Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР
план-конспект занятия
На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов дошкольной образовательной организации - создание максимально благоприятных условий для развития способностей малыша. Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_organizatsii_raboty_s_detmi_rannego_vozrasta_v_usloviyah_tsipr.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР
На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов дошкольной образовательной организации - создание максимально благоприятных условий для развития способностей малыша. Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития ребенка. Каждый малыш испытывает естественную потребность в общении, в движении, в игре. Удовлетворение этих потребностей, база, заложенная в этом периоде, во многом определяют успешность ребенка в будущем. Задача родителей и педагогов – ввести в жизнь ребенка опыт, который откроет перед ним замечательные возможности и перспективы.
Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности. И здесь на первый план выходят дошкольные образовательные организации с современными подходами в работе с детьми раннего возраста. Одной из форм работы может стать создание в ДОО центров игровой поддержки ребенка (далее ЦИПР). Педагогический коллектив дошкольной организации заинтересованный в квалифицированной помощи родителям, может организовать развивающие игровые моменты для детей, а также консультации, семинары – практикумы. Одним из важнейших направлений в работе современной дошкольной образовательной организации является поддержка семьи в вопросах развития, воспитания и социализации детей раннего возраста. Центр игровой поддержки ребенка – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком раннего периода детства, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также образование родителей.
Алгоритм игрового сеанса нельзя разделить на фрагменты, т.к. все специалисты работают единой командой, объединяясь общей темой. Например, если тема «Колобок», то и танец, и рисунок, который они будут рисовать, и подвижная игра соответствует данной теме.
- Приветствие
- Знакомство с новым персонажем
- Взаимодействие с персонажем в игре, музыкальной деятельности
- Творческая деятельность
- Развитие движений
- Игры по инициативе ребенка
- Прощание
Работа ЦИПРа основывается на следующих принципах:
• принцип развития: развитие у ребёнка нового отношения к себе и миру, новых способностей, интересов, освоение новых способов деятельности;
• принцип самостоятельности каждого периода детства: решение образовательных задач опирается на характерные для раннего детства виды детской деятельности и общения со взрослым;
• принцип деятельности: включение детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, материалами, вовлечение в разнообразные игры.
• принцип интеграции содержания образования: сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности;
• принцип преемственности: достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в семье и ЦИПР, обеспечение успешной адаптации ребёнка при поступлении в ДОО.
Предполагаемые результаты для родителей.
- Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
- Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
- Умение уважать желания и потребности малыша.
- Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
- Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
Нельзя забывать, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Если мы не упустим это время, то заложим фундамент для полноценного, гармоничного развития ребенка. Задача педагогов ДОО – чтобы наши дети росли здоровыми, счастливыми и самодостаточными.
Основные задачи игровых сеансов с детьми:
- Создать положительный эмоциональный настрой;
- Развивать игровые навыки, стремление помогать друг другу;
- Снятие эмоционального напряжения.
«Ловись, рыбка»
Игровой сеанс
Задачи: формировать у детей интерес к игре; развивать навыки действия с предметами; вызывать эмоциональную реакцию на игры с водой; учить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек
Оборудование: музыкальный треугольник; молоточки для металлофона по количеству детей; большой тазик; набор резиновых игрушек: уточка с утятами; мешочек с предметами (ракушки, камешки, рыбки); маленькие сачки по количеству детей; капсулы от киндер-сюрприза, пластилин чёрного и красного цвета, доски для моделирования по количеству детей.
Ход игрового сеанса
Приветствие
Цель: развитие доверительных отношений
Инструкция: педагог каждому из малышей даёт молоточек и побуждает постучать по музыкальному треугольнику со словами: «Здравствуй, Машенька…» (стучит сам, затем ребёнок повторяет).
Рассказывание стихотворения А.Барто «Ути - ути»
Рассказывание сопровождается показом.
Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит-учит!
- Вы плывите, ути-ути,
Плавно в ряд.
Хоть сыночек невелик, невелик,
Мама трусить не велит, не велит.
- Плыви, плыви, утёныш,
Не бойся, не утонишь.
Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
Цель: развивать любознательность и исследовательскую деятельность.
Инструкция: утёнок приносит мешочек и предлагает проверить – тонут данные предметы или нет. Дети опускают в воду предметы и проверяют – утонул или нет.
В конце детям раздаются сачки, и предлагается выловить рыбок.
Пальчиковая гимнастика
Цель: активизировать движения пальцев рук
Рыбки плавают, ныряют
В тёплой чистенькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Лепка из киндер – сюрприза «Рыбка»
Цель: учить по образцу лепить и присоединять мелкие детали к капсуле киндер – сюрприза.
Вам понравилось играть, а хотите научиться делать рыбок? Пойдёмте скорее в нашу мастерскую и попробуем слепить ещё много рыбок. Посмотрите, как превратить яичко в рыбку: прикрепим маленькие чёрные глазки, красный хвост и плавники. Какие весёлые рыбки у вас получились!
