Современные подходы к организации работы по развитию речи дошкольников в условиях ДОО.
статья по логопедии
В тезисах рассказан опыт использования ИКТ, а именно озвучивания анимационных фильмов для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО
Информационно-компьютерные технологии (далее ИКТ) с каждым днем все настойчивее входят в нашу жизнь и педагогическую практику. Мы уже ежедневно обращаемся к возможностям компьютерной техники для организации образовательной работы с детьми. Умение пользоваться компьютером – это одно из требований к современному педагогу.
И сегодня мы вам хотим рассказать и показать еще одну из возможностей использования ИКТ в работе с детьми.
Нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), поэтому много внимания нам приходится уделять коррекции речевых нарушений. Для ребенка имеющего ТНР, речевая деятельность часто не является привлекательной в силу имеющихся трудностей, и поэтому нам педагогам приходиться искать такие методы и приемы в работе с детьми, чтобы превратить нелюбимую деятельность - в интересную и захватывающую.
Таким образом, чтобы повысить интерес ребенка к связному высказыванию, у нас и возникла идея использовать анимационные фильмы.
Результат превзошел ожидания!
Дети готовы вновь и вновь рассказывать, слушать и повторять.
Кроме того, анимационный фильм позволяет задействовать несколько анализаторов: слуховой плюс зрительный - что позволяет наиболее эффективно решать проблему речевого развития детей.
Озвученный анимационный фильм вызывает живой интерес детей в течение долгого времени, в отличие от обыкновенной картинки.
В своей работе мы использовали две программы для конструирования анимации: «Мульти-пульти» и «Незнайка и все, все, все» (по мотивам всем известного мультфильма «Незнайка на луне»)
С помощью данных программ были созданы мультфильмы без звука, которые дети «озвучивали». Ребенку было дано стихотворение, которое он выучил дома вместе с родителями, а уже в группе ребенок совместно с педагогом, при просмотре мультфильма, «озвучивал» своего персонажа, рассказывая стихотворение в микрофон. Таким же образом, дети «озвучивали» и рассказы.
Данная работа позволяет ребенку услышать себя со стороны и оценить, не свою речь, а речь героя, не чувствуя при этом дискомфорта, так как ошибки делает кто-то другой. Ребенок учится воспринимать речь, искать недостатки, он может объективно оценивать свою речь (речь персонажа). Это помогает, не снизить его самооценку, обратить внимание на ошибки и в дальнейшем стараться избежать их в своей речи, тем более в подготовительной группе мы приучаем детей оценивать свои результаты и ребенку легче это сделать с помощью мультфильма, так как в данном случае он оценивает не самого себя.
Далее детям было предложено разбиться на пары и выучить наизусть диалог на определенную тему. Детям необходимо было «вжиться» в роль и «озвучить» своих героев так, чтобы поведение и речь соответствовало их персонажу.
Перед нами стояли следующие задачи: научить ребенка
- правильно пользоваться интонациями, выражающими основные чувства,
- взаимодействовать между собой.
Все мы знаем, что для более успешной и эффективной работы необходимо участие родителей.
Хочется отметить, что в начале нашей работы изъявили желание поучаствовать всего лишь несколько родителей, но презентация на родительском собрании была столь успешна, что желание принять участие в дальнейшей работе выразили все родители.
Родителям была предложена запись анимационного фильма без звука, им нужно было придумать сюжет и «озвучить» данный мультфильм - проговорить этот текст с ребенком при просмотре мультфильма и записать на диктофон или же изложить на бумаге, затем в группе, ребенок совместно с педагогом проговаривал текст в микрофон и звук накладывался на мультфильм.
Взрослым, и детям очень понравился этот прием. Родители высказывали свою благодарность. Родители отметили такие положительные моменты: что работа над мультфильмами способствовала объединению семей, что это был не просто совместный просмотр мультфильма или фильма, сидя рядом друг с другом на диване, а было живое общение, они посмеялись и получили море положительных эмоций.
Процесс озвучивания мультфильмов ещё больше объединил детей, педагогов и родителей, что положительно сказалось на речевом развитии детей.
У детей повысился интерес к разучиванию стихотворений, рассказыванию; активизировался словарный запас; расширился круг знаний об окружающем мире; повысилась любознательность: дети много и чаще стали задавать вопросы; возник дополнительный интерес к данной теме, который они отразили в своих сюжетно-ролевых играх; повысилось речевое взаимодействие между сверстниками.
Библиографический список
- Горячев А.В., Островская Е.М. Конструктор мультфильмов «Мульти-пульти». Справочник-практикум для школьников. М.: Баласс, 2007. 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. М.: Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2002. 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическо-практический семинар"современные подходы в организации работы по развитию речи детей"
Разработан план семинара, выделены цель и задачи, дано содержание семинарских занятий: форма проведения,тема, время, цель и ход занятия....

"Значение и особенности организации работы по развитию речи с детьми раннего возраста"
Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Речь раздвигает рамки социального бытия ребёнка. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающим лю...

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития
Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ
Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов, в том числе и...

Организация работы по развитию речи дошкольников. Работа со сказкой.
В презентации представлены основные этапы орагнизационной работы воспитателя, старшего воспитателя или методиста по речевому развитию в детском саду. Представлен перечень...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.
Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....