Педагогическаий аукцион идей "Технологии, развивающие детскую инициативу и самостоятельность"
статья (подготовительная группа)
Дошкольное детство, без сомнения, является очень важным периодом развития человека. И формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности было и остается в нынешней педагогике одним из самых актуальных направлений. Самостоятельность, инициативность и творчество выделены как основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья. Педагогический аукцион
«Технологии, развивающие детскую
инициативу и самостоятельность»
Подготовила воспитатель
1 квалификационная категория:
Умарова И.И.
МАДОУ «Золушка» г Когалым
ХМАО- Югра
Педагогическая технология – это продуманная
во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации
и проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий
для учащихся и учителя
(В. М. Монахов ).
Вступительное слово.
Дошкольное детство, без сомнения, является очень важным периодом развития человека. И формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности было и остается в нынешней педагогике одним из самых актуальных направлений. Самостоятельность, инициативность и творчество выделены как основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Сегодняшний наш педагогический аукцион пройдет в виде диалога, мы будем делиться своим мнением, выражать свой взгляд на то как мы можем развить самостоятельность и инициативу у детей, используя различные технологии. Красной нитью через современное дошкольное образование проходит тема, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом - поддержка детской инициативы. И действительно, если мы обратимся к тексту документа, то увидим, что эти слова встречаются там довольно часто.
В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства - системе образования - воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Предлагаю сегодня обсудить использование каких технологицй способствует развитию детской инициативы и самостоятельности.
Вопросы для обсуждения с педагогами:
- Что такое «Детская инициатива и самостоятельность?»
- Как развивать инициативность и самостоятельность у дошкольников?
- Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности?
Для раскрытия первого вопроса Предлагаю вашему вниманию
Игру-ассоциацию «Что такое инициатива и самостоятельность?»
Варианты ответов:
- Качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям (инициативность).
- Особенность поведения ребенка или черта его характера, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. (импульсивность)
В ходе дискуссии приходим к определению что такое инициативпа
- Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира.
В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.
- Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений
Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях,
Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста.
Детская инициативность проявляется во всех видах деятельности.
Самое яркое – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Значит, чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали.
Как вы думаете коллеги какие условия необходимы для развития инициативы? РАЗМЫШЛЕНИЯ Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»
- предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».
Приведем примеры
Например:
- Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и ОРУ на занятии (выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов; придумывание названия комплексу; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики и др.).
- Проявление инициативы в: организации и проведении игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов); введение дополнения в правила игры (усложнения, введение новых ролей; можно предложить автору упражнения определить победителя и произвести награждение).
Какими способами можно поддержать инициативу РАЗМЫШЛЕНИЯ
- Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам; Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: возрастного состава малышей; психологической характеристики группы; количественного соотношения мальчиков и девочек; социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики.
- Выбор ребенком сотоварищей;
- Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
- Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:
- Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
- Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
- Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
- Упражнение «Черты инициативной личности»
(Ведущий раздает на полосках бумаги разные варианты ответов, участники выбирают лишь те, которые правильные)
- развитая эмоционально-волевая среда
- боязнь порицания, наказания
- замкнутость
- произвольность поведения
- пассивность
- самостоятельность
- общительность
- стремление к самореализации
- отсутствие творческого воображения
- творческий подход к деятельности
- несамостоятельность
- познавательная активность
- ожидание указаний воспитателя
Вывод: В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением
любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенкаотличает содержательность интересов.Развитие инициативности у детей требует, как минимум, энергичности и активности ребенка (лень и инициатива рядом не уживаются), а также определенной смелости и рискованности.
Упражнение «Где проявляется инициатива?»
Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)
Варианты ответов:
- исследовательская деятельность,
- коллекционирование,
- игра с правилами,
- уборка игрушек,
- застегивание пуговиц,
- выполняет прямые указания взрослого,
- задание по образцу,
- сюжетно-ролевая игра,
- коммуникативная игра,
- игра – импровизация,
- моделирование,
- просмотр телепередачи.
В своей профессиональной деятельности использую технологии, способствующие поддержке детской инициативы и самостоятельности:
1.Технология проблемного обучения.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Но с опорой на уже имеющиеся. Например. Гуси и утки улетают на юг последними (готовое знание). Как вы думаете, почему? (проблема, требующая рассуждения, поиска новой истины с опорой на уже имеющиеся знания).
Существует 3 структурные единицы проблемного обучения:
проблемные вопросы
проблемные задачи
проблемные ситуации
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
Дым в соседней квартире. Твои действия?
Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
Экспериментирование .Загрязнен водоем как нам его почистить.
2. Технология рефлексивный круг по Гришаевой.
