Статья о формировании творческих способностей
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
О формировании творческих способностей у дошкольников.
Интерес людей к человеческим способностям проявлялся всегда. В настоящее время жизнь стала все более разнообразной и сложной. Учитывая тот факт, что большая часть исполнительного труда перекладывается на машины, а от человека требуется все больше умственная деятельность, мы видим, что творческие способности человека можно считать одной из самых существенных частей интеллекта.
Развитие творческих способностей - одно из важных направлений, которое формируется именно в дошкольном возрасте. Оно не только актуально для становления личности ребенка, но и для формирования единого мировоззрения человека в современном обществе. Все культурное наследие человечества – это результат творческих способностей людей.
Проблема творческих способностей дошкольников всегда привлекала внимание ученых в разные периоды. Исследователи считают, что к середине двадцатого века методика развития творческих способностей детей дошкольного возраста уже сформировалась, как самостоятельная отрасль науки, которая имеет свой предмет, свои методы организации научного поиска. Особое значение психологи уделяют значению и роли творчества в умственном развитии детей. Острым остается вопрос об определении сущности и механизмов творчества.
Рассмотрим художественно-творческие способности, являющиеся одним из важных компонентов общей структуры личности. Развитие этих способностей, развивает личность ребенка в целом. По утверждению таких ученых, как Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М., Эльконин Д.Б. основой творческих способностей являются общие способности. Дети умеющие анализировать, сравнивать, обобщать, обычно обнаруживают высокий уровень интеллекта. Такие дети могут быть одаренными в различных сферах деятельности, таких как: художественная, музыкальная, социальная, психомоторная, творческая, где они будут отличаться высокой способностью к созданию новых идей.
Первые творческие качества начинают проявляться именно в дошкольном детстве. Изучая исследования Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Божович Л.И. мы видим, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих качеств личности. И от того как будут развиваться эти качества и насколько они будут использованы, будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. По мнению Запорожца А.В. особое значение периода дошкольного детства, связано с тем, что когнитивные структуры, которые дети усвоили на данном жизненном этапе, являются «золотым фундаментом» зрелой личности.
С целью формирования творческих способностей у дошкольников мы разработали программу, которая проходит апробацию в МАДОУ детский сад № 113 «Капитошка» г. Улан-Удэ.
Цель программы:
Раскрыть познавательно-творческий потенциал детей дошкольного возраста в процессе творческой активности.
Задачи программы:
- Сформировать у детей интерес к творческой деятельности.
- Сформировать личностно-значимые качества, навыки социально- психологической компетентности, способствующие реализации творческой личности.
- Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность.
Основные принципы развивающей программы:
- Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).
- Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, т.е. показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.
- Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.
- Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
- Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка.
Этапы программы
Программа осуществляется в 2 этапа.
1 этап - диагностический
Цель: выявление у детей лет способности к творчеству.
2 этап - развивающий
Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.
Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.):
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-т его части;
- узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
- использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
- располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого- либо свойства и делать от сюда выводы;
- находить действия, противоположные по значению (увеличивать - уменьшать, разрезать - соединять).
Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Задачи, направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока: один связан с развитием представления, другой развитием умственных действий.
Занятия проводят 1 раз в неделю, время – 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10:30 – 11:00, с шестью-восемью детьми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог-психолог рассказывает, что и как делать, показывает, т.е. действует как учитель. На втором же занятии он выступает уже как партнер (совместная деятельность). На третьем – дети действуют самостоятельно. Взрослый – организатор среды.
Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят – в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.
Взаимодействие при выполнении программы:
Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателей и детей.
Работа с воспитателями включает в себя:
- Профилактическую цель, т.е. педагог-психолог, информирует воспитателей о том, что такое творчество, как ее можно распознать и как работать с детьми.
- Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творчества. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.
- Рекомендации по работе с детьми.
Работа с родителями детей, имеющих развитые творческие способности:
- Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей: ознакомление с программой и групповая консультация.
- Использование психологом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять).
- Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.
Ожидаемые результаты:
- Создание банка данных детей с высоким уровнем развития творческого мышления.
- Формирование банка технологий и программ ранней диагностики детей с высоким уровнем развития творческого мышления.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
- Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей.
- Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
- Повышение мотивации взрослых на продолжение работы по развитию Творческого мышления у детей.
До введения программы в ДОУ с родителями воспитанников провели диагностику выраженности у ребенка различных способностей. Был использован тест «Карта способностей». Предлагаемый тест А. де Хааном и Г. Кафом. Родители оценивали способности своих детей.
Им предлагались 80 утверждений, которые касались особенностей поведения и деятельности ребенка.
