Ребенок играет, познает и экспериментирует
статья (младшая группа) на тему
Реализуя программу "Детство", изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников - детское экспериментирование.
По мнению академика Н.Н.Поддьякова, "...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения". Процесс познания - творческий процесс, движение от чувственного восприятия к абстрактному (понятийному) мышлению, а от него к практике, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок играет, познает и экспериментирует
У каждого человека наступает момент, когда нужно определиться с тем, чем он будет заниматься в жизни. Так происходило и у меня: еще учась в школе, проходя практику, я попала в детский сад, и мне открылся неповторимый многообразный волнующий и удивительно чистый мир детских глаз. Поэтому, оканчивая школу, я уже знала, что пойду учиться в Педагогический институт на факультет Дошкольное воспитание. В процессе обучения осваивала теоретические и практические основы профессии. Придя на работу в детский сад, я поняла, что не ошиблась в своем выборе. Убеждена, для того чтобы дело спорилось, надо любить свою профессию, относиться к ней с душой, тогда любое дело не будет нудным, однообразным, а будет приносить удовлетворение и радость. Работая с детьми разного возраста, я поняла, что наибольший интерес представляет для меня младший дошкольный возраст. Приходя из дома маленькими неумехами-несмышленышами, попадая в другой мир, они постепенно превращаются в умелых, уверенных в себе, в общительных мальчишек и девчонок, то есть происходит формирование личности. А это важнейший период в жизни каждого человека.
Реализуя программу "Детство", изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников - детское экспериментирование.
По мнению академика Н.Н.Поддьякова, "...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения". Процесс познания - творческий процесс, движение от чувственного восприятия к абстрактному (понятийному) мышлению, а от него к практике, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму"
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования представляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием "превращаются" в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же ( или более сложные ) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Наша цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей, через игры-экспериментирования с различными материалами.
Задачи:
1. Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность воспитателей и специалистов в работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
2. Показать использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие детей.
В процессе экспериментирования дошкольник полу чает возможность удовлетворить присущую ему любознательность( почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования может послужить любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми.
Исследовательскую деятельность с малышами следует начинать с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит воспитатель. Вначале задается проблема, воспитатель спрашивает у детей, какие итоги могут получиться в результате опыта. Дошкольники высказывают предположения, объясняют свои догадки, выдвигают любопытные гипотезы и приводят доказательства. Очень важно выслушать всех желающих высказать свое мнение.
Проведение опыта, последовательность всех действий воспитатель должен обязательно сопровождать словами. Подводя итоги, можно еще раз поинтересоваться у детей, как получился результат и что на это повлияло. Возможно, во время наблюдения за происходящим у воспитанников возникли новые варианты ответов. Выводы следует сделать совместно, задавая наводящие вопросы и поблагодарить всех за участие в эксперименте.
Объяснять правила проведения опытов нужно начиная с младшего возраста, тогда в будущем у детей будут сформированы устойчивые навыки безопасного поведения во время экспериментирования.
От того, насколько увлечены сами педагогии, как грамотно и тактично смогут руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.
Исследовательская деятельность дошкольников, самостоятельный поиск информации и детское экспериментирование дают возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысить его качество. Ребенок получает возможность применить полученные знания из разных областей на практике, ощутить уверенность в себе, почувствовать вкус к исследовательской деятельности, развить самостоятельность.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия.
Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем успешного психического развития, она проявляется в том, что ребенок:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
- быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому, изобретая новые действия;
- радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком
предметной деятельностью, происходит только в общении со взрослым.
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В игре ребенок развивается, познает мир, общается
Творческие игры. Игровые умения младшего дошкольника....
Проект "В игре ребенок развивается, познает мир, общается!"
Формировать интерес к игре.Помогать детям открывать новые возможности игрового отрожения мира,раскрывать многообразие мира игр....
В игре ребенок развивается, познает мир, обучается
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего- то приятного, радостного светится в них, когда говорим им: «А сейчас мы с Вами поиграем в одну интересную игру». Здесь даже...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Играя - учимся, играя - познаем
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, ...
НОД «Мы познаем и экспериментируем: опыты с воздухом»
Увлекательные опыты с воздухом, с помощью которых можно показать детям увлекательные"чудеса": обнаружение воздуха в пространстве,исследование свойст воздуха. Включает в себя несколько ...
- Мне нравится (1)