Игровой сеанс
«В гости к Ляле мы пришли»
Задачи: развивать у детей понимание речи взрослого: умения находить, показывать и находить игрушки, используя облегчённые слова; поддерживать и побуждать подражательные действия детей (речевые и двигательные).
Оборудование: для приветствия: музыкальный треугольник; молоточки для металлофона по количеству детей; кукла, чемоданчик, игрушки: кошка, собачка, лиса, петух; пластилин жёлтого цвета, салфетки.
Ход игрового сеанса
Приветствие
Цель: развитие доверительных отношений
Инструкция: педагог каждому из малышей даёт молоточек и побуждает постучать по музыкальному треугольнику со словами: «Здравствуй, Машенька…» (стучит сам, затем ребёнок повторяет).
Организационный момент
Педагог показывает куклу и рассматривает её с детьми.
Начинается игра!
Кукла Ляля к нам пришла!
Принесла она с собой
Чемоданчик не простой (достаёт чемоданчик).
В чемоданчике зверушки -
Нашей Лялечки игрушки.
Посмотрите, малыши!
Что сегодня там лежит?
Педагог достаёт игрушечную собачку, рассматривают её с детьми.
Игра с собачкой:
К нам пришла собачка, умная собачка.
Гав-гав! Кто там?
Это пёсик в гости к нам! (показ собачки).
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Саше (имя ребёнка) лапу!
Затем собачка снова прячется, и игра повторяется.
Педагог достает кошечку, дети рассматривают. Затем читает:
Острые ушки
На лапках подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Киска сердится, давайте её прогоним. Игра «Киска, брысь!»
Педагог достаёт игрушечного петушка, дети рассматривают. Затем читает текст и обыгрывает его вместе с детьми.
Ах, красавец петушок! Ходьба на носках.
На макушке гребешок, Руки вверх над головой, ладони прижаты.
Красная бородка, Ходьба с высоким подниманием ног
Гордая походка.
Лапы кверху поднимает
Важно головой кивает. Наклоны головы вперёд.
Раньше всех петух встает, Взмахи руками.
Громко песенку поёт: Произносят: Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Педагог достаёт игрушечную лису.
Хитрая лисичка
Хвостиком махала.
Хитрая лисичка
За петушком бежала.
Обыгрывание ситуации, как лиса хочет утащить петушка. И предлагает детям его спасти - спрятать в чемоданчик. Затем и остальные игрушки дети убирают в чемоданчик.
Все игрушки отгадали.
В чемоданчик их собрали.
Никого мы не забыли
Мы внимательными были.
Вместе с киской погуляли
И с собачкой поиграли.
Петушка мы все спасали
И лисицу все прогнали.
Лепка «Витаминки для Ляли»
Цель: Учить отщипывать маленькие кусочки пластилин, катать шарики и прикреплять их к картону; развивать мелкую моторику пальцев, прививать интерес к лепке.
Кукла Ляля с нами поиграла, давайте угостим её витаминами.
Одной из психологической угрозы для развития ребёнка раннего возраста является – игнорирование потребностей в сенсомоторной активности. Дети развиваются в движении. Для того чтобы разнообразить двигательные усилия, зрительные впечатления и тактильные ощущения помогут разные виды пальчиковых игр.
«Пальчики у нас попляшут»
Ход игры:
Пальчики у нас попляшут: вращают кисти рук
Вот они, вот они!
В кулачки мы пальцы спрячем, сжимают и разжимают пальцы
В кулачки, в кулачки
Пальчики опять попляшут: перебирают пальчиками
Вот они, вот они!
Пальчиками мы помашем: встряхивают кистями рук
Уходи, уходи!
«Ладошки»
Ход игры:
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок.
«Колобок»
Ход игры:
Кулачок - как колобок,
Мы сожмём его разок.
«Котик»
Ход игры:
Котик, котик, котик-
Тёпленький животик круговыми движениями гладим ладонью по живо тику
Подойди к нам близко кистями обеих рук делаем манящие движения
Вот сметаны миска ладони соединяем в виде миски
Вот тарелка с молоком ладони соединяем в виде тарелки
Ну, лакай же языком! ладони подносим к лицу и языком как бы
облизываем
«Ёжик»
Ход игры:
- Посмотрите, какой у меня ёжик (Изображаем ёжика: пальцы складываем «в замок» и выпрямляем.)
Дождик закапал, ёжик промок
Бросил дела и свернулся в клубок прижимаем пальцы – убираем «иголочки»
Дождик закончился, солнце пригрело
Ёж развернулся и взялся за дело выпрямляем пальцы – показываем
«иголочки»
«Колобок»
Развитие движений
Программные задачи:
1. Учить перелезать бревно, бегать в заданном направлении.
2. Упражнять в ползанье, прыжкам на месте на двух ногах.
3. Развивать чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игрового сеанса:
(продолжительность – 10 минут)
Приглашение родителей с детьми в физкультурный зал.
1. Педагог открывает книгу сказок и начинает читать сказку «Колобок». И вдруг колобок (игрушка) «выпрыгивает» из книжки и укатывается.
