«Экспериментируем с водой и воздухом» (подготовительная группа)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
«Экспериментируем с водой и воздухом»
(подготовительная группа)
Цель. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды и воздуха, обратить внимание детей на то , что даже такие привычные для нас, как вода и воздух таят в себе много интересного. Формировать представление о значимости воды и воздуха в жизни человека, воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материал: стаканчики на каждого ребенка, ложечки, стакан с молоком, соль, сахар, лимонный сок, опилки, кувшин, салфетки, книга, стакан с приклеенной на дно салфеткой. Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. А куда вы узнаете , отгадав загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю капает опять.
Правильно ,это вода. И сегодня мы снова отправимся в «лабораторию природы», чтобы узнать о новых свойствах воды. А сегодня вы видели воду?
Дети: Это жидкость, которая течет из крана, это снег, лед. А еще видели воду в чайнике …
Воспитатель: И правда, без воды жизнь представить сложно.
Ребенок. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
Ребенок На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться!
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
Воспитатель .Правильно, вода наша спутница и без нее мы с вами и все живое на земле жить не сможем. А сейчас я предлагаю вам стать «учеными» и провести опыты с водой.
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчики с водой и скажите какая вода по цвету. ( Вода прозрачная ). Давайте проведем опыт и докажем, что вода действительно прозрачная.
Опыт .Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика нужно опустить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет. Почему? ( В стаканчике с водой видны, а с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Подумайте, что было бы, если бы речная вода была бы не прозрачная. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках? Нет!
Воспитатель: Ребята, а есть ли у воды запах?
Опыт .У воды нет запаха. Дети нюхают воду и выясняют, пахнет ли вода.
Вывод: у воды нет запаха.
Воспитатель: А какая вода на вкус?
Опыт . У воды нет вкуса.
Дети пробуют воду, сок и сравнивают их вкус.
Вывод: у воды нет вкуса.
Воспитатель: А сейчас я дам вам еще один стакан и мы проверим: жидкая ли вода, может ли она течь.
Опыт . Дети аккуратно переливают воду из одного в другой. ( Она льется ). Почему вода может литься? Потому что она жидкая). Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Вода жидкая, может течь.
А сейчас мы отдохнем. Пальчиковая гимнастика
Капитан.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной
Я – отважный капитан
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся
Тоже ветра не бояться
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
Воспитатель: Ну, что мои милые ученые, продолжим наши опыты с водой.
Перед вами соль, сахар, лимон, опилки.
Давайте посмотрим, сможет ли вода растворить эти вещества.
Опыт. Дети кладут в стаканы с водой соль, сахар, лимонный сок, опилки. Соль, сахар, лимонный сок растворяется в воде, изменяя вкус ее, а опилки в воде не растворились.
Вывод: вода растворяет соль, сахар, лимонный сок, их в воде не видно, изменился только вкус. А опилки вода растворить не смогла.
Воспитатель: Ребята, у меня проблема. В кувшин попала стружка опилок. Так хочется достать, но рука не пролезет. Как же достать стружку? Рядом стоит вода. Может она нам поможет.
Опыт: наливаем воду в сосуд, стружка всплывает. Вода у нас оказывается помощница. Вот здорово. Не зря про воду говорят, что она волшебница. А еще вода умеет превращаться. Расскажите о превращениях воды.
Дети: Вода превращается в лед во время мороза, капельки поднимаясь вверх зимой превращаются в снежинки, а весной снег таит превращается в воду, в веселые звонкие ручейки.
Ребенок. Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Игра «Ручеек»
Воспитатель. Наши опыты продолжаются. Возьмите стакан с водой и трубочку, подуйте в воду .Что это за пузырьки? Правильно, это воздух. И сейчас мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха. Ребята ,а где находится воздух в группе? И почему мы его не видим? Правильно, он невидимый. А как же нам его обнаружить?
Опыт. Возьмем салфетку и книгу. Салфетку положим на край стола. Взмахнем книгой, салфетка упала на пол. Воздух от книги стал двигаться и смахнул салфетку на пол. Также с помощью воздушного шарика определяем наличие воздуха в помещении.(Дети показывают опыты.)
Воспитатель. А какой воздух по вкусу? Поймаем его ртом.(Дети ловят воздух ртом).Сделаем вывод: воздух без вкуса. А есть ли запах у воздуха? (Дети вдыхают воздух носом).Воздух без запаха.
