Статья «Полихудожественный подход в формировании творческих способностей младших дошкольников»
статья по рисованию (младшая группа)
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Полихудожественный подход в формировании творческих способностей дошкольников учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_polihudozhestvennyy_podhod_pri_formirovanii_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Полихудожественный подход
в формировании творческих способностей младших дошкольников»
Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиции личностно – ориентированного взаимодействия, не может не быть партнерской. Программное содержание образования при этом, органично вплетается в стиль взаимодействия взрослого с ребенком и выполняет обслуживающую функцию в процессе образования.
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, по которым открываются тайны видения мира. Прикоснуться к этому, можно через художественную деятельность ребенка.
Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его творческие силы и желание заниматься различными видами художественной деятельности - важнейшая задача воспитания. Одним из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса.
Такой подход к обучению связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции.
Умение находить новые, нестандартные решения проблем - это важное качество в условиях современного мира и, именно, дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующее звено образовательной системы.
Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания.
Опираясь на полихудожественный подход в формировании творческих способностей дошкольников, объединяющий различные виды деятельности: музыкально-художественную, игровую, коммуникативную, продуктивную и другие, воспитатель дает детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Полихудожественное воспитание - это личностно ориентированное планомерное привлечение детей к различным видам искусств в их взаимодействии, результатом которого является формирование комплекса эстетических свойств личности,
Последовательность учебно-воспитательной работы младших дошкольников в различных видах художественной деятельности выглядит следующим образом:
- воспитание эмоционально-чувственной сферы;
- усвоение элементарной информации;
- овладение умениями и навыками;
- творческая самореализация ребенка.
Одним из наиболее эффективных средств полихудожественного развития детей младшего дошкольного возраста, являются интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в младшем дошкольном возрасте имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятельность детей с опорой лишь на конкретную деятельность, без подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей ребёнок младшего дошкольного возраста легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизацией и пр.).
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание, а с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
На интегрированных занятиях в младшей группе различные изобразительные материалы, всевозможная бумага инициируют «свободное творчество» детей. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками». И только после свободного взаимодействия с материалом, «насытившись» игрой с ним, дети знакомятся и осваивают техники рисования кистью и красками.
Наиболее рациональной формой явилось рисование нетрадиционными техниками. Использование нетрадиционных техник рисования (пальцем, ладошкой, тычками) позволило научить детей не бояться листа бумаги, располагать изображение на всем листе.
Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить. Дети младшего дошкольного возраста не способны долго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Интегрированные занятия обеспечивают своевременную смену различных видов деятельности, что поддерживает интерес детей к занятиям музыкой и рисованием. Занятия динамичны, часто меняются позы детей, их движения, что отвечает их возрастным потребностям.
Важную роль в создании положительного эмоционального состояния детей на интегрированных занятиях играет доброжелательный характер общения педагога, его замечания и советы, оптимистический настрой, уверенности в успехе детей.
Подобные формы обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста способствуют развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых и рождается творческая, гармонически развитая личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует состра...
Презентация " Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения" (из опыта работы)
В презентация обобщен опыт работы на тему "Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения". Актуальность темы обусловлена тем, что дети-дизар...
Формирование творческих способностей посредством нетрадиционного рисования
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...
" Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"
Докдад на августовской конференции педагогов с представлением опыта работы в детском саду....
Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...
План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование творческих способностей у детей младшего возраста в процессе художественной деятельности с учетом ФГОС ДО»
Задачи:Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего и младшего возраста.Способствовать выработке собственных профессиональных ориентиров в изобразительной деяте...
«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...