Авторская сказка как средство воспитания и формирования у дошкольников моральных норм и нравственных ценностей
консультация
Перед педагогами стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Духовно – нравственные чувства у дошкольников помогают воспитывать сказки, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с дошкольного возраста.
Сказка – это часть культуры народа, которая отражает его позицию жизни. Сказка — средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Особенности русской народной сказки, такие как поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_skazka.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
Авторская сказка как средство воспитания и формирования у дошкольников моральных норм и нравственных ценностей
Подготовила:
Педагог-психолог Сафронова А.А.
Ставрополь
«Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью,
горю, страданию. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
В.А. Сухомлинский
Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно его развитие и существование. Духовно – нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [1, с. 431]. В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2, с. 170].
Перед педагогами стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Духовно – нравственные чувства у дошкольников помогают воспитывать сказки, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с дошкольного возраста[3].
Сказка – это часть культуры народа, которая отражает его позицию жизни. Сказка — средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Особенности русской народной сказки, такие как поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
А.Н. Сидорова рекомендует проводить непосредственно образовательную деятельность с детьми по сказкам для осуществления поведенческого компонента, содержание которого заключается в том, что в «… процессе практической реализации ребенок дошкольник закрепляет все полученные ранее представления о духовно-нравственных ценностях, нормах, качествах, необходимых для жизненной организации во взаимоотношениях с взрослыми, сверстниками» [4, с. 18]. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель следит за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Например: сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых. Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки, следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка; скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой» и другие). После рассказывания сказки необходимо провести беседу по её содержанию. Следует учить детей оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – Хваста», «Финист – Ясный Сокол», «Сивка – бурка». Дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняя специфику.
В подготовительной группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку, как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую роль несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». Например, в сказке "Вершки и корешки" мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь - хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди. С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используется в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Если сказка удачно выбрана, естественно и выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной.
Эффективным средством духовно – нравственного становления личности является сказка. Сказка знакомит детей с окружающим миром, с взаимоотношениями людей. Сказка - развивает в ребенке моральные и волевые качества, погружает малыша в уютный светлый мир, учит ребенка думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути, помогает детям заглянуть в «потайные уголки» личности. Развивает у ребенка такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие другие. Мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка. Таким образом, можно отметить, что сказка - ставит и помогает решить нравственные проблемы, прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников
В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...
Консультация для родителей: "Народные сказки, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"
Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказки - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ....
Доклад на педсовете "«Формирование у дошкольников представлений о духовно – нравственных ценностях через детскую литературу»."
Доклад на педсовете...
«Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»
laquo;Формирование моральных норм и нравственных ценностей посредством художественной литературы в процессе взаимодействия с детьми, проявляющими асоциальное поведение»...
Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно - нравственных ценностей и культурных традиций в МДОУ "Березка " р.п. Новые Бурасы
Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ в ДОУ «Формирование моральных норм и нравственных ценностей через использование авторских и народных сказок, игровых технологий»
Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в воспитании и формировании у детей моральных норм и нравственных ценностей через сказку и игровые технологии....