ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ
опыты и эксперименты (средняя группа)

Борщева Наталья Валерьевна

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vodoy.docx324.57 КБ

Предварительный просмотр:

https://documents.infourok.ru/a4efd565-11ba-45ac-b5b1-b8e80c92701a/0/image036.jpg

ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ, ИГРАЯ

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613678556_30-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-36.jpg

Опыты с водой

                        для детей средней группы 

 Подготовила и провела

Воспитатель 1 категории

Борщева НВ

Москва, 2022

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.https://documents.infourok.ru/a4efd565-11ba-45ac-b5b1-b8e80c92701a/0/image036.jpg

Цель: Помочь выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества);

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании);

Дать понять, что  вода бывает разной температуры;

Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Опыт №1

Тема. «Как вода отражает предметы?»

Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.

Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.

Ход:

Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти у домового Кузи изменения во внешнем виде: «Ребята, что случилось с Кузей? Как ему можно помочь? Какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода?»

Воспитатель: «Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала. Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). 

Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду.

Что можно увидеть в тазике с водой? (Своё отражение). 

На что оно похоже? ( На тёмное пятно). 

Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение будет двигаться).

Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная). https://documents.infourok.ru/a4efd565-11ba-45ac-b5b1-b8e80c92701a/0/image036.jpg

Игровое упражнение «Разбей зеркало». 

Вопросы: «Вы бросили в воду камушки. Что произошло с водой? (Отражение исчезло). Когда можно опять увидеть своё отражение? Когда разойдутся круги от предмета, вода станет спокойной и можно опять увидеть

Игра «Покажи сказочное животное» - с помощью движений пальцев дети придумывают разнообразные фигурки и находят их через отражение в воде.

Вывод: «Вода как зеркало отражает в себе предметы».

Опыт №2

Тема. «Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.

Ход:

Домовой Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»

Воспитатель: «Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».

Вопросы: «Сколько я налила воды в банку?

Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена наполовину). 

Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей).

Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: «Что происходит с водой? (Она поднимается). 

Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).

Игровое упражнение «Вылови камушки» - дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.

Вывод: «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».

Опыт №3https://documents.infourok.ru/a4efd565-11ba-45ac-b5b1-b8e80c92701a/0/image036.jpg

Тема. «Как окрасить воду?»

Цель: Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу.

Оборудование: Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.

Ход:

Домовой Кузя обращается к детям с просьбой о помощи: «Ребята, летом я видел очень красивую радугу. И мне захотелось её нарисовать. Только вот беда - я не знаю никаких цветов. Может, вы научите меня различать и правильно называть цветовые оттенки?» Воспитатель: «Конечно, Кузя, ребята не оставят тебя в беде. А поможет нам снова волшебница вода. Давайте расскажем Кузе, как с помощью воды можно получить разные оттенки (ответы детей). Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые оттенки с помощью пищевых красителей. Пищевые красители похожи на цветной песок, их используют для придания продуктам определённого цвета. Например, красят яйца на Пасху.

Обследовательские действия: « В один стаканчик с водой я положу одну ложку красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее».

Игровые задания: «Выберите на подносе квадратик, переверните его и узнайте цвет. В этот цвет нужно окрасить воду. Запомните, сколько ложек с красителем вы положите в воду». Вопросы: «В какой цвет ты окрасил воду? Сколько ложек красителя положил?»

Игровое задание: «Сделай оттенок светлее ( темнее)».

Воспитатель: «Давайте расскажем Кузе, в какие цвета мы окрасили воду».

Вывод: «Воду можно окрашивать пищевыми красителями. Чем больше красителя, тем ярче окраска воды».https://documents.infourok.ru/a4efd565-11ba-45ac-b5b1-b8e80c92701a/0/image036.jpg

Опыт №4

Тема. «Какие особенности у тёплой и холодной воды?»

Цель: Выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать положительному отношению к опытнической деятельности.

Оборудование: Прозрачные стаканчики, холодная и тёплая вода, сахарный песок, соль, кусочки льда, ложечки для размешивания, ракушки, камушки, две ёмкости с водой.

Ход:

Домовой Кузя приходит к ребятам; у него завязано горло шарфом. «Ой, ребятки, заболел я. Попил вчера холодной воды, а сегодня чуть-чуть разговариваю. Какая плохая вода…»

Воспитатель: «Кузя, вода не плохая, просто её надо подогревать, пить теплую воду. Давайте сегодня узнаем, какие особенности есть у тёплой и холодной воды.

Перед вами два стаканчика с водой: как узнать, в каком стаканчике вода холодная, а в каком тёплая? (Потрогать пальчиком). Я положу в оба стакана по ложечке сахара. Что произойдёт с сахаром в воде? (Растворится). В каком стакане сахар быстрее растворился? В каком медленнее? Как вы думаете, почему? В тёплой воде сахар растворился быстрее».

Аналогично проводятся действия с солью.

Игровое упражнение: «что произойдет со льдом?»

Воспитатель: «А теперь добавим по кубику льда в стаканы с тёплой и холодной водой. Что происходит со льдом? (Тает). Одинаково ли тает лёд? В каком стакане лёд тает быстрее? В каком медленнее? Почему? Лёд тает быстрее от соприкосновения с тёплой водой. Какая стала вода в обоих стаканах? (Холодная). Почему исчезла тёплая вода? (В стакан добавили лёд, он холодный)».

Вывод: «В тёплой воде вещества растворяются быстрее».

Опыт №5https://documents.infourok.ru/a4efd565-11ba-45ac-b5b1-b8e80c92701a/0/image036.jpg

Тема. «Как получаются цветные льдинки?»

Цель: Выявить свойство воды замерзать на холоде. Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы. Оборудование. Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.

Ход:

Домовой Кузя приносит в группу льдинку: «Этот кусочек льдинки я взял с замёрзшей лужи. Посмотрите, какой он красивый!»

Вопросы воспитателя: «Каким цветом льдинка? (Прозрачная). Какая она на ощупь? (Холодная, гладкая, скользкая, твёрдая). Что происходит с льдинкой, когда мы её трогаем руками? (Тает). Почему она тает? (От тепла наших рук). Почему образовался лёд на луже? (Вода замёрзла в холодную погоду)».

Объяснение: «Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку и вставить ниточку»

Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вода замёрзла? (Вынести формочки на улицу). Какая погода должна быть на улице? (Морозная). Где ёще можно заморозить воду? (В холодильнике). В конце прогулки дети рассматривают получившиеся льдинки: «Почему держится ниточка на льдинке? (Она примёрзла). Почему льдинки цветные? (Из цветной воды). Когда могут растаять льдинки? (При тёплой погоде).

Вывод: «Вода замерзает на холоде и превращается в лёд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментируем вместе

Практикум для родителей...

Ребенок играет, познает и экспериментирует

Реализуя программу "Детство", изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников - детское экспериментиро...

Зачем люди экспериментируют

Экспериментирование с дошкольниками, развитие интереса к экспериментированию....

рекомендации для родителей"Экспериментируем дома"

рекомендации для родителей по экспериментальной деятельности с детьми дома...

Экспериментируем дома

Дели очень любопытны и любят разные эксперименты и опыты....

План - проект "Зачем люди экспериментируют?"

Проект для детей старшего дошкольного возраста.Вид проекта: поисково-творческий.Цель: уточнение и расширение представлений детей о значемости экспериментов в жизни людей....