Статья АРТ технологии
статья
Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Эфективность арт-технологий стабилизация психологического микроклимата общеобразовательной школы и класса, потому что психологическая помощь ученикам позволяет им более полно реализовать возможности личностного развития. повысить самооценку, помочь детям и подросткам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_art_tehnologii_dopolnenie_3.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Применение АРТ-технологий в дошкольном образовании»
Воспитатель: Пепелина Екатерина Сергеевна
Арт-технологии – это способы решения задач или проблем с помощью искусства. Через пластичные (фотография, лепка, резьба), динамические (музыка, литература) и зрелищные (театр, цирк, хореография). Специалисты предупреждают проблемы и решают сложные задачи. В основе арт-технологий лежит процесс творчества. Арт-технологии используют психологи и педагоги
Перечислим и кратко раскроем особенности каждой из арт-технологий: · Арт-изо
· Арт-лепка
· Арт-песок (sand-art)
· Арт-сказка
· Арт-театр
· Арт-музыка
· Арт-ритм
Технология арт-изо – коррекционно-развивающая технология, опирающаяся на изотерапию, включает использование разнообразных (в том числе нетрадиционных) техник изобразительного искусства. Эффективность применения изотерапии основывается на том, что метод позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом: скрытые переживания выражаются свободнее и легче; · неприятные или тяжелые переживания не воспринимаются, а преобразовываются в творчество; · появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них.
«Рисунок глиной». Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения. Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).Тема рисунка может меняться.
«Свободный рисунок в круге». Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение. Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)
«Водный салют». Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения. Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.
«Мелки – наперегонки». Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. Инструкция: ребенок в разном темпе (медленно – быстро) делает мелками штрихи на листе.
«Разноцветные камушки». Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения. Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.
«Семья». Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями. Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур женской, мужской, детской, при желании прокомментировать свою работу.
Технология арт-лепка основана на психотерапевтическом методе глинотерапии. Глинотерапия (пластилинотерапия) - эффективный способ коррекции, реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто, кинестетический песок и т.п.). Работа с пластическими материалами также давно зарекомендовавший себя терапевтический метод работы со своими чувствами. Также работа с пластичным материалом способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа, успокаивает, умиротворяет. Так, с глиной агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе дети, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию.
Игры и упражнения на плоскости «Глиняное поле»
- «Почувствовать глину» — положить ладони на глиняное поле. Вопросы: какая глина? Влажная или сухая? Мягкая или твердая? На что она похожа? Чем глина пахнет? Нравится ли вам глина? Почему?
- «Скользить по поверхности» — как змейка, речка, лыжи, санки, машина и др.
- «Пройтись ладошками» — как зайки, медведи, медвежата, паучки, человек и др.
- «Дождь» — постукивать по поверхности (тихий дождик, средний и сильный, ливень)
- «Оставить отпечаток»
- «Нарисовать узор»
- «Выложить узор»
Приёмы и способы пластилинографии
Рисование мазками
Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.
Рисование шариками из пластилина
Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.
Расплющивание по основе скатанных шариков
Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе
Размазывание на большой поверхности
Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.
Скатывание пластилиновых колбасок
Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов.
Технология sand-art (арт-песок) – искусство рисования песком и на песке предполагает специально созданную песочную среду (специальные подносы для рисования песком, световые планшеты и столы). Осуществляется психотерапевтическое влияние песка на ребенка (песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать на себе негативную психическую энергию). Рисование песком выступает в качестве действенного средства развития эмоциональной сферы дошкольников, гармонизации эмоциональных состояний и профилактики эмоционального неблагополучия у детей.
Примеры занятий:
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Крокозябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра «Узоры на песке»
Технология арт-сказка опирается на методы сказкотерапии. Эта технология дает положительные результаты с дошкольниками с проблемами, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно- рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости) и позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка. В сказку включаются герои в соответствии с реальными участниками конфликта и между ними устанавливаются символические отношения, схожие с реальными.
1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:
– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;
– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.
– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.
– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.
3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».
4. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.
5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.
6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Технология арт-театр опирается на техники имаготерапии (от лат. imago — образ) и куклотерапии. Основой данной технологии является театрализация, задачами которой являются: - укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей; - воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций. Реализация технологии арт-театр предполагает использование различных видов театра: кукольного, настольного, теневого и пр., (драматизация, импровизация)
Технология арт-музыка это вид арт-технологии, связанной с музыкотерапией, в которой музыка используется в коррекционных целях. В качестве проявлений лечебного и коррекционного, педагогического воздействия этого вида арт-технологии выделяются следующее: регуляция психоэмоционального состояния; - приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; - облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции; - активизация творческих проявлений; - привитие коммуникативных навыков; - повышение социальной активности.
Ритмическая игра «Зоопарк»; Сказкотерапия под музыку; Арт-игра «Мы вместе»
Технология арт-ритмика основывается на двигательных ритмических упражнений танцевально-двигательной терапии. В основе применения данной арт-технологии, основанной на танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса.
Арт – ритмика включает себя: ритмические упражнения, музыкально-ритмические задания, также использоваться в театрализованной деятельности.
Благодаря использованию арт-технологий, каждый ребёнок делает собственные открытия, выходит за рамки привычного, увлекается, создавая уникальные художественные образы; обобщает эстетические представления об окружающем мире; сможет найти новых друзей, снять стрессовое напряжение, сократить адаптивный период вынужденной смены места жительства и обучения, выстроить доброжелательные отношения с ровесниками и взрослыми; восстановить физическое здоровье, улучшить душевное и духовное самочувствие.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-технологии имеют огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика в целом и АРТ-технологии, в частности, имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. В настоящее время сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными объектами на эмоциональное состояние ребенка.
Список использованных источников
Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.
Лелявина К.И., Клименко Г.А.Арт-технологии в образовательном процессе средней школы // В сборнике: Перспективы развития науки и образования:III международная научно-практическая конференция. 2016. С. 87-90.
Степанова А.В., Жданова С.Н.Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95-98.
Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации //
Научно-методический электронный журнал концепт. 2016. № 9. с. 102-107.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках конференции «XIVЛомоносовские чтения»...
Статья "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ "
Игра - это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых ...
Статья. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.
Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте....
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
Статья "Информационные технологии в работе с дошкольниками".
Информационные технологии в работе с дошкольниками...
Статья" Здоровьесберегающие технологии в совместных с родителями физкультурных занятиях".
В статье обобщен опыт совместных с родителями физкультурных занятий....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Презентация раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологие" , рассказывает о возможности их использования в ДОУ....