Доклад на педагогическом совете "Формирование здорового образа жизни воспитанников в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"
статья
Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в этом возрасте очень интенсивно развиваются самые различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества. И именно в это время закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, так необходимые для эффективного участия ребенка в самых различных формах двигательной активности. А это, в свою очередь, создает оптимальные условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_vospitannikov_aou2_d.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ АОУ Д/С №26 «НЕЗАБУДКА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в этом возрасте очень интенсивно развиваются самые различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества. И именно в это время закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, так необходимые для эффективного участия ребенка в самых различных формах двигательной активности. А это, в свою очередь, создает оптимальные условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольников.
Анализ состояния здоровья российских дошкольников показывает, что за последние десять лет количество абсолютно здоровых детей значительно снизилось. Приблизительно 20-27 % детей этого возраста относятся к категории часто и длительно-болеющих. Почти 90% дошкольников имеют отклонения в строении опорно-двигательного аппарата: плоскостопие, слабый мышечный корсет и, как следствие, нарушение осанки. У 20-30 % детей дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления и проблемы с сердечно - сосудистой системой. В подавляющем большинстве дошкольники страдают дефицитом движения и сниженным иммунитетом.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально – педагогический уровень проблем, стоящих перед работниками дошкольных учреждений. Воспитание здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием – это одна из важнейших задач дошкольного образования, что соответствует социальному запросу общества.
В нашем детском саду, в соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 28.12.2010 г., № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей. Педагоги ДОУ используют различные здоровьесберегающие технологии, цель которых обеспечение воспитанникам детского сада высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения дошкольников к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Валеологическая компетентность позволяет ребенку дошкольного возраста самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Основными задачами технологий здоровьесбережения детей являются:
- сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания,
- оптимизация двигательной деятельности детей на свежем воздухе;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих дошкольников в укреплении их здоровья и развитии творческого потенциала.
В своей работе педагоги ДОУ используют следующие здоровьесберегающие технологии:
- Физкультурно-оздоровительная технология.
Физкультурно-оздоровительная деятельность, в соответствии с ФГОС ДО, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников. Данный вид решает следующие задачи:
- развитие физических качеств детей;
- контроль двигательной активности и формирование физической культуры дошкольников;
- формирование правильной осанки и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки ежедневной физической активности;
- оздоровление детей посредством воздушного закаливания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре (на занятиях по физическому воспитанию), а также воспитателями в режимных моментах, с использованием различных гимнастик, физкультминуток, подвижных игр на прогулке и т.п.
- Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задача этого вида деятельности - обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.
Эта деятельность осуществляется «службой сопровождения» в соответствии с Положением о медико – психолого -педагогическом консилиуме. Её целью является создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют специалисты и воспитатели ДОУ, оказывая диагностическую, консультативную, коррекционно-развивающую, лечебно-профилактическую помощь.
- Технология валеологического просвещения родителей.
Основными воспитателями ребенка являются родители. От того, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, как правильно организован режим его дня, зависит настроение, состояние физического комфорта дошкольника. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность педагогов нашего ДОУ выражается в формировании у родителей воспитанников здорового образа жизни как личной ценности, а также в знакомстве их с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
В рамках сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей педагогами разработана система мероприятий: тематические родительские собрания, консультации специалистов и воспитателей, конкурсы, спортивные праздники, дни здоровья и др.
- Образовательная технология.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры дошкольников. Задачи ее – формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений беречь его, вести здоровый образ жизни.
В своей работе педагоги ДОУ используют проведение занятий и бесед с дошкольниками о пользе соблюдения режима дня, о необходимости и важности гигиенических процедур, а так же двигательной активности, о пользе и вреде разных продуктов питания, о здоровье и средствах его укрепления, о том, как функционирует человеческий организм и правилах заботы о нем. Наши воспитанники приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, получают знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями в нашем детском саду осуществляется мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников, проводится отслеживание динамики показателей здоровья детей, а также социологические исследования (анкетирование, опросы и т.п.) на предмет удовлетворенности всех участников педагогического процесса комплексностью и системностью работы нашего ДОУ по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Список литературы:
1. Маханева М.Д.Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г№2106«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся воспитанников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете «Понимание готовности ребенка к обучению в школе в соответствие ФГОС ДО».
цель: повысить уровень знаний педагогов в вопросе «Понимание готовности ребенка к обучению в школе в соответствие ФГОС ДО»....
Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает о...
"Применение игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС" (доклад на педагогическом совете)
Данная презентация раскрывает возможности применения игровых технологий в коррекционном процессе. В ней дается краткое описание видов современных педагогических технологий и подробно освещаются игровы...
Доклад на педагогический совет Тема "Развитие творческих способностей детей посредством приобщения к театральной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Доклад на педагогический совет в ДОУ. Известно, что творческие потенциалы заложеныи существуют в каждом человеке и сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методо...
Доклад на педагогическом Совете по теме: «Создание условий образовательно-оздоровительного пространства, обеспечивающего воспитание познавательной культуры, способствующей формированию здорового образа жизни»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ" Доклад на педагогическом Совете по т...
Доклад на педагогический совет по теме: «Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС ДО».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155, направлен на охрану и укрепление физического и пс...