Статья «Формирование творческих способностей и эстетическое воспитание ребенка»
статья

Подворчанская Наталья Ивановна

В статье освещается вопрос об актуальности эстеического воспитания и развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_sposobnosti_2.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование творческих способностей и эстетическое воспитание ребенка»

Современное общество нуждается в творческих личностях, способных к саморазвитию и самосовершенствованию. Задача дошкольного образования состоит в повышении качества предоставляемых образовательных услуг. Для этого необходимо создать для каждого ребенка условия, необходимые для выбора направления своего развития.

Поскольку период дошкольного детства является сенситивным периодом для любого рода педагогических воздействий, то именно на него возложена ответственная миссия в решении данной проблемы. Именно в эти годы ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и активно развивает индивидуальные способности и становится неповторимой личностью с собственными интересами.

Иными словами, нам предстоит, с одной стороны, помочь юным дошколятам обнаружить и раскрыть свой творческий потенциал, данный природой, а с другой, выполнить социальный заказ государства – подготовить базу для будущей профессиональной ориентации подрастающего поколения. 

Современное дошкольное образование акцентирует внимание на культурных ценностях и, нравственно - эстетических нормах. В процессе овладения искусством как ценностью происходит стимулирование эмоциональной и творческой активности личности ребенка.

Это и определяет ориентацию воспитательно – образовательного процесса ДОУ на аспекты художественно - эстетического воспитания и, как следствие, на создание условий для развития творческого начала в каждом ребенке.

В основе понятия «творческие способности» лежит воображение. Эта способность нашего головного мозга одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни и становится воплощением художественного творчества.

Творческую направленность личности ребенка во многом определяют такие личностные качества ребенка как способности, склонности, интересы, темперамент и характер. Творчество отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. Занимаясь творческой деятельностью, ребенок наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, чувствует свою индивидуальность.

Изучая проблему развития детского художественного творчества, Н.А. Ветлугина отводит одну из ведущих ролей взрослому. Его позиция основывается на принципе сотворчества и партнерства. С целью развития творческого начала у каждого воспитанника, педагог должен создавать проблемные ситуации и учить принимать нестандартные решения, проявляя при этом доброжелательность, терпение, уважительное отношение к каждому ребенку, создавать ситуации успеха, уметь радоваться вместе с ним.

Говоря о творческой деятельности, можно выделить следующие ее черты: умение самостоятельно перенести имеющиеся знания в совершенно новую ситуацию, умение разглядеть новую функцию знакомого предмета или объекта, умение распознать структуру предмета или объекта, умение находить альтернативные решения существующих проблем, поиск нового способа действий на основе ранее изученных.

Таким образом, художественное творчество ребенка - дошкольника являет собой создание абсолютно нового продукта; придумывание новых действий; олицетворение в новом видении известных ранее способов изображения или средств выразительности; активное проявление инициативы ребенком.

Дети дошкольного возраста отличаются чрезвычайной любознательностью, огромной тягой к познанию нового, что представляет собой прекрасную возможность для развития их творческих способностей. Задача взрослого на данном этапе - активное поощрение их любознательности, удовлетворение их потребности в новых знаниях, вовлечение детей в различные виды деятельности. Все это расширяет пока еще небольшой детский опыт, что в свою очередь создает предпосылки для становления будущей творческой деятельности.

Художественно-эстетическое воспитание представляется как целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность дошкольника с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее своими руками.

Художественно-эстетическое воспитание оказывает непосредственное влияние на развитие творческого начала у дошкольников, благодаря использованию следующих видов деятельности:

  • изобразительной (рисование, лепка, аппликация);
  • художественно-речевой;
  • музыкальной;
  • театрализованной.

Так, с творческий потенциал ребенка, являющийся базой для развития его творческих способностей, формируется параллельно с развитием и обогащением эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Эстетическое отношение к явлениям и событиям окружающей жизни формируется на основе полученных ребенком художественных образов. Благодаря искусству, он начинает замечать красоту вокруг себя, буйство красок, многообразие форм в окружающем мире. Так происходит воспитание эстетического вкуса, развитие способности отмечать красивое и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности. Так развиваются творческие способности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема : «Формирование творческих способностей, изобразительных умений детей в аппликации и лепке при организации и проведении занятий по художественно-эстетическому развитию»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем...

Статья о формировании творческих способностей

О творческих способностях дошкольников...

Статья « Формирование творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности »

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка являет...

Нетрадиционные техники рисования и их влияние на формирование творческих способностей детей на занятиях художественно-эстетического цикла

Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций...

Статья «Полихудожественный подход в формировании творческих способностей младших дошкольников»

Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Полихудожественный подход в формирова...

Выступление на педагогическом совете. Тема : «Формирование творческих способностей в аппликации и лепке при организации занятий по художественно-эстетическому развитию»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания и формирование творческих способностей.Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического ...

Отчёт об использовании технологии проектирования в развитии творческих способностей и эстетического воспитания детей через изобразительную деятельность

laquo;Любая деятельность может быть технологией,либо искусством. Искусство основаноНа интуиции, технология на науке.С искусства всё начинается,Технологией заканчивается,Чтобы потом всё началось снача...