Доклад к семинару «Авторская сказка, как средство воспитания и формирования у детей моральных норм и нравственных ценностей».
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_avtorskaya_skazka.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»
«Авторская сказка,
как средство воспитания и формирования у детей моральных норм и нравственных ценностей»
Воспитатель: Цепляева В.Н.
Новохоперск 2021 г
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
дружба помогает победить зло;
добрые и миролюбивые побеждают;
зло наказуемо.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребёнок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. Посредством сказок воспитывается у детей и любовь к книге, происходит приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. Это народные сказки. Но есть и авторские сказки.
Возникшая в России авторская сказка в середине XIX века является одним из ведущих жанров в развитии мировой детской литературы. Безмерно обширны возможности авторской сказки. Она различается по тематике (сказки о животных, волшебные, бытовые), по пафосу (героические, лирические, юмористические, философские, психологические), по близости к другим литературным жанрам (роман-сказка, повесть-сказка, сказки-несказки, сказы, научные сказки, сказка-пьеса). Она отражает нравственные нормы, социально-политические проблемы того времени, в котором живет автор, а также своеобразие его творческой личности. Автор показывает нам свое видение мира и доносит нам его через сказочные образы. Сказку также отличает «двойное бытование», т.е. она имеет несколько уровней прочтения, а поэтому может по-разному восприниматься и детьми и взрослыми, оказывая воспитательное воздействие не только на детей, но и на родителей, педагогов.
Достоинства авторской сказки - неизмеримы, прежде всего, за счет личностного, живого подхода к проблеме, переживания за героя
как за близкого человека. Автор наделяет героев индивидуальностью. Даже закон счастливого конца в авторской сказке становится неоднозначным. Мир героев добра и зла не разграничен, характер героев может меняться в ходе сказки. Автор предлагает тем самым подумать читателю и определить свою точку зрения, свой собственный взгляд на происходящее. Воспитателю нужно внимательно подходить к выбору авторской сказки, в соответствии с возрастом , с тематикой, с нравственной составляющей.
Мы подбираем художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач. Например, для воспитания у детей 4-5 летнего возраста (средняя группа) гуманных чувств, формирование представлений о добре и зле, мы используем сказки: Н.К. Абрамцевой «Сказки для добрых сердец», П.П.Ершова «Конек-Горбунок», К.И.Чуковского «Айболит», Ю.И.Коваль «Сказка про тигренка на подсолнухе», Б.В.Заходера «Ма-тари-кари», К.Д.Ушинского «Ветер и солнце» и др. Воспитание у детей положительного отношения к скромности, отрицательного – к хватовству, зависти: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост, В.В. Медведев «Как воробьенок придумал голосами меняться и что из этого вышло», В.Г. Сутеев «Что это за птица?» и др. Воспитание чувства дружбы, товарищества: В.Г. Сутеев «Под грибом», «Кораблик», «Мешок яблок», В.В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г.М. Цыферов «Жил на свете слоненок», «Как отдыхал подъемный кран», «Урок дружбы», С.Л. Прокофьева «Сказка про грубое слово «Уходи», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про хитрую ловушку» и др. Формирование заботливое и внимательное отношение к маме, бабушке, к взрослым в семье: М.С. Пляцковский «Счастливый день», М.Горький «Воробьишко», С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке». Воспитание уважения к труду, желание делать добро: В.А.Осеева «Волшебная иголочка», «Добрая хозяюшка», В.И. Воробьев «Степа-недотепа», В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», о защите слабых: В.Злотов «Подарок для самого слабого» (старшая и подг.группа), поучительные сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» (подг. гр.) и др.
Второй этап - эмоционально-оценочный. Этот метод позволяет реализовать свои знания в оценочных суждениях. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое и живое, содержание. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести. На этом этапе применяются методы работы: беседа с детьми по содержанию сказки, обсуждение героев, сами ситуации, придумывание продолжения сказки. Например, при изучении сказки К.Д.Ушинского «Ветер и солнце», мы даем характеристики персонажам и беседуем по вопросам.
- Ребята, о ком говорится в сказке?
- О чем спорили ветер и солнце?
- Какой ветер? (сердитый, северный, свирепый, холодный);
-Какое солнышко? (теплое, ласковое, доброе);
- Как повел себя путник, когда дул на него ветер?
- Как повел себя путник, когда светило солнышко?
-Кто победил в споре?
- Дети, какой можно сделать вывод? Кто сильнее?
