ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
материал на тему
ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Золотой ключик»
ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Подготовила: воспитатель
Дранишникова Г.А.
г. Зерноград
2017 г.
Формирование всесторонне развитой гармоничной личности является важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом. По совершенствованию дошкольного воспитания особое внимание уделяется разработке методов формирования личности ребенка-дошкольника в условиях общественного и семейного воспитания. Повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи. Особенно оно необходимо в нравственном воспитании детей. Воспитание гуманных чувств и отношений, доверия, сочувствия и сопереживания ребенка окружающим взрослым и детям, общественной направленности мотивов поведения и деятельности, активной жизненной позиции, самостоятельности, повышение уровня осознания собственного я в семейном и детском коллективе – эти и многие другие задачи семейного воспитания детский сад может осуществить только при согласованности воздействий в подходах и методах на детей со стороны воспитателей и родителей.
Нравственное воспитание – приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает их своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родственных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Взаимосвязь детского сада и семьи мы понимаем, как целенаправленное сотрудничество воспитателей и родителей в методах и содержании педагогического воздействия на детей, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии и направленное на взаимообогащение, взаимодополнение условий семейного и общественного воспитания.
Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или в школе.
Установлено, что, чем выше образовательный и культурный уровень родителей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образованной матери, которая проводит с ребенком меньше времени, но более интенсивно организует содержательный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения времени для родителей и детей не даёт положительных результатов, не обогатит общение в случае духовной неподготовленности взрослых, устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.
В семье имеются возможности для естественного включения ребенка в её бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезную деятельность (во дворе дома, в детском саду), опосредованное приобщение ребенка к труду родителей.
Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедает его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят милосердие, доброту, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямого сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене».
Специфика взаимосвязи родителей и детей закрепляется в поведении последних и становится их моделью взаимоотношений с окружающими.
Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.
А многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
В.А. Сухомлинский выделял важность и необходимость такого явления как самовоспитание – воспитание родителями самих себя и детей своим поведением. «Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. Без примера родителей, без света и тепла родительской любви, выраженной во взаимной заботе и уважении, оно просто немыслимо. Ребенку хочется быть хорошим только тогда, когда он видит идеальное и увлекается этим идеальным.
В этой очень тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных человеческих чувств. А чувства детей вызываются чувствами родителей».
Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора, и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама – учительница, папа — шофер, бабушка – медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают – зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески поддерживало социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве основного показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).
Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.
Следует отметить, что педагоги дошкольного учреждения не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьёй. Особенно это касается молодых специалистов. Нередко родители тоже являются безынициативными во взаимодействии с педагогами. Таким образом, две стороны, очень близкие ребенку, родители и сотрудники детского сада, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором в установлении сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
Успех сотрудничества во многом зависит от установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нём хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьёй диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приёмов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепление здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации даёт не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада.
Привлечение родителей к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важней другое – с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки. Ещё важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи. А иногда просто поучиться!
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную программу детского сада.
В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, занятия или уроки. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.
Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связанны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например, ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.
В ходе развития общества процесс воспитания детей становится всё более длительным и сложным. Это обусловлено действием ряда факторов, главные из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала всё более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.
Таким образом, семья и ДОУ равнозначны и равноценны в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Для осуществления полноценной воспитательной программы, семье необходимо грамотное педагогическое кураторство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО»
Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через социального педагога позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родите...
"Формирование моральных норм у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональных проблем....
«Воспитание осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья у детей дошкольного возраста»
Данная статья написана из опыта работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста....
Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни младших дошкольников посредством театральной деятельности
Раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развития у них навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми в процессе театрализованной деятельности....
Доклад на тему «Роль семьи в воспитании осознанного отношения к выполнению моральных норм»
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания осо...
Стендовый доклад" Воспитание осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста"
Стендовый доклад...
Авторская сказка как средство воспитания и формирования у дошкольников моральных норм и нравственных ценностей
Перед педагогами стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Духовно – нравственные чувства у дошкольников помо...