Воспитатель. Запах может изменить другой запах: из кухни, от разбрызнутых духов.
Опыт. Воспитатель распыляет духи. В группе стало пахнуть духами.
Воспитатель. Ребята ,а знаете ли вы, что означает «выйти сухим из воды», и возможно ли это, и можно ли , опустив стакан в воду , не намочить лежащую на дне салфетку.
Опыт. Перевернуть стакан вверх дном, осторожно погружают вводу, не наклоняя стакан, до самого дна емкости, поднимают его из воды, дать воде стечь, не переворачивая стакан. Определить, намокла ли салфетка(не намокла) .
Что мешало воде намочить салфетку?(воздух в стакане)Что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан?(пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
Воспитатель. Вот какой он удивительный этот воздух. Воздух невидимый, без запаха, без вкуса .И без воздуха мы не сможем прожить. Попробуйте закрыть рот и нос.( дети закрывают).Но что трудно дышать?(дети открывают нос и рот и вдыхают воздух ). Особенно полезен свежий воздух.
Свежий воздух малышам
Нужен и полезен
Очень весело гулять нам
И никаких болезней.
Воспитатель. Свежий воздух помогает нам быть здоровыми, красивыми и умными.
Ребята, сегодня мы совершили удивительное путешествие в мир воды и воздуха.
Мы вспомнили уже известные вам свойства воды и воздуха и познакомились с новыми. А помогли нам в этом опыты , которые мы провели в нашей «лаборатории природы» .
Человек, запомни навсегда:
Воздух и вода нам нужны всегда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentiruem_s_vodoy_i_vozduho1.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментируем с водой и воздухом»
(подготовительная группа)
Цель. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды и воздуха, обратить внимание детей на то , что даже такие привычные для нас, как вода и воздух таят в себе много интересного. Формировать представление о значимости воды и воздуха в жизни человека, воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материал: стаканчики на каждого ребенка, ложечки, стакан с молоком, соль, сахар, лимонный сок, опилки, кувшин, салфетки, книга, стакан с приклеенной на дно салфеткой. Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. А куда вы узнаете , отгадав загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю капает опять.
Правильно ,это вода. И сегодня мы снова отправимся в «лабораторию природы», чтобы узнать о новых свойствах воды. А сегодня вы видели воду?
Дети: Это жидкость, которая течет из крана, это снег, лед. А еще видели воду в чайнике …
Воспитатель: И правда, без воды жизнь представить сложно.
Ребенок. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей. Ребенок На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться!
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
Воспитатель .Правильно, вода наша спутница и без нее мы с вами и все живое на земле жить не сможем. А сейчас я предлагаю вам стать «учеными» и провести опыты с водой.
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчики с водой и скажите какая вода по цвету. ( Вода прозрачная ). Давайте проведем опыт и докажем, что вода действительно прозрачная.
Опыт .Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика нужно опустить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет. Почему? ( В стаканчике с водой видны, а с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Подумайте, что было бы, если бы речная вода была бы не прозрачная. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках? Нет!
Воспитатель: Ребята, а есть ли у воды запах?
Опыт .У воды нет запаха. Дети нюхают воду и выясняют, пахнет ли вода.
Вывод: у воды нет запаха.
Воспитатель: А какая вода на вкус?
Опыт . У воды нет вкуса.
Дети пробуют воду, сок и сравнивают их вкус.
Вывод: у воды нет вкуса.
Воспитатель: А сейчас я дам вам еще один стакан и мы проверим: жидкая ли вода, может ли она течь.
Опыт . Дети аккуратно переливают воду из одного в другой. ( Она льется ). Почему вода может литься? Потому что она жидкая). Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Вода жидкая, может течь.
А сейчас мы отдохнем. Пальчиковая гимнастика
Капитан.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной
Я – отважный капитан
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся
Тоже ветра не бояться
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
Воспитатель: Ну, что мои милые ученые, продолжим наши опыты с водой.
Перед вами соль, сахар, лимон, опилки.
Давайте посмотрим, сможет ли вода растворить эти вещества.
Опыт. Дети кладут в стаканы с водой соль, сахар, лимонный сок, опилки. Соль, сахар, лимонный сок растворяется в воде, изменяя вкус ее, а опилки в воде не растворились.