-Верно. Доброта сильнее гнева.
- А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно?
Третий этап – деятельностный. На этом этапе предусматриваются разные направления работы с детьми. Например, драматизированное изображение событий в сказке, способствует тому, что ребенок мысленно содействует героям произведения, эмоционально переживая новые для него чувства. На третьем этапе детям предлагается игра-драматизация: Один ребенок в центре круга изображает путешественника. Остальные дети – Ветер и Солнце, образуют круг. По команде воспитателя дует холодный ветер - дети резко машут руками, изображая ветер. По команде воспитателя: появляется ласковое солнышко - дети улыбаются и гладят ребенка. Психогимнастика: «холодно-тепло». Ведущий: ветер холодный – дети сжимаются калачиком лежа на коврике. Ведущий: солнышко теплое – дети расслабляются лежа на спине.
Представления, полученные детьми из литературных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Любое авторское произведение только тогда сможет быть помощником в воспитании, когда будет тесно связано с жизнью. Поэтому крайне важно сосредоточить детей на этой связи.
Однако следует учитывать, что ребенок может прослушать большое количество книг о добре, справедливости, дружбе, но если в окружающей его жизни он наблюдает ложь, грубость, лицемерие, то в его душе возникает нравственный раскол. Поэтому важным является поведение педагогов и родителей, взаимодействие воспитателя с семьей по вопросам нравственного воспитания, единство требований детского сада и семьи. Для использования авторской сказки в семейном воспитании родители дошкольников должны быть подготовлены к этому процессу. Для этого в детском саду воспитателям необходимо проводить различные формы родительских собраний, консультации, беседы, на которых родители знакомились бы с методикой работы со сказкой, упражнялись в чтении сказок и составлении вопросов, участвовали в выставках рисунков, поделок, показа результатов собственного сочинительства, показа спектаклей и др.
Существует ряд принципов, которые востребованы обществом сегодня и, вероятно, будут востребованы в будущем. Это такие принципы, как гуманизм, толерантность, разностороннее развитие личности, стремление к труду и познанию мира, критическое мышление. Именно эти принципы задают основное направление для развития всей педагогической системы.
Задача воспитателя состоит в приобщении детей духовному и нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации;
• научить ребёнка через восприятие сказки извлекать нравственный урок;
• развивать эмпатию, отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь;
• учить регулировать своё поведение нравственной нормой;
• способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности.
Чтение, рассказывание, сочинение и анализ сказок – незаменимый материал в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно поэтому, готовясь, каждый раз к НОД, следует чувствовать в себе не взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.
Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А сказочное может быть только в сказке. Именно с неё и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку.
Нравственное воспитание детей средствами авторских сказок обеспечивает усвоение детьми основных нравственных ценностей, способствует созданию условий для свободного саморазвития личности каждого ребенка, развитию его творческих способностей, а также дает возможность воспитателям формировать у них нравственное поведение.
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский.
Литература
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сад / Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова и др; Под. ред А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев.: Издательство «Радянська школа», 1973. – 327 с.
Примечание
Я хочу представить вам свою технологию работы со сказкой. Моя технология работы не совсем авторская. Я опираюсь в своей работе на опыт нестандартной работы со сказкой Л.Б. Фесюковой, который почерпнула из ее книги «Воспитание сказкой». В книге описываются приемы, как можно сочинить сказку от частицы не, сказку от стишка, сказку от пословиц, сказку наоборот, сказку от клякс, придумать новый конец к сказке и др. Эти методы я применила в своей работе. Соединив интересные методы и приемы из ее книги с игрой – театрализацией, я разработала свою технологию нетрадиционной работы со сказкой. Технология нетрадиционной работы со сказкой основана на совокупности нестандартных методов и приемов знакомства со сказкой, сочинения новых сказок, драматизации знакомых и придуманных сказок.
Воспитывающие задачи, которые я ставлю при знакомстве со сказкой: воспитывать добрые чувства, умение делать выводы (нравственный урок, экологическое воспитание, правовое воспитание).