Педагог: Ребятки, Колобок убежал из книжки, давайте мы его найдем и вернем обратно. Мы пойдем с вами по тропинке.
Ножки, ножки шагали по дорожке.
Шагали по дорожке деток ножки.
(ходьба с мамами друг за другом)
2. Педагог: Ребята, смотрите, нам на встречу зайчик скачет (кукла би-ба-бо). Давайте и мы с вами станем зайчиками и попрыгаем (прыжки на двух ногах, на месте). Какие хорошие зайчики, а колобка не видно, пойдемте его искать.
(ходьба друг за другом).
3. Педагог: Ребята, смотрите, нам на встречу лисичка идет (кукла би-ба-бо). Она хочет с вами поиграть.
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
4. Педагог: Ребятки, а Колобка не видно, пойдемте его искать. Впереди лес, может он там. Будем перелезать через деревья, проходить по мостику, ползать и норке волка.
(полоса препятствий: перелезание через бревно, ползанье под дугами, ходьба по деревянной дорожке)
5. Педагог: Ребята, смотрите, нам на встречу мишка идет (кукла би-ба-бо). Давайте ему стишок расскажем «Мишка косолапый» (стихотворение с движением)
Из-за ширмы выкатывается Колобок.
Педагог: ребятки, а вот и наш Колобок нашелся, давайте его вернем в сказку.
(педагог показывает книжку с картинкой Колобка)
Педагог прощается с детьми. Дети уходят из зала.
«Зашагали наши ножки»
Развитие движений
Программные задачи:
1.Учить ходить в одном направлении, развивать чувство равновесия.
2.Упражнять в самостоятельной ходьбе.
3. Вызывать чувство радости от совместных действий, от общения с взрослым.
Ход игрового сеанса:
(продолжительность – 10 минут)
Приглашение родителей с детьми в физкультурный зал.
1.Педагог: Зашагали наши ножки, зашагали по дорожке.
(Мамы держат ребенка за руку, и все идут друг за другом по кругу)
Шагают наши ножки, шагали по дорожке.
Шагали, шагали и побежали.
(Мамы держат ребенка за руку, и все бегут друг за другом по кругу)
Ребятки, посмотрите, к нам пришла собачка (показ игрушки), давайте пойдем вместе с собачкой.
Вот собачка Жучка, хвостик закорючка.
С детками играет, очень громко лает.
(мамы помогают детям убежать от собачки)
2. Педагог предлагает выполнить задание на мягких модулях, которые разложены дорожкой (учим двигаться в одном направлении).
Задание выполнятся 1-2 раза.
3. Свободная деятельность в зале.
Дети «плавают» в сухом бассейне.
Ходят по мягким модулям.
Играют с мамами в мяч.
4. Собачка прощается с детьми. Дети уходят из зала.
«Веселый мячик»
Развитие движений
Программные задачи:
1. Познакомить детей с бросанием мяча, развивать глазомер.
2. Упражнять в прокатывании мяча по наклонной плоскости, в беге, в ползанье.
3. Вызывать чувство радости от общения с другими детьми.
Ход игрового сеанса:
(продолжительность – 10 минут)
Приглашение родителей с детьми в физкультурный зал.
1.Педагог: Ребятки, посмотрите какие красивые мячики лежат у меня в коробке, давайте их возьмём. А теперь ребятки будут кидать мячики своим мамам.
(дети кидают мячик маме, мама возвращает мяч в руки ребенка)
Повтор 3-4 раза.
А сейчас наши мячики покатятся с горки. (Педагог показывает, как надо положить мяч на поверхность). Мячик круглый, он катится.
(мамы помогают детям положить мяч на горку, смотрят, как он катится, и бегут за ним)
2. Педагог предлагает выполнить задание на мягких модулях, которые разложены туннелем (дети прокатывают мяч в туннеле и на четвереньках догоняют мяч).
Задание выполнятся 1-2 раза.
3. Свободная деятельность в зале.
Дети «плавают» в сухом бассейне.
Ходят по дорожке, ходят по наклонной доске.
Играют с мамами в мяч.
4. Педагог предлагает собрать мячи в коробку, прощается с детьми. Дети уходят из зала.
Список литературы
1. Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. - Волгоград: Учитель, 2012
2. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003.
3. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
4. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2010. - № 3.
5. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002.
7. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
9. Хазиева Р.К. 55 развивающих игр для малышей от года до трёх. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – (серия Первые шаги)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...
Новогодний праздник с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР (с родителями)
Оборудование: Ростовые куклы - Лиса, Заяц, качалка-лошадка, музыкальные инструменты – погремушки, ложки, мешок со снежками, шапочки зайчиков, подарки для детей ,костюм Снегурочки....
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОУ»
Современные психологи и педагоги дошкольного образования обеспокоены тем, что родители большую часть времени проводят на работе, а ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он ...
Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста
В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и мет...
Современные подходы к организации работы по развитию речи дошкольников в условиях ДОО.
В тезисах рассказан опыт использования ИКТ, а именно озвучивания анимационных фильмов для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи....
Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023
quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...