Методическая разработка НОД «Куда спрятался воздух»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Куда спрятался воздух»
Программное содержание
Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с некоторыми его свойствами.
Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов.
Развивать способность делать умозаключения, анализировать.
Дать детям знание о том, что воздух – условие жизни человека и всех живых существ на Земле.
Закреплять умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Добиваться от детей при ответах на вопросы пользоваться полными предложениями.
Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов. Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова.
Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
Предварительная работа.
Наблюдения на прогулке, беседы, проведение опытов в группе.
Материал.
Ёмкости для воды, прозрачные пластиковые стаканчики, салфетки, трубочки для коктейля, вентилятор, ленточки, мыльные пузыри, микроскопы или рисунок увеличенного под микроскопом листа комнатного растения, иллюстрации к игре «Куда спрятался воздух?»
Дети около воспитателя.
- Дети, вдохните глубоко-глубоко, а потом выдохните.
Как вы думаете, что мы вдыхаем и выдыхаем? (Мы вдыхаем и выдыхаем воздух)
Сегодня на занятии мы и поговорим о воздухе. Садитесь на стульчики.
Но что же такое воздух? А кто-нибудь из вас его видел? (Нет).
Посмотрите вокруг, кто-нибудь сейчас видит воздух? (Нет).
Может быть его и нет вовсе? А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами живем на дне из целого океана воздуха. Вы каждый день купаетесь в этом океане, даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. По нему, словно огромные серебристые «рыбы», проплывают самолеты. Догадались, как же называется этот океан из воздуха? (Воздушный океан). Верно, это воздушный океан!
Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим, и поэтому как мы можем назвать его? (Невидимым, невидимкой)
Но ведь через воздух мы видим всё, что нас окружает. Значит воздух какой? (Воздух прозрачный).
Верно, главное свойство воздуха в том, что он прозрачный.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой,
Он окутывает нас.
А мы с вами знаем, что в нашей группе есть много прозрачных предметов. Давайте найдем их и назовем. (Стекло в окне, аквариум, пластиковые стаканчики, пластиковая бутылка, стекло в часах, песочные часы, осьминог, крышка сковородки, коробка с песком, коробка с камешками).
Дети, мы назвали воздух невидимкой, но на самом деле воздух можно увидеть! Я приглашаю вас в нашу маленькую лабораторию, занимайте места возле столов.
Но сначала я напомню вам правила безопасного поведения во время проведения опытов:
- Засучите рукава , чтобы не намочить, потому что сегодня в наших опытах мы будем использовать воду.
- Не толкайте соседа во время работы.
- Сначала посмотрите, что показывает воспитатель, а потом повторите.
- Когда опыт закончился, положите все на место.
Опыт 1.
Воспитатель берет в руку стакан.
Дети, как вы считаете есть что-нибудь в этом стакане? ( В стакане ничего нет)
А если в стакане ничего нет, значит стакан какой? (Стакан пустой)
А теперь ответьте на такой вопрос: есть ли в стакане воздух? (Воздуха в стакане нет, воздух в стакане есть)
А вот это мы сейчас и проверим! Я возьму стакан, переверну его вверх дном и буду медленно опускать его в подкрашенную воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя. Опускаю стакан до самого дна. Скажите, попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает). Что же мешает воде? (Воде мешает воздух). Что не пускает воду в стакан? (Воду в стакан не пускает воздух).
А теперь вы возьмите стаканчики и опустите перевернутые стаканчики в воду до самого дна. Попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает) Что мешает воде? (Воде мешает воздух).
Вывод: мы с вами выяснили, что в стакане есть воздух. И когда мы опускаем стакан в воду, вода в него не попадет.
Вынимаем стаканчик из воды и ставим на поднос.
Опыт 2.
А сейчас я снова опускаю перевернутый стакан в воду до самого дна. А теперь наклоню стакан в воде. Что появляется в воде? (В воде появляются пузырьки воздуха). Где же был воздух? (Воздух был в стакане).
Теперь вы опустите стакан в воду, а потом наклоните его. Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха) Где же был воздух? (Воздух был в стакане)
Вывод: верно, воздух был в стакане и мы его увидели в виде пузырьков.
Вынимаем стаканчики и ставим на поднос.
Опыт 3.
Воздух окружает нас повсюду. Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас? Илюша, есть ли воздух внутри тебя? (Внутри меня нет (есть) воздуха). Давайте проверим!
Я возьму стакан с водой и опущу в него трубочку. Теперь я вдохну носом, а затем выдохну в трубочку ртом. Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).