Но прежде, чем «играть в сказку, с ней нужно познакомиться. Познакомиться настолько, чтобы дети могли ее хорошо запомнить. А для этого недостаточно просто прочитать сказку. Если читать одну и ту же сказку несколько раз подряд, это становится скучно и не интересно. Поэтому вначале, чтобы привить интерес к книге, к чтению, я читаю детям сказку по книге, обязательно сопровождая показом ярких, красочных иллюстраций (можно показать слайды, презентацию по сказке, распечатанные крупным планом картинки, чтобы всем было видно). Следующее знакомство с этой же сказкой происходит в другом формате: с помощью настольного театра, театра «бибабо», теневого театра, кукольного театра, рассказ сказки по картинкам на фланелеграфе или ковролине, просмотр сказки в мультипликации, рассказ сказки детьми с помощью мнемодорожки, с помощью «карт» (10-12 карт, карты можно изготовить самим, вырезав картинки по сюжету сказки из старых книг, журналов). Следующим этапом знакомства и закрепления знаний о сказке является рукотворчество. Развиваем речь - развиваем руку. Дети рисуют по сюжету сказки, лепят или делают коллаж. Чтобы заинтересовать детей, я использую разные нетрадиционные техники в рисовании, лепке и аппликации.
Следующий этап работы со сказкой это придумывание новых сказок. Здесь я тоже использую нетрадиционные приемы работы со сказкой: сказки от частицы «не» и «а»( Красная Шапочка встретила не волка, а …); спасательные ситуации («Кто бы мог помочь спастись колобку?»); по Д.Родари «перевирание» сказки («забывчивый» воспитатель: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…», «Отправилась Красная Шапочка в гости к подружке…»); придумывание нового конца к сказке, сказки от проблемных вопросов («А если бы мышка не помогла?» - сказка «Репка»); сочинение собственных, авторских сказок. Еще мы придумываем сказки о любимой игрушке, сказки от стишка, сказки от «живых» капель и клякс, сказка-калька (по знакомой сказке, как по схеме, новую сказку) и др.
На проблемный вопрос: «Что бы случилось с колобком, если бы он катился по лесу не летом, а зимой?», - дети стали рассуждать:
-зайчик зимой изменил цвет, стал белым, колобок тоже изменил цвет, чтобы спрятаться…(Оля)
-Он закатался в снег и превратился в снежный ком…(Артем)
-Шли по лесу ребята на лыжах, увидели ком и доделали снеговик.(Дима)
-Зайчик увидел морковку и хотел съесть, а колобок как выскочит…(Артем)
Но не следует просто читать сказки, обязательно после чтения нужно провести с детьми беседу, сделать акцент на воспитательном материале, вынести из сказки нравственный урок: что хорошо сделал герой, а где-то он поступил неправильно, почему он так вел себя, что можно было бы еще сделать, как бы вы поступили на его месте? Главное дать ребенку задуматься, научить отличать хорошее от плохого.
Со временем, накопив опыт нестандартной работы со сказкой, я стала вести кружок «В гостях у сказки», где дети слушали сказки в разном исполнении: в грамзаписи, с помощью настольного театра, кукольного театра, с помощью картинок на ковролине и др. После этого беседовали по сказке, сочиняли новый конец к сказке, делали коллажи по сказке, лепили из теста или из пластилина персонажей сказки, обыгрывали персонажей, разыгрывали сказку с помощью театра бибабо, использовали теневой театр и др. В заключение, разыгрывали сказку по ролям, показывали игру-драматизацию. Выступали с театрализацией перед детьми других групп, выступали в доме культуры на сцене, ездили с выступлениями в другой детский сад, в школу. Родители с большим удовольствием принимали участие в организации спектаклей. Со временем в старшей и подготовительной группе дети стали сочинять собственные авторские сказки. Дети из подготовительной группы, которые придумали интересные сказки, приходили в другие группы (2-ю младшую, среднюю, старшую) и рассказывали детям свои сказки. Ребята слушали их с большим удовольствием. Применение всех этих методов в совокупности способствовало развитию у детей творческого воображения, самостоятельности, креативности, сплоченности детского коллектива и коллектива родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет"
В современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое де...
ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ...
Доклад: «СКАЗКА –КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»
laquo;СКАЗКА –КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»Дошкольный возраст - возраст сказки....
Доклад на тему «Роль семьи в воспитании осознанного отношения к выполнению моральных норм»
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания осо...
«Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»
laquo;Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»...
Авторская сказка как средство воспитания и формирования у дошкольников моральных норм и нравственных ценностей
Перед педагогами стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Духовно – нравственные чувства у дошкольников помо...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ в ДОУ «Формирование моральных норм и нравственных ценностей через использование авторских и народных сказок, игровых технологий»
Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в воспитании и формировании у детей моральных норм и нравственных ценностей через сказку и игровые технологии....