Участвовало, 20 родителей. Были получены следующие результаты:
Таблица 1
Оценка способностей детей дошкольного возраста по опроснику «Карта способностей»
Области деятельности | Старшая группа | |
Кол-во детей | % | |
Интеллектуальные, познавательные способности | 1 | 5 |
Творческие, креативные способности | 2 | 10 |
Академические, учебные способности | 2 | 10 |
Способности к художественному творчеству | 2 | 10 |
Музыкальные, вокальные и исполнительские способности | 2 | 10 |
Литературные способности | 1 | 5 |
Артистические способности | 2 | 10 |
Технические, конструкторские способности | 2 | 10 |
Лидерские, коммуникативные способности | 1 | 5 |
Спортивные, физические способности | 5 | 25 |
Вывод: Если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки.
Таблица 2
Календарно-тематический план
№ | Месяц | Тема | Цель | Мероприятия |
1 | Сентябрь | Первичная диагностика | Выявление у детей способности к творчеству | |
2 | Октябрь | Знакомство | Создание творческой атмосферы для самовыражения. | Упражнения: 1 «Назови своё имя», 2 «Подарок» (1 неделя), 3 «Воспроизведение внешнего вида предметов и его свойств по памяти», 4 «Используйте предмет не по назначению» (2 неделя), 5 «Море волнуется», 6 «Улыбка» (3 неделя), 7 «Какое настроение», 8 «Предмет и его признаки» (4неделя). |
3 | Ноябрь | «Волшебная страна» | Развитие творческого воображения. | Упражнения: 1 «Улыбка», 2 «На что похоже настроение» (1 неделя), 3«Возьмемся за руки», 4 «Собери фантастическое существо и назови его» (2 неделя), 5«Предмет и его признаки», 6«Дотронься до...» (3 неделя), 7«Фантастические рисунки», 8 «Дополни..» (4 неделя) |
4 | Декабрь | «Умней-ка» | Знакомство с элементами ТРИЗ-технологий. | Упражнения: 1«Отгадай-ка», 2«Незаконченный рисунок» (1 неделя), 3«Превращалки», 4«Порви круг» (2неделя), 5«Часть-целое», 6«Незаконченный рисунок», (3 неделя) 7«Чем похожи», 8«Метод фокальных объектов», «Водный карнавал», «Гиперболизация» (4 неделя). |
5 | Январь | Промежуточная диагностика | Выявление динамики развития творческого мышления у детей. | |
6 | Февраль | «Сочиняй - ка | Развитие активного воображения | Упражнения: 1«Чем пахнет настроение?», «Подарок», 2«Кляксы» (1 неделя), 3«Придумай сказку», 4«Где спряталась зебра?», (2 неделя), 5«Порви круг», 6«Путешествие на Голубую звезду» (3 неделя), 7«Волшебники», 8«Волк и Иван-Царевич» (4 неделя). |
7 | Март | «Угадай-ка» | Развитие конвергентного и дивергентного мышления | Упражнения: 1«Мое настроение», 2«Лишнее слово» (1 неделя), 3«Назови отличие», 4«Торт» (2 неделя), 5«Сравнение по величине», 6«Чем измерить?» (3 неделя), 7«Три краски», 8«Свободный танец» (4 неделя). |
8 | Апрель | Чему мы научились? | Развитие мотивации на продолжение творческой деятельности | Упражнения: 1«Передай мяч», 2«Расставь по росту и объясни» (1 неделя), 3«Противоположности», 4«Игрушки и волшебник» (2 неделя), 5«Необычное начало и необычный конец», 6«Игры по желания» (3 неделя), 7«Шел медведь по лесу», 8«Мы вместе и это здорово» (4 неделя). |
Мы предполагаем, что в результате реализации данной программы повыситься уровень развития творческих способностей у дошкольников, психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах развития творческих способностей дошкольников. Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Через развитие знаний об окружающем мире, развивающих игр, рисовании, лепки, чтении и музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...
План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование творческих способностей у детей младшего возраста в процессе художественной деятельности с учетом ФГОС ДО»
Задачи:Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего и младшего возраста.Способствовать выработке собственных профессиональных ориентиров в изобразительной деяте...
Статья « Формирование творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности »
Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка являет...
«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...
Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»
laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...
Статья «Полихудожественный подход в формировании творческих способностей младших дошкольников»
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Полихудожественный подход в формирова...
Статья «Формирование творческих способностей и эстетическое воспитание ребенка»
В статье освещается вопрос об актуальности эстеического воспитания и развития творческих способностей детей дошкольного возраста....