Рефлексивный «круг», является частью ежедневного распорядка. Проводится он в определенное время, в специально обозначенном месте, где дети и взрослые ежедневно собираются вместе, беседуют на различные актуальные темы, обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Основная цель круга - налаживание социальных отношений в детском коллективе.
Для нас круг – это, возможность, прежде всего несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке; рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать о своем настроении. Круг – это гарантия защищенности, которая очень необходима ребятам разного возраста. В кругу сидят добрые, понимающие люди, маленькие и большие, желающие тебе добра. Тональность круга, его добросердечность и теплота, которые определяют общую атмосферу жизни детей.
Смысл этой технологии в том, что дети учатся думать, рассуждать,
иметь своё мнение, и самое главное, имеют возможность осуществлять выбор своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей. Кроме того, (как и советуют ФГОС, во время бесед на «круге», дети договариваются и устанавливают правила взаимодействия в своем коллективе, которые затем вывешиваются в рамочке на видном месте в групповом помещении.
- Здоровьесберегающие технологии
«Чтобы достичь совершенства, требуется в равной мере физическое здоровье, интеллектуальное развитие, духовное познание и инициативность» Гартман Г.
В нашей группе мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:
- Динамические паузы,
- подвижные и спортивные игры,
- релаксация,
- гимнастика пальчиковая,
- гимнастика для глаз,
- гимнастика дыхательная,
- динамическая гимнастика.
- В своей работе использую технологию «Метод проектов», которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор.
За последнее время мы с ребятами реализовали следующие проекты:
«Родной сердцу город»,
«Куда исчезли диноавры»,
«Русская изба»,
«Без труда не вынешь рыбку из пруда»
Особую значимость для развития детской инициативности и самостоятельности имеют личные мини-проекты детей, когда ребенок самостоятельно или при помощи взрослых ищет информацию по интересующей его теме. Дети презентуют свою работу, используя разные способы: создают тематические плакаты, и т.д.
Упражнение «Закончи предложение».
Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.
(Ведущий и педагоги сидят в кругу. Участники выполняют следующее задание – передают друг другу мяч, заканчивая фразы):
Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …
Взрослые предоставляют возможность для творческого …
Взрослые поощряют творческую …
Взрослые создают широкие возможности для творческого …
Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …
Подсказка для ведущего: ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
• Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками;
• Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения;
• Взрослые поощряют творческую инициативу детей;
• Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности;
• Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию из разнообразных источников.
Заключение.
Подводя итог хотелось бы сказать о технологических подходах следующее: Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель)
Для всех педагогов важна «Технология создания атмосферы радостного проживания периода детства, способы поддержки детской инициативы, организации жизни группы».
Цель – создать благоприятные условия, развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
• Каждый педагог – творец технологии, даже если имеют дело с заимствованиями
• Создание технологии невозможно без творчества
• Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательного процесса в его развивающемся состоянии
• Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагогов без творческих порывов.
• Творческих Вам успехов!
Заключение.
Подводя итог можно сказать, что такие черты личности ребёнка как самостоятельность, инициативность, ответственность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста. Поэтому очень важно создавать в ДОУ условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Закончить свое выступление хочу словами педагога Шалвы Амонашвили как нельзя лучше свидетельствуют об этом:
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание 1.
Игра-ассоциация «Что такое инициатива и самостоятельность?»
Варианты ответов понятия инициативности:
a) Качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям
b) Особенность поведения ребенка или черта его характера, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо.
В ходе дискуссии приходим к определению что такое инициатива
• Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира.
В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.
• Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.
Задание 2.
Упражнение «Черты инициативной личности»
(Выберите правильный ответ)
- развитая эмоционально-волевая среда
- боязнь порицания, наказания
- замкнутость
- произвольность поведения
- пассивность
- самостоятельность
- общительность
- стремление к самореализации
- отсутствие творческого воображения
- творческий подход к деятельности
- несамостоятельность
- познавательная активность
- ожидание указаний воспитателя
Задание 3.
Упражнение «Где проявляется инициатива?»
Где может проявить свою инициативность дошкольник? Выберите и зачитайте правильный ответ
Варианты ответов:
- исследовательская деятельность,
- коллекционирование,
- игра с правилами,
- уборка игрушек,
- застегивание пуговиц,
- выполняет прямые указания взрослого,
- задание по образцу,
- сюжетно-ролевая игра,
- коммуникативная игра,
- игра – импровизация,
- моделирование,
- просмотр телепередачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.
Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...
Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.
Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....
Презентация: "Развивающая предметно - пространственная среда - как средство развития детской инициативы и самостоятельности"
Развивающая предметно - пространственная среда -как средство развития детской инициативы и самостоятельности....
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
статья в сборник "Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно развивающей среды"
формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно развивающей среды...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...
Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда-как средство развития детской инициативы и самостоятельности.
правиьно оргнизаванная среда, залог эмоцинального и психического развития....