А теперь вы возьмите стаканчик с водой, опустите в него трубочку, вдохните носом, а затем подуйте в трубочку. Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха). Да, в стаканчиках поднимаются настоящие бури! Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)
Так скажи мне, Денис, есть ли внутри тебя воздух? (Внутри меня есть воздух)
Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.
Воздух можно легко обнаружить, если создать его движение. Когда воздух движется, получается ветер. Помашите на себя ладонями рук. Что вы почувствовали? (Я почувствовал ветерок) При ветерке стало холоднее или теплее? (При ветерке стало холоднее).
Поставьте перед собой ладошку и подуйте на нее. Что вы чувствуете ладошкой? (Я чувствую ветерок). Ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ладонь потихоньку. Какой почувствовали ветер? (Слабый) А теперь подуйте сильно! Какой почувствовали ветер? (Сильный)
Чтобы почувствовать ветерок можно помахать на себя ладошками, можно использовать веер, а еще ветер можно почувствовать с помощью специального электрического прибора – вентилятора.
Выходите на ковер, разбирайте ленточки, сейчас на всех детей подует ветерок и мы немножко отдохнем. (Включает вентилятор).
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Влево – вправо, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг,
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора! (Складывают ленточки)
Садимся на стулья.
Дети, а воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.
Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)
Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)
Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)
Зимой на улице воздух какой? (Холодный)
А когда приходим в детский сад с прогулки, воздух какой? (Теплый)
А какой воздух около костра? (Горячий)
А если мы проветрим нашу группу, какой будет воздух? (Свежий, чистый, прохладный)
Воздух такой хитрый озорник, что прячется от нас во многих предметах.
Назовите мне, куда спрятался воздух?
(Воздух спрятался в колесо машины,
в мыльные пузыри,
в воздушные шарики,
в колесо велосипеда,
в парашют,
в надувную игрушку,
в спасательный круг,
в надувной бассейн)
А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Но не только человеку нужен воздух. Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту? (Воздух нужен животным, рыбам, птицам)
А чем дышат люди и животные? (Люди и животные дышат носами)
А вот у растений нет никаких носов, но они тоже дышат. На листьях растений есть маленькие дырочки – отверстия. Их можно увидеть в специальный прибор-увеличитель – микроскоп. В нем стекло – ну прямо волшебное!
Вот через эти дырочки дышат и береза и клен и одуванчик. А еще растения очищают наш воздух! Поэтому в нашей группе так много комнатных растений, за которыми мы так бережно ухаживаем: поливаем, рыхлим, опрыскиваем, подкармливаем.
Сегодня мы узнали про воздух-невидимку много интересного! Если бы не было воздуха на нашей планете, то не было бы на земле ни людей, ни рыб, ни птиц, ни зверей, ни растений. Наша Земля стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода.
Раздается звук ветра.
Дети, вы слышите, подул сильный ветер. Мне кажется, сейчас может произойти что-нибудь интересное! Пойдемте посмотрим! (Дети выходят на ковер)
Залетает мыльный пузырь.
Ой, здравствуйте, ребята! Я мыльный пузырь! На улице подул такой сильный ветер и я залетел к вам в детский сад.
Ну уж раз ты прилетел к нам, то поиграй с ребятами.
А для игры у меня как раз есть мои друзья – мыльные пузыри.
Ладушки – ладошки,
Звонкие хлопошки!
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
Да…
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тука, тука, тука тук.
Тука, тука, тука тук.
Да…
Ладушки плясали,
Деток забавляли.
Так они плясали,
Ладушки устали.
Да…
Понравилось вам со мной играть? (Да)
Но мне пора улетать, а мыльные пузыри я вам оставлю! Будете играть с ними.
(Спасибо). До свидания!
На этом наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию "Куда спрятался воздух?" средняя группа
"Куда спрятался воздух?"...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности "Воздух и его свойства"
Данная методическая разработка предназначена для обменойм личного опыта воспитателями.Разработка позволяит правильно выстраивать деятельность детей, сменяя одну деятельность и плавно переходя в другую...
Методическая разработка по экологии "Солнце, воздух и вода - наши верные друзья".
: конспект занятия по экологии подготовлен для детей подготовительной группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и ...
Методическая разработка НОД " Куда спрятался воздух?"
Методическая разработка НОД...
Методическая разработка летнего развлечения «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Применение в закаливании таких природных факторов,как солнце, воздух и вода, а также повышение двигательной активности -все это положительно влияет на здоровье детей.Теплый солнечный...
Методическая разработка "Для чего нужен воздух"
Развитие представления детей о воздухе, о его свойствах и возможностях. Эксперимет с мыльной водой. Игра «Земля, вода, огонь, воздух»....
Конспект занятия «Куда спрятался воздух»
Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с некоторыми его свойствами.Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов....