Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР
план-конспект занятия

худынцева жанна вениаминовна

На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов дошкольной образовательной организации - создание максимально благоприятных условий для развития способностей малыша. Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР

На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов дошкольной образовательной организации - создание максимально благоприятных условий для развития способностей малыша. Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития ребенка. Каждый малыш испытывает естественную потребность в общении, в движении, в игре. Удовлетворение этих потребностей, база, заложенная в этом периоде, во многом определяют успешность ребенка в будущем. Задача родителей и педагогов – ввести в жизнь ребенка опыт, который откроет перед ним замечательные возможности и перспективы.

Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности. И здесь на первый план выходят дошкольные образовательные организации с современными подходами в работе с детьми раннего возраста. Одной из форм работы может стать создание в ДОО центров игровой поддержки ребенка (далее ЦИПР). Педагогический коллектив дошкольной организации заинтересованный в квалифицированной помощи родителям, может организовать развивающие игровые моменты для детей, а также консультации, семинары – практикумы. Одним из важнейших направлений в работе современной дошкольной образовательной организации является поддержка семьи в вопросах развития, воспитания и социализации детей раннего возраста. Центр игровой поддержки ребенка – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком раннего периода детства, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также образование родителей.

Алгоритм игрового сеанса нельзя разделить на фрагменты, т.к. все специалисты работают единой командой, объединяясь общей темой. Например, если тема «Колобок», то и танец, и рисунок, который они будут рисовать, и подвижная игра соответствует данной теме.

  • Приветствие
  • Знакомство с новым персонажем
  • Взаимодействие с персонажем в игре, музыкальной деятельности
  • Творческая деятельность
  • Развитие движений
  • Игры по инициативе ребенка
  • Прощание

Работа ЦИПРа основывается на следующих принципах:

•        принцип развития: развитие у ребёнка нового отношения к себе и миру, новых способностей, интересов, освоение новых способов деятельности;

•        принцип самостоятельности каждого периода детства: решение образовательных задач опирается на характерные для раннего детства виды детской деятельности и общения со взрослым;

•        принцип деятельности: включение детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, материалами, вовлечение в разнообразные игры.

•        принцип интеграции содержания образования: сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности;

•        принцип   преемственности: достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в семье и ЦИПР, обеспечение успешной адаптации ребёнка при поступлении в ДОО.

Предполагаемые результаты для родителей.

  • Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  • Умение уважать желания и потребности малыша.
  • Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
  • Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.

Нельзя забывать, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Если мы не упустим это время, то заложим фундамент для полноценного, гармоничного развития ребенка. Задача педагогов ДОО – чтобы наши дети росли здоровыми, счастливыми и самодостаточными.

Основные задачи игровых сеансов с детьми:

  • Создать положительный эмоциональный настрой;
  • Развивать игровые навыки, стремление помогать друг другу;
  • Снятие эмоционального напряжения.

«Ловись, рыбка» 

Игровой сеанс

Задачи: формировать у детей интерес к игре; развивать навыки действия с предметами; вызывать эмоциональную реакцию на игры с водой; учить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек

Оборудование: музыкальный треугольник; молоточки для металлофона по количеству детей; большой тазик; набор резиновых игрушек: уточка с утятами; мешочек с предметами (ракушки, камешки, рыбки); маленькие сачки по количеству детей; капсулы от киндер-сюрприза, пластилин чёрного и красного цвета, доски для моделирования по количеству детей.

Ход игрового сеанса

Приветствие

Цель: развитие доверительных отношений

Инструкция: педагог каждому из малышей даёт молоточек и побуждает постучать по музыкальному треугольнику со словами: «Здравствуй, Машенька…» (стучит сам, затем ребёнок повторяет).

Рассказывание стихотворения А.Барто «Ути - ути»

Рассказывание сопровождается показом.

Рано-рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят.

Уж она их учит-учит!

- Вы плывите, ути-ути,

Плавно в ряд.

Хоть сыночек невелик, невелик,

Мама трусить не велит, не велит.

- Плыви, плыви, утёныш,

Не бойся, не утонишь.

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

Цель: развивать любознательность и исследовательскую деятельность.

Инструкция: утёнок приносит мешочек и предлагает проверить – тонут данные предметы или нет. Дети опускают в воду предметы и проверяют – утонул или нет.

В конце детям раздаются сачки, и предлагается выловить рыбок.

Пальчиковая гимнастика

Цель: активизировать движения пальцев рук

Рыбки плавают, ныряют

В тёплой чистенькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Лепка из киндер – сюрприза «Рыбка»

Цель: учить по образцу лепить и присоединять мелкие детали к капсуле киндер – сюрприза.

Вам понравилось играть, а хотите научиться делать рыбок? Пойдёмте скорее в нашу мастерскую и попробуем слепить ещё много рыбок.  Посмотрите, как превратить яичко в рыбку: прикрепим маленькие чёрные глазки, красный хвост и плавники. Какие весёлые рыбки у вас получились!

