Доклад: «СКАЗКА –КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»
статья (старшая группа)

Тиняева Ольга Петровна

«СКАЗКА –КАК  СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ  НРАВСТВЕННЫХ  КАЧЕСТВ В  ЛИЧНОСТИ  РЕБЁНКА»

Дошкольный  возраст - возраст  сказки.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Город Москва

ГБОУ Школа №1591, корпус 8

Воспитатель: Тиняева Ольга Петровна

«СКАЗКА –КАК  СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ  НРАВСТВЕННЫХ  КАЧЕСТВ В  ЛИЧНОСТИ  РЕБЁНКА»

        Твердят:

                                                                    "Вначале было слово..."

А я провозглашаю снова;

Все начинается с любви-

И озарение,  и работа.

Глаза цветов, глаза ребенка.

Все начинается с любви...

Р. Рождественский.

Дошкольный  возраст - возраст  сказки.  И  здесь  ребенок  проявляет  сильную  тягу ко  всему  сказочному,  необычному,  чудесному.  Ребенка  в  сказках  пленяют неожиданная  удача  и  счастливая  судьба  простых,  скромных,  близких  детям своей  наивностью  и  простодушием  героев,  чудесные  превращения  лягушек, лебедей  в  прекрасных  царевн,   кара,  постигающая  злых,  высокомерных гордецов,  завистливых   старух,  жадных  и  жестоких  богачей  и  властителей. Близок  и  мил  детям  сам  язык  сказки,  ее стиль,  простота  и  выразительность, яркость  и  наглядность  образов,  обилие  сравнений  повторений  которые  так свойственны  речи  самого  ребенка.  

Если  сказка  удачно  выбрана,  если  она естественно  и  вместе  с  тем  выразительно  рассказана,  можно  быть  уверенным, что  она  найдет  в  детях  чутких,  внимательных  слушателей.

Почему  же  сказка  так  эффективна  при  работе  с  детьми,  особенно  в дошкольном  возрасте?

Во  -  первых,  в  дошкольном  возрасте  восприятие  сказки  становится специфической   деятельностью  ребенка,  обладающей  невероятно  притягательной силой  и  позволяет  ему  свободно  мечтать  и  фантазировать.

При  этом  сказка  для  ребенка  не  только  вымысел   и  фантазия  -  это  еще  и особая  реальность,  которая  позволяет  раздвигать  рамки  обычной  жизни, сталкиваться  со  сложными  явлениями  и  чувствами  и  в  доступной  для пономания  ребенка  " сказочной "  форме  постигать  взрослый  мир  чувств  и переживаний.

Во  -  вторых,  у  маленького  ребенка  сильно  развит  механизм  идентификации, т.е.  процесс  эмоционального  включения,  объединения  себя  с  другим  человеком, персонажем  и  присвоения  его  норм ,  ценностей ,  образцов.  Поэтому, воспринимая  сказку,  ребенок,  с  одной  стороны  сравнивает  себя  со  сказочным героем,  и  это  позволяет  ему  почувствовать  и  понять,  что  не  у  него  одного есть  такие  проблемы  и  переживания.  С  другой  стороны,  посредством ненавязчивых  сказочных  образцов  ребенку  предлагаются  выходы  из  различных сложных  ситуаций,  пути  разрешения  возникших  конфликтов,  позитивная поддержка  его  возможностей  и  веры  в  себя.  При  этом  ребенок  отождествляет себя  с  положительным  героем.

Педагогические  исследования  и  практика  дошкольного  воспитания  показывают, что  одним  из  важнейших  условий  развития  положительных  нравственных качеств  личности  ребенка  является  создание  взрослыми  жизнерадостной обстановки  вокруг  него.  Малыш должен  отдаваться  радости  со  всей  детской  непосредственностью.  А  сказка,  как известно,  это  источник  проявления  всех  чувств  ребенка,  в  том  числе и радости.  В  атмосфере  радости  легко  зарождаются  такие ценные  душевные  качества,  как  доброжелательность,  отзывчивость-,  уверенность  и  т. д.

  • Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,

  • касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр.

У детей формируется уважительное отношение друг к другу.

Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Особенно впечатлительны дошкольники. Они легко поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Замечено, что ребенок глубже понимает сюжет той же сказки при просмотре спектакля, нежели при прочтении книги.
Дети младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Дети стали чаще прибегать к активной речи как выражению своих чувств и эмоций.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

 Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

 Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

 Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

 Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Общая отличительная специфика театрализованной деятельности заключается в сопереживании, познавательности, непосредственном воздействии художественного образа на личность.

Мир театральных игр формирует основы нравственно-эстетического воспитания, способствует ознакомлению с его выразительным языком.

При этом формируются навыки взаимного общения, коллективной работы.

                       В процессе театрализованных игр:

  • Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  • Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  • Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  • Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  • Происходит коррекция поведения.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  • Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
  • Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей "Позитивное влияние русской народной сказки на воспитание детей дошкольного возраста".

С раннего возраста ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество....

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Доклад: "Значение сказки в воспитании дошкольников"

quot;Значение сказки в воспитании дошкольников"...

Доклад «Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников»

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах экономического воспитания дошкольников, посредством сказки....