Конспект занятия «Куда спрятался воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с некоторыми его свойствами.
Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektkuda_spryatalsya_vozduh.docx | 739.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Куда спрятался воздух»
Программное содержание
Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с некоторыми его свойствами.
Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов.
Развивать способность делать умозаключения, анализировать.
Дать детям знание о том, что воздух – условие жизни человека и всех живых существ на Земле.
Закреплять умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Добиваться от детей при ответах на вопросы пользоваться полными предложениями.
Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов. Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова.
Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
Предварительная работа.
Наблюдения на прогулке, беседы, проведение опытов в группе.
Материал.
Прозрачные пластиковые стаканчики, салфетки, трубочки для коктейля, вентилятор, ленточки, микроскоп, иллюстрации к игре «Куда спрятался воздух?», веер, емкость с водой, два апельсина, банка, две свечи, полиэтиленовые пакеты, острая палочка, карточки – обозначения.
Дети возле воспитателя.
Сегодня у нас загадка дня: «Куда спрятался воздух?»
Я вам предлагаю (на стенде) дать ответ.
Сегодня поговорим о воздухе.
- Дети, вдохните глубоко-глубоко, а потом выдохните.
Как вы думаете, что мы вдыхаем и выдыхаем? (Мы вдыхаем и выдыхаем воздух)
Но что же такое воздух? А кто-нибудь из вас его видел? (Нет).
Посмотрите вокруг, кто-нибудь сейчас видит воздух? (Нет).
Но ведь через воздух мы видим всё, что нас окружает. Значит воздух какой? (Воздух прозрачный).
Верно, главное свойство воздуха в том, что он прозрачный.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой,
Он окутывает нас.
А мы с вами знаем, что в нашей группе есть много прозрачных предметов.
Давайте найдем их и назовем.
(Стекло в окне, аквариум, пластиковые стаканчики, пластиковая бутылка, стекло в часах, песочные часы, осьминог, крышка сковородки, коробка с песком, коробка с камешками).
Дети, мы назвали воздух невидимкой, но на самом деле воздух можно увидеть!
Я приготовила карточки - обозначения, которые нам будут рассказывать о воздухе.
Занимайте места возле столов.
Опыт 1.
Воздух окружает нас повсюду. Давайте проверим, есть ли воздух внутри каждого из вас? Возьмите стаканчик с водой, опустите в него трубочку, вдохните носом, а затем подуйте в трубочку. Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха).
Да, в стаканчиках поднимаются настоящие бури! Как вы думаете, откуда взялся воздух?
(Это мы дуем в трубочку воздух)
Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас есть воздух.
Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Скажите, ребята, чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Но не только человеку нужен воздух.
Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту?
(Воздух нужен животным, рыбам, птицам)
А чем дышат люди и животные?
(Люди и животные дышат носами)
А вот у растений нет никаких носов, но они тоже дышат. На листьях растений есть маленькие дырочки – отверстия. Вот через эти дырочки дышат и береза и клен и одуванчик. Есть воздух на фруктах и овощах.
Их можно увидеть в специальный прибор-увеличитель – микроскоп.
Опыт№2
Опыт с апельсином
- Посмотрите на столе два апельсина. Чем они отличаются? (один с кожурой, другой без кожуры)
- Давайте положим апельсин в кожуре в миску с водой. Что происходит? (апельсин плавает).
- Попробуйте опустить его на дно. Тонет? (нет, продолжает держаться на поверхности).
- Апельсин в кожуре будет плавать даже, если очень постараться его утопить.
- Предлагаю положить апельсин без кожуры в миску с водой.
- Что мы видим? (апельсин утонул)
- Что же происходит? Два одинаковых апельсина, но один плавает, а другой утонул.
- Может быть, кто-нибудь догадался, почему это происходит? (кожура не даёт апельсину утонуть)
- Давайте проверим, так ли это?
Опыт с кожурой
- Предлагаю бросить кожуру в воду.
- Что мы наблюдаем?
- Значит, какой же мы сделаем вывод? (кожура не даёт апельсину утонуть)
- Почему так происходит?
Вывод: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет.
Опыт№3
«Почему гаснет пламя?»
Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит.
Почему свеча в банке погасла?
В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.
Скажите ребята, откуда берется кислород?
Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать?
Дети, какой можно сделать вывод?
Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.
Молодцы ребята!
А еще растения очищают наш воздух! Поэтому в нашей группе так много комнатных растений.
Опыт №4
«Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Он стал похож на подушку. Что в них находится? Пакет полон воздуха.
Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: Воздух нельзя увидеть, но его можно поймать.
Опыт №5
«Движение воздуха»
Воздух можно легко обнаружить, если создать его движение. Когда воздух движется, получается ветер. Возьмите в руки веер, помашите перед лицом.
Что вы почувствовали? (Я почувствовал ветерок) При ветерке стало холоднее или теплее? (При ветерке стало холоднее).
Поставьте перед собой ладошку и подуйте на нее. Что вы чувствуете ладошкой? (Я чувствую ветерок). Ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ладонь потихоньку. Какой почувствовали ветер? (Слабый) А теперь подуйте сильно! Какой почувствовали ветер? (Сильный)
Чтобы почувствовать ветерок можно помахать на себя ладошками, можно использовать веер, а еще ветер можно почувствовать с помощью специального электрического прибора – вентилятора.
Выходите на ковер, разбирайте ленточки, сейчас на всех детей подует ветерок и мы немножко отдохнем. (Включает вентилятор).
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Влево – вправо, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг,
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора! (Складывают ленточки)
Садимся на стулья.
Дети, а воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.
Давайте рассмотрим карточки-обозначения.
Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)
Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)
Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)
Зимой на улице воздух какой? (Холодный)
А когда приходим в детский сад с прогулки, воздух какой? (Теплый)
А какой воздух около костра? (Горячий)
А если мы проветрим нашу группу, какой будет воздух? (Свежий, чистый, прохладный).
Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.
Опыт№6
Воздух может передвигать предметы
Подуйте на предметы.
Какие из них можно передвинуть с помощью потока воздуха?
Отметьте на картинке предмет, который легче всего. Почему?
Итак, делаем вывод, что легкий ветерок может передвигать легкие предметы, сильный -тяжелые .Может сорвать крыши, вырвать дерево с корнем, перевернуть машины.
Как вы думаете, воздух работает?
Опыт №7
Как работает воздух?
–Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!
– Ветер может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
– Оказывается, воздух двигается и вращает предметы.
Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! Там, на мельнице, молол муку петушок из сказки. А потом из этой муки пироги испек.
А как еще работает ветер? Я покажу вам подсказку - иллюстрацию
Опыт №8
Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.
Опустите соломинку в стакан воды. Зажмите верхнее отверстие трубочки указательным пальцем, осторожно достаньте ее и переставьте в пустой стакан. Теперь уберите указательный палец – вода из соломинки вытечет в стакан. Попробуйте, ребята, почему так происходит?
Вода набирается в трубочку на тот же уровень, какой есть в стакане. Закрывая пальцем, верхнее отверстие мы препятствуем попаданию воздуха, который может вытолкнуть воду, внутрь трубочки. Таким образом, в трубочке остается вода. Воздух держит воду. Когда палец убираем, воздух попадает в трубочку и выталкивает воду. Такую пипетку используют в медицинских лабораториях при заборе крови из пальца.
Дети, какой можно сделать вывод?
Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.
Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы сегодня говорили.
- Воздух можно увидеть.
- Мы дышим воздухом. Он часть природы.
- Воздух нужен всем.
- Воздух можно почувствовать
- Воздух можно поймать
- С помощью воздуха можно передвигать предметы
- Воздух работает.
А еще, ребята, я хочу вас познакомить с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется Кляксография.
Мы будем экспериментировать с красками и создать необычные образы.
Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите альбомный лист бумаги. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Давайте сделаем кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листу…
На что похожи ваши кляксы?...
Давайте дорисуем отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию "Куда спрятался воздух?" средняя группа
"Куда спрятался воздух?"...
Конспект занятия "Кто спрятался в осенних красках"
Занятие с использованием нетрадиционной техники "Монотипия"...
Конспект занятия "Где спрятано здоровье?"
Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни....
Конспект НОД "Где спрятался воздух?"
Проводя опыты, мы асширяем кругозор детей о воздухе и его свойствах (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий)....
Конспект занятия "Где спрятался воздух?"
Конспект НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста....
Методическая разработка НОД «Куда спрятался воздух»
НОД "Куда спрятался воздух"...
Методическая разработка НОД " Куда спрятался воздух?"
Методическая разработка НОД...