправо, Васька – влево.) Сядет, умывается, Лапкой умывается, Песенки поет. (Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг.) Дом неслышно обойдет, Притаится Васька кот, Серых мышек ждет.(Дети идут вправо, кот – влево.) Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.
«Круги» Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют: Становись во кружок, Отгадай, чей голосок. До кого-нибудь коснись, Отгадать поторопись. Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим. «Золотые ворота» Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному). Стоящие поют: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй – запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! «Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
«Водяной» Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют: Водяной, водяной Что сидишь ты под водой? Выглянь на минуточку. Посмотри хоть чуточку. Мы пришли к тебе на час, Ну-ка, тронь попробуй нас. «Водяной» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места. «Удар по веревочке» Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой. Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше. «Большой мяч» Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки. «Зайки» Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником. | Юрта Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве. Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: «Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.» На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Липкие пеньки Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость. Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест. Медный пень Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: «– Я хочу у вас спросить, Можно ль мне ваш пень купить?» Хозяин отвечает: «– Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой» После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем. Энә менәнеп (Иголка и нитка) Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми. Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново. Палка-кидалка Развивающая задача: Развивать внимание, ловкость. Упражнять детей в метании предмета вдаль. Воспитывать взаимовыручку. Организация игры: Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен. Стрелок Развивающая задача: развивать умение у детей метать мяч. Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Мөйөшалыш (Уголки) Организация игры: По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос: - Хозяйка, можно истопить у тебя баню? 1 играющий отвечает: «Моя баня занята». 2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась» 3 играющий отвечает: «Печка обвалилась» 4 играющий отвечает: «Воды нет» Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул. Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев». Бүре менән ҡуян (Волк и зайцы) Организация игры: Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке: «Белый заяц, мягкий заяц В гости к нам пришел. Ушки - длинные. Короткий хвост». На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей. Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой Аҡ тирәк, күк тирәк (Белый тополь, синий тополь) Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?» Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы». Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед». Первая команда просит: «Дайте нам сахар». Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?» Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь». Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?» Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков. Букән ҡайыш (Поймай воробья поясом) Организация игры: Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчика. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст: «Лето прошло, осень пришла, Утки улетели, гуси улетели. Соловьи пропели. Ворона стой! Воробей лети!» Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим. Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети». Бесәй менән сысҡан (Кот и мыши) Организация игры: Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова: «Котик вышел погулять, Серых мышек поймать. Сейчас догоню, схвачу и проглочу» После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется. Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике. «Курай (Дудочка)» Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: | |
Татарские народные игры | Ханты и манси народные игры | |
1.Продаем горшки (Чулмак уены) Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав ма колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай. Сколько дать тебе руд лей? Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
2.Серый волк Одного из играющих выбирают серым волком. Присев па корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы,ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают): — Вы, друзья, куда спешите? — В лес дремучий мы идем. — Что вы делать там хотите? — Там малины наберем. — Вам зачем малина, дети? — Мы варенье приготовим. — Если волк в лесу вас встретит? — Серый волк нас не догонит! После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят: Соберу я ягоды и сварю варенье. Милой моей бабушке будет угощенье. Здесь малины много, всю и не собрать, А волков, медведей вовсе не видать! После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам. Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома. 3.Скок-перескок (Кучтем-куч) На земле чертят большой круг диаметром 15 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий ста-, рается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
4.Хлопушки Па противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: Хлоп да хлоп — сигнал такой: убегу, а ты за мной! С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
5.Займи место Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит: Как сорока стрекочу, Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу Беги! Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
6.Ловишки По сигналу все играющие разбегаются но площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех. Правила игры.Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки. 7.Жмурки Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»— и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге. Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
8.Перехватчики На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова: Мы умеем быстро бегать. Любим прыгать и скакать. Раз, два. три, четыре, пять. Ни за что нас не поймать! После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу. Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
9.Тимербай Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались. Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали. Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.). 10.Лисички и курочки На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков. Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.
11.Угадай и догони (Читанме, бузме) Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать. Правила игры. В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.
12.Кто первый? Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой — ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, гот считается победителем, Правила игры. Расстояние с одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.
13.Кто дальше бросит? Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка. Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
14.Мяч по кругу Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч. Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
15.Спутанные кони (Тышыаулы атлар) Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева) 16.Хромая лиса Перед началом игры на земле рисуются два круга: диаметром 5-10 м (курятник) и диаметром 1-2 м (дом хозяина). Играющие (их может быть от пяти до двадцати человек) выбирают хозяина и лису. Остальные играющие - куры. Лиса бежит мимо дома хозяина. Хозяин спрашивает ее: "Куда ты?" - "За шубой", - отвечает лиса. После этого хозяин "засыпает", а лиса бежит в курятник и должна, прыгая на одной ноге, поймать кур (куры бегают на двух ногах). Если лиса осалила курицу, та становится лисой. А хозяин из своего круга следит за тем, чтобы лиса все время скакала на одной ноге. Если же лиса встанет на две ноги, хозяин "просыпается", бежит в курятник и ловит ее. Если поймал, то сам становится лисой. 17.В узелки В эту игру хорошо играть всем классом. | Хейро. Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назади на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. Каюр и собаки На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому. Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия. Олени и пастухи Вес игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута. Ловля оленей Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут. Куропатки и охотники Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих. Льдинки, ветер и мороз Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: — Холодные льдинки, Прозрачные льдинки, Сверкают звенят: «Дзинъ, дзинь...» Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д. Ручейки и озера Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала—это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом С в разных направлениях (каждый в своей! колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Рыбаки и рыбки На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей—рыбаков, остальные игроки—рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак. Здравствуй, догони! Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: — Здравствуй! Ребенок-хозяин отвечает: — Здравствуй! Гость говорит: — Догони! И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости. Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.
Смелые ребята Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый , ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.) — Вы смелые ребята? — Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? -Я! Я! — Бегите! Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей. Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя. Отбивка оленей Группа играющих находится внутри очерченного круга—это олени. Выбираются три пастуха — они за кругом. По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей. Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с места в подвижную цель. Полярная сова и евражки Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов. Бег в снегоступах Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажоки бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег. Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.
Оленьи упряжки Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару. Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил. Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегутк флажку. Чьяупряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вариант характерендля береговых чукчей. Важенки и оленята На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: — Бродит в тундре важенка, С нею — оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставленья мамины — играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. На новое стойбище Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: — Оленеводы переезжают на новые стойбища. После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности. Правила игры. Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядочение (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала. Перетягивание каната На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов. Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной Волк и олени Из числа играющих выбирается волк, остальные—олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу«Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком. Белый шаман Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга —водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. Солнце Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: — Нянь-нянь (хлеб), Кеяш-кежи (нож). Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуется две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры. Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры. Рыбаки Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами. Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры. Сюлы — ледяные палочки Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлыв правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее. Правила игры. Палочкадолхналететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит ее. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры. Тройной прыжок На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом. Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена. Охота на волка Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо. Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния. Ловкий оленевод В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя. Правила игры. Бросать мяч можно только с условленного расстояния. Охота на куропаток Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки (тундры), где имеются пособия, накоторые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам. Успей поймать! На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч. Правила игры. Передавая мяч, игрокам нельзя долго задерживать мяч в руках. | |
Ненецкие народные игры | Коми- пермяцкие народные игры | |
"Хаскова" - (Игра в мяч) ЦЕЛЬ: упражнять в броске мяча в даль и в цель, развитие координации движений, воспитывать волевые качества Каждый участник игры получает кожаный мяч, бросает мяч на дальность или в цель. Если игра проводится на улице, то участие принимает вся группа. Если же она проводится в помещении, то группу необходимо разделить на команды. Игру можно проводить в любое время года с детьми всех групп детского сада. I вариант. На площадке проводится черта, играющие (вся группа или половина) становятся перед чертой с мячом в правой руке. По сигналу воспитателя участники игры бросают мячи. Кто дальше бросит свой мяч, тот и выигрывает. II вариант. Группу делят на команды по 5-8 детей. Проводится черта перед играющими. Напротив каждой команды, на расстоянии 1,5-2 м от черты, чертится круг диаметром 0,5 м. Каждый член команды старается попасть мячом - "хаско" - в круг. Выигрывает команда, набравшая большее количество попаданий. "Хоборкова" - ("Коршун и наседка") ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать терпение Выбирается коршун, куропатка-наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой становятся в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в "замок", или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол. Коршуна ставят к куропатке. Коршун, со словами "хобэр - хо-бэ-эр", бегает то вправо, то влево и старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от друга, стараются убежать от коршуна. Победителями становятся коршун, поймавший наибольшее количество цыплят, и куропатка, защитившая больше цыплят. В игре могут принимать участие 7-10 человек старшей, средней и подготовительной группы в любое время года на улице или в помещении. Маленкова» – (Игра в жмурки) ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать выдержку, терпение. Выбирается водящий. Ему завязывают глаза и ставят в круг, который образуют участники игры, взявшись обеими руками за замкну тую веревку. По сигналу воспитателя дети, не отцепляясь от веревки, бегут влево или вправо, а водящий старается поймать любого бегущего, узнает и называет его имя. Пойманный, имя которого угадали, становится водящим, и игра продолжается. Веревка берется длиной 2-3 метра. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. "Ярколава" - ("Ловля оленей") ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, беге, развивать быстроту реакции, воспитывать желание победить. I вариант. На площадке ставятся 6-7 оленьих рогов. На расстоянии 1,5-2 м вокруг них проводится окружность. Дети-оленеводы с тынзеями-арка-нами располагаются по кругу. По сигналу арканы накидывают на рога. Победителем считается тот, кто больше других поймает оленей. Одновременно можно ловить 2-3 оленей. II вариант. На площадке перед играющими проводится черта. На одной линии, на расстоянии 1,5-2 м от черты, устанавливается 10-12 оленьих рогов. Выходят 3-4 пастуха-оленевода и ловят арканом оленей. Выигрывает тот, кто больше выловит оленей. Можно группу разделить на команды по 6-7 детей. Выигрывает команда, выловившая больше оленей. "Тыбэртя" - ("Оленеводы") ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу, развивать ловкость, умение избегать столкновений, развивать меткость, Воспитывать интерес к игре Выбирается 3-4 пастуха-оленевода. Дети-олени находятся в разных местах площадки. Оленеводам выдаются арканы. По сигналу "Лови", оленеводы арканами ловят последовательно трех оленей. Запрягают их в игрушечные самодельные упряжки. Победители, собравшие свою упряжку, свободно катаются по площадке. Игра рассчитана на детей подготовительной группы и проводится на улице. "Нэдалёда" - ("Гонки оленей") ЦЕЛЬ: упражнять в беге по 2-3 человека, развивать быстроту, ловкость., Воспитывать интерес к соревнованиям Определяется расстояние для гонок (50-60 м). Выбираются пастухи-гонщики и по 3 оленя каждому гонщику. Гонщики запрягают своих оленей в упряжку и становятся на линию старта. По сигналу "Хэй" - упряжки бегут к финишу. Побеждает прибежавшая первой упряжка. Соревнование можно проводить как командное, так и личное. В средней и старшей группах расстояние можно укоротить. "Лынзекова" - (Игра в прятки) ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу, развивать внимательность, воспитывать терпение, выдержку В начале игры счетом выбирается "прятка". Все играющие встают в круг. Один считает до десяти. Десятый становится "пряткой" и садится на санки, поставленные в центре круга. "Прятка" закрывает глаза. По сигналу "прятка" идет искать. Все играющие прячутся, а "прятка" ищет спрятавшихся товарищей, пятнает найденного. Последний становится "пряткой", садится на санки и зажмуривает глаза. По сигналу воспитателя игра продолжается. Игра рассчитана на детей средней, старшей, подготовительной группы. "Мядикова" - ("Сборка и разборка чума") ЦЕЛЬ: упражнять в умении разбирать и собирать чум Развивать логическое мышление, скорость при выполнении задания Воспитывать интерес к народным играм Воспитатель показывает последовательность сборки и разборки чума, называя части чума по-ненецки. Дети повторяют в чуме с куклами, а около чума - с деревянными (картонными) оленями, санками. Атрибуты для игры: шесты чума, нюк (покрытие) летний или зимний (в зависимости от времени года), ненецкие куклы и куклы, одетые в ненецкую одежду соответственно сезону; олени, вырезанные из картона или фанеры, деревянные самодельные санки. Играть могут дети всех групп детского сада. "Ва"авкова" - ("Игра в чуме") ЦЕЛЬ: Знакомить с традициями, обычаями ненецкого народа, развивать разговорную речь ненцев, воспитывать дружелюбие, умение решать самостоятельно конфликтные вопросы Дети удобно располагают утварь чума, постель и постельные принадлежности и играют в "дочки-матери". Атрибуты для игры: готовый поставленный чум во дворе или в группе, куклы, постели, подушки, одеяла, полотенца, столики, посуда. Игра рассчитана на детей всех групп. "Вывко" - ("Жужжалка") ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать координацию рук воспитывать интерес к играм-забавам. Вывко - это деревянная пуговка с продернутой через оба отверстия замкнутой крепкой ниткой. Играющие закручивают вывко, а затем делают движение, напоминающее игру на миниатюрной гармошке. Пуговка должна шуметь и посвистывать как ветер. Выигрывает тот, чей вывко жужжит дольше всех. Игра рассчитана на старшую и подготовительную группу. "Пэсько" - ("Волчок") Цель: Учить действовать по сигналу воспитателя, развивать координацию рук, воспитывать интерес к играм-забавам
Каждому участнику игры выдается самодельный деревянный волчок - пэсько. По команде воспитателя дети заводят одновременно волчки. Выигрывает тот, чей волчок прокрутится дольше всех. Игру можно провести и на время, по секундомеру. "Едко" - ("Котелок") ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках на двух ногах. развивать координацию, воспитывать выдержку, терпение, сноровку Выбирается ведущий. Играющие становятся в колонну за водящими. По сигналу воспитателя ведущий делает прыжки с ноги на ногу, передвигаясь вперед. За водящими след в след прыгают остальные дети. Кто оступился, не попал в след-"котелок" - тот выходит из игры. Игра проводится зимой с любым возрастом и количеством детей. "Ертя"-("Рыбаки") Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. развивать координацию движения, воспитывать интерес к народным играм Выбирается 6-8 рыбаков. Играющие становятся парами лицом друг к другу. Пары, взявшись за руки, садятся на полу по-турецки, скрестив ноги. Качаясь одновременно из стороны в сторону, рыбаки направляются к сети. Кто первый поймает рыбку и назовет ее, тот станет победителем. Атрибуты: рыбки картонные (сиги, язи, щуки, осетр и др.), сети. Сети можно заменить тесьмой. Для проведения данной игры детей необходимо потренировать в катании на лодочке, свободно передвигаться по залу. Няха"р янгор санарма" - ("Тройные прыжки") ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках в длину, Развивать выносливость, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм На площадке проводится черта. Играющие должны совершить три прыжка подряд, отталкиваясь одновременно обеими ногами. Победителем считается тот, кто соблюдает правила игры и прыгает дальше всех. Правила игры: отталкиваться обязательно обеими ногами; ноги должны быть вместе в течение всех трех прыжков, носки - на одной линии. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. В средней группе можно тренировать детей в двойном прыжке. "Тынзям' моёпава" - ("Игра в аркан") ЦЕЛЬ: упражнять в меткости, ловкости, развивать глазомер, ловкость рук. воспитывать интерес к народным играм На участке проводится черта. Играющие выстраиваются около черты с арканом. Тынзей-аркан наматывается на левую руку в направлении от кисти на локоть и при разгибании предплечья набрасывается на предмет-цель. Играющий, попав петлей аркана на предмет, затягивает аркан, подтягивая его к себе. У кого больше попаданий в цель, тот и выигрывает. Заарканивать можно головки самодельных деревянных саней, шестов и других предметов. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. "Хабэвко няби ханена" - ("Куропатки и охотник») ЦЕЛЬ: упражнять в меткости, ловкости, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать интерес к народным играм Выбираются два охотника. Остальные играющие - куропатки. Куропатки спят на корточках. По сигналу охотники и куропатки встают, начинают свободно передвигаться по площадке, размахивая руками как крыльями и имитируя крики куропаток: "ка-бэ, ка-бэ, ка-бэ-бэ." В это время охотники маленьким мячиком стараются попасть в ноги товарищей. Победителем считается охотник, поймавший много куропаток. Игра проводится на улице и рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. Нын"-(Игра в лук.) ЦЕЛЬ: упражнять в меткости в даль, развивать глазомер,воспитывать интерес к народным играм На участке проводится черта, вызываются два стрелка. Играющие берут лук в левую руку, правой рукой натягивают тетиву со стрелой и пускают стрелу на дальность. Отметкой служит флажок. Пустивший стрелу дальше флажка считается метким стрелком. В игре можно использовать самодельный лук и самодельную деревянную стрелу или пластмассовый лук фабричного производства. Игра рассчитана на детей подготовительной группы, количество играющих не ограничивается. «Путко» (Кулачек) Цель: Знакомство с новыми словами, расширить словарный запас детей, развивать внимание. быстроту реакции, воспитывать интерес к народным играм, дружелюбие, умение договариваться между собой Чем больше детей играет в эту игру, тем интересней. Из сжатых кулачков»строят»пирамиду. Обязательное условие: кулачки одного ребенка не должны стоять друг на друге. между ними должен быть «чужой» кулачек Хозяин предпоследнего путко спрашивает: «Чей кулак на моем кулаке?»Тот кого спрашивают, отвечает: «Мой кулак».Затем спрашивающий сдувает кулак. Таким образом, каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего. Все путко сдуваются, кроме самого нижнего. Как только остается один кулак, ведущий говорит : «На чумовище остался какой то боченок. Давайте откроем!»Побеждает тот, кто «откроет боченок»-пытается указательным пальцем разжать кулачек. Игру можно продолжить и после того. как «боченок открыт» играющие кладут ладони друг на друга тыльной стороной вверх. Тот, чья ладонь лежит снизу ,быстро вытаскивает ее и опускает на самую верхнюю, делая небольшой хлопок. Все игроки по очереди повторяют то же самое в очень быстром темпе. Тот .кто поспешил и вынул руку раньше времени, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто оказался самым ловким и внимательным Прыжки через нарты» Цель: упражнять в прыжках. Развивать ловкость, воспитывать интерес к народным играм Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м.Нарты-сани имеют длину 1м..ширину 30-40 см.высоту 20см.Выигрывает тот, кто быстрее пробежит и не заденет нарты. Примечание: для дошкольников можно сделать нарты из картона. «Тыранийко» Тыра- кулачек Тыра ний- тыльная сторона руки Цель: упражнять в умении подбрасывать и ловить палочку тыльной стороной руки, развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать интерес к народным играм Играют несколько человек. Для игры изготавливают палочки, длиной 15-20 см.Количество этих палочек может быть произвольным- чем больше, тем лучше. Дети кладут палочки на ладонь и с помощью большого кольца перебрасывают их на тыльную часть, затем стараются поймать нечетное количество. Пойманные палочки кладут парами. Если ребенок поймал четное количество- он передает «тыранийко» следующему игроку. не оставляя себе ни одной палочки. Выигрышем считается «лишняя»,непарная палочка. Условия игры можно усложнить в зависимости от возраста: надо поймать только 2 или 3 палочки. На самом деле. очень непросто из 20-30 палочек, что лежат на тыльной стороне ладони, поймать столько. сколько требуется по условиям игры. Когда все палочки пойманы, подводится итог и выявляется победитель. В следующий раз игру начинает победитель. «Перетягивание каната» Цель: упражнять в ловкости, развивать мышцы рук, ритмичность движений, воспитывать интерес к народным играм На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу входящего «Раз, два. три- начни!»,каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей Сувт,кор!(Стой, олень!) Цель : упражнение в быстром беге. Развивать быстроту, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм Играющие находятся в разных местах площадки(границы ее обозначены)Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!».все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из убегающих, к нуться его палочкой и сказать: «Стой. олень!»Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. «Метание шишек» Цель: упражнять в метании. Развивать глазомер, меткость. Воспитывать терпение, выдержку Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно. Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех. | Стой, олень! (Сувт, кор!) Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. Правила игры: Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно. Невод (Тыв) Играющие, выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал. Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя. Охота на оленей (Коръясос нярталаон куталом) Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой. Варианты. Ловить одного оленя, т. е набрасывать арканы на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу. Для усложнения игра проводится на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки, у каждой команды по мауту. Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету. Ловля оленей (Коръясос куталом) Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей. Правила игры. Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока. Мышь и угол. Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет: Мышка, мышка дай мне угол (2 раза) Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом. Кто засмеется? Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу и вращаясь по кругу, приговаривают: Из собственных рук ручка жернова У кого первым покажутся зубы- Тому десять щелчков. ТЬФУ! ТЬФУ! После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто не выдержит и первым засмеется – щелчок по лбу. Кукушка (Кок) К нам кукушка в огород Залетела и поет Эй, кукушка, не зевай Кто окликнул, отгадай.
В медведя ( Ошкысь) Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют: Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем, Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем. Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников. Медведь (Ош) Мишка, мишка, медведь Собираем бруснику Мишка, мишка, медведь Собираем голубику Ягодки берем, медведю не даем Было всем нам весело, медведь не смог догнать, Пойдем опять в лес ягоды собирать. Маленький воробышек. Дети становятся в круг. В центре – маленький воробышек похаживает по кругу. Остальные водят хоровод и поют: У маленького воробышка животик болит. Где ты был, где летал, маленький воробышек? У маленького воробышка головка болит Где ты был, где летал, маленький воробышек? Воробышек изображает движения «больного», слова можно менять. Воробышек (Пышкай) По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют: Прилетел к нам воробей и запел как соловей. - Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай. Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Народные подвижные игры Урала"
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неусп...
Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"
Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...
Картотека подвижных игр народов Урала . часть 1
Игры народов Урала: башкирцев (юрта, медный пень, палка-кидалка), татарских народов (продаем горшки, хлопушки, серы волк), коми-пермятские народы (сокол и лиса,пятнашки) и другие игры....
Картотека подвижных игр по программе «Наш дом - Южный Урал»
Цель народной педагогики –воспитание совершенного человека, гармоничного и всесторонне развитого.В силу особенностей исторического, экономического и политического развития, религиозных, культурных, яз...
Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.
"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...
Фестиваль подвижных игр народов Южного Урала «Край мой уральский»
Педагогические мероприятия, продённые в детском саду, в рамках тематической недели....
Перспективное планирование. Народные подвижные игры Урала. Инструктора по ФИЗО
Перспективное планирование. Народные подвижные игры Урала. Инструктора по ФИЗО....