Вывод: вода растворяет соль, сахар, лимонный сок, их в воде не видно, изменился только вкус. А опилки вода растворить не смогла.
Воспитатель: Ребята, у меня проблема. В кувшин попала стружка опилок. Так хочется достать, но рука не пролезет. Как же достать стружку? Рядом стоит вода. Может она нам поможет.
Опыт: наливаем воду в сосуд, стружка всплывает. Вода у нас оказывается помощница. Вот здорово. Не зря про воду говорят, что она волшебница. А еще вода умеет превращаться. Расскажите о превращениях воды.
Дети: Вода превращается в лед во время мороза, капельки поднимаясь вверх зимой превращаются в снежинки, а весной снег таит превращается в воду, в веселые звонкие ручейки.
Ребенок. Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Игра «Ручеек»
Воспитатель. Наши опыты продолжаются. Возьмите стакан с водой и трубочку, подуйте в воду .Что это за пузырьки? Правильно, это воздух. И сейчас мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха. Ребята ,а где находится воздух в группе? И почему мы его не видим? Правильно, он невидимый. А как же нам его обнаружить?
Опыт. Возьмем салфетку и книгу. Салфетку положим на край стола. Взмахнем книгой, салфетка упала на пол. Воздух от книги стал двигаться и смахнул салфетку на пол. Также с помощью воздушного шарика определяем наличие воздуха в помещении.(Дети показывают опыты.)
Воспитатель. А какой воздух по вкусу? Поймаем его ртом.(Дети ловят воздух ртом).Сделаем вывод: воздух без вкуса. А есть ли запах у воздуха? (Дети вдыхают воздух носом).Воздух без запаха.
Воспитатель. Запах может изменить другой запах: из кухни, от разбрызнутых духов.
Опыт. Воспитатель распыляет духи. В группе стало пахнуть духами.
Воспитатель. Ребята ,а знаете ли вы, что означает «выйти сухим из воды», и возможно ли это, и можно ли , опустив стакан в воду , не намочить лежащую на дне салфетку.
Опыт. Перевернуть стакан вверх дном, осторожно погружают вводу, не наклоняя стакан, до самого дна емкости, поднимают его из воды, дать воде стечь, не переворачивая стакан. Определить, намокла ли салфетка(не намокла) .
Что мешало воде намочить салфетку?(воздух в стакане)Что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан?(пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
Воспитатель. Вот какой он удивительный этот воздух. Воздух невидимый, без запаха, без вкуса .И без воздуха мы не сможем прожить. Попробуйте закрыть рот и нос.( дети закрывают).Но что трудно дышать?(дети открывают нос и рот и вдыхают воздух ). Особенно полезен свежий воздух.
Свежий воздух малышам
Нужен и полезен
Очень весело гулять нам
И никаких болезней.
Воспитатель. Свежий воздух помогает нам быть здоровыми, красивыми и умными.
Ребята, сегодня мы совершили удивительное путешествие в мир воды и воздуха.
Мы вспомнили уже известные вам свойства воды и воздуха и познакомились с новыми. А помогли нам в этом опыты , которые мы провели в нашей «лаборатории природы» .
Человек, запомни навсегда:
Воздух и вода нам нужны всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экспериментируем с водой - познаём и учимся охранять неживую природу"
Цель работы: развитие познавательной сферы детей об объекте неживой природы - воде через включение в процесс экспериментирования; ...
Методическая разработка На тему: ”Экспериментируем с водой дома” Родительское собрание
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах поисково-исследовательской деятельности ребенка.А также, заинтересованность родителей в организации экспериментирования с водой в домашних ...
Консультация. Экспериментируем с водой.
Консультация для родителей. Простейшие эксперименты с водой....
Конспект НОД Социально-Нравственное развитие На земле,на воде и в воздухе" подготовительная группа
Знакомство с родами войск....
«Экспериментируем с водой»
Цель:- развивать речь детей, активизировать словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;- воспитывать аккуратность при работе с водой;- подвести к пониманию того, что вода может изме...
Конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Экспериментируем с водой»
Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста....
Занятие во второй младшей группе. Экспериментируем с водой. "Почемучки"
Одна из главных задач педагога — заинтересовать ребенка, чтобы он с интересом и желанием ходил в детский сад. Особенно это важно в младшей группе, когда внимание ребенка ...