Игровой сеанс

«В гости к Ляле мы пришли» 

Задачи: развивать у детей понимание речи взрослого: умения находить, показывать и находить игрушки, используя облегчённые слова; поддерживать и побуждать подражательные действия детей (речевые и двигательные).

Оборудование: для приветствия: музыкальный треугольник; молоточки для металлофона по количеству детей; кукла, чемоданчик, игрушки: кошка, собачка, лиса, петух; пластилин жёлтого цвета, салфетки.

Ход игрового сеанса

Приветствие

Цель: развитие доверительных отношений

Инструкция: педагог каждому из малышей даёт молоточек и побуждает постучать по музыкальному треугольнику со словами: «Здравствуй, Машенька…» (стучит сам, затем ребёнок повторяет).

Организационный момент

Педагог показывает куклу и рассматривает её с детьми.

Начинается игра!

Кукла Ляля к нам пришла!

Принесла она с собой

Чемоданчик не простой (достаёт чемоданчик).

В чемоданчике зверушки -

Нашей Лялечки игрушки.

Посмотрите, малыши!

Что сегодня там лежит?

Педагог достаёт игрушечную собачку, рассматривают её с детьми.

Игра с собачкой:

К нам пришла собачка, умная собачка.

Гав-гав! Кто там?

 Это пёсик в гости к нам! (показ собачки).

 Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Саше (имя ребёнка) лапу!

Затем собачка снова прячется, и игра повторяется.

Педагог достает кошечку, дети рассматривают. Затем читает:

Острые ушки

На лапках подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Киска сердится, давайте её прогоним.  Игра «Киска, брысь!»

Педагог достаёт игрушечного петушка, дети рассматривают. Затем читает текст и обыгрывает его вместе с детьми.

Ах, красавец петушок!           Ходьба на носках.

На макушке гребешок,           Руки вверх над головой, ладони прижаты.

Красная бородка,                    Ходьба с высоким подниманием ног

Гордая походка.

Лапы кверху поднимает

Важно головой кивает.               Наклоны головы вперёд.

Раньше всех петух встает,          Взмахи руками.

Громко песенку поёт:                 Произносят: Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Педагог достаёт игрушечную лису.

Хитрая лисичка

Хвостиком махала.

Хитрая лисичка

За петушком бежала.

Обыгрывание ситуации, как лиса хочет утащить петушка. И предлагает детям его спасти - спрятать в чемоданчик. Затем и остальные игрушки дети убирают в чемоданчик.

Все игрушки отгадали.

В чемоданчик их собрали.

Никого мы не забыли

Мы внимательными были.

Вместе с киской погуляли

И с собачкой поиграли.

Петушка мы все спасали

И лисицу все прогнали.

Лепка «Витаминки для Ляли»

Цель: Учить отщипывать маленькие кусочки пластилин, катать шарики и прикреплять их к картону; развивать мелкую моторику пальцев, прививать интерес к лепке.    

Кукла Ляля с нами поиграла, давайте угостим её витаминами.

Одной из психологической угрозы для развития ребёнка раннего возраста является – игнорирование потребностей в сенсомоторной активности. Дети развиваются в движении. Для того чтобы разнообразить двигательные усилия, зрительные впечатления и тактильные ощущения помогут разные виды пальчиковых игр.

«Пальчики у нас попляшут» 

Ход игры:

Пальчики у нас попляшут:           вращают кисти рук

Вот они, вот они!

В кулачки мы пальцы спрячем,    сжимают и разжимают пальцы

В кулачки, в кулачки

Пальчики опять попляшут:            перебирают пальчиками

Вот они, вот они!

Пальчиками мы помашем:              встряхивают кистями рук

Уходи, уходи!

«Ладошки»

Ход игры:

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Колобок»

Ход игры:

Кулачок -  как колобок,

Мы сожмём его разок.

«Котик»

Ход игры:

Котик, котик, котик-

Тёпленький животик         круговыми движениями гладим ладонью по живо         тику

Подойди к нам близко      кистями обеих рук делаем манящие движения

Вот сметаны миска            ладони соединяем в виде миски

Вот тарелка с молоком     ладони соединяем в виде тарелки

Ну, лакай же языком!        ладони подносим к лицу и  языком как бы                                                                  

                                                облизываем

«Ёжик»

Ход игры:

- Посмотрите, какой у меня ёжик (Изображаем ёжика: пальцы складываем «в замок» и выпрямляем.)

Дождик закапал, ёжик промок    

Бросил дела и свернулся в клубок   прижимаем пальцы – убираем «иголочки»

Дождик закончился, солнце пригрело

Ёж развернулся и взялся за дело       выпрямляем пальцы – показываем

                                                                 «иголочки»  

«Колобок»

Развитие движений

Программные задачи:

1. Учить перелезать бревно, бегать в заданном направлении.

2. Упражнять в ползанье, прыжкам на месте на двух ногах.

3. Развивать чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игрового сеанса:

(продолжительность – 10 минут)

Приглашение родителей с детьми в физкультурный зал.

1. Педагог открывает книгу сказок и начинает читать сказку «Колобок». И вдруг колобок (игрушка) «выпрыгивает» из книжки и укатывается.

Педагог: Ребятки, Колобок убежал из книжки, давайте мы его найдем и вернем обратно. Мы пойдем с вами по тропинке.

Ножки, ножки шагали по дорожке.

Шагали по дорожке деток ножки.

(ходьба с мамами друг за другом)

2. Педагог: Ребята, смотрите, нам на встречу зайчик скачет (кукла би-ба-бо). Давайте и мы с вами станем зайчиками и попрыгаем (прыжки на двух ногах, на месте). Какие хорошие зайчики, а колобка не видно, пойдемте его искать.

(ходьба друг за другом).

3. Педагог: Ребята, смотрите, нам на встречу лисичка идет (кукла би-ба-бо). Она хочет с вами поиграть.

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

4. Педагог: Ребятки, а Колобка не видно, пойдемте его искать. Впереди лес, может он там. Будем перелезать через деревья, проходить по мостику, ползать и норке волка.

(полоса препятствий: перелезание через бревно, ползанье под дугами, ходьба по деревянной дорожке)

5. Педагог: Ребята, смотрите, нам на встречу мишка идет (кукла би-ба-бо). Давайте ему стишок расскажем «Мишка косолапый» (стихотворение с движением)

Из-за ширмы выкатывается Колобок.

Педагог: ребятки, а вот и наш Колобок нашелся, давайте его вернем в сказку.

(педагог показывает книжку с картинкой Колобка)

Педагог прощается с детьми. Дети уходят из зала.

«Зашагали наши ножки»

Развитие движений

Программные задачи:

1.Учить ходить в одном направлении, развивать чувство равновесия.

2.Упражнять в самостоятельной ходьбе.

3. Вызывать чувство радости от совместных действий, от общения с взрослым.

Ход игрового сеанса:

(продолжительность – 10 минут)

Приглашение родителей с детьми в физкультурный зал.

1.Педагог: Зашагали наши ножки, зашагали по дорожке.

(Мамы держат ребенка за руку, и все идут друг за другом по кругу)

Шагают наши ножки, шагали по дорожке.

Шагали, шагали и побежали.

(Мамы держат ребенка за руку, и все бегут друг за другом по кругу)

Ребятки, посмотрите, к нам пришла собачка (показ игрушки), давайте пойдем вместе с собачкой.

Вот собачка Жучка, хвостик закорючка.

С детками играет, очень громко лает.

(мамы помогают детям убежать от собачки)

2. Педагог предлагает выполнить задание на мягких модулях, которые разложены дорожкой (учим двигаться в одном направлении).

Задание выполнятся 1-2 раза.

3. Свободная деятельность в зале.

Дети «плавают» в сухом бассейне.

Ходят по мягким модулям.

Играют с мамами в мяч.

4. Собачка прощается с детьми. Дети уходят из зала.

«Веселый мячик»

Развитие движений 

Программные задачи:

1. Познакомить детей с бросанием мяча, развивать глазомер.

2. Упражнять в прокатывании мяча по наклонной плоскости, в беге, в ползанье.

3. Вызывать чувство радости от общения с другими детьми.

Ход игрового сеанса:

(продолжительность – 10 минут)

Приглашение родителей с детьми в физкультурный зал.

1.Педагог: Ребятки, посмотрите какие красивые мячики лежат у меня в коробке, давайте их возьмём. А теперь ребятки будут кидать мячики своим мамам.

(дети кидают мячик маме, мама возвращает мяч в руки ребенка)

Повтор 3-4 раза.

А сейчас наши мячики покатятся с горки. (Педагог показывает, как надо положить мяч на поверхность). Мячик круглый, он катится.

(мамы помогают детям положить мяч на горку, смотрят, как он катится, и бегут за ним)

2. Педагог предлагает выполнить задание на мягких модулях, которые разложены туннелем (дети прокатывают мяч в туннеле и на четвереньках догоняют мяч).

Задание выполнятся 1-2 раза.

3. Свободная деятельность в зале.

Дети «плавают» в сухом бассейне.

Ходят по дорожке, ходят по наклонной доске.

Играют с мамами в мяч.

4. Педагог предлагает собрать мячи в коробку, прощается с детьми. Дети уходят из зала.

Список литературы

1. Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. - Волгоград: Учитель, 2012

2. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003.

3. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

4. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2010. - № 3.

5. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002.

7. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.  - М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

9. Хазиева Р.К. 55 развивающих игр для малышей от года до трёх. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.  – (серия Первые шаги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Новогодний праздник с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР (с родителями)

Оборудование: Ростовые куклы - Лиса, Заяц, качалка-лошадка, музыкальные инструменты – погремушки, ложки, мешок со снежками, шапочки зайчиков, подарки для детей ,костюм Снегурочки....

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОУ»

Современные психологи и педагоги дошкольного образования обеспокоены тем, что родители большую часть времени проводят на работе, а ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он ...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и мет...

Современные подходы к организации работы по развитию речи дошкольников в условиях ДОО.

В тезисах рассказан опыт использования ИКТ, а именно озвучивания анимационных  фильмов для  развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи....

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...